Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.3.2. Общая характеристика состояния муниципального имущества м.р. Ставропольский




Одним из наиболее важных аспектов анализа качества системы управления муниципальным имуществом выступает собственно состояние имущественного комплекса, которое может быть охарактеризовано через совокупность определенных экономических показателей.

Под системой управления муниципальным имуществом понимается взаимосвязанная совокупность принципов, правил и организаций, обеспечивающая целенаправленное, комплексное, систематическое воздействие органов местного самоуправления на муниципальное имущество в интересах его эффективного функционирования в соответствии с интересами муниципального образования как единого социально-экономического целого.

Основными элементами системы управления муниципальным имуществом являются: законодательная и нормативная база управления муниципальным имуществом; система органов управления муниципальным имуществом и используемые ими процедуры; система инфраструктурного обеспечения системы управления муниципальным имуществом.

Нормативно-правовая база управления муниципальным имуществом федерального и регионального уровня включает в себя широкий спектр актов, тем не менее, основным из них может считаться Федеральный закон от 06. 10. 2003 № 131-ФЗ" Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В гл. 8 данного закона закреплено, что муниципальное имущество и имущественные права муниципальных образований являются наряду со средствами местных бюджетов экономической основой местного самоуправления, как ресурса местного развития, поскольку все доходы от его использования и приватизации поступают в местный бюджет.

Анализ того объема отчетной и плановой документации, которая была представлена КУМИ, а также другими подразделениями, например, отчеты об исполнении бюджетов м. р. Ставропольский, свидетельствует об отсутствии комплексной социально-экономической оценки использования муниципального имущества.

Таблица 5. 3. 2. 1

 Динамика структуры консолидированных доходов от имущественного комплекса, тыс. руб.

 
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА 27 942, 7 25 622, 4 26027, 0 26187, 1 24443, 7
Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным районам 26, 0 - 59, 0 3, 5 0, 6
Проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов внутри страны за счет средств бюджетов муниципальных районов - - 532, 7 -
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах межселенных территорий муниципальных районов, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков        
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков 9818, 3        
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах сельских поселений, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков - 7719, 6 12284, 8 16118, 3 13571, 4
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления муниципальных районов и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) 12100, 0 7600, 0 7626, 0
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов управления сельских поселений и созданных ими учреждений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений) 1228, 4 845, 3 831, 3 915, 6 815, 9
Платежи от государственных и муниципальных унитарных предприятий - - - - 1858, 8
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности муниципальных районов (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) 1 250, 0 465, 0
Прочие поступления от использования имущества, находящегося в собственности сельских поселений (за исключением имущества муниципальных бюджетных и автономных учреждений, а также имущества муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных) - 25, 5

 

Высокая зависимость имущественных поступлений от доходов, связанных с продажей и арендой земельных участков, предполагает смещение акцента деятельности КУМИ в отношении работ по оформлению земельных участков, подготовки документации к совершению сделок с ними. Результаты основных направлений деятельности КУМИ за период 2011 – 2015 гг. представлены в табл. 5. 3. 2. 2.

 

Результаты деятельности КУМИ м. р. Ставропольский                Таблица 5. 3. 2. 2

Наименование показателя, ед.
Заключено договоров купли-продажи земельных участков

заключено договоров аренды, в том числе:

       
из земель поселений
из земель с/х назначения
из земель промышленности
Подготовлено рапоряжений по утверждению проектов границ земельных участков

В 2011 году заключено 29 краткосрочных договоров, из них 13 - для размещения нестационарных торговых объектов.

В 2012 году - 59 красткосрочных договоров, из них 231 - для размещения объектов связи. В 2013 году - 395 краткосрочных договоров, из них 368 - под объекты связи.

В 2014 заключено 37 краткосрочных договоров, из них 18 - под нестационарные торговые объекты.

В 2015 году заключено 34 краткосрочных договора, из них 16 - под нестационарные торговые объекты.

 

На основании данных табл. 5. 3. 2. 2 видно, что на исследуемом временном интервале уменьшилось количество заключаемых договоров купли-продажи земельных участков, однако отсутствие статистики по годам об их площади затрудняет трактовку данной тенденции. Достаточно стабильным на всем интервале исследования является количество заключаемых договоров аренды, при этом по данным 2011 – 2015 годов почти половина таких договоров являются краткосрочными на период до одного года. Постепенно сокращается количество распоряжений по утверждению проектов границ земельных участков (схем расположений), что может быть связано с уменьшением объема работы по данному направлению деятельности.

Резюмируя изложенное, необходимо отметить, что значения показателей, характеризующих состояние и использование муниципального имущества Ставропольского района, свидетельствуют о низкой эффективности работы со стороны уполномоченных органов местного самоуправления.

Ключевыми проблемами, стоящими на пути совершенствования организационно-экономического механизма управления имущественным комплексом, можно назвать две:

1) слабая привязка результатов деятельности КУМИ к показателям эффективности управления муниципальной собственностью, недостаточная информационная база для принятия результативных решений;

2) отсутствие единого видения перспектив развития имущественного комплекса как в рамках общих документов социально-экономического развития района, так и в специальных (ввиду отсутствия таковых в отношении муниципального сектора экономики).

Преодоление первой из указанных проблем возможно на основе переориентации деятельности КУМИ на максимизацию социально-экономического эффекта от использования (и продажи) муниципального имущества, включая земельные участки. Особое внимание следует уделить постановке системы отчетности, применения аналитических инструментов, привязке материальных стимулов сотрудников КУМИ к динамике показателей, характеризующих состояние имущественного комплекса.

Решение второй проблемы предполагает разработку стратегии социально-экономического развития Ставропольского района, которую, возможно, следует «подкрепить» среднесрочной ведомственной целевой программой по управлению муниципальным имуществом (оптимально – муниципальным сектором экономики).  

В практике муниципального управления в РФ существует достаточно примеров качественных программ в области управления имуществом. Среди ее сильных сторон следует назвать наличие целевых индикаторов, подробное описание мероприятий программы, увязанных по ресурсам и результатам.

Необходимо использовать наметившуюся положительную динамику в сфере управления имущественным комплексом для качественных преобразований в системе управления, что позволит обеспечить долгосрочную социально-экономическую эффективность от использования объектов муниципальной собственности в интересах территории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...