Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»




Содержание

Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»…………………………………………………………………………   с. 2
Подготовка кандидатов в приемные родители: психолого-педагогический аспект… с. 7
Приемная семья: правовые основы………………………………………………………... с. 17
Приложение 1. Диагностические методики ………………………………………………….   с. 27
Материал к занятиям 1-2………………………………………………………………………………. с. 27
Приложение 2. Материал для кандидатов в приемные родители (курс для самостоятельного изучения) ………………………………………………………..   с.119
Материал к занятию 3 ………………………………………………………………………...   с. 119
Материал к занятиям 4-5 ……………………………………………………………………..   с. 124
Материал к занятию 6 ………………………………………………………………………...   с. 132
Материал к занятию 7 ………………………………………………………………………..   с. 137
Приложение 3. Памятка приемным родителям ………………………………………….   с. 154
Приложение 4. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью (образец)…………………………………………………………………………………………     с. 156
Приложение 5. Порядок создания приемной семьи………………………………………….   с. 168
Приложение 6. Акт обследования жилищно-бытовых условий кандидата в приемные родители…………………………………………………………………………………………     с. 160
Приложение 7. Паспорт приемной семьи…………………………………………………….. с. 163
Приложение 8. Материалы для оценки качественных показателей эффективности реализации программы…………………………………………………………………………     с. 166
Основные понятия……………………………………………………………………………. с. 169
Список использованной литературы………………………………………………………. с. 171

Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»

Во всех действиях в отношении детей,

независимо от того, предпринимаются

они государственными или частными

учреждениями, занимающимися вопросами

социального обеспечения, судами,

административными или законодательными

органами, первоочередное внимание

уделяется наилучшему обеспечению

интересов ребенка.

Конвенция о правах ребенка, ст.3. п.1.

Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки здорового физического и духовного развития человека. Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Возможность возвращения ребенка в родную семью или в семью к родственникам всегда рассматривается как наиболее приемлемое решение. Если это невозможно, ребенку желательно подыскать семью, близкую в этническом и культурном плане. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи была и остается актуальной задачей. Даже очень небольшой период жизни, прожитый ребенком в условиях благополучной семьи, дает ему огромный шанс в дальнейшем стать полноценным членом общества.

Приоритетным направлением деятельности по обеспечению первоочередных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства данной категории детей. В настоящее время в Республике Коми уделяется большое внимание развитию института профессиональных замещающих семей, активно пропагандируются такие семейные формы устройства детей, как опека, усыновление, приемная семья. Граждане откликаются на призыв принять в семью ребенка и приходят с этим решением к специалистам органов опеки. С этого момента и возникают проблемы, которые снижают результативность всего процесса создания и сопровождения приемной семьи. При решении вопроса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи от специалистов органов опеки и попечительства требуется большая осторожность, максимум ответственности, психологическая зоркость, педагогическая мудрость. Всякое проявление спешки, упрощенчества, формализма могут привести к серьезным, а иногда и трагическим последствиям, отразиться на судьбах многих людей.

Практика работы с замещающими семьями показала, что, несмотря на искреннее желание взять ребенка на воспитание, в этих семьях первые два-три года возникает много проблем психологического, медицинского и юридического характера.

Основные причины длительных дезадаптивных состояний замещающих семей:

§ присутствие мифов, касающихся вопросов здоровья детей-сирот, их поведения, интеллектуальных способностей, наследственности и прочих факторов;

§ незрелость мотивов принятия ребенка-сироты в семью;

§ стереотип отношения родителей к процессу воспитания и, как следствие, нежелание перестраиваться на новый уровень восприятия воспитательного процесса;

§ чувство собственной уверенности (или, наоборот, неуверенности) в своих педагогических, родительских возможностях;

§ желание за счет ребенка решить свои материальные, личностные проблемы;

§ необходимость (вынужденность) принятия статуса опекуна;

§ перекладывание функций воспитания на старших детей;

§ ожидание благодарности от ребенка;

§ неумение правильно информировать ребенка о том, что он приемный;

§ неумение правильно объяснить ребенку, почему он не может жить со своими кровными родителями и др.

Таким образом, для снижения риска возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, необходимо не только изучить семейное, психологическое, эмоциональное, социальное положение и состояние здоровья кандидатов в приемные родители, но и обучить, профессионально подготовить их к приему ребенка в свою семью. В процессе работы с гражданами, изъявившими желание принять на воспитание ребенка, возникает важная морально-правовая проблема - довести до каждого кандидата в приемные родители всю степень ответственности и сложность задач, которые ему предстоит решить. От кандидатов в приемные родители требуется такая степень осознания, которая поможет превратить естественную потребность иметь ребенка в чувство привязанности и любви к приемному сыну или дочери.

В связи с этим в помощь специалистам, занимающимся подготовкой приемных родителей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа» разработана программа «Школа приемных родителей». Новизна данной программы заключается в разработке и детализации этапов, применяемых в организации работы специалистов по подготовке кандидатов в приемные родители.

Цель программы: способствовать формированию ответственного отношения у кандидатов в приемные родители к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.

Задачи программы:

1. Предоставление потенциальным приемным родителям достоверной и качественной информации по вопросам, связанным с приемом ребенка в семью.

2. Повышение уровня социальной, юридической и психолого-педагогической компетенции кандидатов в приемные родители.

3. Установление доверительных отношений будущих приемных родителей со специалистами учреждений социальной защиты населения.

 

Программа состоит из 2-х блоков:

1. Подготовка кандидатов в приемные родители: психолого-педагогический аспект.

2. Приемная семья: правовой аспект.

 

Участники программы - граждане, желающие принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью.

Срок реализации программы: 2 месяца

Тематический план

№ п/п Наименование блока и темы занятий Всего часов В том числе
Лекция Практическое занятие Другая форма работы
  Подготовка кандидатов в приемные родители: психолого-педагогический аспект        
1.1 Диагностическое обследование членов семьи кандидатов в приемные родители        
1.2. Семья и ее особенности        
1.3. Психологические особенности развития ребенка        
1.4. Психологические особенности развития ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей        
1.5. Приемные родители        
1.6. Я - будущий родитель (тренинг)        
2. Приемная семья: правовой аспект        
2.1. Развитие приемной семьи как социального института        
2.2. Правовые основы создания и функционирования приемной семьи        
2.3. Права и обязанности приемных родителей и детей        
  ИТОГО:        

Ожидаемые результаты

1. Осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов, возможностей в процессе принятия решения стать семьей ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей.

2. Систематизация и углубление знаний кандидатов в приемные родители, необходимых для успешного и надежного создания новой семьи.

3. Повышение мотивации родителей к сотрудничеству со специалистами в процессе адаптации и сопровождения приемной семьи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...