Параграф третий. Развитие скандинавского права на новом этапе региональной интеграции
К концу XIX в. семья скандинавского права практически оформилась. Ее отличительными чертами стали отказ от кодификации как инструмента систематизации законодательства; ясный, «народный» стиль оформления правовых норм; взаимовлияние родственных правовых систем. Последний фактор приобретает все большее значение по мере усиления интеграции Скандинавских стран. В 1870 г. была созвана первая конференция по нордическому праву, которая впоследствии созывалась каждые три года. Ее основной целью стало объединение усилий скандинавских юристов по сближению правовых систем региона. В 1880 г. Швеция, Дания и Норвегия принимают первый единообразный правовой акт – Закон об оборотных документах, призванный облегчить формирование общескандинавского рынка. С той же целью в 1875 г. Швеция, Дания и Норвегия создали Скандинавский валютный союз, который действовал до 1924 г. и впоследствии послужил моделью для создания общеевропейского валютного союза. В 1919 г. указанные страны образовали Союз Нордических стран, к которому в 1922 г. присоединилась Исландия, а в 1924 г. – Финляндия. В 1945 г. социал-демократические партии и профсоюзные движения Скандинавских стран создали Объединенный комитет Нордического социал-демократического рабочего движения, который выдвинул программу углубления интеграционных процессов в регионе. С этой целью была выработана программа согласования действий правительств в различных сферах политической, социально-экономической и правовой жизни. Новый этап в интеграции Скандинавских стран наступил в 1952 г., когда по инициативе министров юстиции Дании, Норвегии и Швеции Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права
был образован Нордический совет, в который помимо указанных стран вошла Исландия. В 1955 г. к нему присоединилась Финляндия. Одной из основных его целей стало формирование единого рынка труда. Контуры нового регионального объединения были оформлены Хельсинкским договором 1962 г. Его целью, как было отмечено в преамбуле Договора, стало содействие в углублении сотрудничества нордических стран в культурной, правовой и социальной жизни, а также их сближение посредством ряда согласованных мер, в том числе посредством единообразных норм законодательства1. В Договоре особо отмечалась необходимость обеспечения равных прав и свобод (ст. 2) и единообразного регулирования в сферах частного права (ст. 4), уголовных наказаний (ст. 5), в иных областях, которые будут определены участниками Договора (ст. 6). Реализация этих целей была возложена на Нордический совет, в состав которого в настоящее время входят 87 членов, избираемых национальными парламентами государств – участников Договора. В работе Совета участвуют также представители автономных образований – Гренландии, Фарерских и Аландских островов. В качестве наблюдателей приглашаются делегации саамов и трех балтийских государств – Эстонии, Латвии, Литвы. Совет не наделен правом принятия обязывающих решений, но, согласно Договору, его рекомендации должны приниматься парламентами. В 1971 г. был сформирован еще один постоянно действующий орган – Нордический совет министров, что существенно расширило возможности для обеспечения интеграции в таких сферах, как культура и средства массовой информации; экономика и бизнес; образование и научные исследования; окружающая среда; законодательство и правосудие; благосостояние; Нордический регион в окружающем мире2. Совет принимает программы сотрудничества, которые конкретизируются в ежегодных планах действий соответствующих министров государств – участников Договора (в общей сложности в настоящее время такие планы формируются по 11 направлениям), а также комитетов старших должностных лиц министерств.
1 Traite de cooperation entre le Danemark, la Finland, l’Islande, la Norvege et la Suede. 2 Указанные сферы деятельности приведены на официальном сайте Нордического Глава пятая. Скандинавское право В ряду программ сотрудничества можно указать Программу обеспечения гендерного равноправия (2005 г.)1, Стратегическую программу Нордического Атлантического сотрудничества на 2005–2010 гг.2 и т.д. Многие из них находят воплощение в унифицированных законодательных актах. В настоящее время практически полностью гармонизировано законодательство по вопросам заключения и исполнения коммерческих договоров, транспортным перевозкам, авторскому и патентному праву, брачно-семейным отношениям, оборотным документам, торговым знакам, торговым реестрам и т.д. Основная их цель – формирование единого экономического пространства, повышение конкурентоспособности коммерческих предприятий и организаций Скандинавских стран. Той же цели служит и Нордический инвестиционный банк, учрежденный в середине 1970-х гг. и в настоящее время включающий не только Данию, Швецию, Финляндию, Норвегию и Исландию, но и прибалтийские страны – Эстонию, Латвию и Литву (с 2005 г.). В целом необходимо отметить очень высокий уровень интеграции в сфере права Скандинавских стран. Обращаясь к этой теме, А.Х. Саидов выделял следующие факторы: «В Скандинавских странах существовали особенно благоприятные условия для достижения если не единства, то высокого уровня гармонизации права. Историческое развитие и языки Скандинавских стран весьма схожи, культурные связи этих стран очень тесны, между ними не существовало серьезных политических различий, их население, географическое положение и экономический уровень развития были приблизительно одинаковыми. Все эти обстоятельства, а также то, что право в этих странах исторически развивалось параллельными путями, значительно облегчили юридическое сотрудничество. В настоящее время скандинавский опыт рассматривается как модель для соответствующего сотрудничества на общеевропейском уровне»3.
Со второй половины ХХ в. все более отчетливо проявляется еще одна характерная черта скандинавского права – четкая социальная направленность законодательства и правоприменительной практики. 1 См. на сайте: http://www.gender-budgets.org. 2 Nora Action Plan – 2009 // http://www.nora.fo/en/index.php?pid=210. 3 Саидов А.Х. Указ. соч. С. 278. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права В результате сложилась особая скандинавская модель социального государства – государства всеобщего благоденствия, основанного на началах рыночной экономики, социальном партнерстве, государственном регулировании различных сторон экономической и социальной жизни. Его создание, как отмечал Стиг Стремхолм, стало «целью жизнедеятельности всего общества»1. Такой вывод вполне обоснован, если учесть, что основным содержанием законодательных реформ на протяжении по меньшей мере полувека (1930–1970) были социальные преобразования, направленные на существенное облегчение условий труда, поддержку наиболее обездоленных слоев населения, совершенствование форм социального обеспечения, укрепление институтов гражданского общества, развитие научных и образовательных учреждений, оздоровление экономики и общества в целом. Долгое время скандинавская модель рассматривалась как альтернатива, с одной стороны, социалистическому, с другой стороны, капиталистическому пути развития2. Начиная с 1980-х гг. скандинавская модель государства всеобщего благоденствия подвергается существенным изменениям с целью приспособления экономики к решению новых задач. Основным стержнем новой политики стали меры по развитию образования и науки, созданию новых рабочих мест, совершенствованию пенсионного обеспечения, финансовому оздоровлению. Скандинавские страны вновь берут на себя роль своеобразной лаборатории, в которой кристаллизуется новая модель социального государства. Уже сейчас достаточно четко определяются ее основные черты. Прежде всего это ориентация на полное раскрытие потенциала нации. Этой цели служит все законодательство в целом. Особое значение в ее реализации отводится усилению роли институтов гражданского общества3, укреплению форм государственно-частного партнерства,
Стремхолм С. Введение // Введение в шведское право. С. 30. Эта идея обосновывалась во многих работах. В частности, см.: Howe F. Denmark: A Cooperative Commonwealth. 1921; Child M. Sweden: The Middle Way. 1936; Galenson W. Labor in Norway. 1949; Strode H. Sweden: Model for a World. 1949; Einhorn E.S., Longue J. Modern Welfare States: Politics and Policies in Social Democratic Scandinavia. 1989. 3 В этом отношении наиболее показательны данные о развитии профсоюзного движения. В профсоюзы в Финляндии входит 78%, в Швеции – 86%, в Дании – 90% работающих лиц. По этому показателю Скандинавские страны примерно в два раза опережают другие европейские государства. Еще один показатель. В среднем каждый дат- Глава пятая. Скандинавское право преодолению разрыва между самыми бедными и богатыми1, внедрению научных основ организации экономической, социальной и политической жизни2. Результатом такой политики стало стремительное экономическое развитие региона. Скандинавские страны начинают опережать другие страны по многим показателям. Красноречиво в этом отношении исследование Института Всемирного банка, в котором по индексу экономики знаний в 2008 г. из первых пяти мест четыре принадлежат Скандинавским странам: Дании (1), Швеции (2), Финляндии (3) и Норвегии (5). Они заметно опережают такие страны, как США, Германия и Россия (соответственно 8, 9 и 53-е места в мире)3. Приведем еще один показатель: по индексу конкурентоспособности, который ежегодно публикуется Всемирным экономическим форумом, пять скандинавских стран входят в первую двадцатку стран: Дания (3), Швеция (4), Финляндия (6), Норвегия (15), Исландия (20)4. Скандинавская модель социального государства обусловливает позитивные сдвиги не только в экономической и социальной жизни. Она предопределяет устойчивость политических и правовых систем региона. Это подтверждают многие индикаторы. Так, согласно данным «Ев-робарометра» (социологических исследований, проводимых под эгидой Комиссии Европейского Союза) в 2009 г. своим национальным правительствам доверяли 68% респондентов в Финляндии, 60% – в Дании, 56% – в Швеции. В среднем по 27 странам Европейского Союза этот чанин является членом 3,1, а каждый швед – членом 3,2 общественных объединений (подробнее см.: Einhorn E., Logue J. Economic and Social Security in Scandinavia: A Model for the Baltic Area? // http://www.weforum.org/pdf/GCR08/GCR08.pdf). 1 Эта задача решается посредством повышения минимальных заработков, пенсий,
2 Как правило, все проекты законодательных актов и политических документов, 3 World Bank Institute. Measuring Knowledge in the World’s Economies // http://sitere- 4 World Economic Forum. The Global Competiveness Report. 2008–2009. http://www. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права показатель составил только 34%. Еще более выразительны данные об уровне доверия к региональным и местным властям. Первые три строки занимают скандинавские государства, входящие в состав Евросоюза: Финляндия (72%), Дания (70%), Швеция (68%). В среднем по Союзу уровень доверия к региональным и местным властям составляет 50%1. В Скандинавии существенно более высоким остается уровень доверия и к другим государственным и общественным институтам: полиции, политическим партиям, профсоюзам и т.д.2 В заключение отметим, что устойчивость институтов власти, доверие к ним со стороны населения объясняются не только взвешенным политическим курсом, преемственностью в его осуществлении, но и такими чертами скандинавского права, как стабильность правового регулирования, доступность актов для восприятия населения и, что самое главное, его нацеленность на решение социальных проблем. 1 Special Eurobarometer. 307. The Role and Impact of Local and Regional Authorities 2 Подробнее о данных «Евробарометра» на 2005 г. см.: Einhorn E., Logue J. Economic
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|