Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Рекомендации для родителей




Музыкально-дидактические игры для развития музыкального восприятия

 

Для развития у детей восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроения, характер музыкальных произведений) можно использовать также некоторые игры. Но сначала прочтите детям сказку Е. Королёвой о двух основных ладах музыки: мажоре и миноре. Один из них окрашивает произведение в грустные, печальные тона (минор), другой любит яркие, весёлые, жизнерадостные краски (мажор), познакомившись со сказкой, ребёнок легче отличит мажорное по настроению звучание музыкального произведения от минорного.

 

Два брата (сказка)

 

В давние-давние времена в сказочной стране под названием Звукляндия правил король Дин-Дон Седьмой. Больше всего на свете он любил спать да скучать.

 

Бывало сядет он на свой трон и скучает.

От скуки ногами болтает,

От скуки прикажет печенье подать,

А солдатам – песню запевать.

Солдаты были у него необычные-

Все, как один, певцы отличные.

И за это, кстати сказать,

Стал Дин-Дон их звуками звать.

 

Споют Звуки королю одну песню, другую,

Король захрапит, и звуки тоже на боковую.

Спят себе до утра,

Утром встанут, крикнут «Ура!»

Король проснётся, с боку на бок повернётся,

И всё заново начнётся:

Скука, печенье, солдатское пение

От этой жизни звуки до того обленились,

Что петь как следует совсем разучились.

Король был ужасно огорчён.

Даже скучать перестал он.

Заставляет их петь и так и сяк,

А они не хотят никак

И вот однажды прибыли в Звукляндию из далёкой страны Ладии два брата – Лада. Один был весёлый плясун, хохотун, другой – грустный, задумчивый. Весёлого звали Мажор, а грустного – Минор. Мажор и Минор о беде короля узнали и решили помочь ему…

Во дворец явились,

Королю, как положено, поклонились.

- Здравствуй, Дин-Дон, - говорят.

Хотим послушать твоих солдат.

- А ну,- скомандовал Звукам король,

Запевать все изволь!

Раз, два! Раз, два!

Запели Звуки, кто в лес, кто по дрова.

Не выдержали этой музыки братья,

Закричали на два голоса: «Хватит!»

- Давай, - говорят, -

Дин-Дон, мы тебе поможем,

Из Звуков твоих песню ладную сложим.

Выстроил Мажор Звуки в ряд –

Получился звукоряд.

Скомандовал им Мажор: «На тон-полутон рассчитайся!». Звуки быстренько рассчитались:

Тон, тон, полутон,

Тон, тон, тон, полутон

- Запевай! – скомандовал Мажор. Звуки запели.

Все мы дружно встали в ряд,

Получился звукоряд.

Не простой – мажорный.

Радостный, задорный.

Закончили Звуки петь – шагнул вперёд Минор. Скомандовал: «На тон-полутон рассчитайсь!». Звуки сразу почему-то загрустили, нехотя рассчитались.

Тон, полутон,

Тон, тон, полутон,

Тон, тон.

- Запевай! – скомандовал Минор. Звуки запели.

Мы минорный звукоряд,

Грустных звуков длинный ряд.

Песню грустную поём.

И сейчас мы заревём.

С тех пор наступил порядок в Звукляндии.

Дин-Дон по-другому жить стал,

Под новую музыку спать перестал,

Загрустит он – Минор явится,

Захочет веселиться – Мажор появится.

Стали Звуки жить ладно,

И песни звучали складно.

 

Волшебный мешочек

Цель: Развивать музыкальную память.

Игровой материал: небольшой красиво оформленный аппликацией мешочек. В нём игрушки: мишка, собачка, кошка, зайка, петушок, птичка. Можно использовать персонажи из кукольного театра.

Ход игры: участников может быть любое количество. «Дети, - говорит взрослый, - к нам пришли гости. Но где же они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.) сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там». Детям проигрываются на любом музыкальном инструменте или напеваются мелодии знакомых произведений: «Собачка», «Птичка» и др. дети узнают музыку, кто-либо из них достаёт из мешочка игрушку и показывает всем.

 

В лесу

 

Игра развивает навыки восприятия музыки.

Игровой материал: На планшете изображён лес: 2-3 дерева, пенёк приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создаётся объёмность, и, кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька, кустика) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (ёжика, лисички, мышки и т.д.). Фигурка девочки, вырезанная из картона, ставится рядом с лесом.

Ход игры: «Посмотрите, какой красивый лес, - говорит взрослый. – Здесь берёзки, ёлочки. Девочка Таня пришла собирать в лес грибы и ягоды. А за деревом кто-то спрятался, наверное, какой-то зверёк. Поможем Тане отгадать, кто там сидит. Послушайте мелодию песенки и отгадайте». В исполнении взрослого, в грамзаписи или на каком-либо инструменте исполняется, например, песня «Заинька» (русская народная мелодия). Для проверки ответа ребёнку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка ёлки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

 

Кто подошёл к теремку

Игра развивает у детей умение запоминать и различать музыкальные произведения. Для игры потребуется картинка (лучше из картона) с изображением теремка. На выдвижной бумажной ленте сбоку от теремка нарисованы сказочные персонажи: лиса, медведь, волк, лягушка, зайка и др.

Ход игры: Взрослый начинает сказку: Стоит в поле теремок, теремок, он не низок, не высок, не высок». Обращаясь к ребёнку, прости послушать мелодию и угадать, кто подбежит к теремку и попросится в него войти. Отгадав музыкальную загадку, ребёнок, пользуясь выдвижной лентой, показывает взрослому свой вариант ответа.

 

Слушай, слушай, различай…

 

Прослушайте с детьми музыкальные произведения (можно использовать грамзапись) и поговорите с ними о музыке. Предлагаемые игровые задания активизируют слуховое восприятие и помогут почувствовать выразительность услышанного.

 

«Полька», П.И. Чайковский

Всем хорошо известен весёлый подвижный танец. Он исполняется легко, отрывисто, с подскоками. Прислушайтесь, меняется ли характер музыки? Теперь попробуйте хлопать под музыку польки. Вначале, когда она звучит высоко, хлопайте в ладоши над головой, а, когда музыка будет звучать ниже – опустите руки и хлопайте по коленям. Скажите, а как нужно отхлопать в последней части.

 

«Клоуны», Д.Б. Кабалевский

Спросите ребёнка, как называются артисты в цирке, которые веселят публику разными шутками. Конечно клоуны. Композитор Д.Б. Кобалевский сочинил для детей пьесу, которую назвал «Клоуны». Попросите ребёнка прислушаться и сказать, чем подходит эта музыка для клоунов, почему она так называется. Попросите ребёнка нарисовать к этой музыкальной пьесе картинку.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...