По развитию у детей цветомузыкального восприятия
В деятельности музыкального руководителя можно выделить направления, выполнение задач которого невозможно без теснейшего контакта и взаимопонимания с воспитателем и руководителем изостудии. Стимулируя воображение детей в одном виде творчества, необходимо инициировать другие его виды: в данном случае дать возможность каждому ребёнку восприятие звуков музыки выразить в красках, рисунке. Л.С.Выготский в книге «Психология искусства» писал: «Обучить творческому акту нельзя, но это не значит, что нельзя воспитателю содействовать образованию и появлению». Совместная работа музыкального руководителя и руководителя изостудии по художественно-эстетическому воспитанию не ставит своей целью подготовить профессиональных художников, музыкантов, танцоров или дать ещё больший запас знаний и умений. Первостепенным здесь является раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом ребёнке, возможность искать и утверждать своё представление о красоте. Решить эту проблему можно разными путями, одни из которых - интегрированные занятия по музыкальной и изобразительной деятельности. Музыкальная культура напоминала немало сочинений, понимание которых не только вполне доступно детям, но и полезно в плане комплексного преподнесения. Сочетаясь с произведениями других видов искусства (художественной литературой, живописью), музыка углубляет понимание их художественного образа, эмоционально обогащает его восприятие, в то же самое время средства изобразительного искусства открывают широкие возможности для того, чтобы выразить в линиях, красках, оттенках чувствование музыкального ритма, настроения, душевного состояния вызванного музыкальным произведением. Опираясь на взгляды известных художников – педагогов, психологов (А.В. Бакунинский, Б.М. Неменский, Л.С. Выготский), условно можно выделить три блока задач:
- нравственно-эстетические - интеллектуально-творческие - технические (развитие ручной умелости, овладение средствами выразительности). Для расширения этих задач в группах должна быть создана среда, в которой ребёнок смог бы свободно действовать с красками, пластилином, экспериментировать со звучащими инструментами. Параллельно с этим должна вестись работа по знакомству детей с народно-прикладным творчеством, с произведениями великих музыкантов и живописцев, художников - иллюстраторов детской книги, что позволило бы дошкольникам научиться сопереживать героям сказок и рассказов, любоваться и наслаждаться поэзией, живописью, музыкой. Работа воспитателя, музыкального руководителя и руководителя изостудии тесно взаимосвязана. Содержание занятий по познавательному развитию, которые проводит воспитатель, способствуют формированию у детей знаковой функции сознания. Дети знакомятся с различными знаковыми системами: это цифры и буквы разных эпох и народов, дорожные знаки, семантика народных растений и т.д. Дети придумывают свой символ, символ своей группы, записывают свои истории и сказки с помощью знаковой системы северных растений. Руководитель изостудии для развития творческого воображения предлагает детям экспериментировать с цветом, учит образовывать новые цвета и оттенки, знакомит с тёплой и холодной, сближенной и контрастной гаммой цветов. К старшему дошкольному возрасту у детей формируются представления о таких средствах выразительности, как цвет, линия, пятно, форма, линейная и многоплановая композиция. Всё выше сказанное является базой для занятий по интегрированию изобразительного искусства и музыки.
Работа должна начинаться с внимательного прослушивания отдельных звуков и их рисования. Это может быть шорох осенних листьев под ногами, шелест бумаги, скрип двери, звон колокольчиков и т.д. Постепенно дети начинают замечать многообразие звукового окружения, рисовать звуки похожие и резко отличающиеся друг от друга звуки, рождённые миром природы и музыкальными инструментами. С течением времени детей подводят к пониманию того, что звуки сливаются в музыку, которую также можно передать с помощью цвета, линий, пятен, сплетая их в единую композицию. Для прослушивания и рисования детям целесообразнее сначала предложить гамму до мажор, затем отдельные музыкальные фразы. Следующий этап – это короткие фортепианные этюды и впоследствии – фрагменты из балетов и опер. После прослушивания музыкального произведения предлагаются свои впечатления, эмоции и чувства выразить в пластике или рисунке, постараться разгадать тайну композитора, понять язык музыки.
Лоскутова Р.Р. Консультация для педагогов Музыка и музыкальная деятельность дошкольников
Музыка для детей К искусству ребенок приобщается с детства. Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями формирует творческую личность, создает благоприятные условия для развития эстетических - по выражению Л.С.Выготского, «умных» - эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания личности человека. Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции вставляют главное содержание, особенно привлекательны для дошкольников. Музыка - искусство «интонируемого смысла» (Б.В.Асафьев), |то и определяет богатство эмоционально-смыслового содержания музыкальных произведений. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям осознать мир, воспитывает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, внимание к другому человеку, природе, интерес к народам своей Родины и других стран. Так формируется полноценная личность, человек способный чувствовать и сострадать.
Приоритетное направление в музыкальном развитии дошкольников - обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений. Известно, что жизнь музыкального произведения можно представить как триаду:
Композитор Исполнитель ^——————————^ Слушатель
Композитор-творец, создавая музыкальные произведения, выражает в них систему взглядов, чувств, настроения, культурный опыт об окружающем нас мире. Но музыкальное сочинение становится социально-эстетическим феноменом, если находит своего исполнителя и слушателя. Основная функция музыки в контексте современного подхода к эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста - социокультурная, т.е. постижение и освоение мира через художественный опыт и развитие личности. Рассмотрим три указанные выше составляющие (композитор, исполнитель, слушатель), без которых невозможна музыкальная культура общества. О роли классической музыки в духовном становлении личности дошкольника достаточно много написано (О.П.Радынова, А.А.Мелик-Пашаев, Л.В.Школяр и др.). Укажем лишь на некоторые закономерности музыки как вида искусства, значимые для детского восприятия. Это: - интонационная природа музыкального искусства; - единство содержания и формы в музыкальных произведениях. Известный композитор и музыковед Б.В.Асафьев в исследовании «Музыкальная форма как процесс» научно обосновал взгляд на музыку как на интонационное искусство, специфика которого состоит в том, что оно воплощает эмоционально-смысловое содержание через музыкальную интонацию, подобно тому, как внутреннее состояние человека воплощается в интонациях речи. Как речевая, так и музыкальная интонации способны передать чувства, мысли человека, его внутренний мир. Термин «интонация» означает интонирование, равное протяженности музыкального произведения. Музыкальная форма в широком смысле и есть процесс смены интонации, есть совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание. Временная природа музыки позволяет передать процессы развития. Чтобы «вжиться» в смысл музыкального произведения, прочувствовать его, необходимо проследить за развитием музыкальных образов. И этому помогает организация музыкального материала в определенную конструкцию, т. е. форму в узком смысле слова.
Дети дошкольного возраста ярче всего воспринимают музыкальное произведение, имеющее выразительную мелодию. Мелодия - это последовательность звуков, объединенных посредством ритма и лада, несущая определенный образно-выразительный смысл, определенную музыкальную мысль. Как мы уже отмечали, мелодия (взаимодействие интонаций) имеет много общего с речью человека: наличие в той и другой некоторого среднего темпа, от которого делаются отклонения, интонационные и динамические спады к концу фраз, расчлененность на фразы и другие разделы. Музыкальная мысль, относительно развитая и законченная, образует период. В основе его построения лежит принцип повтора. Как правило, два предложения периода имеют сходное начало и различные окончания. Вспомним «Болезнь куклы» П.И.Чайковского. Период 1-е предложение 2-е предложение А А1 Такая форма музыкального произведения называется одночастной. Два последовательно расположенных периода образуют простую двухчастную форму, в основе которой лежат принципы повторности (в каждом из периодов) и контраста (между периодами). Например, «Полька» М.И.Глинки. Период А Период В | 1-е предложение | | 2-е предложение | | 1-е предложение | | 2-е предложение | А А1 В В1 Простая трехчастная форма состоит из трех частей: первая и третья части в ней одинаковые, средняя - контрастная. Трехчастная форма - одна из самых распространенных. Она часто встречается в песнях и романсах, в маршах и танцевальной музыке. Период АПериод В Период А А А1 В В1 А А1 Например: «Вальс» П.И.Чайковского, «Романс» Д.Д.Шостаковича, «Марш» С.С.Прокофьева. Различение детьми музыкальной формы произведения имеет следующие возрастные особенности. Младшие дошкольники различают и усваивают пьесы с ярко выраженной контрастностью А В). Дошкольники среднего возраста - как контрастные, так и Повторные части (А В; А В А). Дети старшего дошкольного возраста узнают не только простые формы, основанные на принципах повтора и контраста, но и вариации, где оба принципа вступают в сложное взаимодействие (А1 А1А2 А3 и т.д., например «Камаринская» П.И.Чайковского).
Итак, композитор создал музыкальное произведение, совершенное по форме и жизненное по содержанию. Его индивидуальный замысел и художественное содержание должен передать слушателю исполнитель. В нашем случае - педагог-музыкант. Уровень исполнительского мастерства во многом определяет степень восприятия и доходчивость для детей музыкального произведения. Исполнение музыки должно быть ярким и выразительным, чтобы помочь детям воспринять представленный Художественный образ. Выразительность исполнения включает точное прочтение текста (недопустимы погрешности в нотах), а также понимание композиторского замысла, нахождение необходимых выразительных средств, способов звукоизвлечения, нюансировки, правильного соотношения мелодии и аккомпанемента. Приведем пример. С детьми разбирается трехчастная форма. Музыка частей произведения лишена ярких контрастов, построена на одном тематическом материале. Не все дети воспринимают малоконтрастную трехчастную форму, слышат динамику развития музыкального образа. Объяснить все это только словами - мало, необходимо так исполнить пьесу, чтобы ребенок услышал, уловил отдельные фрагменты сочинения. Например, 1-я и 3-я части исполняются затаенно, на приглушенной звучности, отрывисто, а средняя - на умеренной звучности, более весомо. Особая образность, выразительность произведений, исполняемых для дошкольников, требуют высокого уровня владения техническими навыками - беглости и легкости исполнения. При этом виртуозность должна всегда подчиняться созданию художественного образа. Музыкант-педагог, работающий с дошкольниками, должен целенаправленно формировать специальные исполнительские навыки: хорошо читать с листа, транспонировать пьесы, песни, легко подбирать по слуху, играть, не глядя на клавиатуру. Художественная культура педагога-музыканта - непременное условие его профессионализма: это в первую очередь развитый музыкальный вкус, культура речи, широта эстетических интересов. Выразительная речь - важнейшее средство эмоционального воздействия на маленького слушателя. Об этом хорошо пишет Д.Б.Кабалевский в замечательной книге «Как рассказывать детям о музыке?». Ее необходимо изучить всем музыкантам, работающим с детьми. Словесное общение музыкального руководителя с детской аудиторией требует от него постоянного совершенствования культуры устной речи - правильного произношения, широкого и точного использования словарного запаса, соблюдения грамматических правил языка и стилистической выразительности. Наилучшее описание художественных образов, близких музыке, достигается с помощью разнообразных эпитетов, сравнений, метафор. Особое внимание следует обратить на умение владеть точным и ярким словом, но в то же время речь должна быть доступной пониманию детской аудитории, не страдать многословием. Грамотный подбор произведений для детей - одно из необходимых умений для педагога-музыканта. Народная песня и танец - основа такого репертуара. Существует значительное количество обработок (Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского, А.К.Лядова, С.С.Прокофьева и др.), в которых сохранены особенности народной музыки, ее национальное своеобразие. Однако существуют и маловыразительные обработки, не имеющие эстетической ценности. Музыкальный руководитель, выбирая произведения народного искусства, должен строго оценивать их качество, отвергать те из них, где, например, аккомпанемент, диссонирующие созвучия не соответствуют стилю народной музыки. Общепризнанными с педагогической точки зрения стали миниатюры русских композиторов-классиков. Регулярно в печати появляются тематические сборники, например: «Подснежник», «Травка зеленеет», «Поет-поет соловушка». В них включены пьесы А.К.Лядова, Ц.А.Кюи, В.С.Калинникова, А.Т.Гречанинова, П.И.Чайковского. Воспитание средствами классической музыки развивает эмоциональную отзывчивость ребенка, армирует нравственные качества, обогащает музыкально-слуховые представления. Однако вряд ли целесообразно применять образцы только привычного классического звукового словаря. Готовя сегодняшнего слушателя, необходимо приучить детское ухо к современному интонационному строю, что практикуется в детских садах еще недостаточно. Яркая образность произведений Д.Б.Кабалевского, С.М.Слонимского, С.А.Губайдулиной, Г.А.Струве, С.Соснина, Г.В.Свиридова импонирует детям, способствует формированию у них адекватных эмоциональных реакций. Как мы отмечали, жизнь музыкального произведения продолжается в слушателе, ведь известно, что музыка является специфическим видом общения. Но для ее понимания необходимо, чтобы музыкальный язык был понятен слушателю. Эмоции и переживания выражаются в музыке через закодированную информацию: звуковысотные и ритмические соотношения, гармоническую и тембровую окраску, ладовую и композиционную организацию музыкальной ткани. Для их выявления и перевода в собственно чувства, обеспечивающие содержание музыкального произведения, необходимы общие для композитора и слушателя формы отражения объективных процессов и субъективных переживаний. К объективным процессам, доступным для выражения языком музыки, относятся такие элементы движения музыкальной ткани, как ускорение и замедление, усиление или ослабление звучания, разнообразные интонации (спокойные или возбужденные, задумчивые или решительные, героические и трагические и т.д.). Установлено, что закрепившись в сознании слушателя, музыкальная ткань произведения (структура) образует логику музыкального мышления, создающую необходимые условия для формирования способности к восприятию музыки самыми разнообразными категориями слушателей. Наиболее легко слушателем усваиваются общие в жанровом и ладовом отношении мелодии. Они «обобщаются» слухом, формируют «модели» лада, жанра, формы. У маленького слушателя складывается эмоциональное (положительное, отрицательное или безразличное) отношение к определенным музыкальным произведениям, выступающим в качестве образцов различных жанров и стилей. Положительные реакции на музыку возникают тогда, когда принятая музыка согласуется с предшествующим опытом. Когда музыка отличается от воспринимаемой ранее, то она принимается не сразу. Слушатель, как правило, ищет знакомые черты, старается понять ее закономерности, уложить новую музыку в рамки усвоенного. И если узнавание не состоится, то и не возникнет положительного подкрепления слухового образа, музыка полноценно не воспринимается. Вот почему степень подготовленности слушателя, его культура стоят в прямой зависимости от художественности и доступности музыкальных произведений. Детям второй младшей группы (3-4 лет) доступны небольшие по объему песни и пьесы с ярко выраженным характером, запоминающимися образами («Дождик» Г.Г.Лобачева, «Моя лошадка» А.Т.Гречанинова и др.). В этом возрасте дошкольники способны различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритмический рисунок, громкое и тихое звучание. У детей определяется удобный для пения диапазон голоса (ре1-ля1). Наличие определенного музыкального опыта позволяет воспитанникам средней группы (4-5 лет) активно и разносторонне проявить себя в музыкальной деятельности. Средства выразительности направлены на формирование у детей целостного и дифференцированного восприятия музыкальных образов (например, подвижное звучание шестнадцатых долей в пьесе А.Я.Жилинско-го «Гроза» ассоциируется с изображением дождя; низкий регистр, медленный темп, негромкая звучность (первая часть) передают образ медведя, а подвижность, высокий регистр (вторая часть) - образ зайца в пьесе В.И.Ребикова «Медведь и зайцы»). Репертуар включает песни небольшого диапазона (ре1-си1), мелодии которых построены на устойчивых ступенях лада. Детям еще трудно спеть кварту или квинту (особенно в нисходящем движении), но, если эти интервалы выражают знакомую эмоцию (например, восклицание), трудность эта вполне преодолима. Наиболее успешно развивается целостное восприятие произведения (с последующим различением характерных средств выразительности) в процессе обучения ритмическим движениям. Дети выражают в движении динамику (громко-тихо), регистры (высоко-низко), подчеркивают четкость или плавность мелодии, меняют движения в соответствии с музыкальной формой произведения, отдельными музыкальными фразами. Восприятие у детей старшего дошкольного возраста достаточно развито. Детей знакомят с различными картинами действительности, воплощенными в художественную форму. Например, при ознакомлении детей старшей группы с пьесой «Смелый наездник» Р. Шумана их внимание привлекается к трехчастной форме произведения, к изобразительным средствам: оживленному темпу, порывистому характеру музыки, изменениям в мелодии, переходящей из среднего регистра в нижний и обратно. Детей следует вести от целостного восприятия произведения к более дифференцированному, раскрывать и пояснять значение выразительно-изобразительных средств в развитии художественного образа. Осознанное усвоение элементов музыкальной речи в старшем дошкольном возрасте направлено на формирование творческих проявлений: приобщению к песенным и инструментальным импровизациям, инсценированию игр, комбинированию элементов танцевальных движений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|