Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Параграф второй. Конституционные идеалы и реалии Латинской Америки




После обретения независимости правительства государств Латин­ской Америки провели крупные реформы права.

Практически повсеместно были приняты конституции, для которых образцом служили конституции не только США (1787 г.), но и Фран­ции (1791, 1793 и 1799 гг.), Испании (1812 г.), отдельных государств Латинской Америки.

Одним из наиболее ярких документов той эпохи стала Консти­туция Боливии 1826 г. По замыслу ее создателя Симона Боливара Конституция должна была совместить конституционные ценности нового времени и принципы политической организации Древнего Рима.

В основу нового государства были положены те же принципы не­зависимости, единой религии, свободы, народовластия и разделения властей, которые были закреплены в предшествующих конституциях США, Франции, Испании, некоторых других государств. Но здесь не было слепого копирования. Напротив, в каждый из этих принципов были внесены уточнения, которые заметно меняли их смысл. В этом можно убедиться на примере ст. IX, установившей деление верховной власти на четыре ветви: избирательную, законодательную, исполни­тельную и судебную1.

1 Constitutions That Made History. P. 161–162.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Конституция провозглашала суверенитет государства, его привер­женность демократии и праву. С. Боливар был убежден, что защитить эти принципы могут только те боливийцы, которые обладают теми же добродетелями, что и граждане Древнего Рима. Поэтому Конституция Боливии призывала:

«1. Жить в соответствии с Конституцией и законами;

2. Уважать установленные власти и подчиняться им;

3. Вносить свой вклад на общие расходы государства;

4. Приносить в жертву свое имущество и даже свою жизнь, если того требует безопасность Республики;

5. Стоять на страже гражданских свобод» (ст. XII)1.
С особой тщательностью в Конституции были разработаны нормы

о гражданстве. Как и в Древнем Риме, оно не было почетным званием либо формальным свидетельством принадлежности к государству. С ним было сопряжено обладание политическими правами. Поэтому Консти­туция предъявляла к гражданам повышенные требования (цензы): «1. Быть Боливийцем;

2. Быть женатым либо достичь совершеннолетия, то есть быть не мо­ложе 21 года;

3. Уметь читать и писать…2

4. Заниматься ремеслом, торговлей, какой-либо наукой или искус­ством, не находясь при этом в положении домашней прислуги (sirviente domestico)» (ст. XIV)3.

В Конституции были подробно описаны условия не только приоб­ретения, но и приостановления и утраты гражданства. Гражданство, в частности, утрачивалось в случае:

«1. Измены Общественному Долгу;

2. Принятия гражданства другого государства;

3. Применения позорящей меры наказания по приговору суда, кроме случаев восстановления утраченных прав по решению Законо­дательной Власти;

4. Принятия должностей, званий, содержания от правительств дру­гих государств без согласия Палаты Цензоров» (ст. XIX)4.

1 Constitutions That Made History. P. 162.

2 Данное условие должно было вступить в силу с 1836 г.

3 Constitutions That Made History. P. 162–163.

4 Ibid. P. 163.
412


Глава шестая. Латиноамериканское право

По замыслу С. Боливара Конституция должна была не только возродить гражданские добродетели Древнего Рима, но и воплотить в жизнь неосуществленные мечты Гая Юлия Цезаря о новой форме политического устройства.

Во главе новой республики должен был стоять президент, который избирался пожизненно. Предполагалось, что тем самым будут созданы особые гарантии его независимости. Он наделялся большими правами и вместе с тем освобождался от ответственности. Как и в монархиях, его указы вступали в силу только при условии, что они были скрепле­ны подписью министра, который брал на себя ответственность за их исполнение.

Особым образом была сконструирована законодательная власть. Она состояла из трех палат: палаты трибунов, палаты сенаторов и па­латы цензоров. Помимо общих вопросов, которые требовали согла­сия законодательной власти в целом (принятие законов, избрание по представлению президента вице-президента и т.д.), каждая из палат имела свой круг государственных дел. Так, палата цензоров следила за соблюдением исполнительной властью Конституции, законов и ме­ждународных договоров. Палата сенаторов избирала окружных судей и давала согласие на назначение губернаторов, префектов, других должностных лиц. Палата трибунов выступала с инициативой зако­нов о ежегодном налогообложении и расходовании государственных средств, о долговых обязательствах, о строительстве дорог, о поощре­нии торговли, ремесел и т.д.1

Мечты С. Боливара не сбылись. Его Конституция просуществовала чуть более года. Созданная на ее основе громоздкая система власти оказалась нежизнеспособной. Вместе с тем она сыграла в конститу­ционной истории исключительно важную роль. И дело даже не в том, что ее идея пожизненно избранного президента неоднократно исполь­зовалась многочисленными диктаторами латиноамериканских стран. Намного более важным был другой ее урок – ценность гражданских добродетелей, без которых невозможно, как убеждал С. Боливар, со­хранить независимость государства, демократический строй, права и свободы человека.

В ряду наиболее ярких конституционных документов Латинской Америки следует особо отметить основные законы Перу 1823 г.,

1 Constitutions That Made History. P. 164–171.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Уругвая 1830 г., Коста-Рики 1844 г., Аргентины 1853 г., Мексики 1857 г., Колумбии 1886 г.

Многие из них внесли заметный вклад в развитие конституцио­нализма. Так, в текст Конституции Мексики 1857 г. была включена норма, которая в ХХ в. будет положена в основу построения правовых государств: «Основные права человека определяют содержание и яв­ляются целью общественных учреждений»1.

Но наиболее глубоким было влияние Конституции Мексики 1917 г., ставшей, «по сути, манифестом новой конституционной доктрины социального государства»2. Вскоре после ее принятия закрепленные в ней принципы и нормы были заимствованы авторами Конституции РСФСР 1918 г., Веймарской Конституции Германии 1919 г., основных законов многих других государств.

Прежде всего отметим, что Конституция Мексики впервые в ис­тории закрепила нормы о социальных ограничителях права собствен­ности. В частности, ст. 27 устанавливала: «Собственность на землю и воды, находящиеся в пределах национальной территории, изна­чально принадлежит нации, которая имела и имеет право передавать частным лицам владение ими, создавая частную собственность. Нация имеет право в любое время устанавливать такие ограничения частной собственности, которые могут быть востребованы в обще­ственных интересах, она имеет также право регулировать исполь­зование природных ресурсов, являющихся объектом присвоения, в целях сохранения и равноправного распределения общественных богатств…»

Но наиболее полными были ограничения, возложенные на работо­дателей. Закрепляя право на труд, Конституция Мексики провозгла­шала: «Ни одно лицо не может быть ограничено в праве выбора любой профессии, промышленного или торгового занятия, при условии, что они являются законными. Осуществление этого права может быть запрещено только по судебному приказу, когда нарушаются права третьих лиц, либо по административному предписанию, изданному в порядке, установленном законом, если нарушаются права общества. Никто не может быть лишен плодов своего труда иначе как по реше-

1 Цит. по: Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Амери­
ки. Т. 1. М., 2006. С. 15.

2 Там же. С. 16.


Глава шестая. Латиноамериканское право

нию суда… Никто не может быть принужден работать без должной компенсации и без своего полного согласия, за исключением прину­дительного труда, назначенного в виде наказания по решению суда» (ст. 4, 5).

Эти общие нормы были дополнены другими положениями Кон­ституции, в ряду которых особое место занимает ст. 123, ставшая манифестом новой конституционной доктрины социального госу­дарства.

В частности, в ней было установлено, что рабочее время в дневное время не может превышать восьми часов, а в ночное – семи часов. Было запрещено привлекать к ночной работе и принимать на вредные и опасные производства женщин и детей моложе шестнадцати лет. Не допускался прием на работу детей моложе двенадцати лет. Было закреплено также право каждого работника на один день отдыха после шести дней работы (п. I–IV).

Самым подробным образом регламентировались вопросы оплаты труда:

«Минимальный размер заработка, получаемый работником, дол­жен быть достаточным с учетом условий, существующих в соответст­вующих регионах страны, для удовлетворения обычных жизненных потребностей, получения образования и приобретения законных благ работником как главой семьи. На всех сельскохозяйственных, произ­водственных либо горнодобывающих предприятиях работники имеют право на участие в распределении прибыли в порядке, предусмотрен­ном пунктом IX настоящей статьи.

Одинаковый заработок должен выплачиваться за одну и ту же ра­боту вне зависимости от пола или национальности работника.

Минимальная заработная плата освобождается от налогообложе­ния, штрафов и вычетов…

Заработная плата выплачивается в установленной законом нацио­нальной валюте; запрещается оплачивать труд товарами, чеками, рас­писками либо иным образом взамен денежных знаков…

Сверхурочные работы должны оплачиваться на сто процентов выше, чем за работу в нормальные рабочие часы. Ни при каких обстоятельст­вах сверхурочные работы не должны превышать трех часов в день либо назначаться более чем на три дня подряд; женщины любого возраста и мальчики-подростки до шестнадцати лет не могут привлекаться к сверхурочным работам» (п. VI–X).


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

Примечательны положения ст. 123, в которых закреплялись обяза­тельства работодателей по развитию социальной инфраструктуры.

Так, п. XII и XIII обязывали владельцев каждого сельскохозяй­ственного, промышленного, горнодобывающего предприятия пре­доставлять работникам комфортабельное и соответствующее сани­тарным требованиям жилье, за которое они могли взимать ежеме­сячную ренту в размере не более половины процента от оцененной его стоимости. Они должны были учреждать школы, диспансеры, предоставлять иные услуги, необходимые для лиц, работающих и живущих у них.

Кроме того, Конституция обязывала отводить в рабочих по­селках с населением свыше двухсот человек земельные участки размером не менее пяти тысяч квадратных метров для обустрой­ства общественных рынков, строительства зданий учреждений, оказывающих муниципальные услуги, и организации развлечений и досуга. В этих поселках запрещалось создавать питейные и игор­ные заведения.

Помимо этого предусматривалось также создание кооперативов для строительства дешевого и отвечающего санитарным условиям жилья с последующим его переходом в собственность работников (п. ХХХ).

По сути в этих положениях впервые в конституционной истории была сформулирована концепция государственно-частного партнер­ства с целью сохранения общественного мира. Осуществить ее можно было только при сохранении баланса интересов труда, капитала и го­сударства. Развивая эту идею, п. ХVI и XVII ст. 123 закрепили право работников и предпринимателей на объединение в целях защиты своих интересов, а также на проведение забастовок и локаутов. Примеча­тельны форма и содержание этих норм:

«Забастовки считаются законными, если они используются как мирное средство для достижения баланса между различными произ­водственными интересами и гармонии между трудом и капиталом» (п. XVIII).

«Локауты считаются законными, если перепроизводство товаров приводит к необходимости закрытия предприятия с целью поддержа­ния цен на уровне, разумно превышающем стоимость производства, при условии если на это будет получено согласие совета по примире­нию и арбитражу» (п. XIX). 416


Глава шестая. Латиноамериканское право

«Разногласия либо споры между трудом и капиталом должны раз­решаться советом по примирению и арбитражу, формируемым из рав­ного числа работников и предпринимателей и одного представителя Правительства» (п. ХХ)1.

В целом большей части конституций латиноамериканских госу­дарств был присущ высокий уровень правового оформления. Но им крайне редко удавалось добиться стабильности и сохранения демо­кратических форм правления. Причиной была постоянная борьба за власть, вызванная прежде всего крайне неустойчивой социально-экономической ситуацией. Например, в Доминиканской Республике с 1865 по 1879 г. было около 50 военных мятежей и 21 реформа пра­вительства. В Эквадоре только в ХХ в. было 12 военных переворотов и две гражданские войны. В период с 1923 по 1948 г. в этой стране ни один президент не смог сохранить свой пост до истечения срока своих полномочий2. Еще более бурной была история Гондураса. В об­щей сложности там было более 300 мятежей, восстаний, гражданских войн3.

Такие условия расшатывали конституционные основы демокра­тического правления. Уже в первой половине XIX в. формируются особые, каудильистские политические режимы с характерным месси­анским культом вождей и господствующей ролью армии. При этом отметим, что это происходило на волне не только авторитарных, но и демократических движений.

О политической нестабильности в регионе можно судить по такому индикатору, как частая смена конституций. Так, в Мексике, Бразилии и Уругвае действовало семь конституций, в Коста-Рике и Гватема­ле – девять, в Чили – 10, в Перу – 12, в Сальвадоре, Гондурасе и Ни­карагуа – 14, в Эквадоре – 20, в Венесуэле – 26, в Доминиканской Республике – 32 конституции (это абсолютный рекорд в мире)4.

Определенная стабилизация политической жизни наступила только к концу ХХ в. Усиливается роль законодательной и судебной ветвей

Constitutions That Made History. P. 285–336.

2 См.: Штатина М.А. Вводная статья к Конституции Эквадора // Конституции го­
сударств Америки. Т. 3. С. 1074.

3 См.: Хабриева Т.Я. Вступительная статья // Конституции государств Америки. Т. 1.
С. 16.

4 Cordeiro J.L. Latin America: Constitution Crazy // Latin Business Chronicle. 2008.
6 Oct.


Часть вторая. Правовое сообщество христианской традиции права

власти. Развивается местное самоуправление. Демократические вы­боры (в частности, в 1983 г. – в Аргентине, в 1985 г. – в Бразилии и Уругвае, в 1989 г. – в Боливии, Парагвае, Чили) становятся при­вычным явлением, знаменуя отказ от прежних авторитарных форм правления.

И, что самое важное, конституции становятся подлинно действую­щими, а не декларативными актами.

Прежде всего речь идет о реализации конституционных прав и сво­бод. В целом для латиноамериканских конституций характерны две особенности: расширение перечня прав и свобод и подробная их рег­ламентация. В этом, несомненно, отражено стремление к созданию дополнительных правовых гарантий.

Так, Конституция Венесуэлы подробно регламентирует права ин­дейских народов (ст. 119–126), Конституция Никарагуа – семейные права (ст. 70–79), Конституция Гондураса – права детей (ст. 119–126), Конституция Перу – права в сфере образования (ст. 13–19), Консти­туция Панамы – права в сфере культуры (ст. 76–86), Конституция Колумбии – формы защиты прав и свобод (ст. 83–94)1.

Особое внимание конституции латиноамериканских государств обращают на вопросы децентрализации управления. Такая задача решается не только в федеративных (Аргентине, Бразилии, Вене­суэле, Мексике), но и в унитарных государствах. Так, Конституция Колумбии провозглашает, что Колумбия является децентрализован­ным государством с автономией административно-территориальных образований (ст. 1).

Все более отчетливо прослеживается тенденция к утверждению принципов деконцентрации управления в различных сферах эконо­мической и социальной жизни. Многие конституции регламентируют эти вопросы очень подробно. Так, в Уругвае им посвящены две главы Конституции (ст. 185–205).

К особенностям латиноамериканского конституционализма мож­но отнести повышенное внимание к вопросам защиты прав корен­ных народов, охраны природных ресурсов, проведения аграрных реформ.

Следует отметить также значительное усиление конституцион­ного контроля, осуществляемого как специализированными органа-1 Подробнее см.: Конституции государств Америки. Т. 1, 3. 418


Глава шестая. Латиноамериканское право

ми – конституционными судами (Боливия, Колумбия, Перу, Чили, Гватемала), так и судами общей юрисдикции (Аргентина, Бразилия, Мексика, Уругвай, Эквадор, Никарагуа, Панама, Гондурас, Сальвадор, Доминиканская Республика). В ряде стран эти функции возложены на соответствующие подразделения верховного суда – конституцион­ную палату (Венесуэла, Сальвадор) и судебную коллегию по консти­туционным делам (Парагвай).

Вместе с тем утверждать о конституционной стабилизации в Ла­тинской Америке еще преждевременно. В первые девять лет нового столетия уже приняты три новые конституции: Боливии (2009 г.), Эквадора (2008 г.), Доминиканской Республики (2002 г.). В ряде госу­дарств, в частности в Венесуэле, проведены крупные конституцион­ные реформы. Цель этих реформ, проводимых под давлением «новых левых», – возрождение латиноамериканских наций посредством со­четания наиболее действенных моделей капиталистического, социали­стического и традиционного (аборигенного) ведения экономических и социальных дел.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...