Общая характеристика психики животных
Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развития психики животных. Если окинуть единым взглядом путь, который проходит это развитие, то отчетливо выступают его основные стадии и основные управляющие им закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчинено общим законам этого процесса. Каждая новая ступень психологического развития имеет в своей основе переход к новым внешним условиям существования животных и новый шаг в усложнении их физической организации. Так, приспособление к более сложной, вещно оформленной среде приводит к дифференциации у животных простейшей нервной системы и специальных органов — органов чувствительности. На этой основе и возникает элементарная сенсорная психика — способность отражения отдельных свойств среды. В дальнейшем, с переходом животных к наземному образу жизни и вызванным этим шагом развитием коры головного мозга, возникает психическое отражение животными целостных вещей, возникает перцептивная психика. Наконец, еще большее усложнение условий существования, приводящее к развитию еще более совершенных органов восприятия и действия и еще более совершенного мозга, создает у животных возможность чувственного восприятия ими объективных соотношений вещей в виде предметных «ситуаций». Мы видим, таким образом, что развитие психики определяется необходимостью приспособления животных к среде и что психическое отражение является функцией соответствующих органов, формирующихся у них в ходе этого приспособления. Нужно при этом особенно подчеркнуть, что психическое отражение отнюдь не представляет собой только «чисто субъективное», побочное явление, не имеющее реального значения в жизни животных, в их борьбе за существование. Напротив, как мы уже говорили, психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде.
Итак, развитие жизни приводит к такому изменению физической организации животных, к возникновению у них таких органов — органов чувств, органов действия и нервной системы, функцией которых является отражение окружающей их действительности. От чего же зависит характер этой функции? Чем она определяется? Почему в одних условиях эта функция выражается, например, в отражении отдельных свойств, а в других — в отражении целостных вещей? Мы нашли, что это зависит от объективного строения деятельности животных, практически связывающей животное с окружающим его миром. Отвечая изменению условий существования, деятельность животных меняет свое строение, свою, так сказать, «анатомию». Это и создает необходимость такого изменения органов и их функций, которое приводит к возникновению более высокой формы психического отражения. Коротко мы могли бы выразить это так: каково объективное строение деятельности животного, такова и форма отражения им действительности. При этом, однако, развитие психического отражения животными окружающей их внешней среды как бы отстает от развития их деятельности. Так, простейшая деятельность, определяемая объективными связями воздействующих свойств и соотносящая животное со сложной вещно оформленной средой, обусловливает развитие элементарных ощущений, которые отражают лишь отдельные воздействия. Более сложная деятельность позвоночных, определяемая вещными соотношениями, ситуациями, связана с отражением целостных вещей. Наконец, когда на стадии интеллекта в деятельности животных выделяется «фаза подготовления», объективно определяемая возможностями дальнейшей деятельности самого животного, то форма психики характеризуется отражением вещных соотношений, вещных ситуаций.
Таким образом, развитие форм психического отражения является по отношению к развитию строения деятельности животных как бы сдвинутым на одну ступень вниз, так что между ними никогда не бывает прямого соответствия. Точнее говоря, это соответствие может существовать лишь как момент, обозначающий собой переход в развитии на следующую, высшую ступень. Уничтожение указанного несоответствия путем возникновения новой формы отражения раскрывает новые возможности деятельности, которая приобретает еще более высокое строение, в результате чего вновь возникает несоответствие и противоречие между ними, но теперь уже на новом уровне. Итак, материальную основу сложного процесса развития психики животных составляет формирование «естественных орудий» их деятельности — их органов и присущих этим органам функций. Эволюция органов и соответствующих им функций мозга, происходящая внутри каждой из стадий развития деятельности и психики животных, постепенно подготавливает возможность перехода к новому, более высокому строению их деятельности в целом; возникающее же при этом переходе изменение общего строения деятельности животных, в свою очередь, создает необходимость дальнейшей эволюции отдельных органов и функций, которая теперь идет как бы уже в новом направлении. Это изменение как бы самого направления развития отдельных функций при переходе к новому строению деятельности и новой форме отражения действительности обнаруживается очень ясно. Так, например, на стадии элементарной сенсорной психики функция памяти формируется, с одной стороны, в направлении закрепления связей отдельных воздействующих свойств, с другой — как функция закрепления простейших двигательных связей. Эта же функция мозга на стадии перцептивной психики развивается в форме памяти на вещи, а с другой стороны, в форме развития способности к образованию двигательных навыков. Наконец, на стадии интеллекта ее эволюция идет еще в одном, новом направлении — в направлении развития памяти на сложные соотношения, на ситуации. Подобные же качественные изменения наблюдаются и в развитии других отдельных функций.
Рассматривая развитие психики животных, мы подчеркивали прежде всего те различия, которые существуют между ее формами. Теперь нам необходимо выделить то общее, что характеризует эти различные формы и что делает деятельность животных и их психику качественно отличными от человеческой деятельности и от человеческого сознания. Первое отличие всякой деятельности животных от деятельности человека состоит в том, что она является деятельностью инстинктивно-биологической1. Иначе говоря, деятельность животного может осуществляться лишь по отношению к предмету жизненной, биологической потребности или по отношению к воздействующим свойствам, вещам и их соотношениям (ситуациям), которые для животного приобретают смысл того, с чем связано удовлетворение определенной биологической потребности. Поэтому всякое изменение деятельности животного выражает собой изменение фактического воздействия, побуждающего данную деятельность, а не самого жизненного отношения, которое ею осуществляется. Так, например, в обычных опытах с образованием условного рефлекса у животного, конечно, не возникает никакого нового отношения; у него не появляется никакой новой потребности, и если оно отвечает теперь на условный сигнал, то лишь в силу того, что теперь этот сигнал действует на него так же, как безусловный раздражитель. Если вообще проанализировать любую из многообразных деятельностей животного, то всегда можно установить определенное логическое отношение, которое она осуществляет, и, следовательно, найти лежащую в ее основе биологическую потребность. Итак, деятельность животных всегда остается в пределах инстинктивных, биологических отношений к природе. Это общий закон деятельности животных. В связи с этим и возможности психического отражения животными окружающей их действительности так же являются принципиально ограниченными. В силу того, что животное вступает во взаимодействие с многообразными, воздействующими на него предметами среды, перенося на них свои биологические отношения, они отражаются им лишь теми своими сторонами и свойствами, которые связаны с осуществлением этих отношений.
Так, если в сознании человека, например, фигура треугольника выступает безотносительно к наличному отношению к ней и характеризуется, прежде всего, объективно — количеством углов и т. д., то для животного, способного различать формы, эта фигура выделяется лишь в меру биологического смысла, который она имеет. При этом форма, выделившаяся для животного из ряда других, будет отражаться им неотделимо от соответствующего биологического его отношения. Поэтому если животного не существует инстинктивного отношения к данной вещи или к данному воздействующему свойству и данная вещь не стоит в связи с осуществлением этого отношения, то в этом случае и сама вещь как бы не существует для животного. Оно обнаруживает в своей деятельности безразличие к данным воздействиям, которые хотя и могут быть предметом его восприятия, однако никогда при этих условиях не становятся им. Именно этим объясняется ограниченность воспринимаемого животными мира узкими рамками их инстинктивных отношений. Таким образом, в противоположность человеку у животных не существует устойчивого объективно-предметного отражения действительности. Поясним это примером. Так, если у рака-отшельника отобрать актинию, которую он обычно носит на своей раковине, то при встрече с актинией он водружает ее на раковину. Если же он лишился своей раковины, то он воспринимает актинию как возможную защиту абдоменальной части своего тела, лишенной, как известно, панциря, и пытается влезть в нее. Наконец, ли рак голоден, то актиния еще раз меняет для него свой биологический смысл, и он попросту съедает ее1. С другой стороны, если для животного всякий предмет окружающей действительности всегда выступает неотделимо от его инстинктивной потребности, то понятно, что и само отношение к нему животного никогда не существует для него как таковое, само по себе, в отделенности от предмета. Это также составляет противоположность тому, что характеризует сознание человека. Когда человек вступает в то или иное отношение к вещи, то он отличает, с одной стороны, объективный предмет своего отношения, а с другой — само свое отношение к нему. Такого именно разделения и не существует у животных. «...Животное, — говорит Маркс, — не «относится» ни к чему и вообще не «относится».
Наконец, мы должны отметить и еще одну существенную черту психики животных, качественно отличающую ее от человеческого сознания. Эта черта состоит в том, что отношения животных к себе подобным принципиально таковы же, как и их отношения к другим внешним объектам, т. е. тоже принадлежат исключительно к кругу их инстинктивных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества. Мы можем наблюдать деятельность нескольких, иногда многих животных вместе, но мы никогда не наблюдаем у них деятельности совместной, совместной в том значении этого слова, в каком мы употребляем его, говоря о деятельности людей. Например, специальные наблюдения над муравьями, перетаскивающими вместе относительно крупный предмет — какую-нибудь веточку или большое насекомое, показывают, что общий конечный путь, который проделывает их ноша, является не результатом совместных организованных действий этих животных, но представляет собой результат механического сложения усилий отдельных муравьев, из которых каждый действует так, как если бы он нес данный предмет самостоятельно. Столь же ясно это видно и у наиболее высокоорганизованных животных, а именно у человекообразных обезьян. Если сразу перед несколькими обезьянами поставить задачу, требующую положить ящик на ящик, для того чтобы влезть на них и этим способом достать высоко подвешенный банан, то, как показывает наблюдение, каждое из животных действует, не считаясь с другими. Поэтому при таком «совместном» действии нередко возникает борьба за ящики, столкновения и драки между животными, так что в результате «постройка» так и остается невозведенной, несмотря на то, что каждая обезьяна в отдельности умеет, хотя и не очень ловко, нагромождать один ящик на другой и взбираться по ним вверх. Вопреки этим фактам некоторые авторы считают, что у ряда животных якобы существует разделение труда. При этом указывают обычно на общеизвестные примеры из жизни пчел, муравьев и других «общественных» животных. В действительности, однако, во всех этих случаях никакого настоящего разделения труда, конечно, не существует, как не существует и самого труда — процесса, по самой природе своей общественного. Хотя у некоторых животных отдельные особи и выполняют в сообществе разные функции, но в основе этого различия функций лежат непосредственно биологические факторы. Последнее доказывается и строго определенным, фиксированным, характером самих функций (например, «рабочие» пчелы строят соты и прочее, матка откладывает в них яички) и столь же фиксированным характером их смены (например, последовательная смена функций у «рабочих» пчел). Более сложный характер имеет разделение функций в сообществах высших животных, например в стаде обезьян, но и в этом случае оно определяется непосредственно биологическими причинами, а отнюдь не теми объективными условиями, которые складываются в развитии самой деятельности данного животного сообщества. Особенности взаимоотношений животных друг с другом определяют собой и особенности их «речи». Как известно, общение животных выражается нередко в том, что одно животное воздействует на других с помощью звуков голоса. Это и дало основание говорить о речи животных. Указывают, например, на сигналы, подаваемые сторожевыми птицами другим птицам стаи. Имеем ли мы, однако, в этом случае процесс, похожий на речевое общение человека? Некоторое внешнее сходство между ними, несомненно, существует. Внутренне же эти процессы в корне различны. Человек выражает в своей речи некоторое объективное содержание и отвечает на обращенную к нему речь не просто как на звук, устойчиво связанный с определенным явлением, но именно на отраженную в речи реальность. Совсем другое мы имеем в случае голосового общения животных. Легко показать, что животное, реагирующее на голос другого животного, отвечает не на то, что объективно отражает данный голосовой сигнал, но отвечает на самый этот сигнал, который приобрел для него определенный биологический смысл. Так, например, если поймать цыпленка и насильно удерживать его, то он начинает биться и пищать; его писк привлекает к себе наседку, которая устремляется по направлению к этому звуку и отвечает на него своеобразным квохтанием. Такое голосовое поведение цыпленка и курицы внешне похоже на речевое общение. Однако на самом деле этот процесс имеет совершенно другую природу. Крик цыпленка является врожденной, инстинктивной (безусловно-рефлекторной) реакцией, принадлежащей к числу так называемых выразительных движений, которые не указывают и не означают никакого определенного предмета, действия или явления; они связаны только с известным состоянием животного, вызываемым воздействием внешних или внутренних раздражителей. В свою очередь, и поведение курицы является простым инстинктивным ответом на крик цыпленка, который действует на нее как таковой — как раздражитель, вызывающий определенную инстинктивную реакцию, а не как означающий что-то, т. е. отражающий то или иное явление объективной действительности. В этом можно легко убедиться с помощью следующего эксперимента: если привязанного цыпленка, который продолжает пищать, мы закроем толстым стеклянным колпаком, заглушающим звуки, то наседка, отчетливо видя цыпленка, но, уже не слыша более его криков перестает обнаруживать по отношению к нему какую бы то ни было активность; сам по себе вид бьющегося цыпленка оставляет ее безучастной. Таким образом, курица реагирует не на то, что объективно значит крик цыпленка, в данном случае на опасность, угрожающую цыпленку, но реагирует на звук крика. Принципиально таким же по своему характеру остается и голосовое поведение даже у наиболее высокоразвитых животных, например, у человекообразных обезьян. Как показывают, например, данные Иеркса и Лернеда, научить человекообразных обезьян настоящей речи невозможно. Из того факта, что голосовое поведение животных является инстинктивным, однако, не следует, что оно вовсе не связано с психическим отражением ими внешней объективной действительности. Однако, как мы уже говорили, для животных предметы окружающей их действительности неотделимы от самого отношения их к этим предметам. Поэтому и выразительное поведение животного никогда не относится к самому объективному предмету. Это ясно видно из того, что та же самая голосовая реакция животного повторяется им не при одинаковом характере воздействующих предметов, но при одинаковом биологическом смысле данных воздействий для животного, хотя бы воздействующие объективные предметы были при этом совершенно различны. Так, например, у птиц, живущих стаями, существуют специфические крики, предупреждающие стаю об опасности. Эти крики воспроизводятся птицей всякий раз, когда она чем-нибудь напугана. При этом, однако, совершенно безразлично, что именно воздействует в данном случае на птицу: один и тот же крик сигнализирует и о появлении человека, и о появлении хищного животного, и просто о каком-нибудь необычном шуме. Следовательно, эти крики связаны с теми или иными явлениями действительности не по их объективно сходным признакам, но лишь по сходству инстинктивного отношения к ним животного. Они относятся не к самим предметам действительности, но связаны с теми субъективными состояниями животного, которые возникают в связи с этими предметами. Иначе говоря, упомянутые нами крики животных лишены устойчивого объективного предметного значения. Итак, общение животных и по своему содержанию, и по характеру осуществляющих его конкретных процессов также полностью остается в пределах их инстинктивной деятельности. Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека — человеческое сознание. Переход к человеческому сознанию, в основе которого лежит переход к человеческим формам жизни, к человеческой общественной по своей природе трудовой деятельности, связан не только с изменением принципиального строения деятельности и возникновением новой формы отражения действительности; психика человека не только освобождается от тех черт, которые общи всем рассмотренным нами стадиям психического развития животных, и не только приобретает качественно новые черты. Главное состоит в том, что с переходом к человеку меняются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира теми общими законами, которым подчинялись законы развития психики, были законы биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие психики начинает подчиняться законам общественно-исторического развития.<... >
Н. А. Тих
ЗАКОНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВИДА И ИНДИВИДА [3]
Взаимоотношения вида и индивида подчиняются определенным законам. Их открытие началось вместе с появлением и развитием дарвиновской теории эволюции. Начало этому положил сам Дарвин, открыв закон рекапитуляции в процессе эмбриогенеза и законы изменчивости органов и функций в филогенезе, подтвержденные и развитые далее в работах В. О. Ковалевского. Так как согласно сказанному выше все, что мы говорим о виде, относится к конкретным индивидам, составляющим вид, и конкретное выражение этих законов осуществляется через индивид. Поэтому, рассматривая развитие индивида как онтогенетический процесс, нельзя игнорировать законы, открытые при изучении филогенетического развития. Так как поведение и психика являются функциями организма, то, очевидно, их развитие должно подчиняться законам изменчивости функций в филогенезе. Исходя из этих убеждений, мы считаем необходимым в краткой форме остановиться на изложении основных законов, в надежде, что они найдут отражение в конкретных исследованиях наших психологов. Закон рекапитуляции. Создавая свою теорию эволюции, Ч. Дарвин в качестве доказательства животного происхождения человека приводил многочисленные данные из эмбрионального развития человека и других животных. Сравнивая эмбрионы различных видов, Дарвин не только обратил внимание на их сходство между собой (это уже было открыто К. Бэром), но и пришел к выводу, что в эмбриогенезе человека воспроизводятся признаки, существовавшие в различные стадии эволюционного развития животных. Эти признаки в процессе утробного развития исчезают, и на первый план выступают отличительные особенности человека. Дарвин обратил особое внимание на это явление в качестве одного из доказательств своей теории эволюции и, в частности, происхождения человека от животных. Фриц Мюллер развил далее эти наблюдения Дарвина, приводя более подробные доказательства повторения филогенетических ступеней развития в сокращенном и преобразованном виде в эмбриогенезе человека. Дальнейшее довершил Э. Геккель, назвав это явление «биогенетическим законом», согласно которому онтогенез повторяет в краткой и неполной форме филогенез. Онтогенетическое развитие человека (по Нестурху, 1958 г.) начинается со стадии оплодотворенной женской яйцеклетки, прикрепившейся к стенке матки. Процесс дробления соответствует процессу возникновения в эволюции многоклеточных организмов. В возрасте 5-6 суток у зародыша появляются мезодермические сегменты. С появлением сегментации мускулатуры человеческий зародыш проходит стадию хордовых, от которых он унаследовал спинную струну, первичные конечные зачатки, следы хвостовой кишки. В возрасте нескольких недель зародыши всех млекопитающих, в том числе и человека, обнаруживают ряд признаков, присущих рыбам. Сюда относится образование жаберных борозд по бокам шейного и головного отделов, двухкамерное сердце, хвостовая артерия, структура кровеносных сосудов аорты, шесть дуг которой подходят к жаберным дужкам. Общая форма зародыша в этот переход напоминает форму тела рыбы. Описывая воспроизведение признаков рыб в эмбриогенезе человека, Дарвин вместе с тем указывает на то, что эти признаки в некоторых случаях находят отражение в атавизмах, таких, например, как шейные фистулы, сообщающиеся с глоткой. Все эти данные убедительно свидетельствуют о двух важных фактах: во-первых, о том, что в родословной человека существовала стадия рыб, во-вторых, что отдельные признаки этих животных воспроизводятся в онтогенезе человека. Прямое отношение к древним формам животных имеют такие органы, как эпифиз и гипофиз. Первый имеет прямое отношение к теменному глазу круглоротых и некоторых рыб, второй связан с ротовой частью и жаберной системой. Передняя часть гипофиза является производной выступа первичной ротовой полости. От стадии земноводных в эмбриогенезе человека повторяются такие признаки, как плавательные перепонки на кисти и стопе, сохраняющиеся в виде рудиментов, более или менее выраженных, и у взрослых людей, и у обезьян. К числу признаков, полученных человеком от земноводных, относятся также сухожильные перетяжки мышц живота, седалищная артерия, остаток мигательной перепонки в виде полулунной складки или слезного мясца во внутреннем углу глаза. В эмбриональном периоде в обонятельном отделе человека формируется якобсонов орган, который развивается к пятому месяцу и исчезает к концу утробного периода. Его можно встретить в качестве атавизма у взрослых. От рептилий человек получил в наследство также ряд признаков. Сюда относятся слуховые косточки — молоточек и наковальня, образовавшиеся из меккелева хряща, который у рептилий, претерпев окостенение, превратился в сложное соединение между верхней челюстью и черепом. (Третья слуховая косточка - стремечко - возникла из подъязычной жаберной дуги.) Признаки пресмыкающихся проявляются в эмбриональном периоде человека в таких особенностях, как примитивное строение мозга и способ причленения конечностей. Расположение плод на теле рептилии отразилось на расположении волос у плода человека. Как наследие древних млекопитающих, в эмбриогенезе человека воспроизводится примитивное строение головного мозга, напоминающее строение мозга современных низших млекопитающих. Очень выразительным является воспроизведение в эмбриогенезе волосяного покрова, покрывающего все тело плода в виде густого короткого пушка, исчезающего к концу утробного существования. У шестинедельного зародыша на млечной линии развивается несколько пар молочных желез, из которых к моменту рождения остается одна пара. Последнее нам кажется одним из самых ярких доказательств правильности биогенетического закона. На мягком нёбе ротовой полости образуются валики, которые есть у обезьян и некоторых других млекопитающих, но которых нет у взрослых людей. В период от полутора до трех месяцев у человеческого плода существует хвостовой придаток в составе 8-9 позвонков, исчезающий к концу этого периода. Все эти признаки можно встретить в виде рудиментов и атавизмов в постнатальном периоде, как это было показано Дарвином. К числу атавизмов, приводимых Дарвином в качестве доказательства родства человека с обезьянами, относится «ухо макака» — с выраженным заостренным незавернутым краем. Атавизмы можно рассматривать как результат нарушения обратного развития признаков, которые появляются в эмбриогенезе в силу биогенетического закона и которые должны при нормальном развитии исчезнуть к моменту рождения. Нам кажутся очень убедительными и данные о развитии мозга в процессе эмбриогенеза. Как показали многочисленные исследования зарубежных и отечественных исследователей, в этом процессе происходит борьба более древних и более молодых форм. В частности, в работах Л. Я. Пинеса было доказано, что в мозге эмбриона и плода развиваются такие образования, которые с 3-9 месяцев постепенно исчезают и у взрослых людей не встречаются. Среди них отмечаются такие, которые характерны для мозга взрослых животных. Этими фактами доказывается проявление биогенетического закона и в такой высшей системе организма, каким является мозг. Как известно, в процессах рекапитуляции признаков прошлых поколении не наблюдается правильной последовательности: в ряде случаев более новые признаки появляются ранее более древних. Это обстоятельство послужило в качестве главного доказательства против закона рекапитуляции. Нам кажется, что в этом случае следует не отвергать бесспорные факты, а попытаться найти объяснения исключениям из общего правила. С нашей точки зрения, причину неравномерности, в некоторых случаях фрагментарности, рекапитуляции отдельных органов и систем можно объяснить исходя из неравномерности, непрямолинейности самого эволюционного процесса. Нарушения последовательности процесса рекапитуляции можно понять, если принять во внимание возможность различных типов развития отдельных систем. Мы выделяем по крайней мере три таких возможных типа развития: 1) прямое развитие от более древних к более новым структурам через последовательное прохождение промежуточных фаз; 2) прямое и обратное развитие древних структур, причем в ходе обратного развития возможны нарушения, что приводит к сохранению атавистических признаков; 3) развитие генетически молодых структур из более примитивных с пропуском промежуточных фаз. Приматы и особенно человек сохранили черты более древних примитивных структур по сравнению с остальными млекопитающими. В частности, развитие руки оказалось возможным благодаря сохранению у предков приматов и у самих приматов типа строения передних конечностей земноводных, в то время как у большинства других млекопитающих эти конечности претерпели существенные изменения в процессе эволюции. Такие структуры проходят в эмбриогенезе своеобразный «укороченный» путь развития, и потому они могут появляться в эмбриональном развитии раньше более древних признаков. Следовательно, нельзя ожидать, чтобы в эмбриогенезе с точностью воспроизводился весь последовательный путь филогенеза, поскольку сам этот путь в эволюции может быть весьма различным в смысле последовательности появления новых признаков. К этому следует добавить, что теория фил-эмбриогенеза А. Н. Северцова, допускающая появление новых признаков вида на различных стадиях индивида, делает возможным смещения в последовательности проявления более ранних или более поздних филогенетических признаков.<...> Однако остается очевидной необходимость выяснения происхождения врожденных форм поведения человека, и в этом плане использование закона рекапитуляции имеет самое существенное значение. Закон филогенетической акцелерации. А. П. Павлов обратил внимание на явление, которое в некотором смысле представляет собой противоположность по сравнению с законом рекапитуляции. В раннем онтогенезе могут появляться такие признаки, которые исчезают с возрастом. Но, прослеживая эволюцию этих организмов (некоторых аммонитов), А. П. Павлов обнаружил, что эти временные признаки не только повторяются из поколения в поколение, но имеют тенденцию отодвигаться к более поздним периодам онтогенеза и в конечном итоге превращаются в постоянный признак вида. Это явление было названо А. П. Павловым законом филогенетической акцелерации, а признаки он назвал профетическими или пророческими, применяя этот термин полностью в материалистическом духе, в отличие от телеологического толкования его впоследствии учеными идеалистических направлений. Дальнейшие наблюдения отечественных и зарубежных ученых подтвердили наблюдения А. П. Павлова. В. И. Бодылевский (по Л. Ш. Давиташвили) высказал мнение, что появление новых признаков в раннем онтогенезе связано с большей чувствительностью молодых организмов к воздействиям внешней среды. Если этот признак оказывается в какой-то степени полезным организму, то он не исчезает с возрастом, а удерживается и приобретает постоянство. Нам кажется, что закон филогенетической акцелерации целесообразно использовать в сравнительных исследованиях раннего онтогенеза приматов и специально — человека с целью обнаружить в периоде раннего детства признаки, которые имеют тенденцию к закреплению, а может быть, и нуждаются в специальных методах их удерживания, что, вероятно, возможно в отношении не морфологических, а психических свойств. Как хорошо известно, раннее детство характеризуется некоторыми свойствами, исчезающими у взрослых, например, способностью быстрого усвоения языка, исчезающей с возрастом человека. Является ли это свойство присущим определенной стадии развития, или можно надеяться, что оно будет сохраняться в дальнейшем у взрослых? И есть ли какие-нибудь способы так поставить воспитание ребенка, чтобы это свойство сохранялось у взрослых, т. е. ускорить процесс акцелерации? Этот и другие вопросы можно ставить, используя закон филогенетической акцелерации А. П. Павлова. Законы филогенетической изменчивости органов и функций. Как указывается в истории палеонтологии (А. А. Борисяк, А. Д. Некрасов, особенно Л. Ш. Давиташвили), в трудах Ч. Дарвина содержится большой материал относительно изменчивости органов в филогенезе. В главе VI книги «Происхождение видов» Дарвин намечает «способы перехода» от одного органа к другому в процессе приспособления к изменившейся среде. Исходным положением для Дарвина является представление о ведущей роли функции в развитии и изменении органа в соответствии с требованиями среды. По Дарвину, эта перестройка возможна в связи с тем, что орган обладает не одной какой-нибудь функцией, а несколькими, из которых одна является основной, другие — второстепенными. Наибольшие возможности возникают у мультифункционального органа, развитие которого может идти либо в направлении расширения функций, либо сужения в результате усиления или ослабления основной или второстепенных функций. Если второстепенная функция в новых условиях приобретает главное значение и ее развитие ведет к ослаблению главной функции, то происходит смена функции, как это показал Дарвин на примере изменения функций органов перемещения в пространстве. В некоторых случаях какая-нибудь функция начинает выполняться другим органом и полностью утрачивается первоначальным органом. Это явление впоследствии было названо А. Н. Северцовым субституцией функции. Дарвин не присваивал открытым им законам специальных терминов, а лишь подробно описал их и иллюстрировал соответствующими примерами. Вслед за Дарвином те же закономерности были обнаружены его горячим последователем В. О. Ковалевским при изучении палеонтологии копытных. Прослеживая шаг за шагом эволюцию некоторых видов копытных, В. О. Ковалевский обнаружил постепенное изменение строения конечностей под влиянием изменяющейся функции, согласно тем же законам, которые были Установлены Дарвином. Однако и он не употреблял специальных терминов для классификации этих законов. Впоследствии эти и иные законы изменчивости органов и функций были вновь описаны другими авторами (А. Дорн, Л. Плате, Н. Клейненберг и т. д.), присвоившими им специальные наименования. Классификация этих законов сделана А. Н. Северцовым (1939 г.), но без упоминания имен Дарвина и Ковалевского (А. А. Борисяк, Л. Ш. Давиташвили и др.). С тех пор в палеонтологии и сравнительной морфологии появилось огромное количество новых терминов, обозначающих различного рода общие и частные закономерности эволюции, многие из которых либо не отвечают объективной реальности, либо истолковываются в идеалистическом духе, противоречащем материалистическому направлению Дарвина и Ковалевского (например, закон ускорения, открытый Дарвином и получивший название акцелерации у Копа и Гайэта). Разумеется, в нашу задачу не может входить рассмотрение всех этих законов, истинных или ложных, — этим занимаются палеонтология и сравнительная морфология. Нашей же целью является обратить внимание психологов на возможность применения основных законов эволюции к такой функции организма, как высшая нервная деятельность и психика и не только в плане филогенетического, но и онтогенетического развития. В этом отношении изучение раннего детства должно дать наиболее богатый материал. Закон адаптивной радиации и развитие индивидуальных вариаций. Изучая изменчивость признаков и процесс видообразования, В. О. Ковалевский установил, что в их основе лежит радиальное расселение вида и приспособление отдельных его групп к различным условиям обитания. В результате адаптивной радиации возникают новые признаки, образуются новые виды. В конечном итоге возникло огромное богатство — около 5000 — видов. Но чем выше организация вида, тем больше изменчивость идет не за счет морфологических, а за счет функциональных изменений индивидов, все большую роль начинает играть психика (А. Н. Северцов). Вместе с тем количество видов в процессе эволюции от низших к высшим постепенно уменьшается; у обезьян насчитывается несколько сотен видов, а на стадии человека остался один единственный вид. Адаптивная радиация постепенно сменяется индивидуальной вариацией, индивидуальной изменчивостью. Уже у обезьян она чрезвычайно велика, а у человека практически безгранична. Если принять во внимание лишь биологические свойства человеческого индивида — пол, конституцию, тип нервной системы, врожденные задатки, то комбинация только этих свойств дает около 600 вариаций. К этому добавляются в дальнейшем характер, способности, склонности и интересы, трудоспособность и еще более сложные черты, относящиеся собственно к личности — убеждения, мировоззрение, отношение к окружающим и т. д. Очевидно, задача зоологов, занимающи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|