Тарифные ставки и тарифные схемы грузового АТП
Все сказанное выше в отношении «определения уровня тарифа» или «установления цен» относится прежде всего, к так называемым тарифным ставкам. В теории тарифные ставки принято связывать с различными группами издержек предприятия. Разделяют, например, ставку за движенческую операцию (она соответствует издержкам, которые могут быть прямо отнесены на один километр пробега автомобиля), ставку за начально-конечную операцию (соответствует издержкам, условно относимым на один час простоя автомобиля под погрузкой или разгрузкой) и т.д. В практике тарифной ставкой обычно называется установление предприятием для удобства расчетов с потребителем стоимость условной «единичной услуги». Например, говорят о тарифной ставке за выполнения одного тонно-километра перевозки груза (руб./т км), за погрузку или выгрузку одной тонны груза (руб./т), за один автомобиле-час нахождения автомобиля у потребителя (руб./а-час) и т.д. Общая стоимость обслуживания потребителя (тарифная плата) определяется в результате применения той или иной тарифной схемы. Тарифной схемой мы будем называть установленный для определенной ситуации порядок расчета тарифной платы. Тарифные схемы разрабатываются в соответствии с характером предоставляемых услуг и учитывают коммерческие и технологические условия предоставления конкретных услуг. В некоторых случаях тарифная схема вырабатывается по соглашению сторон при заключении договора. Однако большинство предприятий – и это следует считать хорошей практикой – имеет несколько стандартных тарифных схем для различных ситуаций. Тарифные схемы, как правило, определяют порядок расчета цен отдельных «элементарных» услуг, которые входят в состав той или иной предоставляемой потребителю реальной услуги. В зависимости от количества учитываемых схемой «элементарных» услуг говорят о двухставочной, трехставочной и т.д. тарифной схеме.
Рассмотрим три тарифные схемы, которые достаточно часто используются на практике. Схема с оплатой перевозки груза (схема сдельного тарифа). Она используется перевозчиком обычно в том случае, если эксплуатационные условия обеспечивают необходимую для рентабельной эксплуатации степень загрузки подвижного состава. В наиболее общем случае при использовании данной схемы с потребителя взимается отдельная плата за заказ подвижного состава, плата за время пребывания автотранспортного средства под погрузкой и разгрузкой у потребителя и плата за собственную перевозку определенного количества груза. Роль платы за заказ (взимается в момент оформления заказа) заключается в гарантированном возмещении прямых затрат АТП на подачу автомобиля под погрузку в случае, если отправитель по тем или иным причинам откажется от его использования. Оплата пребывания под погрузкой или разгрузкой компенсирует потери, связанные с простоями автомобиля у отправителя. Наконец плата за перевозки покрывает издержки, связанные с выполнением необходимой клиенту транспортной работы. Таким образом, данная тарифная схема является трехставочной. При этом формула расчета тарифной платы за услугу имеет вид:
Т= Сз + В Св + Р Сткм, (1)
где Сз – тарифная ставка платы за заказ, В – время пребывания автомобиля у клиента, Св – тарифная ставка платы за один час пребывания под погрузкой или разгрузкой, Р – объем выполненной транспортной работы, Сткм – тарифная ставка платы за один тонно-километр для груза данного класса. Если предприятие работает с надежным потребителем и нет сомнений в загрузке поданного под погрузку автомобиля, то отдельная плата заказа из тарифной платы может быть исключена. Точно также, если есть уверенность в выполнении заказчиком согласованных норм времени простоя под погрузкой и разгрузкой, отдельная плата времени пребывания под погрузкой может не взиматься.
Схема, таким образом, превращается в двухставочную или даже в одноставочную, а применяется в этом случае тарифная ставка за один тонно-километр должна обеспечивать покрытие всех видов затрат предприятия и получение расчетной прибыли. Схема с оплатой использования подвижного состава. Данная схема фактически предусматривает оплату автомобиле-часов работы у потребителя и применяется в тех случаях, когда условия эксплуатации не обеспечивают достаточной коммерческой загрузки подвижного состава. В зависимости от эксплуатационных условий тарифная плата может предусматривать также отдельную оплату заказа и оплату подвижного состава, превышающую расчетный пробег. Данная схема носит также название повременного тарифа. Формула расчета тарифной платы имеет вид:
Т= Сз + Пс Сп + А Сач, (2)
где Сз – тарифная ставка за заказ, Пс – сверхнормативный пробег автомобиля за смену, Сп – тарифная ставка платы за один километр сверхнормативного пробега, А – автомобиле-часы работы автомобиля у заказчика; Сач – тарифная ставка платы за один автомобиле-час. Как и в случае сдельного тарифа, плата за заказ может не взиматься. Схема с оплатой условных расчетных единиц транспортной работы. Данная схема предусматривает применение по согласованию с заказчиком укрупненных и упрощенных характерных измерителей транспортных услуг (ездки, заезды, доставленные контейнеры и т.д.), по которым и производится расчет тарифной платы. В основе применения этой схемы лежит учет средних сложившихся издержек перевозчика. Схема применяется в тех случаях, когда АТП постоянно обслуживает данного грузоотправителя и автомобили используются при этом на постоянных маршрутах в стабильных условиях. Она оказывается весьма удобной и тогда, когда, помимо перевозочных, потребителю постоянно предоставляется одни и те же дополнительные услуги (технологические, информационные и т.д.).
Расчет тарифа производится в этом случае по формуле:
Т= С Р, (3)
где С - тарифная ставка платы за условную расчетную единицу работы, Р – количество выполненных за определенный период условных расчетных единиц работы. Если, например, данная схема применяется при вывозе и завозе с крупного грузообразующего объекта контейнеров, то условной расчётной единицей может служить один вывезенный или завезённый контейнер. Ставка «за один контейнер» учитывает при этом все затраты перевозчика (и его расчетную прибыль), сопряженные с обслуживанием данного потребителя. Тарифные схемы и тарифные справки могут дифференцироваться перевозчиком по потребителям, по видам грузов, по видам перевозок, по типам и маркам применяемого подвижного состава. В любом случае при необходимости в тарифную схему дополнительно может включаться оплата предоставляемых потребителю неперевозочных услуг (погрузка и разгрузка, хранение упаковка грузов и т.д.).
Надбавки и скидки Важной составной частью тарифной системы АТП являются надбавки и скидки к тарифной плате. Надбавки и скидки устанавливаются обычно в процентах к рассчитанной по установленной схеме тарифной плате (или к отдельным ставкам) и используются как средство: Ø учета в цене условий предоставления услуг, существенно отличающихся от средних расчётных, заложенных в применяемые тарифные ставки; Ø поощрения (имеются в виде скидки) потребителей к приобретению определённых услуг предприятия, к постоянной совместной работе с данным АТП и т.д. В практике работы АТП наиболее распространёнными являются надбавки, учитывающие: Ø особенности перевозимых грузов; Ø применение специализированного подвижного состава; Ø перевозку опасных грузов; Ø перевозку грузов, требующих специального оборудования, и приспособлений для раскрепления при перевозке и т.д. Во многих случаях согласованные с потребителем надбавки являются «цивилизованной» формой компенсации АТП нарушения потребителем требований транспортного законодательства (сверхнормативные простои и т.д.).
Гражданское законодательство, Устав автомобильного транспорта предусматривают для таких случаев определённые штрафные санкции. Однако предъявление претензий или иска в такой ситуации следует рассматривать как коммерческую неудачу предприятия. Как бы ни завершилось рассмотрение соответствующего дела в арбитраже потребитель, как правило, оказывается для предприятия потерянным, а репутация АТП в глазах других грузоотправителей при этом отнюдь не улучшается. Разумнее предвидеть возможные отклонения от расчётных условий обслуживания по вине потребителя и заранее оговорить соответствующие надбавки к тарифу. Наиболее распространёнными видами скидок являются: Ø скидка потребителю, обеспечивающему обратную загрузку автомобиля (при перевозке в междугороднем сообщении); Ø скидка за заключение с предприятием долгосрочного контракта или за значительный объём заказа; Ø скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу); Ø скидки за заказ «не в сезон» (т.е. в период общего спада на данном виде перевозок) и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|