Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

По развитию у детей цветомузыкального восприятия




 

В деятельности музыкального руководителя можно выделить направления, выполнение задач которого невозможно без теснейшего контакта и взаимопонимания с воспитателем и руководителем изостудии.

Стимулируя воображение детей в одном виде творчества, необходимо инициировать другие его виды: в данном случае дать возможность каждому ребёнку восприятие звуков музыки выразить в красках, рисунке. Л.С.Выготский в книге «Психология искусства» писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать образованию и появлению».

Совместная работа музыкального руководителя и руководителя изостудии по художественно-эстетическому воспитанию не ставит своей целью подготовить профессиональных художников, музыкантов, танцоров или дать ещё больший запас знаний и умений. Первостепенным здесь является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребёнке, возможность искать и утверждать своё представление о красоте. Решить эту проблему можно разными путями, одни из которых - интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности.

Музыкальная культура напоминала немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусства (художественной литературой, живописью), музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния вызванного музыкальным произведением. Опираясь на взгляды известных художников – педагогов, психологов (А.В. Бакунинский, Б.М. Неменский, Л.С. Выготский), условно можно выделить три блока задач:

- нравственно-эстетические

- интеллектуально-творческие

- технические (развитие ручной умелости, овладение средствами выразительности).

Для расширения этих задач в группах должна быть создана среда, в которой ребёнок смог бы свободно действовать с красками, пластилином, экспериментировать со звучащими инструментами. Параллельно с этим должна вестись работа по знакомству детей с народно-прикладным творчеством, с произведениями великих музыкантов и живописцев, художников - иллюстраторов детской книги, что позволило бы дошкольникам научиться сопереживать героям сказок и рассказов, любоваться и наслаждаться поэзией, живописью, музыкой.

Работа воспитателя, музыкального руководителя и руководителя изостудии тесно взаимосвязана. Содержание занятий по познавательному развитию, которые проводит воспитатель, способствуют формированию у детей знаковой функции сознания. Дети знакомятся с различными знаковыми системами: это цифры и буквы разных эпох и народов, дорожные знаки, семантика народных растений и т.д. Дети придумывают свой символ, символ своей группы, записывают свои истории и сказки с помощью знаковой системы северных растений.

Руководитель изостудии для развития творческого воображения предлагает детям экспериментировать с цветом, учит образовывать новые цвета и оттенки, знакомит с тёплой и холодной, сближенной и контрастной гаммой цветов. К старшему дошкольному возрасту у детей формируются представления о таких средствах выразительности, как цвет, линия, пятно, форма, линейная и многоплановая композиция.

Всё выше сказанное является базой для занятий по интегрированию изобразительного искусства и музыки.

Работа должна начинаться с внимательного прослушивания отдельных звуков и их рисования. Это может быть шорох осенних листьев под ногами, шелест бумаги, скрип двери, звон колокольчиков и т.д.

Постепенно дети начинают замечать многообразие звукового окружения, рисовать звуки похожие и резко отличающиеся друг от друга звуки, рождённые миром природы и музыкальными инструментами.

С течением времени детей подводят к пониманию того, что звуки сливаются в музыку, которую также можно передать с помощью цвета, линий, пятен, сплетая их в единую композицию. Для прослушивания и рисования детям целесообразнее сначала предложить гамму до мажор, затем отдельные музыкальные фразы.

Следующий этап – это короткие фортепианные этюды и впоследствии – фрагменты из балетов и опер.

После прослушивания музыкального произведения предлагаются свои впечатления, эмоции и чувства выразить в пластике или рисунке, постараться разгадать тайну композитора, понять язык музыки.

 

 

Лоскутова Р.Р.

Консультация для педагогов

Музыка и музыкальная деятельность дошкольников

 

Музыка для детей

К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музы­кой, картинами великих художников, с литературными произве­дениями формирует творческую личность, создает благоприят­ные условия для развития эстетических - по выражению Л.С.Вы­готского, «умных» - эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции вставляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников.

Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), |то и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям осознать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.

Приоритетное направление в музыкальном развитии дошкольников - обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду:

 

Композитор

Исполнитель ^——————————^ Слушатель

 

Композитор-творец, создавая музыкальные произведения, выражает в них систему взглядов, чувств, настроения, культурный опыт об окружающем нас мире. Но музыкальное сочинение становится социально-эстетическим феноменом, если находит своего исполнителя и слушателя.

Основная функция музыки в контексте современного подхода к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста - социокультурная, т.е. постижение и освоение мира через художественный опыт и развитие личности.

Рассмотрим три указанные выше составляющие (композитор, исполнитель, слушатель), без которых невозможна музыкальная культура общества. О роли классической музыки в духовном становлении личности дошкольника достаточно много написано (О.П.Радынова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Школяр и др.). Укажем лишь на некоторые закономерности музыки как вида искусства, значимые для дет­ского восприятия. Это:

- интонационная природа музыкального искусства;

- единство содержания и формы в музыкальных произведениях.

Известный композитор и музыковед Б.В.Асафьев в исследова­нии «Музыкальная форма как процесс» научно обосновал взгляд на музыку как на интонационное искусство, специфика которого состоит в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое со­держание через музыкальную интонацию, подобно тому, как внут­реннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Как речевая, так и музыкальная интонации способны передать чув­ства, мысли человека, его внутренний мир. Термин «интонация» означает интонирование, равное протяженности музыкального произведения. Музыкальная форма в широком смысле и есть про­цесс смены интонации, есть совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. Временная природа музыки позволяет передать процессы развития. Чтобы «вжиться» в смысл музыкального произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов. И этому помогает организация музыкального материала в определенную конструк­цию, т. е. форму в узком смысле слова.

Дети дошкольного возраста ярче всего воспринимают музыкаль­ное произведение, имеющее выразительную мелодию.

Мелодия - это последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада, несущая определенный образно-выразительный смысл, определенную музыкальную мысль. Как мы уже отмечали, мелодия (взаимодействие интонаций) имеет много общего с речью челове­ка: наличие в той и другой некоторого среднего темпа, от которого делаются отклонения, интонационные и динамические спады к концу фраз, расчлененность на фразы и другие разделы.

Музыкальная мысль, относительно развитая и законченная, обра­зует период. В основе его построения лежит принцип повтора. Как правило, два предложения периода имеют сходное начало и раз­личные окончания. Вспомним «Болезнь куклы» П.И.Чайковского.

Период

1-е предложение 2-е предложение

А А1

Такая форма музыкального произведения называется одноча­стной. Два последовательно расположенных периода образуют простую двухчастную форму, в основе которой лежат принципы повторности (в каждом из периодов) и контраста (между периодами). Например, «Полька» М.И.Глинки.

Период А Период В

| 1-е предложение | | 2-е предложение |

| 1-е предложение | | 2-е предложение |

А А1

В В1

Простая трехчастная форма состоит из трех частей: первая и третья части в ней одинаковые, средняя - контрастная. Трехчастная форма - одна из самых распространенных. Она часто встречается в песнях и романсах, в маршах и танцевальной музыке.

Период АПериод В Период А

А А1 В

В1 А А1

Например: «Вальс» П.И.Чайковского, «Романс» Д.Д.Шоста­ковича, «Марш» С.С.Прокофьева.

Различение детьми музыкальной формы произведения имеет следующие возрастные особенности. Младшие дошкольники раз­личают и усваивают пьесы с ярко выраженной контрастностью А В). Дошкольники среднего возраста - как контрастные, так и Повторные части (А В; А В А). Дети старшего дошкольного возра­ста узнают не только простые формы, основанные на принципах повтора и контраста, но и вариации, где оба принципа вступают в сложное взаимодействие (А1 А1А2 А3 и т.д., например «Камарин­ская» П.И.Чайковского).

Итак, композитор создал музыкальное произведение, совер­шенное по форме и жизненное по содержанию. Его индивидуаль­ный замысел и художественное содержание должен передать слу­шателю исполнитель. В нашем случае - педагог-музыкант.

Уровень исполнительского мастерства во многом определяет степень восприятия и доходчивость для детей музыкального про­изведения. Исполнение музыки должно быть ярким и выра­зительным, чтобы помочь детям воспринять представленный Художественный образ. Выразительность исполнения включает точ­ное прочтение текста (недопустимы погрешности в нотах), а так­же понимание композиторского замысла, нахождение необходи­мых выразительных средств, способов звукоизвлечения, нюанси­ровки, правильного соотношения мелодии и аккомпанемента. При­ведем пример. С детьми разбирается трехчастная форма.

Музыка частей произведения лишена ярких контрастов, построена на од­ном тематическом материале. Не все дети воспринимают мало­контрастную трехчастную форму, слышат динамику развития музыкального образа. Объяснить все это только словами - мало, необходимо так исполнить пьесу, чтобы ребенок услышал, уло­вил отдельные фрагменты сочинения. Например, 1-я и 3-я части исполняются затаенно, на приглушенной звучности, отрывисто, а средняя - на умеренной звучности, более весомо.

Особая образность, выразительность произведений, исполня­емых для дошкольников, требуют высокого уровня владения тех­ническими навыками - беглости и легкости исполнения. При этом виртуозность должна всегда подчиняться созданию художественно­го образа.

Музыкант-педагог, работающий с дошкольниками, должен целенаправленно формировать специальные исполнительские на­выки: хорошо читать с листа, транспонировать пьесы, песни, легко подбирать по слуху, играть, не глядя на клавиатуру.

Художественная культура педагога-музыканта - непременное условие его профессионализма: это в первую очередь развитый му­зыкальный вкус, культура речи, широта эстетических интересов.

Выразительная речь - важнейшее средство эмоционального воздействия на маленького слушателя. Об этом хорошо пишет Д.Б.Кабалевский в замечательной книге «Как рассказывать детям о музыке?». Ее необходимо изучить всем музыкантам, работаю­щим с детьми.

Словесное общение музыкального руководителя с детской аудиторией требует от него постоянного совершенствования куль­туры устной речи - правильного произношения, широкого и точ­ного использования словарного запаса, соблюдения грамматиче­ских правил языка и стилистической выразительности. Наилуч­шее описание художественных образов, близких музыке, достига­ется с помощью разнообразных эпитетов, сравнений, метафор. Особое внимание следует обратить на умение владеть точным и ярким словом, но в то же время речь должна быть доступной по­ниманию детской аудитории, не страдать многословием.

Грамотный подбор произведений для детей - одно из необходи­мых умений для педагога-музыканта. Народная песня и танец - основа такого репертуара. Существует значительное количество об­работок (Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.С.Прокофьева и др.), в которых сохранены особенности народ­ной музыки, ее национальное своеобразие. Однако существуют и маловыразительные обработки, не имеющие эстетической ценно­сти. Музыкальный руководитель, выбирая произведения народно­го искусства, должен строго оценивать их качество, отвергать те из них, где, например, аккомпанемент, диссонирующие созвучия не соответствуют стилю народной музыки.

Общепризнанными с педагогической точки зрения стали миниа­тюры русских композиторов-классиков. Регулярно в печати появ­ляются тематические сборники, например: «Подснежник», «Травка зеленеет», «Поет-поет соловушка». В них включены пьесы А.К.Лядова, Ц.А.Кюи, В.С.Калинникова, А.Т.Гречанинова, П.И.Чайковского. Воспитание средствами классической музыки развивает эмоциональную отзывчивость ребенка, армирует нравственные качества, обогащает музыкально-слуховые представления. Однако вряд ли целесообразно применять образцы только привычного классического звукового словаря. Готовя сегодняшнего слушателя, необходимо приучить детское ухо к современному интонационному строю, что практикуется в детских садах еще недостаточно. Яркая образность произведений Д.Б.Кабалевского, С.М.Слонимского, С.А.Губайдулиной, Г.А.Струве, С.Соснина, Г.В.Свиридова импонирует детям, способствует формированию у них адекватных эмоциональных реакций.

Как мы отмечали, жизнь музыкального произведения продолжается в слушателе, ведь известно, что музыка является специфическим видом общения. Но для ее понимания необходимо, чтобы музыкальный язык был понятен слушателю. Эмоции и переживания выражаются в музыке через закодированную информацию: звуковысотные и ритмические соотношения, гармоническую и тембровую окраску, ладовую и композиционную организацию музыкальной ткани. Для их выявления и перевода в собственно чувства, обеспечивающие содержание музыкального произведения, необходимы общие для композитора и слушателя формы отражения объективных процессов и субъективных переживаний.

К объективным процессам, доступным для выражения языком музыки, относятся такие элементы движения музыкальной ткани, как ускорение и замедление, усиление или ослабление звучания, разнообразные интонации (спокойные или возбужденные, задумчивые или решительные, героические и трагические и т.д.). Установлено, что закрепившись в сознании слушателя, музыкальная ткань произведения (структура) образует логику музыкального мышления, создающую необходимые условия для формирования способности к восприятию музыки самыми разнообразными категориями слушателей. Наиболее легко слушателем усваиваются общие в жанровом и ладовом отношении мелодии. Они «обобщаются» слухом, формируют «модели» лада, жанра, формы.

У маленького слушателя складывается эмоциональное (положительное, отрицательное или безразличное) отношение к определенным музыкальным произведениям, выступающим в качестве образцов различных жанров и стилей.

Положительные реакции на музыку возникают тогда, когда принятая музыка согласуется с предшествующим опытом. Когда музыка отличается от воспринимаемой ранее, то она принимается не сразу. Слушатель, как правило, ищет знакомые черты, старается понять ее закономерности, уложить новую музыку в рамки усвоенного. И если узнавание не состоится, то и не возникнет положительного подкрепления слухового образа, музыка пол­ноценно не воспринимается. Вот почему степень подготовлен­ности слушателя, его культура стоят в прямой зависимости от художественности и доступности музыкальных произведений. Де­тям второй младшей группы (3-4 лет) доступны небольшие по объему песни и пьесы с ярко выраженным характером, запо­минающимися образами («Дождик» Г.Г.Лобачева, «Моя лошад­ка» А.Т.Гречанинова и др.). В этом возрасте дошкольники спо­собны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инст­рументов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание. У детей определяется удобный для пения диапазон голо­са (ре1-ля1).

Наличие определенного музыкального опыта позволяет воспи­танникам средней группы (4-5 лет) активно и разносторонне проявить себя в музыкальной деятельности. Средства вырази­тельности направлены на формирование у детей целостного и диф­ференцированного восприятия музыкальных образов (например, подвижное звучание шестнадцатых долей в пьесе А.Я.Жилинско-го «Гроза» ассоциируется с изображением дождя; низкий регистр, медленный темп, негромкая звучность (первая часть) передают образ медведя, а подвижность, высокий регистр (вторая часть) - образ зайца в пьесе В.И.Ребикова «Медведь и зайцы»).

Репертуар включает песни небольшого диапазона (ре1-си1), мелодии которых построены на устойчивых ступенях лада. Детям еще трудно спеть кварту или квинту (особенно в нисходящем дви­жении), но, если эти интервалы выражают знакомую эмоцию (например, восклицание), трудность эта вполне преодолима.

Наиболее успешно развивается целостное восприятие произ­ведения (с последующим различением характерных средств выра­зительности) в процессе обучения ритмическим движениям. Дети выражают в движении динамику (громко-тихо), регистры (вы­соко-низко), подчеркивают четкость или плавность мелодии, меняют движения в соответствии с музыкальной формой произ­ведения, отдельными музыкальными фразами.

Восприятие у детей старшего дошкольного возраста достаточ­но развито. Детей знакомят с различными картинами действитель­ности, воплощенными в художественную форму. Например, при ознакомлении детей старшей группы с пьесой «Смелый наезд­ник» Р. Шумана их внимание привлекается к трехчастной форме произведения, к изобразительным средствам: оживленному тем­пу, порывистому характеру музыки, изменениям в мелодии, пе­реходящей из среднего регистра в нижний и обратно.

Детей следует вести от целостного восприятия произведения к более дифференцированному, раскрывать и пояснять значение выразительно-изобразительных средств в развитии художественного образа.

Осознанное усвоение элементов музыкальной речи в старшем дошкольном возрасте направлено на формирование творческих проявлений: приобщению к песенным и инструментальным имп­ровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...