Упражнение «Правила нашей работы»
Ведущий. Наше занятие проходит в особой форме - форме тренинга. Круг, в котором мы сейчас сидим - это пространство тренинга, рабочее пространство нашей группы. Благодаря общению друг с другом в этом пространстве мы сможем лучше узнать себя и друг друга, исследовать свои желания, потребности, возможности и ресурсы. Но для того чтобы наше общение было эффективным, необходимо соблюдать определенные правила взаимодействия. И сейчас я предлагаю всем вам выработать эти правила. Ведущий предлагает ряд правил, каждое из них обсуждается членами группы. Если группа согласна работать по этому правилу, ведущий записывает его на листе ватмана. После составления списка ватман вывешивается на видное место. В процессе тренинга правила могут дополняться. Упражнение «Континуум» Ведущий. Каждый из вас неслучайно оказался сегодня на этом занятии. Всех вас объединяет одно важное решение - решение принять в семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Кто-то принял это решение уже давно, кто-то - совсем недавно. Сейчас я предлагаю каждому из вас вспомнить те чувства, с которыми вы пришли на первую консультацию с психологом. Ведущий расстилает на полу кабинета веревку так, чтобы она протянулась от одной стене к другой. У одного конца веревки кладется лист с надписью «0», у другого - лист с надписью «100». Ведущий. Эта веревка - степень вашей готовности к приему ребенка, где 0 – это минимум, 100 - максимум. Ведущий предлагает участникам встать и каждому оценить свою готовность к принятию ребенка в семью в момент первой встречи с психологом, заняв соответствующее место на континууме. После того как все участники определились со своим местом, ведущий просит их объяснить, почему они выбрали именно эту точку, чем она характеризуется для них.
После обсуждения ведущий предлагает участникам вновь оценить степень своей готовности к приему, но уже на данный момент. Ведущий. Каждый из вас прошел серию психологических консультаций, на которых обсуждались самые разные вопросы и проблемы. Изменилось ли ваше состояние? После того как все участники определились со своим местом, ведущий просит их объяснить, почему они выбрали именно эту точку, что изменилось по сравнению с первым разом, чего им удалось достигнуть. После обсуждения ведущий просит участников найти то положение на континууме, которого они хотят достичь и рассказать, чего именно они ожидают от этого уровня готовности. Упражнение «Что такое родительство?» Ведущий. Каждый из нас имеет свое представление о родительстве. Давайте попробуем определить, что же это такое. Участникам предлагается по кругу высказать свое мнение, все определения фиксируются ведущим на ватмане. В конце упражнения желательно, чтобы группа сформировала общее мнение о сущности родительства. Упражнение «Качества родителей» Ведущий предлагает участникам разбиться на микрогруппы по 3-4 человека и составить два списка: «Какими качествами должен обладать родитель» и «Каких качеств не должно быть у родителя». После того как микрогруппы составят свои списки, они представляют их всем участникам и объясняют, почему они включили именно эти качества. В конце упражнения группа составляет общегрупповые списки. Упражнение «Связи» Ведущий. На предыдущих занятиях мы с вами обсуждали особенности психического развития ребенка-сироты. Сейчас я предлагаю вам упражнение, которое поможет более глубоко понять внутренний мир этого ребенка. Ведущий предлагает одному из участников выйти в центр круга и представить себе, что он - маленький ребенок. Между остальными участниками распределяются роли: мамы, папы, бабушки, дедушки, друзей, любимых игрушек и т.д. «Ребенок» расставляет участников: кого-то ближе, кого-то дальше. Затем каждый из участников соединяется с «ребенком» с помощью веревки, таким образом у каждого из участников в руках по одному отрезку веревки, у «ребенка» - концы всех веревок. Таким образом, у каждого из участников в руках по одному концу веревки, у «ребенка» - конец всех веревок.
Ведущий просит «ребенка» рассказать, как он себя чувствует со всеми этими связями - насколько комфортно, уверенно, безопасно. Затем ведущий берет ножницы и медленно, по очереди, обрезает каждую веревку-связь. Когда все связи обрезаны, он предлагает «ребенку» описать свои чувства в этот момент. Затем другим участникам предлагается побыть в роли «ребенка». После завершения упражнения важно подвести участников к осознанию тех чувств, которые испытывает ребенок-сирота, теряя все связи с окружающим, оказавшись в незнакомом и враждебном мире. Упражнение «Острова» Ведущий. Не только родители готовятся к приему ребенка в свою семью, занимаются его поисками, переживают, надеются. Дети, живущие в учреждениях, тоже проходят долгий путь, перед тем как попадут в новую семью. Им зачастую еще труднее, чем взрослым, справиться с новой ситуацией, ведь в их жизни было достаточно переживаний, потерь. На пути к новой семье им необходимо вновь поверить в доброту людей, довериться и раскрыться. Сейчас мы в образной форме представим, как же происходит переход ребенка в семью. И как мы, взрослые, можем сделать его максимально безопасным и комфортным для ребенка. Давайте разделимся на две подгруппы: 1 - взрослые (замещающая семья), 2 - дети (готовящиеся к переходу в новую семью). Перед вами лист ватмана, ваша задача - с помощью цветной бумаги изобразить острова: в правом углу - остров, где находятся взрослые, в левом - остров, где находятся дети. Между островами - широкое море. Ведущий предлагает детям переплыть это море в своих лодочках, чтобы оказаться в новой семье. На острове замещающей семьи изображается маяк. Маяк - это взрослый человек, который готов принять ребенка и радуется встрече с ним.
Детям легче плыть, если на противоположном берегу есть маяк. Море не всегда бывает спокойным, на нем есть волны: 1-я волна - неизвестность; 2-я волна - новые люди, новая обстановка; 3-я волна - прошлое ребенка; 4-я волна - отношения в новой семье (ожидания и разочарования). Ведущий предлагает участникам придумать названия волн. Волн может быть много, их названия придумывают сами участники игры. Ребенок справится с этими волнами настолько хорошо, насколько хороша лодка, в которой он плывет, и насколько ярко светит маяк на острове будущей семьи. В конце упражнения обсуждаются следующие вопросы: - Кто и что находилось на острове замещающей семьи? - Какой был остров детей? - Какие опасности подстерегали ребенка на пути к острову семьи? - Что пугало и тревожило ребенка во время плавания? - Что помогло преодолеть ему трудности? - Чем члены семьи могли помочь ребенку в преодолении препятствий на пути? Рекомендации для ведущего. Упражнение может проводиться в виде работы с наглядным материалом и сопровождаться беседой, в которой основную роль на себя должны взять родители. Атрибуты для игры также могут изготовить сами участники. Ведущий лишь направляет их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|