Параграф первый. История формирования латиноамериканского права
Первый источник латиноамериканского права – аборигенное право, которое формировалось на протяжении нескольких тысячелетий. Это было право многочисленных индейских племен, которые населяли земли Северной, Центральной и Южной Америки и создали несколько удивительно ярких цивилизаций – цивилизаций майя, тольтеков, ацтеков, инков и др.2 1 За рамками латиноамериканского права остаются те государства, чьи правовые 2 Высокий уровень цивилизации был во многих частях Центральной и Южной Аме Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права В подтверждение приведу описание Э. Кортеса одной из провинций империи ацтеков: «Город тот настолько огромен и удивителен, что хотя я опускаю многое из того, что мог бы рассказать, но даже то немногое, что скажу, почти невероятно: он намного больше Гранады и куда лучше укреплен, а здания там такие же великолепные, и народу проживает куда больше, нежели было в Гранаде, когда ее покорили, и он куда лучше обеспечен плодами земными – хлебом, птицей и дичью, речною рыбой и всяческими овощами… В провинции оной много обширных, красивых долин, и все они хорошо возделаны и засеяны, так что места пустого не найдешь, по окружности же она насчитывает более девяноста лиг. Порядок, какой они установили и какого придерживаются в правлении, похож на то, как правят в Венеции и Генуе или Пизе, ибо тут нет одного господина над всеми… а ежели надо вести войну, все они объединяются и все вместе отдают приказы и распоряжения… У них есть своего рода суды, дабы карать преступников… Много индейцев мы видели в темницах… их держат там за кражи и другие злодеяния»1.
Еще более яркими были описания столицы империи ацтеков – Теночтитлана с его дворцами, парками, «столь дивно устроенными», что было невозможно передать их красоту и великолепие словами. В Испании, продолжал Кортес, не было «ничего равного». Изумление вызывал и образ жизни Теночтитлана: «Жители сего города отличаются учтивостью и изяществом в одежде и манерах… здешний обиход и обращение почти не уступают образу жизни в Испании, благоустройства и порядка здесь не меньше, и как подумаешь, что народ здесь дикий и столь далекий от познания Господа и от общения с другими разумными народами, то можно лишь дивиться, сколь разумно здесь все устроено». В империи ацтеков была создана хорошо продуманная система управления. Куда бы ни посылал ее правитель «своих гонцов, за двести лиг в одну и другую сторону от столицы, всюду его приказы исполнялись, хотя посреди его земель было несколько провинций, с коими он вел войну… Во всех владениях… у него стояли войска, и в них были его люди, были также его наместники и сборщики повинностей и дани, причитавшихся с каждой провинции; и всему, что каждый 1 Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон-тера 30 октября 1520 г. // http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Kortes/text1.phtml?id=750.
Глава шестая. Латиноамериканское право обязан доставить, велись счет и запись, ибо у них есть буквы и разные понятные им знаки, которые пишут на изготовляемой здесь бумаге. Каждая из провинций несла повинность особого рода, соответственно свойствам ее земель, так что Моктесуме доставляли все, что в оных провинциях имелось. А боялись его и в столице и вне ее так сильно, как ни одного государя в мире не боятся»1. Археологические данные, расшифрованные памятники письменности (в частности, майя), свидетельства испанских и португальских конкистадоров и летописцев, дошедшие до наших дней индейские предания раскрывают многие черты правового устройства доколум-бовой Америки. Наиболее полно сохранились свидетельства о правопорядке древних инков, оставленные испанскими конкистадорами и летописцами первых лет испанского правления2. В их ряду особого внимания заслуживает книга Гарсиаласо де ла Вега. Описывая империю инков, он выделял несколько моделей правовой организации, существовавших до ее создания: «Правил тот, кто решался на это и имел достаточно духу, чтобы командовать всеми остальными, а став господином, он тиранил и жестоко обращался с вассалами, заставляя их служить себе как рабов… Так появилось множество господ и царьков, среди которых иногда встречались и хорошие, которые хорошо обращались со своими и поддерживали мир и справедливость: таких за их доброту и благородство индейцы по наивности почитали богами, поскольку видели, что они были отличными и совсем другими, чем множество иных тиранов. В других местах они жили без господ, которые бы правили и командовали ими; они не умели образовать у себя государство, чтобы в их жизнь пришли порядок и согласие; в своей простоте они жили как овцы, не творя ни зла, ни добра, и происходило это больше из-за их невежества и отсутствия злого умысла, чем из-за избытка доброй воли»3. 1 Кортес Э. Второе послание императору Карлу V, писанное в Сегура-де-ла-Фрон- 2 См.: Херес Ф. Завоевание Перу и провинции Куско // Хроники открытия Аме
3 Вега И.Г. де ла. История государства инков. М., 1974. С. 36–37. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Новый порядок был установлен инками – детьми Солнца. В древней легенде, сохраненной в летописи Гарсиаласо де ла Вега, это событие представлено так: «Наш отец Солнце, видя людей такими… огорчился, и проникся к ним сожалением, и направил он с неба на землю одного сына и одну дочь из своих детей, чтобы они наставили бы их на путь познания нашего отца Солнца… дали им заветы и законы, с которыми они жили бы как здравомыслящие и благовоспитанные люди, чтобы они жили в населенных селениях и домах, умели бы обрабатывать землю, выращивать растения и злаки, растить скот и пользоваться им и плодами земли как разумные люди, а не как звери… Напоследок он сказал им: когда вы приведете этих людей к нашему служению, защищайте разум и справедливость с сочувствием, милосердием и благодушием, выполняя во всем обязанности почтительного отца к своим нежным и любимым детям, подражая и уподобляясь мне, приносящему всему миру добро»1. Исполняя этот завет, первый король инков Манко Капак дал своей стране законы, которые должны были сделать ее счастливой. Он учил своих подданных не только возделывать земли, строить дома, проводить оросительные каналы, но «обучал их благовоспитанности, содружеству и братству, которые они должны были проявлять в отношениях друг с другом, в соответствии с тем, чему учили их разум и закон природы… Он ввел смертную казнь для прелюбодеев, убийц и воров. Приказал иметь не более одной жены, и чтобы женились они среди своих, не смешивали бы роды, и чтобы женились после двадцати лет и старше, чтобы они уже могли бы сами управлять своими домами и работать в своих поместьях… Для каждого селения или племени, которые он подчинил, он избрал курак, что означает… господин вассалов; он выбирал их исходя из их достоинств – того, кто больше трудился для покорения индейцев, проявив себя более приветливым, мягким и благочестивым человеком, большим другом к общему добру… Вместе с этими заветами и правилами он обучал их божественному культу своего идолопоклонства. Он указал место для возведения храма Солнцу, где ему будут приносить жертвы, убедив их в том, чтобы они почитали его как главного бога…»2
1 Вега И.Г. де ла. Указ. соч. С. 43. 2 Там же. С. 56–57. Глава шестая. Латиноамериканское право Но в дальнейшем, продолжал Гарсиаласо де ла Вега, правители инков забыли о божественных заповедях и стали тиранами в своей собственной стране. За это расплатой стало нашествие испанских конкистадоров. А начало ему было положено великим Христофором Колумбом, открывшим в 1492 г. Новый Свет. Это открытие вызвало ожесточенную борьбу между Испанией и Португалией. Каждая из них претендовала на новые земли, которые к тому времени еще не были даже открыты. Спор был разрешен по Тордесильясскому договору 1494 г. Согласно этому документу к Португалии перешли все территории к востоку от островов Зеленого мыса на протяжении 370 лиг (около 2000 км) вдоль воображаемой линии, идущей от одного полюса к другому. К Испании перешли земли, расположенные восточнее этой линии1: Карибские острова, Центральная Америка, значительные территории Северной и Южной Америки. Процесс колонизации шел стремительно. В 1502 г. испанцы создали на Эспаньоле (острове Гаити) первое поселение. В течение десяти лет поселения были основаны на Ямайке, Тринидаде, Кубе, других Карибских островах. В 1519–1521 гг. конкистадоры Э. Кортеса захватили империю ацтеков. В 1532–1533 гг. пала великая империя инков. В течение нескольких лет под владычество Испании перешли земли современных Венесуэлы, Колумбии, Аргентины, Чили, Уругвая, других государств Южной и Центральной Америки. И только земли современной Бразилии остались за Португалией. Огромные колониальные владения Испании были разделены на два вице-королевства. В состав вице-королевства Новой Испании, созданного в 1535 г., вошли территории Северной и Центральной Америки, а также острова Карибского бассейна. В вице-королевство Перу вошли земли Южной Америки. Впоследствии из его состава были выделены два новых вице-королевства – Новая Гранада (1718 г.) и Рио-де-ла-Плата (1776 г.). Вице-королевства были разделены на провинции, во главе которых стояли губернаторы, которые назначались, как и вице-короли, королем Испании. При губернаторах формировались особые судебные коллегии (audencia), наделенные правом рассматривать судебные споры 1 Договоренности о разделе новых земель были достаточно условны. Оба государства стремились к захвату как можно большего числа земель, не обращая внимания на взаимные обязательства.
Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права и контролировать действия чиновников колониальной администрации. В городах формировались муниципальные советы и суды. Надзор за действиями колониальных властей осуществляли специально созданные для этой цели Торговая палата (1503 г.) и Совет по делам Индий (1524 г.). В португальской Бразилии система управления была несколько иной. Территория колонии делилась на капитанства, дарованные в основном представителям знати. В своих владениях они обладали по сути неограниченной властью и только формально признавали верховенство генерал-губернатора, назначавшегося королем Португалии. Владычество Испании и Португалии принесло неисчислимые бедствия коренным народам Америки. По образному выражению одного из первых гуманистов Нового Света Торбио де Бенавен-те (Мотолиниа)1, туземцев Господь покарал, как когда-то египтян, «десятью страшными казнями»: оспой, кровопролитными войнами, голодом, жестокими надзирателями, чрезмерными налогами, поклонением золотому тельцу, подневольными строительными работами, рабством, непосильной работой на золотых приисках, постоянными раздорами. Описание многих «страшных казней» звучали как яростное обличение завоевателей Новой Земли: «Конкистадоры наши поселили в усадьбах и принадлежавших к ним селеньях своих слуг и негров, дабы они собирали дань и ведали сельскими работами. Оные слуги и негры поселились и поныне живут в селеньях, и, хотя в большинстве своем они испанские крестьяне, на сей земле они стали господами и помыкают исконными хозяевами здешнего края, как если бы те были их рабами; впрочем, мне не хотелось бы обличать их дурные нравы, и о своих чувствах я умолчу, скажу лишь, что они понуждают служить им и бояться их, словно они тут всевластные исконные господа, и ничего иного они не делают, только и знают, что требовать, и, сколько бы им ни давали, никогда не бывают довольны и везде, где находятся, причиняют смуту и порчу… они суть трутни, пожирающие мед, который приносят бедные пчелы, сиречь индейцы, и сколько бы те несчастные ни отдавали, наглецам все мало… Обращались с ними как со скотом 1 Он был одним из первых монахов-францисканцев, прибывших в Мексику с апостольской миссией в 1523 г. Глава шестая. Латиноамериканское право и ценили меньше, чем скотину… В иные годы испанцы так спешили обзаводиться рабами, что сгоняли их в Мехико целыми толпами, вроде овечьих отар, дабы клеймить своим тавром»1. В течение нескольких десятилетий после открытия Америки ее коренное население было практически полностью уничтожено на Карибских островах2. Огромными были потери и в других испанских колониях. Обращаясь к этой теме, Бартоломе де Лас Касас писал: «Известно, что христиане своей тиранией и несправедливостью умертвили более 12 миллионов душ индейцев – мужчин, женщин и детей. Я же наверное знаю, хотя меня пытались обмануть, что их было более 15 миллионов человек! Убивали христиане двумя способами: несправедливой, кровавой, жестокой и тиранической войной и обращением в рабство, в какое никогда прежде не бывали обращены ни люди, ни животные. Эти два способа адской тирании разрушили эти земли и уничтожили людей, которым не было числа. Причиной и единственной целью убийств и разрушений было обогащение христиан золотом. Ради этого они готовы были на любой произвол на этих землях, ибо земли были богаты, а жители скромны и терпеливы. Их легко было завоевать, и христиане это сделали, не имея к ним ни жалости, ни уважения. И то, что я говорю, я знаю, ибо видел все собственными глазами»3. По убеждению де Лас Касаса, эти злодеяния были глубоко чужды христианству, поскольку оно отвергает не только рабство, но и любые иные формы порабощения. Христианская религия, как пишет он, «принимает в свое лоно одинаково всех людей и никого не лишает свободы и собственности, не превращает людей в рабов под предлогом, что они по своему естественному происхождению являются либо свободными, либо рабами»4. Де Лас Касас неустанно боролся за облегчение участи индейцев. Во многом благодаря его усилиям испанский король принял в 1542 г. 1 Торбио де Беневенте (Мотолиниа). История индейцев Новой Испании // http:// 2 Подробнее см.: Фостер У. Очерк политической истории Америки. М., 1953. С. 51. 3 Лас Касас Б. де. Кратчайшее сообщение о разрушении Индий // http://www. vostlit. Де Лас Касас был священником-доминиканцем. Трактат написан в 1544 г. 4 Цит. по: История всемирной литературы. Т. 3. М., 1985. С. 410. Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Новые законы об Индиях – первые законы о гуманном обращении с коренным населением. В соответствии с этими законами судебным коллегиям (audencia) поручалось проявлять особую заботу о добром обращении с индейцами и их защите. С этой целью судебные коллегии должны были расследовать факты дурного обращения с индейцами со стороны не только частных лиц, но и губернаторов. Впредь запрещалось обращать индейцев в рабов. Те же, кто были в рабстве, могли по суду вернуть себе свободу. Более того, чтобы исключить дальнейшее обращение индейцев в рабство, Новые законы предоставили им статус вассалов самого короля Испании1. Но должного эффекта эти меры не принесли, поскольку в силе остались прежние формы подневольного труда индейцев. Одной из основных была энкомьенда (от испанского слова encomienda, что означало «попечение», «защита»). В соответствии с этой системой, введенной в испанских колониях в 1503 г., индейцы передавались под управление энкомендеро (поручителей) и были обязаны платить налоги и выполнять разные повинности. Эта разновидность крепостного права действовала до ее отмены в ХVIII в. С принятием Новых законов 1542 г. рабство не было ликвидировано. Изменился его основной объект. Им стали негры-рабы, которых перевозили в колонии из Африки во все возраставшем количестве. Новые законы 1542 г. занимают особое место в становлении латиноамериканского права, поскольку они впервые допустили параллельное существование двух правовых подсистем – испанского и аборигенного права. Этот принцип был воплощен в следующих нормах: «Судебные коллегии (audencia) не должны допускать, чтобы споры между индейцами либо с их участием рассматривались в обычном порядке судопроизводства либо им обманным образом отказывали в правосудии, как это происходит по злой воле некоторых адвокатов и судебных чиновников; но такие дела должны рассматриваться в суммарном производстве с уважением к их привычным порядкам и обычаям, если только они не являются явно несправедливыми; и указанные судебные коллегии (audencia) должны следить New Laws of the Indies. 1542 // Modern halsall/mod/1542newlawsindies.html.) 408 History Sourcebook (http://www.fordham.edu/ Глава шестая. Латиноамериканское право за тем, чтобы это требование соблюдалось и другими, нижестоящими судьями»1. В развитии латиноамериканского права начиная с XVII в. все бóльшую роль начинают играть местные торговые обычаи. Этому способствовал ряд последовательно проведенных реформ, направленных на развитие в колониях сельского хозяйства, торговли и ремесел. Но, естественно, ведущая роль сохранялась за правом метрополии. Чтобы укрепить ее, испанское правительство осуществило в 1680 г. официальную систематизацию законодательства для своих американских колоний (Recopilacion de Leyes de los Reynos de Indias)2. Новый этап в истории латиноамериканского права наступил в эпоху великих революций конца XVIII в., положивших начало широкой волне национально-освободительных движений. Первой свободу обрела Эспаньола (Гаити). Еще в 1791 г. во французской части острова началось восстание рабов под предводительством Туссена-Лувертюра. Вскоре оно перекинулось на испанскую часть острова. Повстанцы захватили весь остров и 1 января 1804 г. объявили его независимость3. Переломным в истории испанских колоний стал 1808 г., когда наполеоновские войска вступили на территорию Испании. В колониях начались волнения. В 1810 г. в Мехико, столице вице-королевства Новая Испания, была образована революционная хунта. В том же году революционные хунты были образованы в Венесуэле, Новой Гранаде (Колумбии), Рио-де-ла-Плата (Перу), Чили. Но восставшие потерпели поражение, и к 1815 г. Испания практически полностью восстановила свои колониальные владения в Америке4. Впрочем, ненадолго. Уже в следующем 1816 г. начался новый этап освободительного движения. Независимость обрели Аргентина (1816 г.), Чили (1818 г.), 1 New Laws of the Indies. 1542. 2 Подробнее см.: Гражданское и семейное право развивающихся стран: Учебное по 3 Суверенитет Испании над восточной частью острова был восстановлен в 1809 г. 4 Независимость, в частности, сохранил Парагвай, отколовшийся в 1811 г. от Ар Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права Колумбия (1819 г.), Мексика (1821 г.), Венесуэла (1821 г.), Перу (1821 г.), Эквадор (1822 г.)1. В 1825 г. независимость получило Верхнее Перу, которое повстанцы в честь своего вождя С. Боливара назвали Боливией. С. Боливар мечтал о создании единого государства, которое могло бы объединить все бывшие колонии Испании. Но в отсутствие устойчивых экономических связей между бывшими колониями и ввиду начавшейся ожесточенной борьбы за власть осуществить эту мечту было невозможно. В этом отношении показательна судьба Центральной Америки. В 1821 г. власть в вице-королевстве Новой Испании захватил генерал Августин де Итурбиде, который объявил себя императором и короновался под именем Августина I. Но такое развитие событий раскололо бывшее вице-королевство. Южные провинции объявили о своей независимости и некоторое время спустя (1 июля 1823 г.) образовали федерацию – Соединенные Провинции Центральной Америки2, в состав которой вошли Гватемала, Сальвадор, Гондурас, Никарагуа и Коста-Рика. В 1824 г. была принята Конституция. Одной из основных ее целей было сохранение единства нации. Но достичь этого вновь не удалось. В 1838 г. из состава федерации вышел Гондурас. А в феврале 1841 г. она распалась окончательно: о выходе из союза объявил Сальвадор, последний субъект федерации. В результате освободительных войн Испания лишилась всех своих колоний, за исключением Кубы и Пуэрто-Рико. Но и эти территории в конце XIX в. были утрачены. В 1898 г. в результате скоротечной испано-американской войны Куба и Пуэрто-Рико перешли под юрисдикцию Соединенных Штатов. В 1902 г. США признают независимость Кубы. Пуэрто-Рико до сих пор остается под правлением США. Менее драматично сложилась судьба колониальных владений Португалии. В 1807 г. в Бразилии обосновался король Португалии, бежав- 1 На первом этапе Венесуэла, Колумбия и Эквадор образовали Великую Колум 2 В 1824 г. федерация была переименована в Федеративную Республику Централь Глава шестая. Латиноамериканское право ший от наполеоновских войск. Была провозглашена задача создания единого государства, объединявшего метрополию с ее колониальными владениями. Реализуя ее, принц-регент, будущий король Жуан VI, провозгласил в 1815 г. создание Объединенного королевства Португалии, Бразилии и Алгарви. Его столицей стал город Рио-де-Жанейро. Но союзное государство сохранялось недолго. В 1822 г. Бразилия провозгласила независимость, но под эгидой португальской короны. Наследник португальского трона Педру I стал императором Бразильской империи. Новая империя просуществовала до 1889 г., когда в результате военного переворота из конституционной монархии она была преобразована в федеративную республику. Начался этап самостоятельного развития права Латинской Америки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|