Часть вторая. Страх и нелюбовь.
«Я был невинен как младенец, скромен как монах, «…Научи меня всему тому, что умеешь ты, Итак… «…хочу домой…домой пришел, а дома нет!.. » Согласитесь, у «Собаки» сильный финал… Не знаю, как кто, но первый раз я не смог себе объяснить почему после двух часов хохота, я вдруг стал серьезен, как герой пьесы и задал себе тот же вопрос: «А где же ДОМ? ». При том, что сомнения не вызывало ни его наличие в прошлом, ни его отсутствие сейчас… А появилось вот что… «…эти морячки побывали, Бог мой, - в Австралии, Новой Зеландии. … И мне предстоит то же самое, вот наденут на меня такую же форму. … И вот-вот, уже скоро, поезд довезет нас до Владивостока, а там еще чуть-чуть - и какое-то море, какие-то страны….
Страх появился и одиночество… Евгений описывает оба этих состояния очень подробно… Так, что сразу все вспоминаешь… «Но тут было дело посерьезнее. Здесь было…. Это как, знаете…. Идешь в школу, темно, потому что зима. Все очень знакомо, все звуки мешают жить. Ну, вот такая тропиночка по снегу. Впереди маячат другие бедолаги, какие-то мамы дергают вялых первоклассников. Снег, ветки, холодно. А сквозь ветки и снег на втором этаже светятся три окна. Светятся таким ядовитым, особым светом. Это кабинет русского языка. И сейчас будет сразу два урока «русского» подряд……. И ты идешь, но это хуже всего, это горе… Вспомнили? А еще если бы вы в тот момент, когда первый раз это услышали на спектакле (не в книге, на спектакле), обратили на себя внимание со стороны, вы увидели бы изуродованную, идиотскую улыбку. Как это было со мной… Потому, что я был настроен на «посмеяться», а воспоминания того страха превратили улыбку в гримасу… «Я не могу смотреть, как ведут в школу 1 сентября первоклассников. Это просто ужасное зрелище. А потом мальчик приходит из школы… такой странный…. Страх этой «нелюбви»… Ощущение незащищенности… «А на Русском острове было сильно….
Ты выходишь из дома где тебя все любят («мама, папа, бабушка вообще твой фэн, ну просто президент «фэн-клуба»») и идешь в «ДОМ, где тебя должны были бы обучить «любви», «ненависти» (любви к «своим» и ненависти к «чужим» (Гришковец берет две лучших иллюстрации – Школа и Армия)), а вместо обучения тебя сразу НЕНАВИДЯТ (приняв за «чужого»)… Дом и «ДОМ» попадают на разные территории, между ними появляется граница… Забор… «Я отлично могу понять офицеров. Они каждое утро выходили и видели нас, стоящих в строю. И было видно, что они хотели бы видеть нечто другое, а тут мы, в смысле конкретные такие, а еще узбеки, таджики, киргизы, ну, в общем, мы. Они, офицеры, когда поступали в училища, наверное, думали: командир на мостике - и такой гул, флаг и гюйс поднять - и все так торжественно, и флаги, и чайки, и эге-гей ээ… э! А тут мы, вот такие…. И с этим ничего не поделаешь. И так во всем вплоть до… «А потом начинается кукольный мультфильм………………. Такой мультфильм…. Про…ну…медведя, зайца и, к примеру, ежика…………… Ну, в общем, - лажа. Но….
Те, чье предназначение ОБРАЗОВАНИЕ (во всех смыслах этого слова), просто НЕЛЮБЯТ … Так начинается гибель ИМПЕРИИ (от лат. imperium, буквально - власть) … «Вот как кончится мир. Вот как кончится мир. Вот как кончится мир. Не взрыв, но всхлип… (Томас Элиот «Полые люди»)». В «Собаке» есть очень прямой и конкретный вопрос, который, так же тонет в педалированной комичности пьесы, и забывается зрителем… «Там, на Русском острове (во, название), все было - ритуал. Все было продумано, и во всем была видна традиция. Издавна. Всегда! Но самым грандиозным действом был - " перессык"! (дальше идет описание ритуала)… Но Гришковец повторяет его каждым новым спектаклем…
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|