Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Музыкальное развитие ребенка раннего возраста




.

В данный возрастной период продолжается развитие основ музыкальных способностей ребенка. Особенно интенсивно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, прежде всего при слушании музыки, а также в элементарной детской исполнительской деятельности.

Развивается сенсорная основа музыкальности: дети начинают реагировать на выразительные отношения музыкальных звуков, различных по тембру, динамике, высоте.

Происходит развитие основ музыкального мышления и памяти. К концу второго года ребенок имеет запас музыкальных впечатлений, связанных с окружающим миром. Он узнает знакомые произведения, выделяет отдельные части в музыке, слышит выразительные интонации и т.п.

Музыкальные способности ребенка развиваются успешно при восприятии им музыки как вокальной, так и инструментальной. Дети проявляют искренний интерес к музыке, способны самостоятельно находить звучащий источник звука, садиться рядом с ним и с удовольствием слушать музыку, хотя длительность непрерывного восприятия остается небольшой. В этом возрасте малыши в течение 3-4 минут могут слушать несколько песен (или пьес), но между ними детям необходимо менять деятельность, например, можно выполнять музыкально-ритмические действия, содержательно связанные с музыкальным образом песни (после песни о зайчике попрыгать как зайчик и т.п.). В музыке дети чувствуют настроение, общий характер ее, отдельные интонации, эмоционально откликаются на нее.

На втором году вследствие интенсивного физического и психического развития развивается музыкальная активность малышей в процессе их приобщения к элементарным основам детской исполнительской деятельности. Ребенок все больше проявляет себя в творческой деятельности: развивается подражательность в пении, отмечаются не только импульсивные вокализации в ответ на пение взрослых, но и наблюдается подпевание им в виде отдельных слогов (да-да-да), слов (дом, Катя), звукоподражания (мяу-мяу, гав-гав).

В движениях под музыку дети также становятся все более активны, поскольку в этом возрасте уже развита подражательность. Появляются новые движения, перенятые у взрослых; определяются любимые, которыми они откликаются на знакомую плясовую. Это могут быть у отдельных детей пружинки, у других – притопы ногой, у третьих – покачивание на ногах и т.п. малыши становятся настолько активны, что показывают взрослому, как надо плясать под знакомую им музыку. Любят пляски под песни, в музыке которых ярко выражены контраст между частями музыки (например, пляска «Ай-да»), кроме того к концу года дети выполняют элементарные движения с атрибутами (листочком, платочком и т.п.). Во второй половине года пляшут по одному, в паре со взрослым или сверстником.

В сюжетных играх под музыку также активизируется деятельность детей, особенно нравятся им игры, в которых роль игрового образа выполняет игрушка, управляемая первоначально взрослым, а затем ребенком. Особенно нравятся малышам игры, в которых они убегают от игрушки, догоняют ее; любят искать кого-либо, будить; передают в играх несложные образы: летают как птички, прыгают как зайчики.

Появляются в деятельности детей первичные музыкально-творческие проявления. Так, после исполнения взрослым песни «Кукла Катя» на вторую часть песни ребенок сам выполняет соответствующие музыке движения: кукла пляшет, если звучит плясовая, или кукла спит, если он слышит колыбельную.

На третьем году наблюдается дальнейшее развитие музыкальности ребенка и прежде всего ее ведущего компонента – эмоциональной отзывчивости на музыку. Малыш не только откликается на общее настроении, переданное в музыке, но и выделяет понятные интонации восхищения, горя, вопроса и ответа.

Развивается музыкальная память и мышление, поскольку интенсивно расширяется музыкальный запас малыша. Он помнит многие музыкальные произведения, узнает их. Особенностью возраста является то, что ребенок любит многократно слушать полюбившиеся ему песни. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Развиваются музыкально-сенсорные особенности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов; темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.

В течение третьего года развивается активность детей в музыкальной деятельности. В связи с обогащением речи интенсивно развивается певческая деятельность. Малыш получает удовольствие от исполнения песен, он подпевает концы фраз, повторяющиеся фразы, и наконец, поет несложные песенки, построенные на простой мелодии с повторяющимися речевыми фразами. Большинство детей поют песни выразительно, напевно, но не точно передают мелодию песни.

Успешно развиваются движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности ребенка. Дети уже овладели разнообразными плясовыми движениями и умеют связывать их с характером музыки. Танцевать любят под пение взрослого, а также под инструментальную музыку без атрибутов и с ними. Чаще танцуют вместе со взрослыми, но умеют плясать и самостоятельно. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Движение в хороводе для них затруднено.

Кроме овладения разнообразными движениями дети уже способны сочетать в пляске движения рук и ног (хлопки в ладоши и притопывания ногой и т.п.), сочетать движения и подпевание (кружатся и подпевают «ля-ля-ля») и т.п.

Дети способны активно участвовать в музыкальных сюжетных играх, поскольку в этом возрасте интенсивно расширяются их представления об окружающем мире. Ребенок охотно исполняет образную роль шофера, взяв руль и исполняя песню про машину. Он понимает взаимоотношение в игре под музыку (цыплята должны убегать от кошки, кошка должна догонять цыплят). Малыш передавать особенности музыкального звучания (при замедлении темпа музыки, карусель постепенно останавливается – дети замедляют бег и т.п.).

В этом возрасте малыши готовы к музыкально-творческим проявлениям как в пении (придумывают плясовую, колыбельную для куклы), так и в играх- драматизациях – импровизируют характерные особенности движений игровых персонажей.

Таким образом, общение с музыкой позволяет решать разные педагогические задачи. Наибольший вклад, безусловно, будет сделан в формировании личности ребенка. Значительна роль музыки и в охране здоровья, в первую очередь в создании благоприятной психологической атмосферы. Музыка дает возможность создания приподнятого, радостного настроения; выражения и разрядки отрицательных эмоций; повышения или понижения активности у детей; привлечения внимания или переключения с одного вида деятельности на другой.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...