Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф первый. Скандинавские руны права




Согласно преданиям древнескандинавское право было обретено в результате самопожертвования и нравственного очищения Одина, верховного бога скандинавского пантеона.

Один сам принес себя в жертву, повесившись на мировом дереве – ясене Иггдрасиле, чтобы обрести руны познания:

«Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем,

посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты

в недрах неведомых.

Никто не питал,

никто не поил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны,

стеная, их поднял –

и с дерева рухнул»1.

1 Старшая Эдда. Речи Высокого. Стихи 138–139 // Старшая Эдда. С. 27.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Как отмечал великий исландский скальд Снорри Стурлусон, бла­годаря рунам познания Один овладел «искусством говорить так кра­сиво и гладко, что всем, кто его слушал, его слова казались правдой». «В его речи все было так же складно, как в том, что теперь называется поэзией. Он и его жрецы зовутся мастерами песней, потому что от них пошло это искусство в Северных странах»1.

Продолжая, Снорри Стурлусон рассказывал: «Один ввел в своей стране законы, которые раньше были у Асов (богов. – В.Л.)». Этим законам, как и иным искусствам, он «учил рунами и песнями, которые называются заклинаниями»2.

Поэтическая традиция впоследствии была подхвачена скальдами-«законоговорителями», «каждый из которых возвещал закон» задолго до утверждения христианства3. Правосудие также вершилось в поэти­ческой форме или в рунах речи:

«Их слагают,

их составляют,

их сплетают

на тинге таком, где

люди должны творить

правосудье»4.

Скальды призывали вершить суд так же, как боги, поскольку суд определяет судьбы не только людей, но и земли. Не случайно боги собирались на суд под сенью ясеня Иггдрасиля:

«В те дни, когда асы

вершат правосудье

у ясеня Иггдрасиль;

в ту пору священные

воды кипят,

пламенеет мост асов»5.

Мост асов – это радуга. Когда она появлялась в небе, викинги ви­дели в ней символ божественного правосудия и верили, что правда возвращается на землю.

1 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 13.

2 Там же. С. 14.

3 Там же. С. 10.

4 Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стих 12 // Старшая Эдда. С. 110.

5 Старшая Эдда. Речи Гринмира. Стих 29 // Старшая Эдда. С. 34.
376


Глава пятая. Скандинавское право

Они также верили в то, что слово, сказанное на людском суде, – это вечная руна, которая эхом когда-нибудь отзовется на Страшном суде:

«Руны слов ты сведай, чтоб тебе не смели

Злобой воздать за зло.

Их и вьют, их и ткут.

Их все сразу сводят

На тинге том, куда толпы придут

На самый последний суд»1.

С укреплением феодальных устоев правосудие перешло в веде­ние местных тингов и правителей, которые должны были вершить суд по тем законам, которые действовали в их землях. Как сказано в «Младшей Эдде», они должны были быть «справедливыми судьями и справедливыми защитниками»2.

Древнескандинавский суд отличался от судов многих народов. Основной его задачей было сохранение мира. В этом он должен был следовать примеру Форсети3 – внука Одина, сына Бальдра и Нанны, дочери Непа: «Он владетель небесных палат, что зовутся Глитнир. И все, кто приходят к нему с тяжбой, возвращаются в мире и согласии. Нет равного судилищу Форсети ни у богов, ни у людей»4.

Возможно, именно стремление к сохранению мира объясняет то, что судьи у древних викингов были лишены права осуждать своих сородичей на смерть5. Это право принадлежало богам. За убийство назначалась вира. Но родные погибшего могли не принять ее, пред­почтя кровную месть. Это было такое же священное право, как и право на суд6. Самым тяжким приговором было «лишение мира». Виновный объявлялся вне закона, лишался собственности, изгонялся из дома, и каждый мог убить его, свершив тем самым Божий суд7.

1 Сага о Вельсингах // Мировое Древо Иггдрасиль. М., 2002. С. 333.

2 Младшая Эдда. Язык поэзии // Младшая Эдда. М., 2005. С. 88.

3 Это имя было синонимом словосочетания «председатель тинга».

4 Младшая Эдда. Видение Гюльви // Младшая Эдда. С. 31.

5 С укреплением королевской власти это древнее установление было изменено. Так,
Ландслаг шведского короля Магнуса Эрикссона обязывал тинги выносить смертные
приговоры по многим преступлениям. Так, если слуга убивал своего господина, то тинг
должен был осудить его на колесование. Если это сделала женщина, ее по решению
тинга должны были побить камнями.

6 Старшая Эдда. Третья песнь о Гудрун // Старшая Эдда. С. 133.

7 См., например: Сага о Вельсингах // Старшая Эдда. С. 272.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

К лишению мира подвергались лица, совершившие злодеяния. Вестгеталаг, или Закон вестьетов, одной из земель Швеции, относил к ним следующие преступления:

«Если кто убьет человека в церкви, это злодеяние. Если кто убьет человека на тинге, это злодеяние. Если кто нарушит мир или совер­шенное примирение, если кто мстит вору, если кто мстит за наказание, присужденное на тинге, раной, убийством или пожаром, это злодеяние; он потерял право на страну и движимое имущество.

Если кто отрубит человеку обе руки, если кто убьет спящего, это злодеяние. Злодеянием является нести щит через берег моря1. Если он разрушает в своей собственной стране, он потерял землю, право жить в стране и движимое имущество.

Если кто привяжет мужчину к дереву в лесу, это злодеяние. Если кто выстрелит через дымовое отверстие и убьет мужчину, убьет в бане, убьет, когда он справляет нужду, выколет мужчине оба глаза, отру­бит мужчине обе ноги, если кто убьет женщину, все это злодеяние. Она всегда обладает миром встречи и обедни, какова бы ни была вражда между мужчинами. Если кто убьет своего господина, это злодеяние. Если кто убьет мужчину в кабаке ножом, когда он делил с ним нож и кусок мяса, это злодеяние. Если кто зарубит скотину другого человека, ранит ее, как ранит волк, это злодеяние. Если кто убежит на военный корабль и сделается морским разбойником, стоит он на горле или на голове другого и чинит над ним насилие, это злодеяние»2.

Другие руны и другие песни права были у финнов, эстов, остальных народов, населявших северные и восточные земли скандинавского мира. Особое место в их ряду занимает финский эпос «Калевала», со­хранивший предания о далеких временах вересковой Карелии, когда создавались ее первые песенные руны:

«Мной желанье овладело,

мне на ум явилась дума:

дать начало песнопенью,

повести за словом слово,

песню племени поведать,


То есть совершить нападение на страну.

2 Закон вестьетов // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/

Vestgetalag/frametext1.htm. 378


Глава пятая. Скандинавское право

рода древнего преданье. На язык слова приходят, на уста мои стремятся, с языка слова слетают,

рассыпаются речами…»1

Хранителем этих рун стал Вяйнямейнен – «вековечный песнопе-вец»2, создавший многие законы Калевалы. Этим законам он учил песенными рунами, одна из которых звучала так:

«Люди добрые, внемлите, –

никогда, нигде вовеки

не вините невиновных,

праведных не обвиняйте.

Вас возмездие настигнет…»3

Основной темой песен Вяйнямейнена было воспевание труда – основы жизни Калевалы: «Вот я сею-засеваю, Я бросаю в землю семя, Чтоб оно ростки пустило, Проросло на этом поле. Пробудись, земля родная! Недра темные, проснитесь! Дайте вы росткам пробиться, Чтобы сотни нежных всходов Зацвели, заколосились На широком этом поле, Что вспахал я и засеял,

Где немало потрудился…»4

Эти песни не только хранили народ, но и готовили его для новых свершений, о которых в последних строчках «Калевалы» поется: «Здесь теперь прошла дорога, новая стезя открылась для певцов, что поспособней,


 
Калевала. Песня 1. Стихи 1–10

Перевод Э. Киуру и А. Мишина (http://kalevala.

gov.karelia.ru/songs/song2a.shtml#7).

2 Калевала. Песня 2. Стих 288. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

3 Калевала. Песня 16. Стихи 400–404. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

4 Калевала. Песня 2 // Калевала. М., 1985. С. 12. Перевод Л.П. Бельского.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

рунопевцев, что получше,

средь растущей молодежи,

восходящего народа»1.

Одной из самых примечательных особенностей древнескандинав­ских песен права было требование равенства. Перед богами были все равны. В «Речи Высокого» (т.е. Одина. – В.Л.) сказано, что бедняк невиновен в доле своей и что «может внезапно исчезнуть достаток», ведь «друг он неверный»2. Поэтому бедные люди могли на равных участвовать в тингах – народных собраниях. И Один сам призывал их к тому:

«Сытым и чистым

на тинг собирайся,

хоть и в бедной одежде,

сапог и штанов

стыдиться не надо,

а также коня,

коль он неказист»3.

«Старшая Эдда» содержит много советов о том, как должен прохо­дить тинг и как должны вести себя те, кто участвует в нем:

«На тинг придешь ты,

с глупцами не спорь;

злые слова

глупый промолвит,

0 зле не помыслив.
Но и смолчать
ты не должен в ответ, –
трусом сочтут
иль навету поверят;
славы дурной
опасайся всегда;
назавтра убей
лжеца, тем отплатишь
за подлую ложь»4.

1 Калевала. Песня 50. Стихи 615–620. Перевод Э. Киуру и А. Мишина.

2 Старшая Эдда. Речи Высокого. Стихи 75, 78 // Старшая Эдда. С. 21, 22.

3 Там же. Стих 61. С. 20.

4 Старшая Эдда. Речи Сигрдривы. Стихи 24–25 // Старшая Эдда. С. 111.
380


Глава пятая. Скандинавское право

Конечно, в каждой из земель Скандинавии был установлен свой порядок проведения народных собраний. О том, как они действовали в Швеции, Снорри Стурлусон рассказывал: «На тинге председатель­ствует лагман. Его всего больше слушаются бонды, ибо то становится законом, что он возвестит на тинге. А когда страну объезжает конунг, ярл или епископ и держит тинг с бондами, лагман отвечает им от имени бондов и все бонды поддерживают его, так что даже самые могущест­венные люди вряд ли осмелятся прийти на тинг без согласия бондов и лагмана. А в тех случаях, когда местные законы различаются, все должны придерживаться упсальских законов, а все лагманы должны подчиняться лагману Тиундаланда»1.

Роль народных собраний падает с утверждением централизованной королевской власти. Первым властителем скандинавских земель стал легендарный Ивар Широкие Объятия, подчинивший себе бóльшую часть Скандинавии, а также некоторые княжества Англии, Балтии и страны саксов. От его рода, согласно преданиям, произошли конунги датчан и шведов2.

Конунги управляли своей землей, вели войны, вершили суд. Кроме того, они поддерживали связь народа с богами. И если с этой функ­цией они не справлялись, народ приносил их в жертву богам. Так случилось со шведским конунгом Олавом Лесорубом. Его народ об­винил в том, что он пренебрегал жертвоприношениями, что вызвало неурожаи и голод в стране. Поэтому его принесли в жертву Одину, предав огню в его собственном доме3.

Интересно отметить, что еще в XIII в. народ Швеции сохранял за собой право смещать с престола своих королей. Об этом свидетель­ствует упомянутый выше Вестгеталаг (Закон вестьетов). Свеи, как гласил он, «властны взять конунга, а также сместить его».

В длинной веренице скандинавских конунгов датский летопи­сец Сакс Грамматик особо отмечал легендарного правителя дат­чан Скиольда, который отменил прежние и ввел в действие «новые справедливые и милосердные законы». Он оплачивал из королев­ской казны долги своих подданных и обеспечивал за свой счет ле­чение больных и увечных. Скиольд был первым, кто ввел правило,

1 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 216.

2 См. там же. С. 33.

3 См. там же. С. 34.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

по которому воинская добыча передавалась солдатам, а слава – их предводителям1.

Столь же яркими были реформы датского конунга Фроде. Он реши­тельно искоренял преступность и порочные нравы. Добившись этой цели, он запретил своим подданным запирать в сундуки ценности, обещая выплачивать двойную стоимость похищенного. Вместе с тем были введены суровые меры наказания для воров и тех, кто их укры­вал. Судебные тяжбы в основном разрешались в поединках, так как, по мнению Фроде, «сражение с помощью оружия более достойно, чем с помощью слов»2.

Исландские скальды особенно воспевали норвежского конунга Хальвдана. По описанию Снорри Стурлусона, он «был человек ум­ный, правдивый и справедливый. Он вводил законы, соблюдал их сам и заставлял других соблюдать их, так что никто не мог пойти против законов»3.

Реформы, но уже в других целях, продолжил его сын Харальд Пре-красноволосый. Он присвоил себе многие вотчины. А чтобы еще боль­ше увеличить казну, обложил данью всех бондов, как богатых, так и бедных. В каждый округ (фюльк) он направлял своих ярлов, которые должны были поддерживать закон и порядок и собирать с населения подати4.

Более справедливым было правление сына Харальда Хакона Доб­рого. Были отменены многие прежние законы и введены по совету мудрейших новые законы для разных частей страны5.

Первой из Скандинавских стран христианство приняла Дания – примерно в 960 г. В Норвегии первую серьезную попытку введения христианства предпринял Олав, сын Трюггви. Он вел решительную борьбу против прежних обычаев, уничтожая колдунов и ревнителей старой религии. Но в междоусобной войне был убит. Его дело продол­жил Олав Святой – святитель Норвегии. Примечательно описание его деяний в «Круге земном» Снорри Стурлусона:

«Обычно конунг вставал рано утром, одевался и мыл руки, а потом шел в церковь к заутрене. Потом он шел решать тяжбы или говорил

1 Saxo Grammaticus. The Danish History. Books I–IX // http://omacl.org/DanishHistory.

2 Ibidem.

3 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 41.

4 См. там же. С. 44.

5 См. там же. С. 72.
382


Глава пятая. Скандинавское право

людям о том, что считал необходимым. Он собирал вокруг себя и мо­гущественных и немогущественных, и особенно всех тех, кто были самыми мудрыми. Он часто просил говорить ему законы, которые установил в Трандхейме Хакон Воспитанник Адальстейна. Сам он устанавливал законы, советуясь с самыми разными людьми. Одни за­коны он упразднял, а другие добавлял, если считал это необходимым. Закон о христианстве он установил, посоветовавшись с епископом Гримкелем и другими священниками. Он прилагал все силы, чтобы искоренить язычество и те древние обычаи, которые, по его мнению, противоречили христианской вере. И вышло так, что бонды приняли законы, которые установил конунг»1.

Это описание дополняет рассказ о том, как осуществлялось право­судие: «У Олава конунга было двенадцать мудрейших людей. Они вер­шили суд вместе с Олавом и решали трудные дела. Это было нелегко, так как хотя конунгу не нравилось, когда судили не по справедливости, он не терпел, если ему перечили»2.

Наступила новая эпоха в развитии скандинавского права, яркими памятниками которой стали исландский Закон Серого Гуся 1117 г.3, датский Сканский закон, принятый в 1202–1216 гг. в земле Скании, Закон гутов (Gutalag), вступивший в силу на рубеже XIII и XIV вв. на шведском острове Готланд.

Закон гутов в первой же статье закреплял правовой символ веры: «Первое в нашем законе то, что мы должны сказать «нет» язычеству и сказать «да» христианству, и все верить во Всемогущего Бога, и мо­лить Его о помощи, чтобы он дал нам урожай и мир, победу и здоровье и чтобы мы могли сохранить наше христианство и нашу правильную веру, и нашу населенную страну, и чтобы мы каждый день во всех наших делах и наших желаниях делали то, что послужит славе Бога и наибольшей пользе жизни и душе».

Одной из главных задач Закона было привитие христианских цен­ностей милосердия. Поэтому ст. 2 требовала вскармливать каждого ребенка, который рождался в стране, и запрещала выбрасывать его.

Регулируя отношения общества и церкви, Закон Гутов предпи­сывал, чтобы каждый отдавал на содержание церкви, к которой он

1 Снорри Стурлусон. Указ. соч. С. 196.

2 Там же. С. 237.

3 Вероятно, Закон назван так потому, что он был написан гусиным пером.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

приписан, десятую часть своих доходов (десятину). Взамен священник должен был исполнять в любое время дня и ночи все требуемые от него обряды христианства (ст. 3).

Языческие жертвоприношения и обычаи были строго запрещены. Никто не мог взывать к рощам или курганам, к языческим богам, свя­щенным местам и святилищам. Виновные в нарушении этого требования подвергались штрафам. Вместе с тем Закон требовал исполнения всех христианских обычаев и обрядов. В частности, запрещалось выполнять какую-либо работу в воскресенье или в другой святой день (ст. 4).

Закон гутов устранял многие обычаи древности, а в тех случаях, когда он был не в силах это сделать, он пытался ввести их в такие пра­вовые рамки, которые препятствовали их осуществлению. Так, чтобы остановить кровную месть, ст. 13 устанавливала:

«Теперь следующее: если случится злое по наущению врага [дья­вола], так что человек убьет человека, то с ним должен бежать отец, сын и брат. Если их нет, то пусть с ним бегут ближние родственники на 40 дней в церковь, которую все люди приняли за священное место, это Фардеим и Тингстеди, и Атлингабо. Там они должны иметь мир как на дворе священника, так и на церковном дворе. Но когда время истечет, тогда пусть скачет он туда, где хочет провести свой «круг мира»1, и пусть он проведет его вокруг трех усадеб так далеко в лесу от этих усадеб, что будет находиться в середине от других усадеб, которые на­ходятся на другой стороне леса, если он получит разрешение от тех, кто владеет этой землей… Его защищает «круг мира», который он начер­тил… люди это называют «засвидетельствованным кругом мира»…»2

Закон гутов сохранял роль тингов и многих других учреждений прошлого, возлагая на них функции сохранения и поддержания пра­вопорядка. Так, он предупреждал: «Пусть преступник не полагается на мир тинга, если только это не мир всех людей» (ст. 11).

Скандинавское право не только сохраняло институты народного правления, но и долгое время существенно ограничивало королевскую власть, о чем свидетельствует один из самых ярких памятников скан­динавского права – шведский Ландслаг (Закон земли) 1347 г. короля Магнуса II Эрикссона:

1 То есть то место, где, согласно обычаю, он мог пользоваться относительной безо­
пасностью.

2 Закон гутов // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Skandinav/Sweden/Guta-
lag/frametext.htm.


Глава пятая. Скандинавское право

«В королевстве Швеция королевская власть выборная, а не наслед­ственная; если оно лишится короля, то в этом случае ниже назван­ные лагманы, каждый в своем судебном округе, должны в согласии со всеми жителями их судебного округа выбрать двенадцать разумных и сведущих мужей, с которыми они должны явиться в назначенный день и в определенное время на тинг на лугу Мора, чтобы избрать короля… дабы он управлял страной и государством, охранял закон и поддерживал мир…

В тот же самый день и на том же самом месте король должен дать клятву всем жителям королевства в следующем:

Во-первых, он будет любить Бога и святую церковь и защищать ее права и ни в чем не нарушит королевские права, права короны и всего шведского народа.

Во-вторых, он будет защищать, любить и охранять своим королев­ским правом и властью все справедливое и истинное и подавлять все несправедливое, дурное и беззаконное.

В-третьих, он будет верным всему своему народу; никоим образом не будет причинять ущерба ни жизни, ни телу ни бедного, ни богатого, если тот не уличен в преступлении по закону и правам королевства; не будет он никоим образом, кроме как по закону и законному при­говору суда, отбирать у кого-либо имущество.

В-четвертых, он будет управлять своим королевством – Швецией – и править вместе со шведами, как это установлено издавна древними законами и обычаями королевства, а не с иноземцами, и не должны иноземцы быть в его совете и управлять замками или областями, или «Упсальским уделом», или коронными имениями, настолько древни­ми, что никто не помнит и точно не знает, когда они стали собствен­ностью короны.

В-пятых, король будет беречь замки и области государства с их ежегодными доходами и защищать их границы всеми силами, дабы ничто из вышеупомянутого не уменьшилось для того короля, который будет править после него...

В-шестых, король имеет право жить в «Упсальском уделе» и в других коронных имениях и ежегодно собирать законные налоги со своих земель…

В-седьмых… Все древние законы Швеции, которые были приня­ты с одобрения и с согласия народа и были утверждены прежними королями и их королевской властью, он будет соблюдать, укреплять


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

и защищать так, чтобы ничто незаконное не вошло в истинный закон, особенно чтобы никакие иноземные законы не были введены в закон и право страны и чтобы никакие законы не принимались без согласия народа…

Да приумножится мир и да исчезнет вражда благодаря тому, что есть король»1.

Параграф второй. Особенности развития скандинавского права от эпохи Кальмарской унии до ХХ в.

Скандинавское право сохраняло свою уникальность в течение мно­гих столетий. Она стала еще более заметной с момента объединения скандинавских земель под верховной властью датских королей. Про­ект объединения Дании, Швеции и Норвегии был осуществлен дат­ской принцессой Маргарет I. Сперва (1380 г.) в династическом союзе объединились Дания и Норвегия. Позже (1389 г.) в его состав вошла Швеция. Итоги объединения трех скандинавских стран, а также их заморских владений – Исландии, Гренландии, Фарерских островов, значительной части Финляндии – были оформлены Кальмарской уни­ей, заключенной в 1397 г. с целью создания «вечного мира и союза»2.

По условиям Унии все три государства сохранили право на са­моуправление. Остались в силе действовавшие на их территориях законы и обычаи. Объединение скандинавских государств позволило им успешно противостоять натиску Ганзейского союза и немецких княжеств.

Но основы союза были непрочны. И в 1523 г. он распался. Из его состава вышла Швеция, недовольная засилием датской знати. Скан­динавский мир надолго раскололся на две части. Норвегия осталась в орбите влияния Дании (с 1536 г. – как одна из ее провинций)3, ус­тупив ей юрисдикцию над принадлежавшими ей землями Ислан­дии, Гренландии и Фарерских островов. Швеция сохранила контроль над большей частью Финляндии.

Как отмечено выше, Кальмарская уния не препятствовала самобыт­ному развитию права Скандинавских стран. Более того, его уникаль­ность усилилась в ходе начавшейся в середине 1520-х гг. Реформации.

1 Ландслаг короля Магнуса Эрикссона // http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/
Skandinav/Sweden/Landslag_Magnusson/ frametext.htm.

2 История Норвегии. М., 1980. С. 187.

3 Уния Дании и Норвегии существовала до 1814 г.
386


Глава пятая. Скандинавское право

Протестантство возрождало многие начала самоуправления через цер­ковные приходы, прививавшие христианские ценности справедливо­сти, милосердия и труда.

Швеция и Дания расторгли узы с католической церковью в 1530-х гг. В Дании по Ордонансу 1537 г. была сформирована самостоятельная Датская народная церковь. Она имела достаточно стройную структуру. Во главе церкви стоял король. Ступень ниже занимали епископы, ко­торые избирались духовенством городов и утверждались в должности королем. Духовенство городов в свою очередь избиралось мэрами и городскими советами; сельские священники избирались непороч­ными и «достойными» людьми. К 1560 г. были приняты основные законодательные акты, регулировавшие порядок проведения служб, проповедей, ритуалов, определявшие правовой статус священнослужи­телей. В Швеции новое церковное законодательство было кодифици­ровано в 1571 г.1 Эти меры не только подчинили церковь государству, но и отвели ей особую роль.

О том, какой она была, можно судить по описанию известного ис­торика Э. Аннерса: «Принятие лютеранского вероучения и устройства церкви имело большое значение для развития правопорядка Северных стран. Духовенство получило еще большее значение в государственной жизни, причем до конца XVIII в. оно играло очень консервативную, если не сказать ортодоксальную, роль в политике. Особенно сильно влияние духовенства было в области семейного и уголовного права. Постоянным и сильным средством его влияния была Библия, чей авторитет оставался непоколебимым до середины XVIII в., несмотря на влияние идей Просвещения. К тому же духовенство пользовалось самостоятельным влиянием в качестве толкователей и проповедников Евангелия, вдобавок оно было орудием влияния государственной вла­сти, независимо от того, кто стоял у ее руля: абсолютный монарх или облеченные властью сословия эпохи свободы. Духовенство помимо своей политической пропагандистской задачи, проявлявшейся, как правило, в благоговейном усердии при исполнении своих проповед­нических обязанностей, должно было также заботиться о мораль­ном воспитании населения. В основном такое воспитание проходило в рамках церкви, причем население здесь же знакомилось и с законо-

1 Skip Knox E.L., Dr. Europe in the Age of the Reformation // http://www.boisestate.edu/ courses/reformation/baltic.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

дательством своей страны. Важнейшие законы и указы должны были зачитываться в церкви на паперти, либо же сообщения вывешивались на специальных досках. Поскольку любой совершеннолетний, про­шедший конфирмацию, должен был посещать воскресную службу под страхом наказания, то государственная власть была застрахована от того, что ее запрещения не станут известными подданным и не от­ложатся в их памяти. Такое положение дел было общим для Европы, но только в протестантских странах оно приобрело особый характер благодаря тому значению, которое ему придавали государственная власть и Евангелие»1.

Следующий этап в развитии скандинавского права наступил с ут­верждением абсолютизма. В Дании король Фредерик III (1648–1670) распустил общенациональный сословный парламент, а также мест­ные органы самоуправления, сохранявшиеся в течение многих веков. Новая форма правления была закреплена Королевским законом (Lex Regia) 1665 г.2 Во многом сходные реформы были проведены в 1680 г. в Швеции. Вершиной и вместе с тем концом шведского абсолютизма стало правление Карла XII.

С укреплением абсолютизма была осуществлена также полная ре­визия законов. В Дании ее итогом стало издание единого Свода зако­нов (Danske lov) 1683 г. В 1687 г. отдельный Свод законов был введен в действие в Норвегии. Вскоре их примеру последовала и Швеция, утвердившая в 1734 г. новый Свод законов, который действовал и на территории Финляндии. Основной их целью было укрепление коро­левской власти. Вместе с тем они сохраняли в силе многие исконные законы и обычаи. Уникальной была техника систематизации зако­нодательства. Законы и обычаи группировались по книгам, которым предписывалась роль своеобразных строительных балок, скреплявших правовое здание в целом3. К достоинствам указанных сводов следует отнести также форму их изложения. Законодательные нормы были сфор­мулированы простым языком, доступным для восприятия большинства населения. Это объясняет устойчивость созданного ими правопорядка.

1 Аннерс Э. История европейского права. М., 1994. С. 269.

2 В настоящее время несколько норм этого акта сохраняют свою силу, в частности
нормы ст. 21 и 25, касающиеся обязанностей принцев и принцесс королевского дома.

3 См.: Введение в шведское право. М., 1986. С. 36.
В датском Своде главы обозначались как капители (capitel – верхние части опоры). См.:

http://www.retsinformation.dk/Forms/ R0710.aspx?id=59516.


Глава пятая. Скандинавское право

В Дании и Швеции, несмотря на реформы последних трех столетий, указанные своды сохраняют юридическую силу.

В Скандинавии до начала XIX в. влияние иноземного права в целом было мало заметно. Ни в одной из северных стран не было рецепции римского права. Правовые модели Франции, Германии, других госу­дарств Европы заимствовались в достаточно узком сегменте, прежде всего в вопросах организации верховной власти, земельных отношений и некоторых других. Не случайно именно в Скандинавии были соз­даны первые кафедры национального права (в Университете Упсалы в 1620 г.)1.

Во многих сферах законодательства Скандинавские страны опе­режали другие европейские государства. Так, в Швеции был принят первый в Европе Закон о свободе печати 1766 г. В Дании после прихода к власти реформаторов (1784 г.) был проведен ряд глубоких реформ по освобождению крепостных крестьян, свободе торговли, всеоб­щему образованию. В преддверии великих европейских революций Скандинавские страны своим опытом доказывали жизнеспособность либеральных идей. А через три десятилетия многие из них нашли во­площение в первых конституциях Северных стран – Форме правления Швеции 1809 г. и Конституции Норвегии 1814 г.

Конституция (Форма правления) Швеции 1809 г. была принята в условиях внутренних потрясений, вызванных поражением в русско-шведской войне и глубоким экономическим кризисом. Это был дар Карла XIII, последнего короля угасающей великой династии, – дар, который должен был сохранить Швецию как независимое государство, вернуть ей утраченные силы, восстановить в ней согласие и порядок.

Чтобы осуществить эти цели, Конституция 1809 г. соединила в од­ном механизме обновленной власти древние и новые учреждения, которые должны были поддерживать и контролировать друг друга.

Так, власть короля ограничивал Риксдаг, сословно-представитель-ный орган, состоявший из четырех палат (курий), которые представ­ляли дворянство, духовенство, городское население и крестьян. Для принятия текущих законов требовалось согласие трех курий, а консти­туционных законов – всех четырех. Тем самым не только сдерживались законодательные инициативы Короля, но и были закреплены гарантии прав и законных интересов отдельных сословий.

1 См.: Введение в шведское право. С. 37.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Особо ограничивались финансовые полномочия королевской вла­сти. Риксдаг самостоятельно устанавливал налоги, утверждал государ­ственный бюджет. Депутаты Риксдага контролировали деятельность Банка Швеции, заключение займов и выплату государственного долга, расходование бюджетных средств.

Власть короля была ограничена и в сфере государственного управ­ления. Любые его решения могли быть приняты только в Государст­венном совете. Он не мог уволить либо перевести на другие должно­сти чиновников, если они не были под следствием или судом либо не подали прошения об отставке (ст. 36). Конституцией 1809 г. была предусмотрена судебная ответственность чиновников за ведение дел (ст. 47) и введен парламентский контроль за сферой государственного управления.

В целом Конституция Швеции исходила из общей предпосылки не только ограничения, но и ответственности королевской власти. При этом многие ее нормы воспроизводили положения Закона земли 1347 г. короля Магнуса II Эрикссона либо были созвучны им:

«Король должен поддерживать и поощрять справедливость и прав­ду, воспрещать и пресекать несправедливость и неправду, не наносить и не позволять наносить ущерб ни одному лицу, его чести, свободе, правам и интересам, если только его не обвинят и не осудят в порядке, предусмотренном законом; не лишать и не допускать лишения дви­жимого и недвижимого имущества без следствия и суда и вне форм, предписанных законами и статутами Швеции; не нарушать и не по­зволять нарушать неприкосновенность жилища; не высылать кого бы то ни было из одного места в другое; не принуждать и не разрешать принуждать в вопросах веры, но покровительствовать каждому в сво­бодном исповедании религии, если он не нарушил общественного спокойствия и не оскорбил общественной нравственности. Король должен следить за тем, чтобы суд над каждым осуществлялся только по закону и только тем судьей, под юрисдикцией которого находится его дело».

В этих строчках ст. 16 Конституции отчетливо прослеживается стремление обеспечить ответственность короля не только перед об­ществом в целом, но и перед каждым подданным.

Другая особенность конституционной регламентации – закреп­ление механизмов согласования решений. В подтверждение приведу несколько норм: 390


Глава пятая. Скандинавское право

«Члены Государственного совета, которые принимают участие в его заседаниях, безусловно обязаны, неся ответственность за свои заключения, высказывать и разъяснять свои мнения, которые будут записаны в протоколах ведения дел, но при этом право принятия ре­шений во всех случаях принадлежит одному Королю. Если вопреки ожидаемому, случится так, что решение Короля явно будет противоре­чить Конституции Королевства или общему законодательству, то долг членов Государственного совета состоит в том, чтобы они выступили против этого решения с настоятельными возражениями...» (ст. 8, 9).

«Когда Король захочет объявить войну или заключить мир, он со­зовет всех членов Государственного совета на чрезвычайное заседание, изложит им те мотивы и те обстоятельства, которые должны быть приняты во внимание, и потребует заключений, которые они должны дать каждый по отдельности...» (ст. 13).

Следующая черта Конституции Швеции – укрепление правового порядка:

«Королевские и все другие суды будут судить в соответствии с зако­нами и изданными на основе законов статутами; административные коллегии Королевства, провинциальные и иные управления, а также высшие и низшие должностные лица будут вести свои служебные дела в соответствии с теми инструкциями, распоряжениями и предписа­ниями, которые уже изданы или могут быть изданы впоследствии; они будут повиноваться повелениям и приказам Короля и взаимно помогать друг другу в их исполнении, а также во всем том, что может потребовать благо государства, оставаясь вместе с тем ответственными по закону перед Королем за свое бездействие или за свои упущения, или незаконные действия» (ст. 47).

В вышеприведенных нормах Конституции Швеции отражены осо­бые черты ее системы «сдержек и противовесов» – ответственность органов власти за свои действия и вместе с тем их единение во бла­го Королевства. Это несомненно придало не только устойчивость, но и действенность механизму власти и в конечном счете – Консти­туции в целом.

Конституция 1809 г. наряду с другим конституционным актом – Актом о Риксдаге действовала с изменениями и дополнениями бо­лее полутора столетий. И только в 1974 г. она утратила силу в связи с принятием новых конституционных законов – Формы правления (27 февраля 1974 г.) и Акта о Риксдаге (28 февраля 1974 г.).


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Следующий яркий документ той эпохи – Конституция Норвегии 1814 г. Долгое время Норвегия находилась под владычеством Дании, что обрекало ее на нищее существование. Бесправие населения, не­посильное налоговое бремя, вывоз и истощение экономических ре­сурсов – таковы были те причины, которые вызвали к жизни мощное национально-освободительное движение.

10 апреля 1814 г. в местечке Эйдсволл было созвано Государствен­ное собрание, в котором были представлены практически все сословия страны. Оно тут же приступило к разработке конституции на основе принципов национальной независимости, народовластия, разделения властей, свободы печати и религии. Окончательный текст Кон

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...