Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Содержание
Описание комплексной программы по подготовке приемных родителей «Школа приемных родителей»
Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Конвенция о правах ребенка, ст.3. п.1. Семья - естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки здорового физического и духовного развития человека. Судьба ребенка, потерявшего родителей или ставшего сиротой при живых родителях, брошенного, подкинутого, всегда волновала и волнует общество. Возможность возвращения ребенка в родную семью или в семью к родственникам всегда рассматривается как наиболее приемлемое решение. Если это невозможно, ребенку желательно подыскать семью, близкую в этническом и культурном плане. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи была и остается актуальной задачей. Даже очень небольшой период жизни, прожитый ребенком в условиях благополучной семьи, дает ему огромный шанс в дальнейшем стать полноценным членом общества. Приоритетным направлением деятельности по обеспечению первоочередных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является развитие семейных форм устройства данной категории детей. В настоящее время в Республике Коми уделяется большое внимание развитию института профессиональных замещающих семей, активно пропагандируются такие семейные формы устройства детей, как опека, усыновление, приемная семья. Граждане откликаются на призыв принять в семью ребенка и приходят с этим решением к специалистам органов опеки. С этого момента и возникают проблемы, которые снижают результативность всего процесса создания и сопровождения приемной семьи. При решении вопроса передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи от специалистов органов опеки и попечительства требуется большая осторожность, максимум ответственности, психологическая зоркость, педагогическая мудрость. Всякое проявление спешки, упрощенчества, формализма могут привести к серьезным, а иногда и трагическим последствиям, отразиться на судьбах многих людей.
Практика работы с замещающими семьями показала, что, несмотря на искреннее желание взять ребенка на воспитание, в этих семьях первые два-три года возникает много проблем психологического, медицинского и юридического характера. Основные причины длительных дезадаптивных состояний замещающих семей: § присутствие мифов, касающихся вопросов здоровья детей-сирот, их поведения, интеллектуальных способностей, наследственности и прочих факторов; § незрелость мотивов принятия ребенка-сироты в семью; § стереотип отношения родителей к процессу воспитания и, как следствие, нежелание перестраиваться на новый уровень восприятия воспитательного процесса; § чувство собственной уверенности (или, наоборот, неуверенности) в своих педагогических, родительских возможностях; § желание за счет ребенка решить свои материальные, личностные проблемы; § необходимость (вынужденность) принятия статуса опекуна; § перекладывание функций воспитания на старших детей; § ожидание благодарности от ребенка; § неумение правильно информировать ребенка о том, что он приемный; § неумение правильно объяснить ребенку, почему он не может жить со своими кровными родителями и др. Таким образом, для снижения риска возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, необходимо не только изучить семейное, психологическое, эмоциональное, социальное положение и состояние здоровья кандидатов в приемные родители, но и обучить, профессионально подготовить их к приему ребенка в свою семью. В процессе работы с гражданами, изъявившими желание принять на воспитание ребенка, возникает важная морально-правовая проблема - довести до каждого кандидата в приемные родители всю степень ответственности и сложность задач, которые ему предстоит решить. От кандидатов в приемные родители требуется такая степень осознания, которая поможет превратить естественную потребность иметь ребенка в чувство привязанности и любви к приемному сыну или дочери.
В связи с этим в помощь специалистам, занимающимся подготовкой приемных родителей, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Социальная работа» разработана программа «Школа приемных родителей». Новизна данной программы заключается в разработке и детализации этапов, применяемых в организации работы специалистов по подготовке кандидатов в приемные родители. Цель программы: способствовать формированию ответственного отношения у кандидатов в приемные родители к приему детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Задачи программы: 1. Предоставление потенциальным приемным родителям достоверной и качественной информации по вопросам, связанным с приемом ребенка в семью. 2. Повышение уровня социальной, юридической и психолого-педагогической компетенции кандидатов в приемные родители. 3. Установление доверительных отношений будущих приемных родителей со специалистами учреждений социальной защиты населения.
Программа состоит из 2-х блоков: 1. Подготовка кандидатов в приемные родители: психолого-педагогический аспект. 2. Приемная семья: правовой аспект.
Участники программы - граждане, желающие принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью. Срок реализации программы: 2 месяца Тематический план
Ожидаемые результаты
1. Осознанное восприятие кандидатами в приемные родители своих чувств, ожиданий, мотивов, возможностей в процессе принятия решения стать семьей ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей. 2. Систематизация и углубление знаний кандидатов в приемные родители, необходимых для успешного и надежного создания новой семьи. 3. Повышение мотивации родителей к сотрудничеству со специалистами в процессе адаптации и сопровождения приемной семьи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|