Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6. Анализ конкурентных преимуществ муниципального района Ставропольский




6. Анализ конкурентных преимуществ муниципального района Ставропольский

Для совместного анализа внутренней и внешней среды муниципального района использован метод SWOT-анализа. В рамках выполненного SWOT-анализа были определены сильные и слабые стороны социально-экономического положения муниципального района Ставропольский, угрозы и возможности его перспективному развитию по каждому из четырех основных аспектов:   муниципальный район – социум, муниципальный район - среда обитания, муниципальный район – предприниматель, муниципальный район - институт местного самоуправления (табл. 6. 1).

Важнейшим аспектом анализа внешней среды развития Ставропольского района является тот факт, что территориально район примыкает к городским округам Тольятти и Жигулёвск, образующих все вместе Тольяттинскую агломерацию, которая в свою очередь являются частью Самарско-Тольяттинской агломерации (конурбации) (СТА).

Муниципальный район участвует в образовании сразу, как минимум, четырёх агломераций:

- Жигулёвская (г. о. Жигулёвск + с. Валы, Яблоневый Овраг и др. );

- Тольяттинская (г. о. Тольятти + с. Васильевка, Зеленовка и др. );

-Тольяттинско-Жигулёвская (совокупность Тольяттинской и Жигулёвской агломераций);

- Самарско-Тольяттинская (как часть Тольяттинской агломерации).

Соответственно, Ставропольский район имеет существенный потенциал по извлечению агломерационных выгод из столь выгодного своего геополитического положения. Перспективы развития Ставропольского района надолго связаны с развитием СТА, точнее, с развитием в составе СТА.

Влияние любой агломерации на конкретную территорию неоднозначно. На каком-то этапе она «вытягивает ресурсы», но затем, в любом случае, наступает период получения автокорреляционных эффектов. В этой связи для Ставропольского района важны следующие агломерационные процессы:

-      освоение территории района жителями городских округов Тольятти и Самара (с. Васильевка, с. Ташла и т. д. )

-      привлечение в район новых инвесторов и реализация новых промышленных проектов (развитие ОЭЗ);

-      комплексное развитие инфраструктуры территории района, в т. ч. за счет средств областного и федерального бюджетов (инфраструктура ОЭЗ).

Таблица 6. 1

Матрица –SWOT муниципального района Ставропольский

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - СОЦИУМ»

Демографические факторы

Сильные стороны Слабые стороны
1. Демографический «оазис» Самарской области – наблюдается рост численности населения. 2. Высокая роль миграции в формировании прироста населения. 1. Увеличение количества лиц старше трудоспособного возраста составляет 26-27% к среднегодовой численности населения. Каждый четвертый житель района – пенсионер; 2. Репродуктивный потенциал в муниципальном районе отсутствует; 3. Крайне низкая ожидаемая продолжительность жизни мужского населения; 4. Снижается общий коэффициент рождаемости; 5. Не происходит замены уходящих поколений новыми.

Социальная сфера

Сильные стороны Слабые стороны
1. Увеличение доли лиц с высшим профессиональным образованием; 2. Стабильное число учреждений культурно-досугового типа; 3. Численность специалистов культурно-досуговой деятельности в учреждениях культурно-досугового типа; 4. Численность зарегистрированных пользователей библиотеками за этот период увеличилась 1. Нехватка мест в детских дошкольных учреждениях; 2. Работа школ в две смены. 3. Обеспеченность населения больничными койками ниже, чем принято в программных документах; 4. Нехватка медицинского персонала; 5. Здания учреждений культуры нуждаются в ремонте. 6. Снижение доли трудоспособного населения; 7. Не наблюдается роста численности занятых в экономике района; 8. Увеличение численности населения старше трудоспособного возраста.

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Сильные стороны Слабые стороны
1. Благоприятные природно-климатические условия для проживания и ведения сельского хозяйства в районе. 2. Выгодное транспортно-географическое положение района. 3. Наличие на территории муниципального района месторождений полезных ископаемых (мел, глина, пески, торф). 4. Наличие существенных запасов подземных вод, месторождений минеральных вод. 5. Высокая рекреационная привлекательность района (заповедник, национальный парк, орнитологические территории). 6. Высокие темпы ввода в действие жилых площадей. 7. Возможность предоставления земельных участков гражданам на льготной и бесплатной основе, а также формирование новых земельных участков.    8. Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой. 10. Наличие генеральной схемы очистки территории муниципального района Ставропольский. 1. Высокий износ инженерных коммуникаций (систем водоснабжения, водоотведения, очистных сооружений). 2. Сохраняющаяся большая очередность на улучшение жилищных условий 3. Бюджетозависимость предприятий жилищно-коммунального хозяйства. 4. Зависимость объема и стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг от платежеспособности населения. 5. Негативное влияние на окружающую среду (выбросы вредных веществ в атмосферу, загрязнение подземных и поверхностных вод). 6. Отсутствие автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферу. 7. Низкий уровень экологической культуры населения. 8. Неполная обеспеченность населенных пунктов района очистными сооружениями, полигонами ТБО. 9. Наличие и рост несанкционированных свалок отходов. 10. Неудовлетворительное состояние береговых территорий, водоохранных зон.
Возможности Угрозы
1. Возможность решения жилищных проблем за счет высоких темпов строительства и предоставления земельных участков на льготной и бесплатной основе. 2. Развитие сферы туризма. 3. Возможность позиционирования района в качестве созидателя. 3. Улучшение качества автомобильных дорог. 4. Расширение конкуренции в коммунальной сфере. 5. Строительство дополнительных пунктов сбора, хранения и переработки ТБО. 6. Улучшение качества подземных вод, за счет наведения порядка в обращении с твердыми бытовыми отходами. 7. Улучшение состава воздушного бассейна в связи с установкой и использованием мощных очистительных сооружений. 1. Высокий удельный вес грунтовых дорог, дорог, не отвечающих нормативным требованиям – повышения транспортных издержек, причина понижения конкурентоспособности района. 2. Снижение денежных поступлений в бюджет по сделкам купли-продажи земельных участков. 3. Несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям экономики. 4. Значительный износ существующих сетей водопроводов, скважин и водопроводных башен может привести к прекращению водоснабжения населенных пунктов района и сбою работы объектов теплоснабжения в отопительный период. 5. Вероятность техногенных катастроф в связи с износом оборудования и инженерной инфраструктуры.

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

 Внешний транспорт

Сильные стороны Слабые стороны
1. Территорию района пересекает Федеральная трасса М5 (Москва-Челябинск); 1. 1. трасса областного значения Тольятти–Димитровград, которая имеет выход на северные районы области; 2. Наличие речного порта река-море; 3. Кольцевая железная дорога вокруг Самарской Луки (Сызрань - Жигулевск - Самара - Новокуйбышевск - Чапаевск - Октябрьск - Сызрань) с железнодорожной станцией «Жигулевское море». 4. Район весь охвачен асфальтовыми дорогами общего пользования. 1. Судоходство дорогостоящий вид транспорта не используемый на внутрирайонных перевозках; 2. Отсутствие объездной дороги для транзитного большегрузного автотранспорта 3. Имеет место территориальная отдаленность и транспортная недоступность многих сельских поселений
Возможности Угрозы
1. Развитие сферы логистических услуг, направленных на обслуживание грузовых потоков, проходящих через территорию района  

Промышленность

Сильные стороны Слабые стороны
1. Наличие крупных предприятий по производству резиновых и пластмассовых изделий (ЗАО «Средневолжский завод полимерных изделий») 2. Наличие крупного деревообрабатывающего предприятия (Ставропольское управление ГБУ СО «Самаралес») 3. Наличие крупного предприятия по производству пищевых продуктов (ОАО «Тольяттинская птицефабрика») 4. Наличие крупных предприятий производящих транспортные средства и оборудование (ООО «Деталь-Ресурс», ООО «Гестамп-Тольятти», ООО «Лада-Пресс", ООО «СпецАвтоПласт», ООО «АТЦ-Рус») 5. Создание на территории района особой экономической зоны промышленно – производственного типа 6. Достаточная сырьевая база для развития пищевой промышленности 1. Низкая доля стоимости основных фондов обрабатывающих производств в общей стоимости основных фондов предприятий 2. Высокая степень износа основных фондов предприятия, находится в стадии реконструкции 3. Значительная зависимость от объема заказа ОАО «АВТОВАЗ» 4. Низкая инвестиционная активность инвесторов-резидентов 5. Высокий удельный вес продукции с невысокой степенью переработки  
Возможности Угрозы
1. Развитие машиностроения и деревообрабатывающей промышленности в направлении производства продукции с высокой степенью переработки, ориентированной на спрос конечного потребителя 2. Реализация инвестиционных проектов на территории особой экономической зоны промышленно – производственного типа 3. Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, направленное на обслуживание как субрегионального, так и регионального рынка продукции 4. Развитие производств, ориентированных на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту сложной техники, задействованной в лесопромышленном, химическом и агропромышленном комплексе района 5. Развитие экспортоориентированных производств 6. Привлечение новых резидентов в ОЭЗ 1. Несоответствие стратегических планов собственников крупных промышленных предприятий интересам экономического развития муниципального образования 2. Невыполнение обязательств по финансированию инвестиций предприятиями – резидентами 3. Малоактивный приток инвестиционных проектов в экономику поселений, в связи с несвоевременной подготовкой градостроительной документации и инженерной подготовкой территорий под развитие новых промышленный предприятий.

Агропромышленный комплекс

Сильные стороны Слабые стороны
1. Существующий сельскохозяйственный потенциал района ориентирован на обеспечение эффективного производства продукции животноводства, растениеводства. Сильные позиции район занимает в молочном и мясном животноводстве, в производстве картофеля. 2. На территории района преобладают черноземные почвы, обладающие высоким естественным плодородием. Применение удобрений, применение новых технологий, борьба с сорной растительностью, вредителями, болезнями сельскохозяйственных культур положительно сказывается на общем плодородии почв. 3. В процессе осуществления инвестиционной деятельности (в том числе за счет господдержки) созданы предпосылки для укрепления материальной базы сельхозпредприятий. 1. Наибольший упадок в районе переживает отрасль по производству мяса птицы. 2. Значительный износ сельхозтехники до 90% по причине недостатка собственных средств и отсутствие залогового имущества для привлечения кредитных ресурсов на обновление техники 3. Рост цен на материально-технические ресурсы повлиял на недополучение выручки и прибыли и усугубил финансовое состояние предприятий 4. Слабая механизация труда, устаревшее оборудование, дорогие, но низкого качества корма отрицательно влияют на экономическую эффективность производимой продукции. 5. Отсутствие необходимых перерабатывающих мощностей производимой сельхозпродукции. 6. Отсутствие Концепции инвестиционной политики муниципального района на кратко-, средне- и долгосрочную перспективы с конкретизацией проводимых мероприятий 7. Ограниченность сбыта и отсутствие необходимых перерабатывающих мощностей производимой сельхозпродукции.
Возможности Угрозы
1. Наращивание объемов собственного сельскохозяйственного производства 2. Создания условий для молодых специалистов жить и работать на селе в сфере АПК. 3. Развитие рынка сельскохозяйственной продукции, в ч. т. за счет потребительской кооперации 4. Рост инновационной активности сельхоз предприятий и модернизация сельскохозяйственного производства для производства конкурентоспособной, экспортоориентированной продукции 5. Увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции в ЛПХ муниципального района   1. Воздействие погодных условий, угрозы эпидемиологических заболеваний, нарушение технологии производства, нехватка перерабатывающих производственных мощностей 2. Отсутствие на селе молодых специалистов сельскохозяйственного направления, нехватка кадров 3. Ввоз более дешевой импортной продукции из-за пределов страны, проникновение на рынок контрафактной, генномодифицированной, низкокачественной продукции 4. Истощение природных ресурсов и сельскохозяйственных угодий в результате неэффективного и нерационального их использования 5. Неэффективное ведение сельскохозяйственного производства

Малый бизнес и предпринимательство

Сильные стороны Слабые стороны
1. Создана вся необходимая инфраструктура. 2. Благоприятный деловой климат для развития предпринимательства и бизнеса, способствующий значительному ежегодному росту числа индивидуального предпринимательства, увеличению его оборота и вклада в экономику района. 3. Активное развитие сферы услуг, которая включает в себя торговлю, общественное питание, бытовое обслуживание и пр. 1. Низкий темп роста числа объектов малого бизнеса  2. Снижение платежеспособности населения
Возможности Угрозы
1. Развитие малого предпринимательства в сферах, не занятых средним и крупным бизнесом. 2. Рост экономического потенциала района, создание новых рабочих мест, освоение новых видов продукции за счет динамичного развития малого бизнеса. 3. Поддержка со стороны органов исполнительной власти занятых в малом бизнесе и в домашних хозяйствах. 4. Сотрудничество органов местного самоуправления и бизнес - сообщества в целях развития экономики 1. Недостаточная поддержка малого бизнеса со стороны государства и органов местного самоуправления. 2. Значительное увеличение тарифов на газо-, электро- и теплоэнергию, что отрицательно сказывается на финансово-экономическом состоянии предприятий и организаций. 3. Рост уровня безработицы населения, нехватка квалифицированных кадров и кадров рабочих профессий. Усиление оттока специалистов в город

Потребительский рынок

Сильные стороны Слабые стороны
1. Относительно высокая насыщенность потребительского рынка, отсутствие товарного дефицита 2. Наличие уникальных рекреационных зон (заповедник «Самарская Лука», Молодецкий Курган) 1. Низкий темп роста оборота розничной торговли на душу населения  
Возможности Угрозы
1. Использование деловых межмуниципальных коммуникаций для расширения внешних рынков сбыта готовой продукции, продвижения новых муниципальных продуктов (в т. ч. туризма). 2. Рост активности выхода на рынок транспортных услуг частных предприятий. 3. Расширение конкуренции в коммунальной сфере. 1. Сокращение численности трудоспособного населения, дефицит рабочей силы. 2. Сокращение доходов населения вследствие инфляции. 3. Увеличение количества аварий на изношенных коммунальных сетях.

Жилая, общественно-деловая и промышленная застройка

Сильные стороны Слабые стороны
1. По объемам жилищного строительства занимает лидирующее положение в области 2. Наличие свободных территорий для развития жилищного строительства 1. Высокие затраты на строительство и реконструкцию инженерных коммуникаций, в ч. т. по индивидуальному жилищному строительству. На территории района индивидуальное жилищное строительство преимущественно ведут жители г. Тольятти
Возможности Угрозы
1. Создание и развитие предприятий стройиндустрии. 2. Строительство и размещение новых производств на свободных инфраструктурно–обустроенных участках 1. Сокращение численности трудоспособного населения, дефицит рабочей силы. 2. Сокращение доходов населения вследствие инфляции. 3. Сокращение потребления, в том числе инвестиционных продуктов.

«МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН - ИНСТИТУТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

 

Организационно-правовые основы местного самоуправления

Сильные стороны Слабые стороны
1. Нормативно-правовая база деятельности органов местного самоуправления сформирована в рамках требований федерального и регионального законодательства; общий порядок их функционирования и взаимодействия определен. 2. Структура Администрации м. р. Ставропольский сбалансирована, позволяет эффективно решать как вопросы местного значения района, так и переданные полномочия от поселений. 3. В целом создана нормативно-правовая база непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем, большинство норм демократичны, не создают непреодолимых барьеров для активных граждан. 5. Активное привлечение молодежи к участию в управлении территорией, наличие Общественного молодежного парламента   1. Нормативно-правовая база местного самоуправления м. р. Ставропольский формируется стихийно, правотворческая деятельность не планируется, муниципальные нормативные акты не привязаны к перечню вопросов местного значения, в том числе переданных поселениями. 2. Недостаточность и несовершенство правовых актов, регламентирующих планово-прогнозную деятельность. 3. Минимальная практика участия населения в местном самоуправлении, отсутствие адекватной современным требованиям муниципального менеджмента системы информационного обмена между населением и органами местного самоуправления, особенно в сфере работы с обращениями граждан. 4. Недостаточное и несистемное вовлечение некоммерческих организаций в процесс управления социально-экономическим развитием территории, особенно на этапах разработки и реализации управленческих решений.
Возможности Угрозы
1. Оптимизация существующего официального сайта с учетом разработанной стратегии социально-экономического развития; 2. Ревизия имеющейся нормативно-правовой базы, ее переориентация на привязку к вопросам местного значения; 3. Доработка недостающих правовых актов и актуализация существующих с учетом разработанной стратегии; 4. Совершенствование правовой регламентации форм непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в нем, в том числе разработка положения по правотворческой инициативе граждан.  

Местный бюджет

Сильные стороны Слабые стороны
1. Высокое качество реализации установленного Бюджетным кодексом принципа сбалансированности бюджетов и управления бюджетным процессом территории в целом 2. Сформированная на минимально необходимом уровне система нормативно-правовых актов, регламентирующая вопросы управления муниципальными финансами района   1. Отсутствие должного внимания к критериям распределения региональных межбюджетных трансфертов, что в условиях усиления их значимости приводит к упущению районом финансовой выгоды 2. Относительно слабое развитие современных управленческих технологий в сфере муниципальных финансов 3. Превалирование траты собственных доходных источников на текущие социальные нужды над финансированием капитальных экономических расходов.
Возможности Угрозы
1. Непосредственная близость к ОЭЗ предопределяет рост инвестиций в капитальное строительство, способный снизить в перспективе капитальные расходы местного бюджета за счет собственных средств.   1. Возникновение у района проблем финансового обеспечения не только капитальных, но и текущих расходов за счет собственных средств. 2. Снижение в краткосрочной перспективе поступлений от земельного налога ввиду расположения на территории района ОЭЗ.

Муниципальное имущество

Сильные стороны Слабые стороны
1. Сформирована необходимая нормативно-правовая база управления муниципальным имуществом, в том числе проведено четкое разграничение полномочий между органами местного самоуправления, выстроена система учета муниципальной собственности и контроля над ее использованием. 2. Проводится активная работа по оформлению земельных участков, подготовка и проведение сделок по их продаже и аренде, так как данные операции формируют основную часть дохода от муниципального имущества м. р. Ставропольский. 3. Постепенное наращивание объема доходов от использования и продажи муниципального имущества со смещением пропорции в пользу поступлений от использования.      4. Ключевая роль муниципальных предприятий на рынке услуг жилищно-коммунального хозяйства, который составляет половину всего рынка платных услуг населению района.     1. Система управления муниципальным имуществом нацелена на максимизацию экономического и социального эффекта от его использования преимущественно декларативно в рамках закрепленных принципов в местных нормативных актах.    2. Недостаточно используются современные технологии в управлении муниципальным имуществом, в том числе программный инструмент, концессии, электронные реестры, не сформулированы перспективы развития имущественного комплекса. 3. Малая относительная величина муниципального сектора хозяйства района, его одностороннее развитие ограничивает органы местного самоуправления в проведении активной социально-экономической политики. 4. Низкая инвестиционная привлекательность муниципальных организаций, высокая зависимость капиталовложений от средств федерального и регионального бюджетов, слабый приватизационный потенциал объектов районной собственности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...