Товарно-материальных ценностей и расчетов за перевозки
Товарно-транспортная накладная ТТН (форма N1-Т) [66]предназначена для учета движения товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и расчетов за их перевозки на территории РФ и, как правило, оформляется грузоотправителем. Однако по согласованию сторон документ может составляться и перевозчиком. Для организации, осуществляющей перевозку груза, оформление и наличие у водителя путевого листа и перевозочных документов является обязательным. Товарно-транспортная накладная содержит следующие показатели: Ø вид перевозки (централизованные, контейнерные, пакетные и др.); Ø род груза и его масса; Ø продолжительность простоя под погрузкой-разгрузкой; Ø расстояние перевозки. Согласно Уставу автомобильного транспорта и Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, грузоотправители и грузополучатели несут ответственность за достоверность данных, указанных в товарно-транспортной накладной: Ø масса перевозимого груза; Ø количество грузовых мест; Ø время прибытия под погрузку-разгрузку; Ø время убытия из пункта погрузки (разгрузки). Автотранспортное предприятие отвечает за правильность указанных в накладной расстояний перевозок, проставляемых при поступлении товарно-транспортной накладной вместе с путевым листом в предприятие. Если расчеты осуществляются за выполненный объем перевозок, автотранспортное предприятие отвечает за правильность указания класса груза. Товарно-транспортная накладная состоит из товарного и транспортного разделов, поэтому выполняет одновременно несколько функций. Товарный раздел определяет отношения между отправителем и получателем груза и служит для списания ТМЦ со склада у грузоотправителя и оприходования их на склад грузополучателя.
Транспортный раздел отражает отношения между грузоотправителем (заказчиком автотранспортных услуг) с организацией (владельцем транспорта), выполняющей перевозку грузов, и служит для учета транспортных работ и расчетов за оказанные услуги по перевозке грузов и другим сопутствующим работам. Правильное оформление ТТН важно и для отправителя, и для получателя груза, поскольку ТТН является документом, подтверждающим выполнение грузоотправителем своих обязанностей перед грузополучателем в соответствии с заключенным между ними договором. ТТН на перевозку грузов автомобильным транспортом составляется грузоотправителем для каждого грузополучателя отдельно на каждую поездку автомобиля с обязательным заполнением всех реквизитов (незаполненные поля прочеркиваются). Если на одном автомобиле одновременно перевозится несколько грузов в адрес одного или нескольких получателей, ТТН выписывается на каждую партию грузов и каждому грузополучателю в отдельности. Как правило, ТТН выписывается в четырех экземплярах: Ø первый экземпляр остается у грузоотправителя и предназначен для списания ТМЦ со склада; Ø второй, третий и четвертый экземпляры заверяются подписями и печатями (штампами) грузоотправителя, подписью водителя и вручаются водителю; Ø второй экземпляр сдается водителем грузополучателю для оприходования ТМЦ у получателя груза; Ø третий и четвертый экземпляры, заверяемые подписями и печатями (штампами) грузополучателя, сдаются в бухгалтерию транспортной организации - владельцу автотранспорта; Ø третий экземпляр, служащий основанием для расчета платы за перевозку, транспортная организация - владелец автотранспорта прилагает к счету за перевозку и высылает плательщику-заказчику автотранспорта;
Ø четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю. По грузам нетоварного характера, по которым не ведется складской учет товарно-материальных ценностей, но организован учет путем замера, взвешивания, геодезического замера, товарно-транспортная накладная выписывается в трех экземплярах: Ø первый и второй экземпляры передаются организации - владельцу автотранспорта; Ø первый экземпляр служит основанием для расчетов организации - владельца автотранспорта с грузоотправителем и прилагается к счету; Ø второй экземпляр прилагается к путевому листу и служит основанием для учета транспортной работы; Ø третий экземпляр остается у грузоотправителя и служит основанием для учета выполненных объемов перевозок. Грузоотправитель может выписывать дополнительные экземпляры ТТН, количество которых устанавливается участниками договора. В зависимости от особенностей товаров к ТТН могут прилагаться другие документы, следующие с грузом. Рассмотрим заполнение ТТН грузоотправителем (общий случай оформления ТТН), когда товар перевозит специализированная организация, оказывающая транспортные услуги. Сначала часть реквизитов ТТН заполняется грузоотправителем до прибытия автомобиля под погрузку. В заголовочной части ТТН грузоотправитель проставляет дату ее составления и присваивает ей номер. Кроме этого заполняются следующие данные: наименование грузоотправителя, грузополучателя и плательщика транспортных услуг (плательщиком выступает грузоотправитель); их реквизиты - такие, как адрес, номер телефона и расчетный счет организации, оплачивающей транспортную работу, а также коды ОКПО отправителя и получателя груза). В товарном разделе заполняется таблица данных о товаре (коды, номенклатура, количество, цена, наименование, единицы измерения, упаковка, количество мест и масса, сумма). В случаях, когда для списания ТМЦ у грузоотправителя и оприходования их у грузополучателя требуются, помимо указанных в ТТН, дополнительные характеристики отгружаемых товаров, к ТТН могут прилагаться специализированные формы, например, товарная накладная по форме ТОРГ-12. В этом случае в таблице товарного раздела ТТН указывается, что в качестве товарного раздела приложена специализированная форма, без которой ТТН считается недействительной и не должна применяться для расчетов между грузоотправителем и грузополучателем и для учета транспортной работы.
При выдаче грузоотправителем документов, определяющих качество груза и взаимоотношения поставщика и покупателя (например, сертификаты, счета, счета-фактуры, счета-проформы, удостоверения, свидетельства и т.д.), которые перечисляются в строке "Приложение", водитель обязан принять эти документы и передать их вместе с грузом грузополучателю. Следует иметь в виду, что при приемке груза, перевозимого навалом, насыпью, наливом или в контейнерах, в ТТН должна быть указана масса такого груза в тоннах (с точностью до 0,01). При приеме к перевозке тарно-штучного груза в ТТН следует обязательно указывать только общее количество и маркировку грузовых мест. Если накладная состоит более чем из одного листа, указываются количество листов продолжения, номера их бланков и номера записей, общее количество наименований товара, количество мест, масса груза, наценка, сумма складских расходов и общая сумма "Всего к оплате". В строке "Всего на сумму" прописью записывается общую стоимость отгруженных товаров, а в строке "Отпуск разрешил" указывается должность лица, ответственного за отгрузку товарно-материальных ценностей, которое своей подписью удостоверяет правильность сделанных записей и разрешает произвести отправку груза грузополучателю. В соответствующем поле ставит свою подпись и главный бухгалтер. В транспортном разделе указываются наименование транспортной организации и ее реквизиты, наименование и реквизиты организации, которая будет оплачивать услуги по перевозке, а в строках "Пункт погрузки" и "Пункт разгрузки" - соответствующие адреса. В таблице "Сведения о грузе" грузоотправитель до прибытия автомобиля под погрузку может:
Ø в графе 1 "Краткое описание груза" - указать наименование груза; Ø в графе 2 "С грузом следуют документы" - вписать наименования и номера документов, прилагаемых к ТТН (сертификатов, удостоверений, свидетельств и т.д.); указанные документы водитель-экспедитор обязан принять и передать вместе с грузом грузополучателю; Ø в графе 3 "Вид упаковки" - записать сокращенно вид тары, в которой перевозится груз (например: "ящики", "коробки", пр.); при предъявлении к перевозке неупакованного груза указывается сокращенно "н/у"; Ø в графе 4 "Количество мест" - указать количество мест отдельно по каждому из приведенных в графе 1 наименованию груза и по каждому виду упаковки; при перевозке грузов пакетами на поддонах указывается количество пакетов, при перевозке грузов навалом, насыпью или наливом вносится соответствующая запись, а количество мест не указывается. После прибытия автомобиля на основании предъявленного водителем путевого листа и других необходимых документов грузоотправитель заполняет остальные реквизиты ТТН. В транспортном разделе вписываются дата и номер путевого листа и все необходимые реквизиты прибывшего под погрузку автомобиля, такие, как фамилия, имя и отчество водителя, реквизиты лицензионной карточки, подтверждающей право заниматься грузоперевозками, марка автомобиля и его государственный номерной знак и др. Если какой-либо реквизит отсутствует, ставится прочерк. В таблице "Сведения о грузе" указываются: Ø в графе 5 - способ, которым определена масса груза; при взвешивании груза на весах должен быть указан тип весов (товарные весы, автомобильные весы и др.); если вес груза определен по стандарту, замеру или расчетным путем, в графе производится соответствующая запись (масса груза и количество грузовых мест определяются совместно грузоотправителем и перевозчиком техническими средствами грузоотправителя); Ø графы 6 "Код груза" и 8 "Класс груза" заполняет организация-перевозчик; Ø в графе 9 "Масса брутто" - масса груза (т) с точностью до 0,01 по видам наименований перевозимых грузов и общая масса груза. При оформлении нескольких ездок с грузом по одной ТТН в строке "Количество ездок, заездов" указывается общее количество выполненных ездок. Если перевозка грузов осуществляется под пломбой грузоотправителя (крытые фургоны, контейнеры, цистерны и т.п.), в ТТН в соответствующих полях под таблицей "Сведения о грузе" ставятся оттиски пломбы. Если при приемке груза получателем окажется, что пломба была повреждена, составляется акт и в ТТН в разделе "Отметки о составленных актах" делается соответствующая запись.
В строке "Сдал" ниже таблицы "Сведения о грузе" материально-ответственное лицо грузоотправителя своей подписью удостоверяет сдачу груза водителю, а в следующей строке за прием товара к перевозке расписывается водитель. В разделе "Погрузочно-разгрузочные операции" грузоотправитель заполняет реквизиты по погрузочным работам: наименование организации, выполняющей погрузочные операции (в нашем примере это сам грузоотправитель), способ погрузки (ручной, механизированный и т.д.), наименование механизма, которым выполнены погрузочные работы, и его характеристики (грузоподъемность, емкость ковша и т.д.), затем проставляет время прибытия автомобиля под погрузку и убытия после ее окончания. Временем прибытия под погрузку считается время предъявления водителем путевого листа у въездных ворот (контрольно-пропускного пункта). Временем убытия автомобиля из-под погрузки считается время подписания и передачи ТТН водителю. Если в одной ездке груз отгружается по нескольким ТТН, время прибытия под погрузку записывается в первой из них, а в остальных в соответствующих графах ставятся прочерки. В товарном разделе в строке "Отпуск груза произвел" записываются должность и ФИО представителя грузоотправителя, выдавшего груз к перевозке, ставится его подпись и штамп (печать) и, таким образом, удостоверяется правильность всех данных в ТТН, а также выдача груза к перевозке. В строке "Груз к перевозке принял" записывается ФИО водителя (экспедитора), который своей подписью заверяет прием грузов к перевозке, а в поле "По доверенности N" - номер доверенности, дата и название организации-перевозчика, которая ее выдала. Груз считается принятым к перевозке после передачи водителем грузоотправителю подписанного им экземпляра ТТН. Рассмотрим заполнение ТТН грузополучателем. Грузополучатель после доставки и приемки груза от водителя в трех экземплярах ТТН заполняет следующие реквизиты. В транспортном разделе грузополучателем заполняются: Ø реквизиты по разгрузочным операциям: наименование организации, выполняющей разгрузку (в нашем примере - это грузополучатель), способ разгрузки, время прибытия автомобиля под разгрузку и убытия после ее окончания; Ø в строке "Сдал водитель-экспедитор" водитель-экспедитор своей подписью удостоверяет сдачу груза грузополучателю; Ø в строке "Принял" (ниже таблицы "Сведения о грузе") проставляются должность, ФИО лица, принявшего груз, подпись этого лица, а также штамп грузополучателя, чем и удостоверяется прием груза. Материально ответственное лицо, осуществляющее приемку товара, ставит свою подпись и на других товаросопроводительных документах, следующих вместе с грузом, и заверяет ее круглой печатью организации. После приема товара по количеству и качеству грузополучатель в товарном разделе ставит свою подпись в строке "Груз получил грузополучатель". В случае несоответствия фактического наличия товаров или отклонения по качеству, установленному в договоре, данным, указанным в сопроводительных документах, должен составляться акт, который является юридическим основанием для предъявления претензий поставщику. В ТТН следует сделать отметку о составлении акта. Грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за все последствия неправильности или неполноты сведений, указанных ими в ТТН. Автотранспортные предприятия имеют право проверять правильность этих сведений. Второй экземпляр ТТН остается у грузополучателя и служит основанием для оприходования товаров и проведения взаиморасчетов с грузоотправителем. Третий и четвертый экземпляры ТТН, заверенные подписями и печатями грузоотправителя, грузополучателя и водителя, вместе с путевым листом водитель сдает диспетчеру (или в бухгалтерию) организации-перевозчика. Заполнение ТТН организацией-перевозчиком. После доставки груза по назначению на сданных водителем диспетчеру (или в бухгалтерию) экземплярах ТТН в разделе "Прочие сведения" записываются: Ø в графах 20-24 - расстояние перевозки груза; Ø в графе 25 - код экспедирования груза; Ø в графах 26 и 27 - суммы, начисленные водителю за выполненную транспортную работу; Ø в графах 29 и 30 - поправочные коэффициенты к зарплате водителя (для изменения расценок водителю) и к основному тарифу. Раздел "Прочие сведения" заполняется, чтобы рассчитать стоимость услуги по перевозке и предъявить счет заказчику транспортной услуги. Поскольку рассматривается заполнение ТТН грузоотправителем и грузополучателем, а расчет стоимости транспортных услуг входит в компетенцию перевозчика в соответствии с заключенным договором на оказание транспортных услуг, в примере поля "Таксировка и Расчет стоимости" за оказание услуг по перевозке не заполнялись. В соглашении перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем может предусматриваться участие водителя в погрузке и разгрузке грузов с соответствующей оплатой его труда. Погрузка и разгрузка считаются законченными после вручения водителю правильно оформленных товарно-транспортных документов на погруженный или выгруженный груз. Форма ТОРГ-2 «Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей» [67] применяется для оформления приемки товарно-материальных ценностей (ТМЦ), имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю. Приемка товаров получателем по количеству, качеству и комплектности товаров от организации транспорта и почтовых отправлений от организаций связи оформляется актом в соответствии с правилами, действующими на транспорте и в организациях связи. Акт о приемке товаров по количеству составляется в соответствии с фактическим наличием товаров, данными, содержащимися в транспортных, сопроводительных или расчетных документах, а при приемке их по качеству и комплектности - требованиям к качеству товаров, предусмотренными в договоре или контракте. Акт составляется по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации, на которую возложено проведение экспертизы с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации. Акт составляется отдельно по каждому поставщику на каждую партию товара, поступившую по одному транспортному документу. В графах 6, 7, 8 (12, 13, 14) указывается краткая характеристика товара - основные сведения, характеризующие товар: артикул товара; сорт, категория; размер, рост; полнота, модель и т.п. Графы 10, 11 (16, 17), 21, 23 заполняются в соответствии с правилами приемки импортных товаров (в части указания цены и стоимости импортного товара в денежном выражении). ТМЦ, по которым не установлены расхождения по количеству и по качеству, в актах не перечисляются, о чем делается отметка в конце акта следующего содержания: "По остальным товарно-материальным ценностям, перечисленным в сопроводительных документах поставщика, расхождений в количестве и качестве нет". При приемке ТМЦ акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку и для направления претензионного письма поставщику или транспортной организации, доставившей груз. Акт по форме N ТОРГ-2 составляется на отечественные товары в четырех экземплярах. Форма ТОРГ-12 «Товарная накладная» [68] применяется для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации. Составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, сдающей ТМЦ, и является основанием для их списания. Второй экземпляр передается сторонней организации - основание для оприходования ТМЦ. Форма МХ-21 «Отчет экспедитора» [69] применяется для учета ТМЦ, доставленных грузополучателям через экспедицию организации - производителя (поставщика). Экспедитор (водитель - экспедитор) отчитывается перед бухгалтерией своей организации за доставленные ТМЦ грузополучателям по каждому рейсу автотранспорта. Составляется экспедитором (водителем - экспедитором) на основании результатов доставки ТМЦ грузополучателям. Количество экземпляров акта и комплектность составленных документов определяется в каждом конкретном случае. 9.3. Комплексы задач обработки первичных учетных документов. Оформление отчетности по выполнению плана перевозок и статистической отчетности Путевой лист с приложенными к нему товарно-транспортными накладными[70] водитель сдает сменному диспетчеру отдела эксплуатации, проверяющему правильность его заполнения и выполнение сменного задания, а в отделе таксировки рассчитываются итоги работы автомобиля за день, которые записываются в соответствующем разделе путевого листа: Ø время в наряде (автомобиле-часы в наряде - АЧн), исчисляющееся с момента выезда автомобиля из гаража на автомобильные дороги общего пользования до его возвращения на предприятие, организацию, в гараж за вычетом времени на обед и отдых водителя (по данным путевого листа); Ø время простоя (автомобиле-часы простоя - АЧп), складывающееся из времени простоя под погрузкой-разгрузкой АЧп-р (по данным транспортных накладных), времени простоя на линии из-за технических неисправностей автомобиля и по другим эксплуатационным причинам (по данным путевого листа); Ø время в движении (автомобиле-часы движения - АЧд) - разница между временем в наряде и временем в простое (АЧд = ДЧн - АЧп); Ø число ездок с грузом n, определяюшееся подсчетом числа пробегов с грузом между начальным пунктом погрузки и конечным пунктом разгрузки (разгрузка части груза из автомобиля в промежуточных пунктах маршрута считается заездами); Ø общий пробег Lo (по данным путевого листа) - разница между показаниями спидометра при возвращении на предприятие, в гараж и при выезде на линию из гаража; Ø пробег с грузом Lг, равный сумме расстояний перевозки грузов по каждой ездке (на основе товарно-транспортных накладных); Ø пробег без груза, составляющий разницу между общим пробегом и пробегом с грузом; Ø количество перевезенного груза Q (т), определяемое по товарно-транспортным накладным суммированием фактической массы брутто перевезенного груза, доставленного в пункты назначения (из общего количества перевезенного груза выделяется количество груза, перевезенного на прицепах); вес штучных, длинномерных и объемных грузов (дрова, лесоматериалы, песок, известь) может быть определен с помощью установленных для этой цели переводных коэффициентов; Ø объем транспортной работы (грузооборот) R (т-км), рассчитывающееся умножением массы перевезенного груза на расстояние перевозки (пробег с грузом) по каждой ездке (заезду) и последующим суммированием грузооборота по всем ездкам (из общего количества выделяется количество, выполненное на прицепах); Ø фактический расход горючего (по данным путевого листа), равный суммарному количеству горючего, находившегося в баке автомобиля в момент выезда на работу и полученного за время работы (в том числе в виде талонов), за вычетом остатка, с которым автомобиль возвращается на предприятие, в гараж; Ø расход горючего по нормам, установленным для отдельных марок автомобилей. Сопоставление фактического расхода горючего с расходом по норме (часто используются ведомственные и фирменные производственные нормы) позволяет определить размер экономии или перерасхода горючего каждым водителем и в соответствии с этим производить доплату или удержания из заработной платы. Если в организации есть склад ГСМ, водители заправляют топливо непосредственно в своем автохозяйстве. В противном случае им выделяют деньги, талоны, иные средства платежа для приобретения топлива. Возникает необходимость подсчета и списания этих средств. Ситуация осложняется из-за постоянных изменений цен на автозаправочных станциях. Путевая и перевозочная документация является также основанием для определения стоимостных показателей перевозок грузов по результатам работыза день (смену, рейс): Ø заработная плата водителя (рассчитывается по данным путевого листа и прилагаемых к нему транспортным накладным), включающая: оплату за количество перевезенного груза, отработанное время, выполненные при перевозке транспортно-экспедиторские операции, прочие работы и услуги, доплату (удержания) за экономию (перерасход) горючего, за качество обслуживания потребителей, штрафы за нарушения условий выполнения задания и другие выплаты и удержания в соответствии с законодательными актами и нормативными положениями, действующими на предприятии; Ø стоимость выполненной транспортной работы, которая рассчитывается по каждой транспортной накладной (основными составляющими итоговой стоимости являются стоимость перевозки грузов, доплаты за транспортно-экспедиторские операции, прочие работы и услуги, сумма налогов и сборов). Из общей стоимости определяется плата, которую должен получить перевозчик от заказчика-плательщика за выполненные перевозки грузов и сопутствующие перевозке транспортно-экспедиторские операции и услуги. Результат расчетов стоимости транспортной работы фиксируется в соответствующем разделе транспортной накладной и служит основанием для выписки платежного документа заказчику-плательщику. На основании записей в путевом листе также производится начисление заработной платы грузчикам. Для грузовых автомобилей, работающих по часовому (повременному) тарифу, первичным документом для учета перевозок является путевой лист автомобиля, на основе которого определяют следующие показатели: Ø автомобиле-дни работы (АДр); Ø автомобиле-часы в наряде (АЧн), в том числе в простое технической неисправности (АЧт); Ø общий пробег (Lo). После обработки путевого листа и транспортных накладных третий экземпляр накладной вместе с платежным поручением направляется заказчику-плательщику, а четвертый экземпляр передается вместе с путевым листом в архив перевозчика. Обработка информации по данным путевых и перевозочных документов обеспечивает оперативно-технический учет, контроль и анализ деятельности перевозчика, составление статистической и бухгалтерской отчетности для органов государственного управления и контроля. Предприятие, исходя из особенностей выполняемых перевозок грузов, может ввести собственные формы оперативного учета работы водителей и используемого автотранспорта. В оперативных формах учета могут учитываться не только показатели выработки, но и экономические показатели: стоимость оказанных транспортных услуг, затраты на выполнение перевозок, в том числе и по элементам доставки (Табл). Таблица Учет показателей работы водителей за день
Информация из путевых листов и товарно-транспортных накладных группируется в сводки для подведения итоговых показателей (Рис.): Ø по автоколоннам; Ø по маркам автомобилей; Ø по предприятию в целом; Ø по родам груза (по номенклатуре грузов); Ø по грузоотправителям (по клиентуре).
Рисунок. Состав ежедневных сводок автотранспортного предприятия
Ежедневные сводки используются для составления месячных сводных ведомостей (Рис.). Грузовые автотранспортные предприятия, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, должны представлять статистическую отчетность по перевозкам в органы государственной статистики и региональному органу, осуществляющему государственное управление деятельностью автомобильного транспорта, по формам: №1-автотранс, N2-автотранспорт, №3-автотранс, №6-автотранс (Рис.).
Рисунок Месячные сводные ведомости автотранспортного предприятия о выполнении плана перевозок
Рисунок. Месячные аналитические сводные ведомости автотранспортного предприятия Рисунок. Структура и содержание форм государственной статистической отчетности автотранспортного предприятия
Для составления квартальной статистической отчетности, начиная с I квартала 2006 г., введены в действие новые формы федерального государственного статистического наблюдения [71]: Ø N 65-автотранс «Сведения о продукции автомобильного транспорта» [72]; Ø NМП-1 (автогруз) «Сведения о перевозочной деятельности малого предприятия - владельца (арендатора) грузоперевозящих автомобилей» [73]. При этом сохранены без изменения формы федерального государственного статистического наблюдения: № 1-автотранс (срочная), N 1-автотранспорт (обследование), N 1-АПТ, N 1-ТР (автотранспорт) - год, N 2-автотранспорт (выборочное обследование), № 3-автотранс, № 6-автотранс, «Анкета обследования перевозочной деятельности предпринимателей-владельцев грузовых автомобилей» [74] и N 31-ГА (срочная) [75].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|