Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие педагога-музыканта и воспитателя как необходимое условие музыкального развития детей




Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в оди­наковой степени является музыкантом-исполнителем и педагогом-музыкантом.

Знание психолого-педагогических особенностей и закономер­ностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы Обучения и развития, успешно формировать музыкальные спо­собности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Отметим, что высшая цель педагога-музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку-дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником, партнером воспитанникам по музыкальной деятельности,.стать ненавязчивым проводником в мир музыки.

Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреж­дении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением («Истоки», «Развитие», «Дет­ство», «Дом радости»; парциальные: программы: «Синтез», «Гар­мония», «Ступеньки музыкального развития», «Москвичек» и др.). Музыкант-профессионал может варьировать музыкальное разви­тие детей, творчески подходя к программным требованиям, найти и воплотить свой взгляд на музыкальное воспитание в соответ­ствии с особенностями групп, в которых он работает.

Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать следующими умениями: организаторскими (способность организовывать собственную педагогическую работу и деятельность детей, коллектива); коммуникативными (способность управлять детским коллективом, контактировать со всеми работниками дошкольного учреждения, с родителями); конструк­тивными (умение целесообразно отбирать методы, средства и формы музыкальной работы с детьми, осознавать развивающие функции музыки).

Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности му­зыкального руководителя входит планирование и проведение:

- регулярных занятий-практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп (данные занятия должны быть направлены на овладение воспитателем программным репертуаром, музыкально-дидактическими играми, песнями, танцами, музыкально-рит­мическими упражнениями, приемами игры на детских музыкаль­ных инструментах);

- консультаций по организации музыкальных зон в группах, по подбору музыкально-дидактических игр;

- вечеров досуга и развлечений;

- праздничных утренников;

- музыкально-дидактических игр (включая изготовление ди­дактических игр и пособий).

Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (например, на занятиях по изобразитель­ной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогул­ках и т.п.).

Очень важен также тесный контакт музыканта-педагога с ро­дителями: проведение консультаций (например, по темам: «Раз­витие музыкальных способностей дошкольников», «Формирование музыкальных интересов ребенка в семье» и др.), помощь в орга­низации домашней фонотеки; рекомендации по подбору и ис­пользованию детских музыкальных инструментов, по прослуши­ванию музыки, радиопередач, просмотру телепередач и др.

Профессионализм в работе музыкального руководителя детского сада немыслим без самообразования, постоянного повышения ис­полнительского мастерства, приобретения новых знаний, твор­ческого поиска, аналитического восприятия собственной деятель­ности.

За постановку музыкального воспитания в своей группе ответ­ственен воспитатель, который помогает музыкальному руководи­телю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, ко­торые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритми­ческой деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая - в процессе слушания музыки. Воспитатель, не имеющий специаль­ной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсульти­роваться с музыкальным руководителем.

В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии:

он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении раз­личных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспи­тателя для показа движений в упражнениях, танцах.

В средней группе самостоятельность детей возрастает и функ­ции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необ­ходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы; при исполнении же детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оцени­вает их деятельность.

В группах старшего дошкольного возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. Действует воспитатель только по указанию музыкального руководителя. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует.

Лишь тесный педагогический контакт музыкального руково­дителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий.

Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необхо­димо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музы­кального воспитания и развития детей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...