Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подходы к исследованию и оценке компетенции (компетентности)




 

А.К.Маркова рассматривает в своей работе «Психология профессионализма» критерии профессионализма [10], которые, несомненно, являются важнейшими основаниями определения компетентности профессионала. К таковым она относит следующее:

Объективные критерии:

- результативность и оптимальность в повседневной жизнедеятельности и профессиональной деятельности (при наличии такового опыта ранее);

- достижение социального и профессионального статуса (кем является, чего удалось достичь в жизни и профессии);

- умение решать разнообразные жизненно-важные и профессионально-важные задачи (что умеет делать, каковы результаты, успехи).

Субъективные критерии:

- соответствие жизненной ситуации и профессиональной деятельности мотивам человека, его требованиям и склонностям;

- удовлетворенность человека жизнедеятельностью и выбранной ранее профессией;

- осознавание человеком радостей жизни и понимание значимости профессиональной деятельности;

- позитивное отношение к себе как личности и профессионалу;

- отсутствие явных личностных и профессиональных деформаций усложняющих жизнедеятельность;

- сочетание осознавания успешности личной жизни и профессиональной деятельности.

Результативные критерии:

- достигнутые ранее позитивные изменения личности, группы или организации в которую была включена личность;

- сохранение и поддержание психического и физического здоровья, а также положительная динамика слагаемых нервно-психического состояния личности;

- последовательное движение к достижениям в жизнедеятельности и профессии;

- инициативность и богатство жизнедеятельности, а также достижение творческих, ранее не существовавших результатов в жизни и работе.

Процессуальные критерии:

- способность использовать необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии в жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

- использование собственных личностных качеств адекватно ситуациям жизни и работы.

Нормативные критерии:

- усвоение и осознание личностью необходимых норм, правил, эталонов социального взаимодействия и профессии;

- способность востребовать накопленный опыт (методические приемы, актуальные технологии, техники и др.) в жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Индивидуально-вариативные критерии:

- самобытность личности, проявление собственной индивидуальности;

- имеющийся и востребованный изначально уровень развития знаний, умений, личностных качеств.

Прогностические критерии:

- видение человеком зоны перспективного роста и развития;

- проявляющееся стремление к личностному, карьерному и профессиональному росту.

Критерии обучаемости:

- готовность специалиста к усвоению новых для него социально и профессионально ориентированных знаний и умений, принятию жизненного и профессионального опыта других людей;

- наличие опыта постоянной обучаемости в профессии.

Критерии творчества:

- стремление творчески выйти за пределы стереотипного, привычного, обоснованного, регламентированного соответствующими нормами.

Критерии социальной активности и конкурентноспособности:

- умение заинтересовать других своей жизнедеятельностью и её результатами;

- умение убедить коллег в актуальности реализуемых планов, проектов профессиональной деятельности;

- способность вступать в конкурентные социальные отношения в быту на здоровой основе, а также на рынке рабочей силы и на рынке услуг;

- способность искать внутренние резервы в жизнедеятельности, а также самой профессии без каких-либо особых материальных вложений.

Критерии приверженности:

- преданность выбранным здоровым отношениям, принципам жизнедеятельности, профессиональной деятельности;

- преданность профессии;

- устойчивость жизненно-важных и профессионально-важных выборов.

Вместе с тем, Л.А.Степнова, выделяет аутопсихологическую компетентность как понимание своих сильных и слабых сторон, владение технологиями саморазвития и самореализации. В структуре аутопсихологической компетентности выделяются задачи:

коммуникативные (способность передавать и адекватно воспринимать информацию используя характеристики речи, жесты, мимику, пантомимику и др.);

социально-перцептивные (понимание и прогнозирование психологического содержания действий, поступков и других проявлений людей в контексте ситуаций и условий; проектирование целесообразных и разумных способов обращения с другими людьми; понимание других людей и адекватность восприятия.);

управленческие (определение целей, анализ проблем, генерирование идей и анализ альтернатив, выбор решения, реализация целей, оценка исполнения и др.);

экстремальные (осуществлять влияние на людей в интересах мобилизации их на преодоление кризисов, лидерское поведение, психологическая устойчивость и др.);

когнитивные (оценка собственного стиля познания, способность к совмещению разнородных мыслительных действий, проектирование, алгоритмизация мыслительных действий, гибкое проектирование, прогнозирование, развитие памяти и др.);

рефлексивные (самоанализ и самокритика, оценка собственных эмоциональных состояний, оценка своей продуктивности, прогнозирование хода событий, способность творческого регулирования собственной деятельности и пр.);

креативные (нестандартность решения задач, генерирование новых идей, самобытность мышления, оценка собственного творческого потенциала и др.);

организаторские (самоменеджмент, управление временным ресурсом, внутрикомандная организованность и др.);

конфликтологические (осуществлять деятельность в конфликте, готовность к профессиональному и личностному риску, готовность к диалогу, высокая степень стрессоустойчивости, преодоление и трансформация конфликта и др.);

смысложизненные (осознание текущих и перспективных смысложизненных задач, выделение вершин в своем развитии, формулировка смысложизненных проблем и др.);

собственно аутопсихологические задачи (выработка оптимальной модели саморегуляции, знание индивидуально-типологических особенностей, выработка оптимальных моделей поведения для решения возникающих задач, и др.).

Не менее интересен подход к исследованию компетентности личности известного ученого И.А.Зимней, которая рассматривает явление двупланово:

а) как «компетенцию», представляющую собой совокупность знаний, правил оперирования ими и их использование;

б) как «компетентность», представляющую собой личностное свойство, основывающееся на знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное проявление социально-профессиональной жизнедеятельности человека в его поведении[11].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...