Формирование музыкальных интересов дошкольников
В условиях семьи Представители психолого–педагогической науки основали, а практики подтвердили, что всестороннее воспитание ребенка (в том числе и его интересы), зависят от трех основных факторов: · организованного воспитания, осуществляемого в ДОУ, · влияния социальной среды, в которой находится ребенок, · биологических предпосылок, проявляющихся в специфических наследственных особенностей нервной системы. Признавая значение наследственных факторов (задатков), они доказали, что их развитие в решающей степени зависит от условий жизни и деятельности человека. Определяющим фактором развития ребенка как личности является организованное воспитание. Однако неоспорим и тот факт, что в наше время все больше возрастает роль социальной среды и, в первую очередь, семьи. Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев и др.) в результате экспериментальных исследований создали концепцию социального развития ребенка, доказав, что ребенок по своей природе существо общественное, а ближайшей и самой первой социальной средой ребенка является среда семейная, обладающая наиболее сильным влиянием на формирующуюся личность. На роль семьи в формировании личности неоднократно указывали ученые, педагоги А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Шацкая, В. С. Сухомлинский, а также социологи – исследователи семьи Р. Г. Гурова, А. Г. Харчев. По мнению Ветлугиной Н. А. «уровень художественного развития ребенка определяется теми социальными условиями, которые его окружают и которые им способствуют или же тормозят его развитие». В исследованиях многих ученых значительное место занимает проблема интереса (А. И. Паламарчук, Т. П. Плеснина, Б. В. Притуля, Ю. В. Шаров, В. П. Яконюк и др.), ибо интерес имеет важное значение в осуществлении любой деятельности человека и является качеством личности. Наличие интереса к музыкальному искусству является необходимым условием эффективности музыкального обучения и воспитания школьников. Определение музыкального интереса, как в теории так и на практике, требует изучения и знания условий, способствующих или мешающих его развитию. Лишь изучив и определив музыкальные интересы членов семьи (как детей, так и родителей) можно говорить о его формировании.
Правильное решение проблемы формирования музыкальных интересов детей в семье важно, в первую очередь, в практическом отношении, ибо, с одной стороны, формирование высокохудожественных, устойчивых музыкальных интересов в семье закладывает основу музыкально-эстетической культуры детей. С другой стороны, если семья не выпадает из всей системы музыкального воспитания детей, то процесс формирования музыкальных интересов детей на основе накопления музыкально-слухового и музыкально-практического опыта протекает наиболее интенсивно. Так, Б. Т. Лихачев считает, что не учитывать особенности «изменения, происходящие в музыкальной жизни семьи при определении системы эстетического воспитания … означало бы полностью отстать от требований жизни, отказаться от современных путей формирования всесторонне развитой личности» Таким образом, музыкально – эстетическое воспитание личности растущего человека в семье приобретает определяющую актуальность для теории и практики музыкального образования и воспитания. Вопросам музыкально-эстетического воспитания детей в семье посвящены работы видных педагогов (Ильина Г. А.., Лабунская Т. В., Шацкая В. Н.). Непосредственно проблеме музыкального воспитания детей на основе взаимодействия педагога и родителей посвящено исследование Л. В. Грековой, которая справедливо отмечает, что «во избежание односторонности развития музыкальных предпочтений у подрастающего поколения в семье необходима специальная организация музыкального воспитания»
Необходимость разработки и исследования роли семьи в формировании музыкальных интересов детей особенно возрастает в связи с трудностями, связанными с руководством и контролем процесса музыкального воспитания в семье, тем более, что «школа не может заменить собой в этом вопрос семьи, т. к. в семье при ее, казалось бы, скромных возможностях имеются такие формы воспитательного воздействия, которыми школа не располагает», справедливо отмечает П. М. Якобсон. Анализ литературных источников позволил установить, что семья (ее специфика и возможности), как фактор формирования музыкальных интересов дошкольников остается недостаточно изученной. Так мало разработана проблема целенаправленного формирования музыкальных интересов дошкольников в семье через повышение уровня музыкальных интересов членов семьи, создающих ее музыкальный «микроклимат». Это побудило нас к выбору данного направления работы. Цель исследования – выявление музыкально-воспитательных возможностей родителей и разработка эффективных методов управления процессом создания музыкального «микроклимата» семьи, формирующей музыкальные интересы дошкольников. Объектом исследования являются семьи дошкольников. Предметом - является процесс формирования музыкальных интересов дошкольников в условиях семьи. Гипотеза: если воспитательная деятельность семьи будет активизирована посредством целенаправленного развития музыкально-педагогических знаний родителей, то в результате создания в семье необходимой музыкальной «микросреды», процесс формирования музыкальных интересов детей станет более эффективным. Задачи: 1. Определить направленность и взаимосвязь музыкальных интересов родителей и детей, содержание и специфику семейного воспитания, на основе чего выделить различные типы семей по характеру их музыкального влияния на детей. 2. Выявить наличие и степень влияния ДОУ на содержание музыкального «микроклимата» семьи. 3.Разработать комплекс методических воздействий, способствующих активному формированию музыкальных интересов детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания в семье.
4. Экспериментально проверить эффективность предлагаемой через изучение динамики развития музыкальных интересов детей под влиянием семейного музыкального воспитания. Практическое значение работы состоит в том, что в результате изучения имеющегося практического опыта и личной практики автора решается вопрос активизации музыкального развития дошкольников и повышения музыкальной культуры взрослых членов семей, совершенствуются формы руководства семьей в музыкальном воспитании детей, сближаются совместные действия семьи и ДОУ в данном вопросе. Все это может явиться определенным вкладом в разработку системы музыкально-эстетического и общего воспитания дошкольников. Результаты исследования, подготовленные в виде методических рекомендаций могут быть использованы музыкальными руководителями и родителями для формирования музыкальных интересов дошкольников в семье. Одним из наиболее значимых и сложных элементов широкой социальной системы, оказывающих влияние на формирование и развитие личности, являются семейные отношения. Именно через семью с самого начала своей жизни ребенок становится как индивидом, так и членом определенной социальной группы, ибо семья представляет собой малую социальную группу общества. Кроме того, семья является первым и наиболее долго действующим фактором, формирующим личность ребенка. Однако несмотря на значительные успехи, достигнутые в области музыкального развития детей, тревога за состояние музыкально – эстетического воспитания, неудовлетворение достигнутыми результатами характерны для наших дней. Представители педагогической и музыкальной наук ищут наиболее совершенные, действенные формы и методы работы всех звеньев системы музыкально – эстетического воспитания. В семье на ребенка влияют различные факторы и условия, в том числе и культурный уровень взрослых членов, их запросы, интересы. И как бы хорошо ни велась работа в ДОУ, а затем в школе, семья, ее музыкальный «микроклимат» продолжает оказывать существенное влияние, которое может носить как положительный, так и отрицательный характер. Так, С. В. Образцов, рассказывая о себе писал: «…Очень часто, вечерами… мы всей семьей пели песни. Знали их мы очень много. Пели негромко. Нам нравилось не наше исполнение, а сами песни…. Это пение превращалось в настоящую встречу с искусством».
Подобное общение способствовало закладыванию в семье основ музыкального интереса, вкуса детей, создания своеобразных семейных традиций, передаваемых затем из поколения в поколение. Причина этого в том, что дети очень наблюдательны и впитывают в себя атмосферу семьи. Именно поэтому ее музыкальный «микроклимат», создаваемый отношением к той или иной музыке взрослыми, то есть музыкальностью среды, непосредственно окружающей ребенка, может направлять интересы детей в русло музыкальных вкусов родителей. Данные литературы и практика свидетельствуют, что в семье музыкальное воспитание носит, в основном, неорганизованный характер, а ДОУ дает систематизированные знания, практические навыки, выполняет образовательно-просветительскую функцию. Семья оказывает индивидуальное воздействие, ДОУ - коллективное. Каждая семья по своему организует общение своего ребенка с муз. искусством, либо не организует его совсем, ДОУ свою работу строит на научно- методической основе, по специально разработанным и утвержденным программам и планам. Семья заботится только о влиянии музыки на развитие своих детей, ДОУ – влияет на детей из разных семей, а так же на их родителей. Несмотря на то, что музыкальное воспитание в семье и ДОУ неотделимы друг от друга, они представляют собой сложные элементы единой системы духовного развития детей, осуществляемой в тесной, органической связи этих 2-х основных звеньев, под контролем ДОУ. Как отмечает проф. А.Т.Харчев, один из наиболее глубоких исследователей семьи: «Семья является многофункциональным социальным образованием». По нашему мнению психолого–педагогическими предпосылками формирования музыкальных интересов детей является: обязательное присутствие эмоционального компонента, развитие музыкального восприятия и накопление музыкального опыта. Проблема интереса всегда привлекала внимание многих психологов, педагогов и социологов, которые представляют его как одно из основных свойств личности. Интерес определяет содержание жизни человека, направленность его деятельности и качество ориентации. При благоприятных условиях он становится устойчивой чертой характера личности.
Ученые утверждают, что интерес может вызвать всякое явление, всякий предмет, существующие в объективной действительности. Интересы человека многообразны как окружающий мир. Но не все, реально существующее, интересует каждого человека, а лишь то, что лично для него имеет ценность (материальную или духовную), что связано с его индивидуальным опытом, характером, особенностями развития. Т.о., интерес представляет собой органическое единство объективного и субъективного. В системе разносторонних интересов немалое место занимают интересы художественные, в частности, музыкальные. Связано это с тем, что музыкальные интересы, формируясь из потребностей, впоследствии становясь одним из наиболее значимых компонентов мировоззрения человека, ибо музыкальное искусство, как и любое другое, специфически отражает жизнь. Роль семьи весьма значительна, ибо чаще всего именно в семье организуется досуг всех ее членов, в котором немалое место отводится музыкальному искусству, в процессе приобщения к которому формируются музыкальные интересы детей. Благодаря интенсивному развитию средств массовой музыкальной информации стало возможным повседневное приобщение людей к произведениям музыкального искусства. Однако это приобщение приобрело характер бесконтрольного, стихийного слушания. Это обстоятельство, а также то, что мало родителей владеют навыками музыкального исполнительства, требуют на современном этапе в работе с семьей опираться на домашнее слушание музыки. Выдающийся Советский музыкант и педагог Д.Б.Кабалевский считал наличие интереса основным в деле успешного музыкального развития детей. В музыкальном интересе он подчеркивает его эмоциональную направленность. Он отмечает, что «проблема интереса, увлеченность – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету. Но особое значение она приобретает в области искусства, где без эмоциональной увлеченности невозможно достичь мало-мальски сносных результатов, сколько бы ни отдавать этому сил и времени». Педагогически обоснованное требование - создать единство эмоционального и познавательного компонентов при формировании музыкальных интересов, мы находим в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Н.А.Ветлугиной, Г.М.Цыпина Итак, музыкальный интерес представляется нам как избирательная направленность субъекта (личность), обращенная к различным сферам музыкального искусства, содержащего эмоционально-познавательный и творческий компоненты. Музыкальный интерес – это опосредованный личной практикой субъекта результат влияния социальной микросреды, познавательно-воспитательного процесса. Однако на разных этапах развития музыкального интереса на первый план выступает одна из сторон психической деятельности. Остальные находятся в это время в подчиненном положении к ведущей. Если на ранних этапах развития музыкального интереса дошкольников на первый план выступает эмоциональная и творческая стороны восприятия психической деятельности, то в школьном возрасте усиливается познавательная и интеллектуальная стороны. Семья - это та микросреда, в которой родители и дети максимально раскрывают себя, где наиболее полно проявляется характер их взаимоотношений, отношение родителей к воспитанию детей, к их интересам, традициям семьи, условия воспитания детей. В нашей работе мы опирались на теоретические основы музыкальной педагогики, одной из задач которой является совершенствование всех звеньев системы музыкального воспитания детей. В этом процессе одно из ведущих мест занимает проблема возникновения и развития музыкальных интересов. Успех же их формирования зависит от педагогически правильной организации музыкального воспитания детей, в первую очередь, в семье. В центре нашего исследования находилось изучение музыкально-воспитательной деятельности родителей, при которой: а) создается музыкальный «Климат» семьи, б) формируются музыкальные интересы детей. Одновременно мы стремились установить взаимосвязь между музыкальными интересами членов семей, создающимися в результате деятельности родителей. Наши измерения как диагностического, так и формирующего экспериментов определялись тремя основными параметрами. Мы полагали, что измерить уровень музыкальной культуры родителей можно по: а) стремлению и общению с ней, б) качеству музыкальных предпочтений, в) отношению к музыкальному воспитанию детей и конкретным мерам, предпринимаемым для этого. Мы учитывали, что данные о музыкальном «климате» в семьях, где растут дети, можно получить из следующих источников: непосредственно от родителей, от их детей, от музыкального руководителя, от воспитателя конкретной возрастной группы. Метод анкетирования дал нам возможность в достаточно короткий срок собрать обширный массовый материал, который легко поддавался количественной обработке. На его основе можно было устанавливать различного рода корреляции. Так, например, стремление общаться с музыкой мы проверяли через определение частоты общения с ней дома, так и вне его. Анкетирование проводилось нами с одним и тем же составом детей и родителей в различные сроки - в начале, в конце, в середине учебного года. Перед заполнением анкет мы проводили разъяснительную беседу, в которой обращали внимание родителей на цель нашей работы и предлагали использование ее результатов в дальнейшем. Анонимность авторов гарантировалась и могла быть нарушена только по желанию самого респондента. Поскольку интерес к чему-либо не возникает сам по себе, то для его появления необходимы различные источники, поставляющие информацию о том или ином явлении. В нашем исследовании это те источники, которые приносят непосредственно музыку в семью или определенную информацию о ней. Ряд исследователей считает, что детям нужно предлагать готовый список ответов на его выбор, но как они сами признавали, этот путь не давал достаточно достоверных. По мнению Н. Т. Морозовой, «ребенку трудно определить, что его интересует». Мы же, исследуя музыкальные интересы дошкольников, ставили в большинстве случаев вопросы открытого типа: «Назови музыкальное произведение, которое тебе больше нравится». Таким же образом ставили вопросы о композиторах и исполнителях, наиболее нравящихся детям и наиболее известных из личного слушательского опыта. Мы убедились, что даже дошкольники могут дать ответ, основываясь на своем жизненном опыте. Взрослые же, не имея достаточного опыта слушания музыки, общения с ней, общих знаний по музыкальному искусству и, главное, интереса к нему, справиться с подобными вопросами не могли, отвечая на них неправильно, либо не отвечая вообще. Наконец, по окончании формирующего эксперимента, мы провели еще одно анкетирование, цель которого состояла в том, чтобы выявить изменился ли под влиянием экспериментальной работы уровень и содержание музыкальных интересов взрослых членов семей, от чего, как показали результаты исследования, зависит уровень музыкального развития детей, их взгляды на необходимость музыкального воспитания. Одновременно мы устанавливали, возникла ли связь между семьей и ДОУ в деле формирования музыкальных интересов детей, в чем она заключается. Большую помощь в изучении семейной музыкальной микросреды нам оказал полученный методом наблюдения анализ результатов участия родителей в некоторых музыкальных мероприятиях, проводимых ДОУ и ими самими, индивидуально. Такими мероприятиями являлись, например, подготовка драматизации сказок, праздников, организация групповых фонотек, посещение детьми совместно с родителями концертов и музыкальных спектаклей и т. п. Большое значение мы придавали совместному общению с музыкой родителей и детей, учитывая это как одно из значительных показателей интереса к музыкальному воспитанию. Позднее, когда создавалась обстановка взаимного доверия между родителями и исследователями, в период проведения формирующего эксперимента, стало возможным вносить некоторые коррективы в организацию музыкальной жизни семьи, досуга ее членов при помощи советов, практических рекомендаций, консультаций Из бесед с родителями и детьми нам удалось получить много сведений, характеризующих отношение к музыке в семье, которых не дали родители. Результаты бесед постоянно фиксировались в специальном журнале. С целью выяснения направленности и качества музыкальных интересов родителей и детей мы применили метод лабораторного эксперимента, названного нами условно «Сито». Эксперимент проводился в условиях консультпункта и заключался в следующем: мы давали детям и родителям слушать в аудиозаписи два произведения, близких по характеру, темпу, динамике, но относящихся к различным жанрам - классическому, эстрадному, народному, либо в рамках одного эстрадного жанра - высоко художественных произведений и низкого качества. При этом мы учитывали не только ответ участников эксперимента, но и одновременно при слушании проводили наблюдение за внешними проявлениями полученных музыкальных впечатлений. В некоторых семьях считают, что чем больше музыка звучит дома, тем лучше - ребенок, автоматически слушая ее, развивается независимо ни от чьей воли. Однако звучащая музыка вырабатывает - через привычку слышать, не слушая - полное или почти полное безразличие. Музыка начинает восприниматься лишь как шумовой фон для других дел. Следующей существенной ошибкой родителей, с которой мы столкнулись, чрезмерное увлечение интенсивности звучания (79 %). Часто же и сильное воздействие раздражителей неблагоприятно сказывается на состоянии первой системы детей, ведет к торможению восприятия, притуплению острых чувств, вызывает повышенную утомляемость. Естественно, что это отрицательно сказывается и на состоянии здоровья детей. В 76,2% семей слушание музыки идет параллельно с высказыванием различных занятий, что не способствует полному ее восприятию, прочувствованию, осознанию из-за рассеивания внимания, а также свидетельствует о равнодушии, безразличии к ней. Еще один наиболее действенным средством музыкального воспитания в семье должны быть музыкальные диски, видеокассеты, аудиокассеты. Если при использовании радио и телевидения слушатели ограничены рамками передач, слушания аудиозапись дает свободу в выборе музыкальных произведений. Подбор аудиокассет, рекомендованных нашим консультантом, был основан на стремлении расширить их музыкальный кругозор, дать возможность пополнить музыкально слуховые впечатления и знания детей, получаемые ими в ДОУ. Большой интерес проявили родители и дети к литературно-музыкальным композициям по балетам, операм. Немалым успехом пользуются и музыкальные композиции «Детский альбом» Чайковского, «Карнавал животных» Сен Санса. Опираясь на положение Л.В. Выготского о том, что любые прививаемые детям знания и впечатления должны быть, ориентированы как на достигнутый, так и на перспективный уровень развития, находящийся в «зоне ближайшего развития» В систему методов опытно-эксперементальной работы мы вводили подбор домашней фонетики не только соответственно данному возрасту детей, но и опережая его. В итоге работы, к концу учебного года домашние фонотеки (специальные аудиокассеты), содержащие 15-40 наименований, имелись в 84 % семей. Учитывая роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста, мы в своей экспериментальной работе использовали некоторые музыкальные игры. После опытной проверки стало возможным рекомендовать их родителям для музыкального развития детей дома. Особой профессионально-педагогической подготовки родителей они не требуют, а детям приносят большую пользу, развивая интерес к музыке как искусству, творческие способности, абстрактное мышление, формируют музыкальные знания, наблюдательность, активизируют познавательную деятельность. Наиболее успешно идет музыкальное развитие детей в тех семьях, где родители сами музицируют. В тех семьях, где родители сами не играют на музыкальном инструменте и не поют, рекомендуемые способы личного участия детей в исполнении применялись с использованием в качестве сопровождения магнитофонных записей, сделанных в консультант- пункте. Одним из методов, стимулирующих интерес к музыкальному искусству, является чтение литературы о музыке, ее творцах, исполнителях... К концу опытно-эксперементальной работы регулярно читали литературу о музыке уже 79% родителей, 14%-нерегулярно, 7%-не читали. В беседах с нами дети начали отличать, что их очень нравиться слушать книги о музыке и музыкантах. Во время ответов на музыкальных занятиях мы наблюдали, что их высказывания стали более полными, содержательными, точными. Педагоги ДОУ активизировали родителей на совместное с детьми посещения театра, филармонии, где ребенок испытывает кроме чисто музыкальных впечатлений, чувство торжественности, праздничности, радости от такой необыденной встречи с музыкальном искусством. Помимо того, что совместное слушание способствует лучшему усвоению музыки, она сближает детей и родителей, младших и старших детей, способствует большему взаимопониманию. Мать двоих детей (4 и 6 лет) написала «Я очень рада, что сама вместе с детьми научилась хоть немного понимать классическую музыку. Мы часто слушаем ее совместно. Музыка нас очень объединяет и сближает». Так проявляется одна из функций музыки моральная, ибо она способствует возникновению единых интересов в семейном социуме. Совместное обсуждение прослушанного, как и совместное слушания, чтение - хорошая семейная традиция. Мы рекомендовали родителям раз в неделю (в выходной день) проводить семейный музыкальный вечер. Собравшись, можно послушать наиболее любимую всеми членами семьи музыку, обговорить о ней, что-нибудь прочитать им, рассказать, поиграть в музыкальные игры, организовать семейный «оркестр», используя детские музыкальные инструменты и игрушки-самоделки, рисование на тему прослушанной музыки и т.д. Показателями сформированности музыкальных интересов у детей мы полагали возможным считать следующие: - место музыки в системе их познавательных интересов, - отношение детей к музыкальным занятиям в ДОУ и семье, - участие детей в музыкальной деятельности, разнообразие ее видов, - качество музыкальных предназначении. По этим показателям и проводился итоговый диагностический срез У детей значительно улучшилось отношение к музыкальным знаниям, что объясняется серьезным вниманием, уделяемым ей как в ДОУ, так и дома. Даже повышение интереса и занятиям по изобразительной деятельности педагоги объясняют не только качества самих занятий, но и дополнительным рисованием дома на музыкальные темы, а также дополнительным ознакомлением с репродукциями картин на музыкальных занятиях и частично в семье. Внимание педагогов привлек и тот факт, что музыкальное искусство положительно влияет на общее развитие дошкольника. Специально изучение этого факта мы не занимались, однако педагоги склонны видеть объяснение в повышении уровня музыкального воспитания, а вместе с ним и общекультурного, и в привлечении к нему родителей. Воспитатели экспериментальных групп отмечали, что у детей развились навыки анализировать явления, повысились познавательные потребности, расширился кругозор, улучшилась речь, наладился тесный контакт с родителями. Изменилось и соотношение видов музыкальной деятельности детей, как совместной с родителями, так и раздельной. В результате наших рекомендаций воспринятых родителями, возросла роль совместной музыкальной деятельности родителей и детей. Теоретический анализ исследованной проблемы и проведенная экспериментальная работа позволяют сделать следующие выводы и рекомендации: 1. В связи с современными требованиями, предъявляемыми к музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста, особую значимость для повышения его качества приобретает укрепление всех звеньев единой системы музыкально воспитания, особенно семьи, как наиболее близкой дошкольнику социальной среды, создающей условия для формирования музыкальных интересов. 2. Определено, что у большинства родителей есть стремление к общению с музыкальным искусством, для удовлетворения которого ими используется многочисленные каналы музыкальной информации. Однако, это общение в основном бессистемно и не способствует правильному формированию музыкальных интересов детей. Музыкальные интересы членов семей недостаточно широки, ориентированы, большей частью на «легкую музыку» невысокого качества. 3. Выявлено, что: А. Семья является наиболее сильным и стабильно действующим фактором формирования музыкальных интересов детей дошкольного возраста. Б. Качество музыкальных интересов детей в значительной мере зависит от уровня развитости музыкальных интересов родителей. В. Одним из основных тормозов в формировании музыкальных интересов дошкольников является отсутствие в большинстве семей положительного музыкального микроклимата. 4. Решение проблемы развития музыкальных интересов дошкольников тесно связано с организацией и совершенствованием музыкального микроклимата в семье. Одним из действенных путей создания которого является повышение музыкально-образовательного уровня родителей и стимуляция их музыкально-воспитательной деятельности. 5. Созданию музыкальной семейной микросистемы способствует планомерная работа дошкольного образовательного учреждения с родителями. Наиболее целесообразной формой для организации деятельности родителей является создание в дошкольном образовательном учреждении консультпункта. С одной стороны он дает возможность всем родителям получить информацию о музыкальном искусстве, о способах их музыкально-воспитательной деятельности, обеспечивает содержательное общение с музыкой. С другой стороны, дает возможность обмена информацией между педагогами и родителями, родителями между собой, позволяет музыкальному руководителю осуществлять групповые и индивидуальные воздействия на родителей. 6. Показано, что целенаправленное руководство со стороны дошкольного образовательного учреждения процессом создания музыкально-семейного микроклимата должно происходить на основе учета различных групп семей и реальных условий их жизни. 7. Определены критерии по которым можно выделить различные типы семей по характеру их музыкального влияния на детей, по качеству музыкальных предпочтений, стремлению к общению с музыкой, по отношению к музыкальному воспитанию детей (положительное, индифферентное, отрицательное). 8. Выявлены психолого-педагогические факторы, способствующие формированию устойчивого, глубокого, разностороннего интереса к музыке у старших дошкольников. А. Правильное использование технических средств. Б. Наличие совместной деятельности родителей с детьми. В. Положительная установка членов семьи на музыкальное искусство. Г. Учет специфики детского восприятия, детской возрастной психологии и физиологии. Д. Наличие социальных целей, поставленных родителями при организации музыкального воспитания дошкольников и мотивов, которыми они руководствуются. 9. Выделены два взаимосвязанных направления по формированию музыкальных интересов дошкольника: А. работа дошкольного образовательного учреждения с родителями в условиях консультпункта. Б. Работа родителей с детьми дома. При этом проверка применённой методики показывает, что формирование музыкальных интересов детей через развитие вкусов и музыкально-педагогических умений родителей можно направлять и корректировать. 10. Установлено, что процесс создания музыкального «микроклимата» в семье состоит из последовательных трёх этапов: А. Усвоение родителями знаний о музыке как искусстве и приёмах музыкально-воспитательной деятельности. Б. Репродуктирование полученных родителями знаний в реальную жизнь своей семьи. В. Развитие навыков самостоятельности родителей на основе полученных знаний. Таким образом, работа дошкольного образовательного учреждения с родителями позволяет в значительной мере интенсифицировать учебно-воспитательный процесс: создаётся семейный музыкальный «микроклимат», что ускоряет формирование музыкальных интересов дошкольников; его проявление становится более отчетливым, стабильным, ориентированным на музыку высокого качества; раскрывается музыкально-эмоциональный опыт каждого ребенка; изменяется в положительную сторону общая направленность личности дошкольника. Проведенная нами работа сказалась и на отношении родителей к музыке. Интерес, проявляемый к ней, претерпел качественные изменения. Если раньше называли, например, Чайковского П.И., не зная, по сути, его творений, то теперь значительно расширились знания о его творчестве и творчестве других композиторов. Изменения произошли и в качестве музыкальных предпочтений родителей и детей.
Р.Р. Лоскутова, Н.В. Егорова
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|