М етодические рекомендации
Стр 1 из 13Следующая ⇒ ЛЕКСИКОЛОГИЯ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
Учебное пособие для студентов заочного отделения
Рекомендовано Научно-методическим советом НГЛУ им. Н.А. Добролюбова в качестве учебного пособия для студентов факультетов иностранных языков
Нижний Новгород 2004
ББК 81.471.1-93 Л 433 Печатается по решению редакционно-издательского совета НГЛУ им. Н.А. Добролюбова
УДК 804.0.5 Л 433 Лексикология французского языка: Учебное пособие для студентов заочного отделения / Сост. Т.И. Ломизова. — Нижний Новгород: НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, 2004. — 142 с. ISBN 5-85839-123-0
Учебное пособие по лексикологии французского языка предназначено для студентов заочного отделения, может быть использовано студентами 5го курса очного и заочного обучения при подготовке к госэкзамену по теории языка. Учебное пособие включает краткое изложение теоретического материала, вопросы для самоконтроля, задания и упражнения для тренировки, тесты с ключом, контрольные задания, экзаменационные вопросы, краткую хрестоматию. Весь материал распределяется по девяти темам, по каждой из которых может быть проведено семинарское занятие.
Составитель: доц. Т.И. Ломизова Рецензенты: доц. В.Н. Бурчинский доц. Т.П. Понятина
© Т.И. Ломизова, 2004 ISBN 5-85839-123-0
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ * МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ * Лексикология * ТЕМА 1 * ПРЕДМЕТ И МЕТОДЫ ЛЕКСИКОЛОГИИ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 1. Предмет и задачи лексикологии, место лексикологии в системе лингвистических дисциплин * 2. Виды лексикологий * 3. Лексика как система * 4. Методы изучения лексики * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 1 *
ТЕМА 2 * ТЕОРИЯ СЛОВА * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 5. Место слова в системе языковых единиц * 6. Основные признаки слова * 7. Определение слова * 8. Классификация слов * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 2 * ТЕМА 3 * СЕМАНТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ЛЕКСИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 9. Лексическое значение * 10. Мотивация значения * 11. Семантическая структура слова * 12. Полисемия и моносемия * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 3 * ТЕМА 4 * ИЗМЕНЕНИЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 13. Причины семантической эволюции слов * 14. Типы и механизмы изменения значения слова * 15. Метафора * 16. Метонимия * 17. Другие типы переноса значения * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 4 * ТЕМА 5 * СЛОВООБРАЗОВАНИЕ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 18. Основные понятия теории словообразования * 19. Морфологическое словообразование * 20. Морфосинтаксическое словообразование. Словосложение * 21. Морфосинтаксическое словообразование. Конверсия * 22. Фонетико-морфологическое словообразование * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 5 * ТЕМА 6 * ЗАИМСТВОВАНИЕ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 23. Заимствование как внешний источник пополнения словаря * 24. Типы заимствований * 3–4. Заимствования из классических и западноевропейских языков * 5. Ассимиляция заимствований * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 6 * ТЕМА 7 * ЛЕКСИЧЕСКИЕ СЕРИИ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 25. Системная организация лексики * 26. Синонимия * 27. Антонимия * 28. Омонимия * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 7 * ТЕМА 8 * ФРАЗЕОЛОГИЯ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 29. Предмет и задачи фразеологии * 30. Признаки ФЕ и их характеристика. Определение ФЕ * 31. Классификация фразеологических единиц *
32. Источники фразеологизмов * 33. Вариантность и синонимия ФЕ * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 8 * ТЕМА 9 * ЛЕКСИКОГРАФИЯ * ПЛАН * ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА * 34. Общие положения * 35. Периоды в развитии французской лексикографии * 36. Типы одноязычных словарей * 37. Двуязычные словари * ЛИТЕРАТУРА * ВОПРОСЫ, ЗАДАНИЯ, УПРАЖНЕНИЯ * ТЕСТ 9 * КЛЮЧИ К ТЕСТАМ * ТРЕБОВАНИЯ К ЭКЗАМЕНУ * ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ * КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА * Методические рекомендации по выполнению контрольных работ * КРАТКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ * ТЕМА 1 * ТЕМА 2 * ТЕМА 3 * ТЕМА 4 * ТЕМА 5 * ТЕМА 6 * ТЕМА 7 * ТЕМА 8 * ТЕМА 9 *
ВВЕДЕНИЕ Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов заочного отделения по курсу лексикологии французского языка, оно может быть использовано студентами-выпускниками при подготовке к госэкзамену по теории языка. Цель данного пособия — помочь студентам-заочникам в усвоении основополагающей информации по курсу лексикологии французского языка. Пособие включает краткое изложение теоретического материала, вопросы для самоконтроля, задания, упражнения, тесты, рекомендуемую дополнительную литературу, варианты контрольных работ и краткую хрестоматию. Материалы распределены по девяти темам и рассматривают основные закономерности развития словарного состава французского языка: учение о слове, пути обогащения словаря, лексические подсистемы, фразеологию, лексикографию. Планы, предваряющие каждую тему, рекомендуемая литература, а также вопросы, задания и упражнения могут быть использованы на семинарских занятиях. Интерпретация теоретического материала основана на учебниках по лексикологии французского языка, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации, таких как Н.Н. Лопатникова, Н.А. Мовшович “Лексикология современного французского языка”, З.Н. Левит “Лексикология французского языка”, В.Г. Гак “Сопоставительная лексикология” и некоторые другие. Целью курса лексикологии французского языка является создание у студентов заочного отделения научного представления о закономерностях и тенденциях развития словарного состава французского языка, о его современном состоянии, системных связях лексических единиц, о дискуссионных вопросах и подходах к их решению (содержательная структура слова, лексическое значение как структура, проблемы словообразования и другие).
Учебное пособие соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, направление подготовки дипломированного специалиста: 620100 – Лингвистика и межкультурная коммуникация.
М ЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Курс лексикологии французского языка предусмотрен учебным планом заочного обучения. Поскольку количество аудиторных занятий ограничено, усвоение значительного объема информации по курсу происходит в форме самостоятельной работы. Для этой цели и предназначено данное учебно-методическое пособие. Рекомендуется организовать свою работу следующим образом:
ЛЕКСИКОЛОГИЯ ТЕМА 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|