Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Развитие музыкальных способностей




 

1. Музыкальность.

Глинка, Чайковский, Моцарт, Бетховен... Знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын ученого, повзрослев, станет ученым, а сын писателя - писателем?

Можно нередко слышать: «должно быть, мой ребенок пошел в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространенная формула причины отсутствия способностей сына или дочери.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать ему все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Эти, как их принято называть, специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух, ладовое чувство и чувство ритма. Именно наличие их у каждого наполняет слышимую человеком музыку новым содержанием, именно они позволяют подняться на вершины более глубокого познания тайн музыкального искусства.

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что эти способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе ее. Такая уж интересная и обязательная наблюдается закономерность. Поэтому и относят педагоги понимать музыку, умение выразительно петь и двигаться, заниматься музыкальным творчеством так же к понятию «музыкальность». Итак, чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальней он становится, чем более музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

2. В мире загадочных звуков.

Что такое звук? Звук-это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и человеческий

Тихий и громкий звук, конечно, никогда не спутаешь. Если внимательно прислушаться к звучанию человеческой речи, можно заметить, что она богата динамическими оттенками («динамика» в переводе с греческого означает «силовой, относящийся к силе»). Благодаря оттенкам, наша речь становится более красочней: такой же, как и предложенный для сравнения рисунок в красках.

Динамические оттенки в музыкальной речи - это своеобразные музыкальные краски, которые, раскрашивая мелодию в разные цвета, заставляют звучать ее более выразительно.

Сила любого звука составляет одну из важных его свойств, одну из особенностей. В музыке имеются особые обозначения разных по силе звуков. Громкое звучание называется «Форте» (обозначается знаком F), тихое - «Пиано» (знак P), умеренно громко обозначается словом «Меццо - форте» (MF), внезапно громко - «Сфорцандо» (SF).

Кстати, от слияния двух слов: форте (громко) и пиано (тихо) - произошло название известного всем клавишного инструмента - фортепиано.

Итак, для того чтобы развить у ребенка умение различать разные по силе звуки, надо выполнить с ним игровые задания развивающие эту способность.

3. Звуковысотный слух.

Звуки между собой различаются не только динамикой. Чтобы узнать еще об одной тайне звука, поиграйте с ребенком в игру диалог. Представьте себе, что встретились два человека, один большой - большой, с низким голосом, а другой малюсенький, с тоненьким голоском. Великан басом начал расспрашивать маленького человечка, а тот - отвечать ему тоненько и нежно.

- Где ты живешь? - прогремел великан.

- В цветке ландыша, - нежно зазвенело в ответ.

- С кем ты дружишь? - снова раздался громовой вопрос.

- С Дюймовочкой...

Можно придумать дальнейший диалог и исполнить его, не забывая о том что, великан говорит громовым басом, а сказочный малютка - высоко, нежно.

Можно произвольно изменять голос с более низкого дна более высокий. Проделав этот путь голосом несколько раз, убедитесь в новом свойстве звука.

Каждый музыкальный звук обладает высотой.

Именно она отличает один музыкальный звук от другого, и любой шумовой от музыкального.

Прочтите с детьми сказку про девочку Ксюшу, кошку и пианино, чтобы ребенок понял, какие звуки называются высокими, а какие низкими.

4. Длительность звука и чувство ритма.

Из высоких и низких звуков складывается мелодия, выразительность которой придают динамические оттенки.

Но любая мелодия покажется малопривлекательной, если звуки, ее составляющие, будут одинаковы по своей продолжительности, или, как говорят педагоги, по своей длительности.

В музыке мы можем услышать такую же ритмичность: длинные, короткие, средние по длительности звуки равномерно, упорядоченно чередуются, образуя красочные ритмические узоры, или, как принято говорить у музыкантов, ритмические рисунки.

Длительность - одна из важных особенностей звука. Чередование звуков различной длительности образует ритмический рисунок.

Елена Алексеевна Королева придумала интересную сказку, в которой рассказывается, как дружно жили и не тужили в семье разные длительности.

Если малышу трудно понять и запомнить название длительностей, можно для обозначения коротких и длинных звуков использовать другие условные знаки.

Долгий звук выразить в виде длинной вертикальной полоски меньшего размера.

Для обозначения длинного звука можно использовать овал не закрашенный, а короткие звуки будут представлять собой такие же овалы, только заштрихованные.

Например, так:

Или так:

Вместо счета некоторые педагоги предлагают использовать ритмо - слоги. Так, например, продолжительный звук обозначается слогом «та», а более короткий слогом «ти». Чтобы лучше разобраться в том, как складывается ритмический рисунок, можно представить длительности в виде равномерных шагов:

равные шагу - (четверти),

равные двум шагам - (половинные),

равные четырем шагам - (целые),

Шаг можно заменить слогом «та». Получается:

та та та та - за четыре шага - 4 слога «та»

та-а та-а - за четыре шага - 2 слога «та»

та- а - а - а - за четыре шага -1 длинный слог «та»

Более мелкие длительности звуков, например, когда на один шаг приходится две длительности, обозначаются слогом «ти».

Ти-ти ти-ти ти-ти ти-ти - за четыре шага - 8 коротких слогов «ти».

5. Тембровая окраска и тембровый звук.

Теплый - холодный, жесткий - мягкий, легкий - тяжелый, матовый - блестящий... Если найдется на земле человек, который никогда не слышал музыки, он вряд ли поверит, что эти слова относятся к невидимому и неосязаемому звуку. Почему мы никогда не путаем голоса знакомых нам людей? Как отличаем звучание одного музыкального инструмента от другого? Почему звуки высокого регистра в нашем воображении окрашиваются чаще всего в прозрачные светлые тона, а низкие звуки вызывают ощущение темных, холодных красок?

Это загадка еще одного свойства звука - тембра. Можно дать ему еще несколько характеристик: густой, глубокий, мужественный, суровый, ворчливый, бархатистый, насыщенный.

Тембр - окраска.

Этим свойством обладает любой существующий в природе звук и, конечно, звук музыкальный.

6. Учимся слушать музыку.

- Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое. Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого ее завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное.

- На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками еще не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения.

- Это может быть вокальная музыка (музыка для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Прислушивайтесь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи, определить, делают ли они выразительным исполнение музыкального произведения.

- Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чем хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.

- В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной. Возьмите пластинку с записью известного сочинения П. И. Чайковского «Детский альбом». Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в этой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребенка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С. С. Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребенком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Роберта Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Веселый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким.

- Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Можно мысленно представлять их звучание, чтобы легко и быстро узнавать. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Важно следить не только за изменением динамических оттенков, и за высотой звуков, быстротой их смены. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь тонко различать каждую хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими. Почувствуйте, какая упорядоченность существует в музыке: звуки не могут звучать «как попало, как вздумается».

- Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.

- Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Все это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

 

 

Глоссарий

 

Семья – это естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности

Семейное воспитание - это создание родителями условий для свободного развития и сохранения духовного мира ребенка как основы его личностного формирования, культуры, приобщения к духовным ценностям общества.Семья является важнейшим институтом первичной музыкальной социализации ребенка. Определяющую роль в гуманизации семейного воспитания играет искусство и, в частности, музыкальное.

Цель воспитания ребенка в семье и в ДОУ едины - всестороннее развитие личности.

Музыка это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах, имеющих определенную эмоциональную окраску. Выразительные возможности. Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах, имеющих определенную эмоциональную окраску. Выразительные возможности.Музыка способствует развитию эмоциональных и интеллектуальных сторон человеческой личности, развитию её творческих способностей, фантазии, воображения.

Звук – это о снова музыки. Звук – это акустический сигнал, имеющий волновую структуру.

Музыкальное искусство - продукт культуры и важнейшая составная часть культурного багажа человечества. Пути, кото­рыми человек идет к освоению музыки, тесно переплетаются с исторически выработанными операциями человеческого созна­ния по освоению культурных богатств.

Программная музыка это та музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т.е. подразумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пишет музыку на определенный литературный текст.

Музыкальная форма в широком смысле это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание.

Музыкальная форма в узком смысле – это строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т.е. структура произведения.

Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом связанный с породившей его исторической дейст­вительностью, с жизнью и бытом.

Тембр - это свойство каждого звука как такового, музыкальная высота характеризует звук в его отношении к другим звукам. Немузыкальный человек воспринимает, прежде всего, тембровые характеристи­ки музыкального звука.

Метр - соотноше­ние опорных и не опорных равных длительностей - позволяет сравни­вать длительности отдельных звуков.

Темп - это скорость движения всех метрических единиц.

Ритм - это регулярная повторяемость однородных явлений. Мозг разбивает последовательные, одинаковые сигналы на группы, од­новременно акцентируя в них один из сигналов. Возникновение акцента порождает психологическое ощущение ритма

Музыкальность, как пишет Б. М. Теплов, это комплекс спо­собностей, требующихся для занятий именно музыкальной дея­тельностью в отличие от всякой другой, но в то же время связан­ных с любым видом музыкальной деятельности. Кроме музыкальности, включающей в себя комплекс спе­циальных, именно музыкальных способностей, Б. М. Теплов ука­зывает на наличие у человека более общих способностей, прояв­ляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней).

Музыкальный слух в узком понимании этого слова Б. М. Теп­лов определяет как звуковысотный слух. Приводя теоретичес­кие и экспериментальные обоснования, он доказывает, что ве­дущую роль в ощущении музыкального звука играет высота. Сравнивая восприятие высоты в шумовых звуках, звуках речи и музыки, Б. М. Теплов приходит к выводу, что в шумах и зву­ках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно. Темб­ровые компоненты не отделяются от собственно высотных

Звуковысотный слух имеет две разновидности: мело­дический и гармонический. Мелодический слух - это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии.

Гармонический слух - звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а следовательно, к многоголосной му­зыке. Гармонический слух может значительно отставать в раз­витии от мелодического.

Ладовое чувство - это эмоциональное переживание, эмоцио­нальная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнару­живается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкаль­ности.

Музыкально-слуховые представления - это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мело­дий. Она называется слуховым или репродуктивным компонен­том музыкального слуха.

Чувство ритма - это восприятие и воспроизведение времен­ных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты, это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

Музыкальное мышление -способность проследить за сме­ной настроений музыки, осмыслить взаимосвязь интонаций, тем, образов, частей, замысел произведения в целом, выразительность музыкальной речи, различить музыкальные средства, пе­редающие содержание. Для развития этой способности необхо­дим «словарь эмоций», с помощью которого дети могут выска­заться о характере произведения, оценить услышанную мело­дию, определить количество частей (форму). Музыкальное мыш­ление полезно формировать также начиная с раннего детства, когда дети еще не могут сами высказываться о музыке.

Культура - это итог всех достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенст­вованию личности и общему прогрессу.

Художественная культура рассматривается в современной эстетике как самостоятельный, специфический пласт общей культуры. Она охватывает определенную часть материальной и духовной культуры общества. Ценностями художественной культуры, или художественными ценностями, являются произве­дения искусства.

Музыкальная культура - это раз­личные виды музыкальной деятельности и их результат - му­зыкальные произведения, их восприятие, исполнение, а также, сложившееся в процессе этой деятельности музыкально-эстетическое сознание людей (интересы, потребности, установки, эмоции, переживания, чувства, эстетические оценки, вкусы, идеалы, взгляды, теории). Кроме того, в структуру музыкальной куль­туры входит деятельность различных учреждений, связанных с хранением и распространением музыкальных произведений, му­зыкальным образованием и воспитанием, музыковедческими исследованиями.

Музыкальную культуру детей можно рассматривать как спе­цифическую субкультуру определенной социальной группы (дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонен­та: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, вклю­чающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практичес­кой музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура до­школьников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и раз­ные институты, регулирующие музыкальную деятельность де­тей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспита­ния.

Оценка музыки - сознательное отношение к своим музыкаль­ным запросам, переживаниям, установкам, вкусу, рассуждениям. Эстетически воспринимая музыку, ребенок делает первые обобще­ния. Возникают сравнения и ассоциации.

Познавательный процесс - это, с одной стороны, распознавание звуковой структуры произведения (аккорд, тональность, тематические отношения и др.), а с другой стороны - постижение художественного замысла произведения.

Эмоциональный процесс - это переживание чувственного наслаждения от восприятия музыки. Эмоционально - оценочный компонент представляет собой соотнесение своего состояния с тем настроем, который заключен в произведении.

Деятельность - это активный процесс овладения обществен­ным опытом, достижениями культуры.

Музыкальная деятельность дошкольников - это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие.

Музыкальное восприятие есть восприятие, направленное на постижение и осмысление тех зна­чений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художе­ственный феномен». В противоположном случае музыка воспри­нимается как звуковые сигналы, «как нечто слышимое и дейст­вующее на орган слуха.

Детское музыкальное творчество - это сочинения и импровизации: песенные, танцевальные, инструментальные. Этот вид музыкальной деятельности удовлетворяет одну из важнейших потребностей ребенка — самовыражение. Детское музыкальное творчество предполагает наличие музыкальных способностей, зна­ний и умений. Важнейшую роль в этом процессе играют вооб­ражение, интуиция.

Музыкознание - это область музыкальной науки, изучающая закономерности музыкального языка, музыкальной речи в истори­ческом и теоретическом аспектах. Кроме того, оно включает в себя теорию исполнительского искусства (выявление различных направлений в исполнительстве), имеющую значение и для музы­кальной педагогики.

Музыкальная педагогика изучает наиболее эффективные пути передачи опыта подрастающему поколению, методы и педагоги­ческие условия, обеспечивающие успешность этой деятельности. Музыкальная педагогика - это и сам процесс передачи музыкального опыта детям, юношеству, студенчеству, формирования испол­нительских и творческих умений и навыков.

Ритмика - один из видов музыкаль­ной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия.

Детский оркестр - один из видов коллективного музицирования. Существует несколько разновидностей детского оркестра: шумовой (включающий в себя разные типы ударных инстру­ментов, не имеющих звукоряда), ансамбль (состоящий из оди­наковых или однотипных инструментов), смешанный оркестр (включающий в себя разные группы инструментов).

и понимания.

Пение - это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на физиологические процессы организма, такие, как дыхание, газообмен, артериальное давление, кровообращение, сердечный ритм, работа эндокринной системы и т. д. В процессе обучения пению особенно активно развиваются познавательная деятельность, эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, вокально-хоровые навыки; укрепляется голосовой аппарат ребенка. Исполнение песни позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других понимание и сочувствие.

Занятия - основная форма организации, в которой осущест­вляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.

Музыка в повседневной жизни детского сада - фор­ма организации музыкальной деятельности детей. Она включает в себя использование музыки в быту (слушание грамзаписей, самостоятельное музицирование детей, упражнения, игры, утрен­няя гимнастика под музыку и т. д.), различные виды развле­чений (тематические музыкальные вечера, беседы-концерты, театральные постановки и спектакли, игры, хороводы, аттракцио­ны и т. д.), праздничные утренники.

Доминантные занятия - э тот вид занятий, который используется, чтобы развить какую-либо музыкальную спо­собность, ликвидировать отставание. Если на доминантном заня­тии преобладает определенный вид музыкальной деятельности (ос­тальные вспомогательные), дети целенаправленно овладевают не­обходимыми навыками именно этой деятельности.

Тематические занятия. Выделяют три разновидности этих за­нятий: собственно тематические, музыкально-тематические и сюжетные - в зависимости от характера избранной темы, нали­чия сюжета.

Комплексные занятия. Цель этого вида занятий - дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, поэзия, театр, хореография), выразительных особен­ностях их художественных средств, возможностях своим, ориги­нальным языком передать мысли, настроения в каких-либо видах художественной деятельности.

Развлечения - одна из форм организации детей в повсе­дневной жизни детского сада, которая преследует несколько це­лей: доставить ребятам удовольствие, повеселить, позабавить их, а также обогатить музыкальными впечатлениями, пробудить твор­ческую активность.

Праздник - одна из форм музыкального воспитания детей, цель которого является формирование разнообразных эмоций и чувств, являющихся важнейшим услови­ем развития личности. Праздник объединяет в себе различные виды искусства: музыку, художественное слово, танец, драмати­зацию, изобразительное искусство; поэтому он, прежде всего, раз­вивает у детей эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающей действительности.

Музыкотерапия (МТ) - это вид арттерапии, где музыка исполь­зуется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлени­ем (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществ­ляется лечебное воздействие на функции организма) и психотера­певтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоцио­нальном состоянии), активной, интегративной музыкотерапии.

Музыкальное воспитание в детском саду - это организован­ный педагогический процесс, направленный на воспитание му­зыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка. Музыкальное воспитание – уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и познавательное развитие ребенка.

Под музыкальным образованием в детском саду подразуме­вают «первые шаги» в этой области, которые раскрывают де­тям содержание элементарных сведений и знаний о музыке, ви­дах, способах музыкальной деятельности.

Музыкальное обучение рассматривается как основной путь и средство му­зыкального воспитания детей, обеспечивающие эффективность в развитии их музыкальности, музыкально-эстетических пред­ставлений, музыкальной культуры, художественно-творческих спо­собностей, с целью формирования полноценной личности ребенка,

Музыкальное развитие - это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, фор­мирования основ музыкальной

Изучение и обобщение педагогического опыта - один из ве­дущих методов педагогического исследования. На его базе становится возможным развитие педагогической науки. Этот метод направлен на выявление результативности опыта, который следует рассматривать не только на уровне знаний и умений обучаемых и способах приобретения этих знаний и умений (ре­продуктивный, творческий), но и на уровне развития познава­тельной, эмоциональной, волевой сфер.

Беседа и анкетирование широко привлекаются как методы изучения педагогического опыта. При их проведении следует соблюдать определенные условия, основными из которых явля­ются: тщательное продумывание содержания, количества и фор­мулировок вопросов для однозначного их понимания; тщатель­ное изучение ответов

 

 

Список литературы

 

1. Артобалевская, А.Д. Ваши дети, вы и музыка. – М. Педагогика, 1982.

2. Арнаутова, Е.А., Иванова В.М. Общение с родителями: зачем, как? / под ред. В.М. Иванова. – М., 1993.

3. Белобородова, В. Музыкальное воспитание детей в семье // Дошкольное воспитание – 1986 - №2 – с. 59.

4. Бурдин, А.О. Игры в семейном кругу. – Пермь, 1995.

5. Бурменский, Г.В. Одаренные дети (перевод с английского) / под ред. В.М. Слуцкого. – М., 1991.

6. Воспитание дошкольника в семье. Вопросы теории и методики. – М., 1979.

7. Воспитателю о работе с семьей / под ред. Н.Ф. Виноградовой. – М. Просвещение, 1989.

8. Воробьева, Т.А. Родителям – о музыкальном воспитании. – Л., 1979.

9. Ветлугина, Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.

10. Ветлугина, Н.А. Педагогические условия формирования художественной самостоятельной деятельности // Дошкольное воспитание - 1977 - №1 – с.35.

11. Ветрова, В.В. Ладушки - ладушки. – М. Знание, 1995.

12. Выготский, Л.С. История развития высших психических функций. В 6 т. – М., 1983. – т.3.

13. Данаилов, Г. Не убить Моцарта! (перевод с болгарского). – М.: Педагогика, 1986.

14. Дзержинская, И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1985.

15. Детский сад и семья / под ред. Т.А. Марковой. – М., 1986.

16. Диалоги о воспитании: Книга для родителей/ под ред. Столетова. – М. Педагогика, 1982

17. Дюпп, Маргарет. Все о детской вечеринке (перевод с английского Н. Пчельниковой). – М., АО Столетие, 1996.

18. Зверева, О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999.

19. Загик, Л.В. Пути активизации влияния семьи на воспитание коллективистской направленности поведения у детей старшего дошкольного возраста. - М

20. За единство принципов воспитания в дошкольном учреждении и семье. – М.: Просвещение, 1982.

21. Исаенко, В.П. Праздники в вашем доме. – М.: Ленпромиздат, 1992.

22. Ибука, М. После трех уже поздно. – М., 1992.

23. Кабалевский, Д.Б. Музыка и музыкальное воспитание. – М.: Знание, 1984.

24. Кабалевский, Д.Б. Прекрасное побуждает доброе. – М., 1976.

25. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и многое другое. – М., 1976.

26. Карташев, Н.В. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье. Автореферат. – М., 1997.

27. Ковалева, Л.Е. Микроклимат в семье. – М.,1979.

28. Кононова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

29. Королева, Е. Музыка в стихах и картинках. – М.: Просвещение, 1994.

30. Крупина, И.В. Основы семейного воспитания // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. – 2 издание. – М.,1996.

31. Кузьмичева, Л. Работа музыкального руководителя. Не забывать о родителях (вне занятий) // Дошкольное воспитание. – 1980 - №5 – С. 91-92.

32. Лупан, С. Поверь в свое дитя. – М.: Эллис Лип, 1993.

33. Лоскутова, Р.Р. Колыбельная матери как средство приобщения детей к музыкальной культуре // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Женщины: политика, семья, общество». – Пенза, 1998, с.51-52.

34. Лоскутова, Р.Р. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семье //Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы качества образования». – Казань - Йошкар-Ола, 1999, с. 21-22.

35. Лоскутова, Р.Р. Социально-педагогический потенциал музыки в условиях семейного воспитания // Материалы Всероссийской междисциплинарной научной конференции Четвертые Вавиловские чтения «Диалог науки и практики в поисках новой парадигмы общественного развития России в новом тысячелетии часть 2. – Йошкар-Ола, 2000, с. 128-130.

36. Лоскутова, Р.Р. Методическое пособие по курсу «Теория и методика музыкального воспитания дошкольников». – Йошкар-Ола, 1977.

37. Малахова, И.Н. Первые шаги в мире звуков. – М.: Народный университет педагогического факультета №3, 1977.

38. Мадорский, Л.Р. Музыка начинается в семье. – М.: Народный университет педагогического факультета №2, 1982.

39. Маленкова,Л.И. Педагоги, родители и дети. – М., 1994.

40. Метлов, Н.А. Музыка – детям. – М., 1985.

41. Михайлова, М.А., Торбина Е.В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. – Ярославль: Академия развития, 1996.

42. Михайлова, М.А. Развитие музыкальных способностей детей (популярное пособие для родителей и педагогов). – Ярославль: Академия развития, 1997.

43. Михеева, М.А. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 1988.

44. Музыка начинается с детства (рекомендации к организации кружковой работы с детьми дошкольного возраста). – М., 1995.

45. Овчарова. Р.В. Семейная педагогика: вопросы и ответы. – М., 1996.

46. Программа педагогического всеобуча родителей и населения. –М., 1985.

47. Разумный, В.А. Прекрасное во всем. – М., 1988.

48. Радынова, О.П., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.,1994.

49. Ризенгер, Ф.Я. Ваши дети, вы и музыка. – М.,1973.

50. Семейное воспитание: Краткий словарь / Составители: И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990.

51. Струве, Г. Музыка для всех. – М.,1978.

52. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. – М., 1947

53. Теплов, Б.М. Способности и одаренность. – М., 1991.

54. Тарасова, К.В. Музыкальные способности и их диагностика в дошкольном детстве. М., 1993.

55. Тарасова, К.В. Онтогенез музыкальных способностей. М., 1988.

56. Чичерина, Н. Музыкальное воспитание ребенка 1 года жизни // Дошкольное воспитание. – 1990 - №12 – С. 56-58.

57. Чичерина, Н. Музыкальное воспитание ребенка 2 года жизни. // Дошкольное воспитание – 1992 - №1 – С. 72-83.

58. Эстетическое воспитание в семье./ под ред. Разумного. М., 1973.

59. Яркина, Т., Агапова Г. Семья в меняющемся мире. М., 1996.

 

Содержание:

 

Введение Часть 1. Значение музыки в семейном воспитании детей дошкольного возраста 1.1. Место музыкального воспитания в формировании личности ребенка 1.2. Социально-исторический аспект музыкального воспитания детей в семье 1.3. Социально-педагогические основы музыкального воспитания детей в семейном социуме 1.4. Содержание музыкального воспитания детей дошкольного возраста Вопросы и задания   Часть 2. Условия эффективности музыкального воспитания детей в семье 2.1. Характеристика условий для музыкального развития ребенка в семье 2.2. Показатели и критерии музыкального интереса и потребностей детей и родителей 2.3. Особенности организации музыкальной деятельности в семье 2.4. Модуль психолого-педагогического воздействия музыки на детей в условиях семьи 2.5. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии в условиях семьи Вопросы и задания   Заключение Практические задания для студентов по всему курсу Научно-практические статьи
  1. К вопросу о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи
2. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста 3. Развитие невербального общения у старших дошкольников в процессе музыкальной деятельности
  1. К вопросу о духовно-нравственном воспитании дошкольников средствами музыкального искусства
  2. Формирование основ музыкальной культуры
    Поделиться:





    Воспользуйтесь поиском по сайту:



    ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...