Подходы к исследованию и оценке компетенции (компетентности)
А.К.Маркова рассматривает в своей работе «Психология профессионализма» критерии профессионализма [10], которые, несомненно, являются важнейшими основаниями определения компетентности профессионала. К таковым она относит следующее: Объективные критерии: - результативность и оптимальность в повседневной жизнедеятельности и профессиональной деятельности (при наличии такового опыта ранее); - достижение социального и профессионального статуса (кем является, чего удалось достичь в жизни и профессии); - умение решать разнообразные жизненно-важные и профессионально-важные задачи (что умеет делать, каковы результаты, успехи). Субъективные критерии: - соответствие жизненной ситуации и профессиональной деятельности мотивам человека, его требованиям и склонностям; - удовлетворенность человека жизнедеятельностью и выбранной ранее профессией; - осознавание человеком радостей жизни и понимание значимости профессиональной деятельности; - позитивное отношение к себе как личности и профессионалу; - отсутствие явных личностных и профессиональных деформаций усложняющих жизнедеятельность; - сочетание осознавания успешности личной жизни и профессиональной деятельности. Результативные критерии: - достигнутые ранее позитивные изменения личности, группы или организации в которую была включена личность; - сохранение и поддержание психического и физического здоровья, а также положительная динамика слагаемых нервно-психического состояния личности; - последовательное движение к достижениям в жизнедеятельности и профессии; - инициативность и богатство жизнедеятельности, а также достижение творческих, ранее не существовавших результатов в жизни и работе.
Процессуальные критерии: - способность использовать необходимые знания и умения, приемы, техники, технологии в жизнедеятельности и профессиональной деятельности; - использование собственных личностных качеств адекватно ситуациям жизни и работы. Нормативные критерии: - усвоение и осознание личностью необходимых норм, правил, эталонов социального взаимодействия и профессии; - способность востребовать накопленный опыт (методические приемы, актуальные технологии, техники и др.) в жизнедеятельности и профессиональной деятельности. Индивидуально-вариативные критерии: - самобытность личности, проявление собственной индивидуальности; - имеющийся и востребованный изначально уровень развития знаний, умений, личностных качеств. Прогностические критерии: - видение человеком зоны перспективного роста и развития; - проявляющееся стремление к личностному, карьерному и профессиональному росту. Критерии обучаемости: - готовность специалиста к усвоению новых для него социально и профессионально ориентированных знаний и умений, принятию жизненного и профессионального опыта других людей; - наличие опыта постоянной обучаемости в профессии. Критерии творчества: - стремление творчески выйти за пределы стереотипного, привычного, обоснованного, регламентированного соответствующими нормами. Критерии социальной активности и конкурентноспособности: - умение заинтересовать других своей жизнедеятельностью и её результатами; - умение убедить коллег в актуальности реализуемых планов, проектов профессиональной деятельности; - способность вступать в конкурентные социальные отношения в быту на здоровой основе, а также на рынке рабочей силы и на рынке услуг; - способность искать внутренние резервы в жизнедеятельности, а также самой профессии без каких-либо особых материальных вложений.
Критерии приверженности: - преданность выбранным здоровым отношениям, принципам жизнедеятельности, профессиональной деятельности; - преданность профессии; - устойчивость жизненно-важных и профессионально-важных выборов. Вместе с тем, Л.А.Степнова, выделяет аутопсихологическую компетентность как понимание своих сильных и слабых сторон, владение технологиями саморазвития и самореализации. В структуре аутопсихологической компетентности выделяются задачи: коммуникативные (способность передавать и адекватно воспринимать информацию используя характеристики речи, жесты, мимику, пантомимику и др.); социально-перцептивные (понимание и прогнозирование психологического содержания действий, поступков и других проявлений людей в контексте ситуаций и условий; проектирование целесообразных и разумных способов обращения с другими людьми; понимание других людей и адекватность восприятия.); управленческие (определение целей, анализ проблем, генерирование идей и анализ альтернатив, выбор решения, реализация целей, оценка исполнения и др.); экстремальные (осуществлять влияние на людей в интересах мобилизации их на преодоление кризисов, лидерское поведение, психологическая устойчивость и др.); когнитивные (оценка собственного стиля познания, способность к совмещению разнородных мыслительных действий, проектирование, алгоритмизация мыслительных действий, гибкое проектирование, прогнозирование, развитие памяти и др.); рефлексивные (самоанализ и самокритика, оценка собственных эмоциональных состояний, оценка своей продуктивности, прогнозирование хода событий, способность творческого регулирования собственной деятельности и пр.); креативные (нестандартность решения задач, генерирование новых идей, самобытность мышления, оценка собственного творческого потенциала и др.); организаторские (самоменеджмент, управление временным ресурсом, внутрикомандная организованность и др.); конфликтологические (осуществлять деятельность в конфликте, готовность к профессиональному и личностному риску, готовность к диалогу, высокая степень стрессоустойчивости, преодоление и трансформация конфликта и др.);
смысложизненные (осознание текущих и перспективных смысложизненных задач, выделение вершин в своем развитии, формулировка смысложизненных проблем и др.); собственно аутопсихологические задачи (выработка оптимальной модели саморегуляции, знание индивидуально-типологических особенностей, выработка оптимальных моделей поведения для решения возникающих задач, и др.). Не менее интересен подход к исследованию компетентности личности известного ученого И.А.Зимней, которая рассматривает явление двупланово: а) как «компетенцию», представляющую собой совокупность знаний, правил оперирования ими и их использование; б) как «компетентность», представляющую собой личностное свойство, основывающееся на знаниях, как личностно и интеллектуально обусловленное проявление социально-профессиональной жизнедеятельности человека в его поведении[11].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|