Самостоятельная музыкальная деятельность детей
Подготовить ребенка к школе - значит научить его действовать активно, творчески, осознано. Этому во многом способствует самостоятельной художественной деятельности: театрально игровой, изобразительной, художественно-речевой и музыкальной. Часто можно наблюдать как дети по своей инициативе поют, водят хороводы, подбирают легкие мелодии на детских музыкальных инструментах, исполняют несложные пляски, инсценируют различные песни, сказки, проявляя при этом свое творчество. Они могут сами организовать игры в «Концерты», «Театр», «Спектакль», «Оркестр», «День рождения», «Музыкальное занятие» и др. Ребята пользуются игрушками, плоскостными музыкальными инструментами, фигурками, куклами, фланеле графом, музыкально-дидактическим и пособиями, различными атрибутами, кукольным театром с ширмой и многим другим. Детская самостоятельная деятельность в основном проявляется в форме сюжетно-ролевой игры с музыкальным оформлением, различных дидактических игр и упражнений /типа самообучения и взаимообучения/, т.е. в музицировании. В программе воспитания в детском саду самостоятельная художественна деятельность предусмотрена для детей 4-7 лет. Источником возникновения детского музицирования являются прежде всего музыкальные знания. Знания, полученные на занятиях, дети переносят в самостоятельную деятельность. Другим источником, питающим самостоятельное музицирование детей, являются праздники, развлечения. Это яркие страницы жизни ребенка. Сразу же после проведения праздников дети незамедлительно откликаются на них в своих играх. Конечно дети даже подготовительной группы не могут воссоздать весь ход праздника и последовательность номеров, но способы проникнуться радостным настроением и самостоятельно объединиться, приготовить и исполнить номера.
Ребенок также способен и к продуктивному творчеству. Он импровизирует несложные песенные мелодии, составляет композиции простейших танцев, инсценирует в движениях тексты песен, сочиняет попевки или ритмические группировки, исполняя их на детских музыкальных инструментах. Вся эта активная деятельность доставляет детям особое удовольствие. Большое значение для развития у детей самостоятельности, инициативы в музыкальной деятельности имеют оборудование, пособия, которые успешно могут быть использованы детьми в их творческих проявлениях. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности в каждой возрастной группе оборудованы музыкальные уголки. Дети с удовольствием поют песни, перелистывая листы альбома с картинками на темы знакомых песен. Имитируют игру на игрушечном рояле. С плоскостными музыкальными инструментами дети имитируют игру в оркестре. С целью развития детского песенного творчества хорошо изготовить музыкальное лото. На карточке изображены 1-2 картинки /кошка, зайчик, белка, цыпленок, неваляшка, ребенок/. Выбравший карточки должен сочинить по содержанию картинки песню на задуманный текст /например, «Мой праздничный флажок горит, как огонек»/. Ребенок, у которого на карточке лото оказался флажок, пробует сочинить попевку, после чего получает от ведущего карточку-дубликат и закрывает на карточке флажок. Важно, чтобы отведенное для музыкальных занятий место своим внешним оформлением привлекало детей и было доступно. Необходимо отобрать материалы, пособия, набор музыкальных инструментов. Время от времени их нужно заменять и пополнять. В целом все пособия и оборудование можно разделить на два типа: - требующие участия педагога - аудиовизуальные средства (диафильмы, музыкальный центр, телевизор, радио);
- используемые детьми самостоятельно - инструменты, настольные музыкально-дидактические игры, комплекты различных кукольных театров, элементы костюмов, атрибуты, художественные игрушки. Остановимся на музыкально-дидактических играх. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах. Основное назначение музыкально-дидактических игр - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях. Например, игры «Музыкальный телефон», «Из какой мы песни?», помогают детям чисто интонировать, определять, правильно ли спета песня. Игры.«Определи по ритму», «Вспомни мелодию», «Повтори» развивают чувство ритма. Музыкально-дидактические игры должны быть интересно и красочно оформлены. Игры, в которых дети сами принимают активное участие в их изготовлении, становятся наиболее любимыми и желанными. Например, дети могут вырезать ритмические карточки и кружки-ноты и приклеить с обратной стороны фланель, чтобы использовать их на фланелеграфе, или подобрать дома в журналах картинки, необходимые для таких игр, как «В лесу», «Что зайцы делают?», «Из какой мы песни?»... Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ее ход, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Для того, чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, воспитатель сом должен знать музыкальный репертуар, объем умений и навыков детей своей группы. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Воспитатель при проведении игры обращает внимание на то, чтобы ребенок, следуя образцу воспитателя или других детей, проявил инициативу, выдумку, элементы творчества. Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей /всей группой, подгруппой и индивидуально/. Со всеми детьми вместе /одновременно/ можно провести игры: «В лесу», «Матрешки», «Колобок», «Кто в домике живет?». Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Ведь музыкальная игра, как и любая другая, тати в себе большие педагогические возможности. Вот почему воспитатель пристально следит за игрой, и в случае необходимости приходит к детям на помощь.
Говоря о косвенном влиянии на детское музицирование, мы имеем в виду особое, очень точное руководство педагога: Предварительное планирование и создание условий. Это руководство проявляется в лаконичных предложениях, идущих как бы от соучастника: «Поиграем в праздник», «А хотите, а вам покажу музыкальную сказку»... Фактически эти предложения не содержат указаний, инструкций как надо действовать. Наличие музыкальной деятельности свидетельствует о хорошем уровне развития ребенка. С каждым годом все больше внимания уделяется развитию творческой активности ребенка. Мы должны открыть детям дверь в мир музыки, помочь делать первые шаги к прекрасному.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|