Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф первый. История формирования латиноамериканского права




Первый источник латиноамериканского права – аборигенное пра­во, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали несколь­ко удивительно ярких цивилизаций – цивилизаций майя, тольтеков, ацтеков, инков и др.2

1 За рамками латиноамериканского права остаются те государства, чьи правовые
системы относятся к другим правовым семьям. В частности, Куба сохраняет социали­
стическое право, в Белизе, Гайане, других бывших британских колониях Карибского
бассейна остаются в силе традиции общего права.

2 Высокий уровень цивилизации был во многих частях Центральной и Южной Аме­
рики. В этом отношении особый интерес представляет рукопись Гаспара де Кархаваля
«Повествование об открытии реки Амазонок». Рассказывая о путешествии Франсиско
Орильяны, он описывал большие поселения, протянувшиеся на многие лиги вдоль бе­
регов Амазонки, правивших там касиков (вождей), действовавшие в них обычаи. Это,
несомненно, свидетельство высокого уровня цивилизации в том регионе, который мно­
гие географы и историки традиционно относят к числу самых отсталых.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

В подтверждение приведу описание Э. Кортеса одной из провин­ций империи ацтеков: «Город тот настолько огромен и удивителен, что хотя я опускаю многое из того, что мог бы рассказать, но даже то немногое, что скажу, почти невероятно: он намного больше Гра­нады и куда лучше укреплен, а здания там такие же великолепные, и народу проживает куда больше, нежели было в Гранаде, когда ее покорили, и он куда лучше обеспечен плодами земными – хлебом, птицей и дичью, речною рыбой и всяческими овощами… В провинции оной много обширных, красивых долин, и все они хорошо возделаны и засеяны, так что места пустого не найдешь, по окружности же она насчитывает более девяноста лиг. Порядок, какой они установили и какого придерживаются в правлении, похож на то, как правят в Ве­неции и Генуе или Пизе, ибо тут нет одного господина над всеми… а ежели надо вести войну, все они объединяются и все вместе отдают приказы и распоряжения… У них есть своего рода суды, дабы карать преступников… Много индейцев мы видели в темницах… их держат там за кражи и другие злодеяния»1.

Еще более яркими были описания столицы империи ацтеков – Теночтитлана с его дворцами, парками, «столь дивно устроенными», что было невозможно передать их красоту и великолепие словами. В Испании, продолжал Кортес, не было «ничего равного».

Изумление вызывал и образ жизни Теночтитлана: «Жители сего города отличаются учтивостью и изяществом в одежде и манерах… здешний обиход и обращение почти не уступают образу жизни в Ис­пании, благоустройства и порядка здесь не меньше, и как подумаешь, что народ здесь дикий и столь далекий от познания Господа и от обще­ния с другими разумными народами, то можно лишь дивиться, сколь разумно здесь все устроено».

В империи ацтеков была создана хорошо продуманная система управления. Куда бы ни посылал ее правитель «своих гонцов, за двести лиг в одну и другую сторону от столицы, всюду его приказы испол­нялись, хотя посреди его земель было несколько провинций, с кои­ми он вел войну… Во всех владениях… у него стояли войска, и в них были его люди, были также его наместники и сборщики повинностей и дани, причитавшихся с каждой провинции; и всему, что каждый

1 Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-тера 30 октября 1520 г. // http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text1.phtml?id=750.


Глава шестая. Латиноамериканское право

обязан доставить, велись счет и запись, ибо у них есть буквы и разные понятные им знаки, которые пишут на изготовляемой здесь бумаге. Каждая из провинций несла повинность особого рода, соответственно свойствам ее земель, так что Моктесуме доставляли все, что в оных провинциях имелось. А боялись его и в столице и вне ее так сильно, как ни одного государя в мире не боятся»1.

Археологические данные, расшифрованные памятники письмен­ности (в частности, майя), свидетельства испанских и португальских конкистадоров и летописцев, дошедшие до наших дней индейские предания раскрывают многие черты правового устройства доколум-бовой Америки.

Наиболее полно сохранились свидетельства о правопорядке древ­них инков, оставленные испанскими конкистадорами и летописцами первых лет испанского правления2. В их ряду особого внимания заслу­живает книга Гарсиаласо де ла Вега.

Описывая империю инков, он выделял несколько моделей пра­вовой организации, существовавших до ее создания:

«Правил тот, кто решался на это и имел достаточно духу, что­бы командовать всеми остальными, а став господином, он тиранил и жестоко обращался с вассалами, заставляя их служить себе как рабов… Так появилось множество господ и царьков, среди кото­рых иногда встречались и хорошие, которые хорошо обращались со своими и поддерживали мир и справедливость: таких за их доброту и благородство индейцы по наивности почитали богами, поскольку видели, что они были отличными и совсем другими, чем множество иных тиранов. В других местах они жили без господ, которые бы пра­вили и командовали ими; они не умели образовать у себя государство, чтобы в их жизнь пришли порядок и согласие; в своей простоте они жили как овцы, не творя ни зла, ни добра, и происходило это больше из-за их невежества и отсутствия злого умысла, чем из-за избытка доброй воли»3.

1 Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-
тера 30 октября 1520 г.

2 См.: Херес Ф. Завоевание Перу и провинции Куско // Хроники открытия Аме­
рики. 500 лет. М.: Наследие, 1998; Сарате А. Открытие и завоевание Перу // Там же;
де Сьеса де Леон П. Хроника Перу // http://www.vostlit.info/Texts/ Dokumenty/Spain/
XVI/1540_1560 /Pedro_Cieza_de_Leon/text11.htm.

3 Вега И.Г. де ла. История государства инков. М., 1974. С. 36–37.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Новый порядок был установлен инками – детьми Солнца. В древ­ней легенде, сохраненной в летописи Гарсиаласо де ла Вега, это со­бытие представлено так:

«Наш отец Солнце, видя людей такими… огорчился, и проникся к ним сожалением, и направил он с неба на землю одного сына и одну дочь из своих детей, чтобы они наставили бы их на путь познания на­шего отца Солнца… дали им заветы и законы, с которыми они жили бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выра­щивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами земли как разумные люди, а не как звери… Напоследок он сказал им: когда вы приведете этих людей к нашему служению, защищайте разум и справедливость с сочувствием, милосердием и благодушием, выполняя во всем обязанности почтительного отца к своим нежным и любимым детям, подражая и уподобляясь мне, приносящему всему миру добро»1.

Исполняя этот завет, первый король инков Манко Капак дал своей стране законы, которые должны были сделать ее счастливой. Он учил своих подданных не только возделывать земли, строить дома, про­водить оросительные каналы, но «обучал их благовоспитанности, содружеству и братству, которые они должны были проявлять в от­ношениях друг с другом, в соответствии с тем, чему учили их разум и закон природы… Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц и воров. Приказал иметь не более одной жены, и чтобы женились они среди своих, не смешивали бы роды, и чтобы женились после двадцати лет и старше, чтобы они уже могли бы сами управлять своими дома­ми и работать в своих поместьях… Для каждого селения или племе­ни, которые он подчинил, он избрал курак, что означает… господин вассалов; он выбирал их исходя из их достоинств – того, кто больше трудился для покорения индейцев, проявив себя более приветливым, мягким и благочестивым человеком, большим другом к общему доб­ру… Вместе с этими заветами и правилами он обучал их божественному культу своего идолопоклонства. Он указал место для возведения храма Солнцу, где ему будут приносить жертвы, убедив их в том, чтобы они почитали его как главного бога…»2

1 Вега И.Г. де ла. Указ. соч. С. 43.

2 Там же. С. 56–57.
404


Глава шестая. Латиноамериканское право

Но в дальнейшем, продолжал Гарсиаласо де ла Вега, правители инков забыли о божественных заповедях и стали тиранами в своей собственной стране. За это расплатой стало нашествие испанских конкистадоров.

А начало ему было положено великим Христофором Колумбом, открывшим в 1492 г. Новый Свет. Это открытие вызвало ожесточен­ную борьбу между Испанией и Португалией. Каждая из них претен­довала на новые земли, которые к тому времени еще не были даже открыты. Спор был разрешен по Тордесильясскому договору 1494 г. Согласно этому документу к Португалии перешли все территории к востоку от островов Зеленого мыса на протяжении 370 лиг (около 2000 км) вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к дру­гому. К Испании перешли земли, расположенные восточнее этой линии1: Карибские острова, Центральная Америка, значительные территории Северной и Южной Америки.

Процесс колонизации шел стремительно. В 1502 г. испанцы созда­ли на Эспаньоле (острове Гаити) первое поселение. В течение десяти лет поселения были основаны на Ямайке, Тринидаде, Кубе, других Карибских островах. В 1519–1521 гг. конкистадоры Э. Кортеса захва­тили империю ацтеков. В 1532–1533 гг. пала великая империя инков. В течение нескольких лет под владычество Испании перешли зем­ли современных Венесуэлы, Колумбии, Аргентины, Чили, Уругвая, других государств Южной и Центральной Америки. И только земли современной Бразилии остались за Португалией.

Огромные колониальные владения Испании были разделены на два вице-королевства. В состав вице-королевства Новой Испании, создан­ного в 1535 г., вошли территории Северной и Центральной Америки, а также острова Карибского бассейна. В вице-королевство Перу вошли земли Южной Америки. Впоследствии из его состава были выделены два новых вице-королевства – Новая Гранада (1718 г.) и Рио-де-ла-Плата (1776 г.).

Вице-королевства были разделены на провинции, во главе которых стояли губернаторы, которые назначались, как и вице-короли, королем Испании. При губернаторах формировались особые судебные кол­легии (audencia), наделенные правом рассматривать судебные споры

1 Договоренности о разделе новых земель были достаточно условны. Оба государ­ства стремились к захвату как можно большего числа земель, не обращая внимания на взаимные обязательства.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

и контролировать действия чиновников колониальной администра­ции. В городах формировались муниципальные советы и суды. Над­зор за действиями колониальных властей осуществляли специально созданные для этой цели Торговая палата (1503 г.) и Совет по делам Индий (1524 г.).

В португальской Бразилии система управления была несколько иной. Территория колонии делилась на капитанства, дарованные в основном представителям знати. В своих владениях они обладали по сути неограниченной властью и только формально признавали верховенство генерал-губернатора, назначавшегося королем Пор­тугалии.

Владычество Испании и Португалии принесло неисчислимые бедствия коренным народам Америки. По образному выражению одного из первых гуманистов Нового Света Торбио де Бенавен-те (Мотолиниа)1, туземцев Господь покарал, как когда-то египтян, «десятью страшными казнями»: оспой, кровопролитными войнами, голодом, жестокими надзирателями, чрезмерными налогами, покло­нением золотому тельцу, подневольными строительными работами, рабством, непосильной работой на золотых приисках, постоянными раздорами.

Описание многих «страшных казней» звучали как яростное об­личение завоевателей Новой Земли: «Конкистадоры наши поселили в усадьбах и принадлежавших к ним селеньях своих слуг и негров, дабы они собирали дань и ведали сельскими работами. Оные слуги и негры поселились и поныне живут в селеньях, и, хотя в большинстве своем они испанские крестьяне, на сей земле они стали господами и помы­кают исконными хозяевами здешнего края, как если бы те были их рабами; впрочем, мне не хотелось бы обличать их дурные нравы, и о своих чувствах я умолчу, скажу лишь, что они понуждают служить им и бояться их, словно они тут всевластные исконные господа, и ничего иного они не делают, только и знают, что требовать, и, сколько бы им ни давали, никогда не бывают довольны и везде, где находятся, при­чиняют смуту и порчу… они суть трутни, пожирающие мед, который приносят бедные пчелы, сиречь индейцы, и сколько бы те несчастные ни отдавали, наглецам все мало… Обращались с ними как со скотом

1 Он был одним из первых монахов-францисканцев, прибывших в Мексику с апо­стольской миссией в 1523 г.


Глава шестая. Латиноамериканское право

и ценили меньше, чем скотину… В иные годы испанцы так спешили обзаводиться рабами, что сгоняли их в Мехико целыми толпами, вроде овечьих отар, дабы клеймить своим тавром»1.

В течение нескольких десятилетий после открытия Америки ее коренное население было практически полностью уничтожено на Ка­рибских островах2. Огромными были потери и в других испанских колониях.

Обращаясь к этой теме, Бартоломе де Лас Касас писал: «Извест­но, что христиане своей тиранией и несправедливостью умертвили более 12 миллионов душ индейцев – мужчин, женщин и детей. Я же наверное знаю, хотя меня пытались обмануть, что их было более 15 миллионов человек! Убивали христиане двумя способами: не­справедливой, кровавой, жестокой и тиранической войной и об­ращением в рабство, в какое никогда прежде не бывали обращены ни люди, ни животные. Эти два способа адской тирании разрушили эти земли и уничтожили людей, которым не было числа. Причи­ной и единственной целью убийств и разрушений было обогащение христиан золотом. Ради этого они готовы были на любой произвол на этих землях, ибо земли были богаты, а жители скромны и терпели­вы. Их легко было завоевать, и христиане это сделали, не имея к ним ни жалости, ни уважения. И то, что я говорю, я знаю, ибо видел все собственными глазами»3.

По убеждению де Лас Касаса, эти злодеяния были глубоко чужды христианству, поскольку оно отвергает не только рабство, но и любые иные формы порабощения. Христианская религия, как пишет он, «принимает в свое лоно одинаково всех людей и никого не лишает свободы и собственности, не превращает людей в рабов под предло­гом, что они по своему естественному происхождению являются либо свободными, либо рабами»4.

Де Лас Касас неустанно боролся за облегчение участи индейцев. Во многом благодаря его усилиям испанский король принял в 1542 г.

1 Торбио де Беневенте (Мотолиниа). История индейцев Новой Испании // http://
www. vostlit.info Texts/rus8/Motolinia/text.phtml.

2 Подробнее см.: Фостер У. Очерк политической истории Америки. М., 1953. С. 51.

3 Лас Касас Б. де. Кратчайшее сообщение о разрушении Индий // http://www. vostlit.
info/Texts/rus13/Las_Kasas/kratk_soobsc.phtml?id=794.

Де Лас Касас был священником-доминиканцем. Трактат написан в 1544 г.

4 Цит. по: История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 410.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Новые законы об Индиях – первые законы о гуманном обращении с коренным населением.

В соответствии с этими законами судебным коллегиям (audencia) поручалось проявлять особую заботу о добром обращении с индейцами и их защите. С этой целью судебные коллегии должны были рассле­довать факты дурного обращения с индейцами со стороны не толь­ко частных лиц, но и губернаторов. Впредь запрещалось обращать индейцев в рабов. Те же, кто были в рабстве, могли по суду вернуть себе свободу. Более того, чтобы исключить дальнейшее обращение индейцев в рабство, Новые законы предоставили им статус вассалов самого короля Испании1.

Но должного эффекта эти меры не принесли, поскольку в силе ос­тались прежние формы подневольного труда индейцев. Одной из основ­ных была энкомьенда (от испанского слова encomienda, что означало «попечение», «защита»). В соответствии с этой системой, введенной в испанских колониях в 1503 г., индейцы передавались под управление энкомендеро (поручителей) и были обязаны платить налоги и вы­полнять разные повинности. Эта разновидность крепостного права действовала до ее отмены в ХVIII в.

С принятием Новых законов 1542 г. рабство не было ликвиди­ровано. Изменился его основной объект. Им стали негры-рабы, которых перевозили в колонии из Африки во все возраставшем количестве.

Новые законы 1542 г. занимают особое место в становлении ла­тиноамериканского права, поскольку они впервые допустили па­раллельное существование двух правовых подсистем – испанского и аборигенного права. Этот принцип был воплощен в следующих нормах: «Судебные коллегии (audencia) не должны допускать, что­бы споры между индейцами либо с их участием рассматривались в обычном порядке судопроизводства либо им обманным образом отказывали в правосудии, как это происходит по злой воле некоторых адвокатов и судебных чиновников; но такие дела должны рассмат­риваться в суммарном производстве с уважением к их привычным порядкам и обычаям, если только они не являются явно несправед­ливыми; и указанные судебные коллегии (audencia) должны следить


 

New Laws of the Indies. 1542 // Modern

halsall/mod/1542newlawsindies.html.) 408


History Sourcebook (http://www.fordham.edu/


Глава шестая. Латиноамериканское право

за тем, чтобы это требование соблюдалось и другими, нижестоящими судьями»1.

В развитии латиноамериканского права начиная с XVII в. все бóльшую роль начинают играть местные торговые обычаи. Этому способствовал ряд последовательно проведенных реформ, направленных на развитие в колониях сельского хозяйства, торговли и ремесел.

Но, естественно, ведущая роль сохранялась за правом метрополии. Чтобы укрепить ее, испанское правительство осуществило в 1680 г. официальную систематизацию законодательства для своих американ­ских колоний (Recopilacion de Leyes de los Reynos de Indias)2.

Новый этап в истории латиноамериканского права наступил в эпо­ху великих революций конца XVIII в., положивших начало широкой волне национально-освободительных движений.

Первой свободу обрела Эспаньола (Гаити). Еще в 1791 г. во фран­цузской части острова началось восстание рабов под предводительст­вом Туссена-Лувертюра. Вскоре оно перекинулось на испанскую часть острова. Повстанцы захватили весь остров и 1 января 1804 г. объявили его независимость3.

Переломным в истории испанских колоний стал 1808 г., когда на­полеоновские войска вступили на территорию Испании. В колониях начались волнения. В 1810 г. в Мехико, столице вице-королевства Новая Испания, была образована революционная хунта. В том же году революционные хунты были образованы в Венесуэле, Новой Гранаде (Колумбии), Рио-де-ла-Плата (Перу), Чили. Но восставшие потерпели поражение, и к 1815 г. Испания практически полностью восстановила свои колониальные владения в Америке4. Впрочем, ненадолго.

Уже в следующем 1816 г. начался новый этап освободительного дви­жения. Независимость обрели Аргентина (1816 г.), Чили (1818 г.),

1 New Laws of the Indies. 1542.

2 Подробнее см.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учебное по­
собие / Под ред. В.К. Пучинского и В.В. Безбаха. М.: Изд-во РУДН, 1989. С. 46–49.

3 Суверенитет Испании над восточной частью острова был восстановлен в 1809 г.
Но в 1821 г. Испания окончательно ее утратила.

4 Независимость, в частности, сохранил Парагвай, отколовшийся в 1811 г. от Ар­
гентины. Через несколько лет власть в стране узурпировал Х. Родригес – первый ла­
тиноамериканский диктатор. Он правил без малого 30 лет. Примерно столько же лет
власть сохраняли его преемники.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Колумбия (1819 г.), Мексика (1821 г.), Венесуэла (1821 г.), Перу (1821 г.), Эквадор (1822 г.)1.

В 1825 г. независимость получило Верхнее Перу, которое повстанцы в честь своего вождя С. Боливара назвали Боливией.

С. Боливар мечтал о создании единого государства, которое могло бы объединить все бывшие колонии Испании. Но в отсутствие ус­тойчивых экономических связей между бывшими колониями и ввиду начавшейся ожесточенной борьбы за власть осуществить эту мечту было невозможно.

В этом отношении показательна судьба Центральной Америки. В 1821 г. власть в вице-королевстве Новой Испании захватил генерал Августин де Итурбиде, который объявил себя императором и короно­вался под именем Августина I.

Но такое развитие событий раскололо бывшее вице-королевство. Южные провинции объявили о своей независимости и некоторое время спустя (1 июля 1823 г.) образовали федерацию – Соединенные Провинции Центральной Америки2, в состав которой вошли Гвате­мала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика. В 1824 г. была принята Конституция. Одной из основных ее целей было сохранение единства нации. Но достичь этого вновь не удалось. В 1838 г. из состава федерации вышел Гондурас. А в феврале 1841 г. она распалась окон­чательно: о выходе из союза объявил Сальвадор, последний субъект федерации.

В результате освободительных войн Испания лишилась всех своих колоний, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. Но и эти терри­тории в конце XIX в. были утрачены. В 1898 г. в результате скоро­течной испано-американской войны Куба и Пуэрто-Рико перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 1902 г. США признают независимость Кубы. Пуэрто-Рико до сих пор остается под правле­нием США.

Менее драматично сложилась судьба колониальных владений Пор­тугалии. В 1807 г. в Бразилии обосновался король Португалии, бежав-

1 На первом этапе Венесуэла, Колумбия и Эквадор образовали Великую Колум­
бийскую Республику, которую возглавил Симон Боливар, «освободитель Южной Аме­
рики». Но она просуществовала недолго. В 1830 г. из ее состава вышла Венесуэла, а в
1832 г. Эквадор.

2 В 1824 г. федерация была переименована в Федеративную Республику Централь­
ной Америки.


Глава шестая. Латиноамериканское право

ший от наполеоновских войск. Была провозглашена задача создания единого государства, объединявшего метрополию с ее колониальными владениями. Реализуя ее, принц-регент, будущий король Жуан VI, провозгласил в 1815 г. создание Объединенного королевства Порту­галии, Бразилии и Алгарви. Его столицей стал город Рио-де-Жаней­ро. Но союзное государство сохранялось недолго. В 1822 г. Бразилия провозгласила независимость, но под эгидой португальской короны. Наследник португальского трона Педру I стал императором Бразиль­ской империи. Новая империя просуществовала до 1889 г., когда в ре­зультате военного переворота из конституционной монархии она была преобразована в федеративную республику.

Начался этап самостоятельного развития права Латинской Аме­рики.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...