Занятие клуба «Камертон» на тему: «Музыкальное воспитание ребенка в семье» в форме вечера вопросов и ответов «Ваш музыкальный ребенок»
Звучит музыка В. А. Моцарта. Ведущий: Без музыки не проживу и дня! Она во мне. Она вокруг меня! И в пенье птиц, и в шуме городов. В молчанье трав и в радуге цветов, И в зареве рассвета над землей… Но разве может жить она без нас Хотя бы день, мелодия? Хотя бы час! Без наших душ и радостей земных, Без мелочей смешных и не смешных? Мы ей все «спасибо» говорим И, веря в торжество ее – творим! /Онегин – Таджикасимов/
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о музыке в семье, и о том, с чего начинается приобщение ребенка к музыкальной культуре. Анализ анкет показал, что многих родителей интересует, что такое музыкальные способности, есть ли они у ребенка, как он занимается, надо ли учить музыке. И вообще, способность к музыке - врожденное, наследуемое или воспитуемое? На все эти вопросы и постарается ответить музыкальный руководитель, который даст рекомендации и некоторые советы по музыкальному воспитанию детей. Итак, слово музыкальному руководителю. Музыкальный руководитель: Большой интерес, который проявляют родители к этой области воспитания, понятен. Ведь всестороннее и полноценное развитие человеческой личности включает и эстетическое развитие. Искусство существует не только для профессионалов, но и для любого человека, искусство обогащает духовный мир ребенка, углубляет и облагораживает его чувства, вдохновляет на хорошие дела. По сравнению с другими видами искусства музыка имеет свои особенности. Часто говорят, что музыка - язык чувств. Действительно, музыка обладает огромной силой воздействия на человека и вызывает у него соответствующий эмоциональный отклик. Музыка сопровождает человека всю его жизнь, становится частью его быта, поэтому важно, чтобы ребенок с самых ранних лет начал приобщаться к музыкальной культуре.
Ведущий: Какая же роль во всем этом отводится семье? Музыкальный руководитель: Не стоит доказывать, что страстное увлечение детей музыкой, всем ее неисчерпаемым богатством, возникает под непосредственным влиянием семьи, ее быта и, прежде всего, под влиянием примера родителей. И благотворна сила этого примера в том случае, если родители не только любят слушать музыку, но и отдают ей свой досуг, увлекаются домашним музицированием, собирают аудиокассеты не только с записями бытовой, но и оперной, симфонической музыки, и конечно же совместное пение родителей и детей. Хотя последнее не так уж часто применяется родителями в семье. А зря! Ведь это немаловажный фактор приобщения детей к музыке. И поэтому сегодня мы посмотрим, что же представляет собой пение ребенка и родителя. И вообще, что можно петь. Для начала послушаем мнения детей. /Звучит магнитофонная запись/. Вопросы: 1. Любят ли твои родители слушать музыку? 2. Есть ли у вас пластинки, аудиозаписи? 3. Есть ли у вас в семье музыкальные инструменты? Если да, то кто на них играет? 4. Поет ли с тобой когда-нибудь мама или папа? Если да, то какие песни вы поете? А сейчас посмотрим, как может выглядеть совместное пение детей и родителей. (Песни заранее разучиваются с детьми и родителями). Разыгрывается лотерея с заданиями. Музыкальный руководитель: Перед тем, как спеть с ребенком песню, уважаемые родители, поговорите о содержании данной песни, выясните непонятные ребенку слова. Спойте песенку одни, а затем попросите присоединяться вашего ребенка. Когда песня будет достаточно выучена, попробуйте спеть ее на два голоса. Если вы с ребенком как можно чаще будете петь, то вы увидите не только любовь и интерес к пению, но и любовь к музыке в целом. Конечно, желательно петь с детьми песни из детского репертуара, такие как «Улыбка», «Голубой вагон», «Песня Красной шапочки» и др.
Ведущий: Одним словом, роль песни как самого популярного вида музыкальной деятельности, велика. Ведь действительно песня звучит повсюду: по радио, в кино, дома, и не случайно поэтому знакомство детей с музыкой начинается с песни. Прежде чем перейти к основной части нашей встречи – вашим вопросам и нашим ответам, еще один вопрос музыкальному руководителю: что, на ваш взгляд, должен иметь ребенок дома, чтобы у него постепенно развился интерес к музыке? Музыкальный руководитель: Ребенок не может любить то, чего он не знает, чем никогда не приходилось ему заниматься. Поэтому очень важно сделать каждую семью очагом музыкальной культуры. Для этого необходимо, чтобы ребенок имел свой небольшой музыкальный уголок, в котором были бы детская дудочка, погремушки, колокольчики, детское пианино или аккордеон, а также чтобы ребенок имел собственную фонотеку песенок, классической музыки, музыкальных сказок. И поэтому мы рекомендуем покупать аудиокассеты с музыкой, предназначенной для малышей. Особо предлагаем уделить внимание на комплект аудиокассет к авторской программе О.П.Радыновой «Музыкальные шедевры». Кроме этого, рекомендуем покупать музыкальные игры («Музыкальное лото», «Музыкальная азбука» и др.), активизирующие интерес к музыке. Сделайте так, чтобы на книжной полке ваших детей рядом со сказками стояли книги о музыке (Л. Бабенко «В мире волшебных звуков», В. Швед «Путешествие в мир музыки», Т. Коровина «Сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова», В. Лукин «Кто же лучше», Л. Михеева «Музыкальный словарь в рассказах», волшебные сказки о волшебной силе музыки, представленные на нашей выставке), а также различные музыкальные инструменты-самоделки и др. Однако, толк от всего этого будет небольшим, если ваш ребенок будет пассивен, неэмоционален, закрепощен. Учите его расслабляться, проявлять свои эмоции, и только тогда он увидит, что музыка несет настоящую радость. В этом вам помогут авторские аудиокассеты к коррекционной программе «Музыкальная психотерапия для всей семьи» Лоскутовой Р.Р. (активизирующая и релаксационная программы).
Если вы заметили, что ребенок не эмоционален, постарайтесь заострить его внимание, например, на выступлении какого-либо артиста по телевизору, отметьте, что он поет и очень красиво улыбается, легко и непринужденно двигаясь по сцене, а после этого предложите вашему ребенку войти в роль этого артиста и представить себя поющим на сцене. На деле это может выглядеть так (сценка, в которой принимают участие «мать» и «дочь»): Дочь и мама смотрят по телевизору «Утреннюю звезду» и вдруг мама обращает внимание дочери: Леночка, посмотри, как хорошо поет эта девочка. Тебе нравится? А посмотри, какое на ней красивое платье. У тебя тоже есть платье, похожее на это. Дочь: Мама, а давай ты будешь зритель, а я исполню песню тебе. Мама: Хорошо. Девочка берет в руки что-либо, похожее на микрофон и под любую современную мелодию старается изобразить артистку. Мама: Как у тебя здорово получилось! Ведущий: Да, действительно, такие примеры из жизни, которые возникают не так уж редко, взбадривают ребенка, придавая ему музыкально-эмоциональный настрой. А сейчас обратимся к нашему почтовому ящику, где вы, товарищи родители, заготовили свои вопросы, касающиеся музыкального воспитания ваших детей. Вопросы (отвечает музыкальный руководитель): 1. Как определить, есть ли у ребенка музыкальные способности, стоит ли учить его музыке и можно ли развивать музыкальные способности? 2. Что является основой музыкальности, какие признаки говорят о том, что ребенок музыкален? 3. Можно ли развить музыкальный слух? 4. Как в условиях ДОУ протекает музыкальное воспитание детей? 5. Как продолжить развитие музыкальных способностей детей в семье? Музыкальный руководитель: Музыкальное воспитание детей, посещающих ДОУ осуществляет воспитатель - специалист. Однако родители также не должны оставлять заботу о музыкальном воспитании своих детей. Необходимо, чтобы они продолжали интересоваться, что и как поет ребенок, попросить спеть песни, выученные в ДОУ и по возможности ответить на возникающие у ребенка музыкальные вопросы.
Разыгрываются музыкально - педагогические ситуации: 1. Ребенок обращается к папе: Папа, сегодня по радио выступала какая-то кантата. (Поправьте ребенка и объясните понятие «кантата»). 2. Мама обращается к дочке: Лена, ты плохо себя вела, и поэтому музыкальный инструмент мы тебе не купим. Права ли мама? 3. Девочка спрашивает у папы: Папа, опера это что, спектакль? (Как вы ответите на этот вопрос?) Музыкальный руководитель: Ну, а сейчас я предлагаю родителям проверить свою музыкальную эрудицию (родителям предлагается решить музыкальные кроссворды). Музыкальный руководитель: Закончим нашу встречу выступлением детей, которые обладая в большей или меньшей степени музыкальными способностями, все без исключения любят музыку. (Небольшой концерт детей по усмотрению музыкального руководителя).
Перспективный план работы клуба любителей классической музыки «Орфей»
Цель: Приобщать детей и взрослых к музыкальной культуре. Знакомить с классической музыкой, с творчеством выдающихся композиторов. Задачи: 1. Формировать представления детей о языке музыки, средствах музыкальной выразительности: регистре, динамике, темпе, характере звучания. 2. Учить детей различать средства музыкальной выразительности, передавать характер музыки в движении. 3. Углублять восприятие детьми музыки, сравнивая два различных по характеру, но имеющих одно название произведение. Сентябрь - Слушание и беседа об услышанной музыке: Д. Кабалевский «Ёжик» К. Сен-Санс «Слон» Октябрь - В. Ребиков «Лягушка» А. Лядов «Сорока», «Петушок» Ноябрь - Г. Лобачёв «Курочка – рябушечка» К. Сен - Санс «Куры и петухи» Декабрь - М.Красев «Кукушка» А. Аренский «Кукушка». К.Сен-Санс «Кукушка в чаще леса». Январь - Д.Кабалевский «Артистка». С.Прокофьев «Шествие кузнечиков» Февраль - К.Сен - Санс «Королевский марш льва». Д. Кабалевский «Хромой козлик», «Танец молодого бегемота». Март - С. Майкапар «Мотылёк» А.Аренский «Расскажи мотылёк» М. Старокадамский «Зайчик» Апрель - А.Лядов «Зайчик» Э. Жилинский «Марш зайчат» Д. Кабалевский «Зайчики дразнят медвежонка» Май - Итоговое занятие с участием родителей. Конкурс на лучшего знатока классической музыки. В течении года родителям предлагается для прослушивания серия аудиокассет «Музыкальные шедевры», Консультации «Что мы знаем о творчестве выдающихся композиторов?». Сентябрь – творчество С. Прокофьева прослушивание музыки к балету «Золушка» Октябрь - творчество Ф. Шуберта слушание «Неоконченная симфония» Ноябрь - творчество Ф. Шопена слушание «Ноктюрна № 2» Декабрь - творчество П.И. Чайковского
«Времена года. Святки» Январь - творчество К. Сен-Санса «Карнавал животных. Лебедь» Февраль - творчество Э Грига «Вечер в горах» Март - творчество А. Вивальди «Времена года. Весна» Апрель - творчество Л.В. Бетховена «Лунная соната» Май - творчество С. Рахманинова «Вешние воды»
Содержание работы клуба «Орфей» Анкета для родителей - Делаете ли вы что-либо для повышения своего музыкального образования? - Как Вы считаете – полезнее слушать музыку для ребенка: вместе с вами, самостоятельно? - Читаете ли Вы литературу о музыке, музыкальной жизни, по вопросам музыкального воспитания детей? Какую? - Проводите ли Вы занятия, беседы о музыке с детьми? (регулярно, нерегулярно, не проводим). - Некоторые считают, что ребенок должен слушать музыку как можно больше и без отбора. Другие придерживаются противоположной точки зрения. Каково Ваше мнение? - Считаете ли Вы необходимым музыкальное воспитание всех детей без исключения? - Помогает ли Вам ДОУ в вопросах музыкального воспитания детей? В чем это выражается? - Помогаете ли Вы ДОУ в вопросах музыкального воспитания детей? Нужно ли это? В чем выражается Ваша помощь? - Нужна ли, на Ваш взгляд, постоянная органическая связь между музыкальными занятиями в ДОУ и Вашими занятиями с детьми дома?
План индивидуальной беседы в консультпункте 1. Какие затруднения встречаете Вы в музыкальном воспитании детей? 2. Какие методы музыкального воздействия на ребенка Вы используете? 3. Какие вопросы музыкального воспитания Вашего ребенка Вас больше интересуют? 4. Какие темы лекций вы хотели бы предложить? 5. Какую помощь Вам оказывает наша работа? 6. Ваши пожелания и замечания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|