Взаимодействие педагога-музыканта и воспитателя как необходимое условие музыкального развития детей
Музыкальный руководитель дошкольного учреждения в одинаковой степени является музыкантом-исполнителем и педагогом-музыкантом. Знание психолого-педагогических особенностей и закономерностей воспитательно-образовательной работы в детском саду помогает эффективно отбирать инновационные методы и приемы Обучения и развития, успешно формировать музыкальные способности ребенка, воздействовать на детский коллектив с позиций гуманной педагогики. Отметим, что высшая цель педагога-музыканта состоит не в том, каких и сколько он даст знаний и умений ребенку-дошкольнику, а сумеет ли он стать соучастником, партнером воспитанникам по музыкальной деятельности,.стать ненавязчивым проводником в мир музыки. Деятельность музыкального руководителя в дошкольном учреждении многообразна. Это прежде всего организация и проведение музыкальных занятий в соответствии с программой, выбранной данным дошкольным учреждением («Истоки», «Развитие», «Детство», «Дом радости»; парциальные: программы: «Синтез», «Гармония», «Ступеньки музыкального развития», «Москвичек» и др.). Музыкант-профессионал может варьировать музыкальное развитие детей, творчески подходя к программным требованиям, найти и воплотить свой взгляд на музыкальное воспитание в соответствии с особенностями групп, в которых он работает. Выполняя воспитательные функции, музыкальный руководитель должен обладать следующими умениями: организаторскими (способность организовывать собственную педагогическую работу и деятельность детей, коллектива); коммуникативными (способность управлять детским коллективом, контактировать со всеми работниками дошкольного учреждения, с родителями); конструктивными (умение целесообразно отбирать методы, средства и формы музыкальной работы с детьми, осознавать развивающие функции музыки).
Кроме проведения музыкальных занятий, в обязанности музыкального руководителя входит планирование и проведение: - регулярных занятий-практикумов с воспитателями каждой из возрастных групп (данные занятия должны быть направлены на овладение воспитателем программным репертуаром, музыкально-дидактическими играми, песнями, танцами, музыкально-ритмическими упражнениями, приемами игры на детских музыкальных инструментах); - консультаций по организации музыкальных зон в группах, по подбору музыкально-дидактических игр; - вечеров досуга и развлечений; - праздничных утренников; - музыкально-дидактических игр (включая изготовление дидактических игр и пособий). Музыкальный руководитель проводит работу, связанную с тем, чтобы музыка постоянно присутствовала в повседневной жизни детского сада (например, на занятиях по изобразительной деятельности, развитию речи, физкультурных, на прогулках и т.п.). Очень важен также тесный контакт музыканта-педагога с родителями: проведение консультаций (например, по темам: «Развитие музыкальных способностей дошкольников», «Формирование музыкальных интересов ребенка в семье» и др.), помощь в организации домашней фонотеки; рекомендации по подбору и использованию детских музыкальных инструментов, по прослушиванию музыки, радиопередач, просмотру телепередач и др. Профессионализм в работе музыкального руководителя детского сада немыслим без самообразования, постоянного повышения исполнительского мастерства, приобретения новых знаний, творческого поиска, аналитического восприятия собственной деятельности. За постановку музыкального воспитания в своей группе ответственен воспитатель, который помогает музыкальному руководителю в проведении занятий. Функции воспитателя в каждой из возрастных групп различны, а степень его активности на занятии обусловлена возрастом детей и теми конкретными задачами, которые стоят на данном занятии. Наибольшая роль воспитателю отводится в тех частях занятия, что связаны с музыкально-ритмической деятельностью (упражнения, танцы, игры), меньшая - в процессе слушания музыки. Воспитатель, не имеющий специальной музыкальной подготовки, до занятия должен проконсультироваться с музыкальным руководителем.
В младших группах детского сада воспитатель является активным участником педагогического процесса на музыкальном занятии: он поет вместе с детьми, играет с ними, водит хороводы, следит за правильной позой детей, помогает им при выполнении различных действий. Музыкальный руководитель привлекает воспитателя для показа движений в упражнениях, танцах. В средней группе самостоятельность детей возрастает и функции воспитателя становятся иными. Он действует лишь по необходимости, зачастую в косвенной форме напоминает, указывает, сопоставляет. При разучивании песен, танцев, игр воспитатель показывает их отдельные фрагменты, элементы; при исполнении же детьми уже выученного музыкального репертуара лишь оценивает их деятельность. В группах старшего дошкольного возраста воспитатель выполняет в основном вспомогательные функции: следит, как дети поют, танцуют, выполняют музыкально-ритмические движения и творчески проявляют себя в разных видах музыкальной деятельности; отмечает ошибки, чтобы в дальнейшем (в индивидуальной работе) их исправить. Действует воспитатель только по указанию музыкального руководителя. При знакомстве с инструментальной музыкой проводит беседу по картине, при пении может исполнить отдельный куплет или фразу, при разучивании игры выбирает ведущего, помогает распределить роли, т.е. не участвует, а только организует. Лишь тесный педагогический контакт музыкального руководителя и воспитателя даст положительный результат при проведении музыкальных занятий. Навыки и умения, полученные детьми на занятиях, необходимо закреплять, а это значит, что музыка должна звучать и во время индивидуальной работы, утренней гимнастики, подвижных игр, в вечерние часы досуга, стать иллюстрацией к рассказу, сказке и т.д. Воспитатель должен осуществлять преемственность между музыкальными занятиями и другими звеньями процесса музыкального воспитания и развития детей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|