Упражнение «Первая встреча»
Ведущий предлагает разделиться на две подгруппы, каждая их которых будет выполнять свое задание. Ведущий. Вам предстоит подготовиться к первой встрече сребенком в учреждении. Первая подгруппа готовит рассказ о том, как должен себя вести потенциальный приемный родитель на первой встрече с ребенком. Вторая подгруппа готовит рассказ о том, как может вести себя ребенок на первой встрече. Важно рассмотреть различные варианты поведения детей и родителей, по возможности максимально приближенные к действительности. На выполнение данной работы дается 20 минут. По истечении времени все возвращаются в круг и пробуют составить план действий, который поможет подготовиться к первой реальной встрече. Когда обе группы справятся с заданиями, ведущий предлагает им объединиться в общий круг и скорректировать получившиеся у каждой группы тезисы относительно друг друга. Таким образом, в конце упражнения с помощью ведущего составляется общий план действий для потенциальных родителей, готовящихся к знакомству с будущим приемным ребенком. Рекомендации ведущему. В приложении 3 предлагается вспомогательная информация по организации первых контактов с ребенком в учреждении и рекомендации по организации жизнедеятельности замещающей семьи в первые дни ее функционирования. Упражнение «Приходим домой» Ведущий предлагает участникам тренинга разделиться на три подгруппы. В каждой подгруппе выбирается ребенок и два родителя. Ребенку каждой подгруппы даются роли: 1-й ребенок: возраст 7-9 лет, в поведении гиперрасторможен, бегает по квартире, открывает все ящики, все время просит: «Дай это, дай то». 2-й ребенок: возраст 3-5 лет, замкнут, явно растерян и испуган, пытается спрятаться, плачет.
3-й ребенок: возраст 12-13 лет, насторожен, критичен, пытается выяснить, что он за это получит, если будет жить в семье. «Ребенок» должен стараться вести себя в соответствии с ролью. Каждая подгруппа друг за другом разыгрывает ситуации. Участники, которым не достались роли, выступают зрителями. Ведущий дает инструкцию для родителей: «Вы первый раз привели ребенка домой. До этого вы встречались с ним только в детском доме. Дома его уже ждут, волнуются, готовятся, планируют встречу. Приходит ребенок и… все начинается». Игра записывается на видеокамеру, и после завершения упражнения видеоматериал обсуждается. Вопросы для обсуждения: 1. К исполнителю роли ребенка: - Удалось ли семье изменить ваше состояние? - Что члены семьи предприняли, чтобы его изменить? - Какие действия семьи были более эффективными, какие только провоцировали вас? - Как вы чувствовали себя в этой семье? 2. К исполнителям ролей членов семьи: - Удалось ли вам изменить состояние ребенка? - Что вы предприняли, чтобы его изменить? - Какое из ваших действий было наиболее эффективно? - Что вы чувствовали при контакте с ребенком? Упражнение «Наши острые углы» Ведущий. Подумайте, какие ваши личностные качества, черты характера, знания, умения, навыки помогут в подготовке к встрече с ребенком, и запишите их на листе. Ведущий дает возможность участникам в течение 5-10 минут написать необходимые качества и предлагает поделиться получившимися результатами. Упражнение «За стеклом» Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу. Ведущий. Участники, стоящие в первой шеренге, будут изображать маму или папу ребенка, которого привели в детский сад. Участники второй шеренги будут изображать ребенка. Инструкция для родителей: «Представьте, что между вами и вашим ребенком находится звуконепроницаемая стеклянная перегородка - дверь в игровую комнату детского садика. Вы опаздываете на работу, ваш малыш демонстрирует недовольство и вот-вот заплачет. Вы чувствуете, если просто уйдете, то ребенок решит, что его предали. Ваша задача: в течение 5 минут с помощью мимики и жестов утешить своего малыша».
Инструкция для ребенка:«Попробуйте проникнуться ситуацией и представить себя ребенком. Вас привели в детский сад. Ваша мама или папа спешат на работу. Вы расстроены, плохо спали ночью, вам хочется домой. Вы вот-вот заплачете. Ваш родитель через дверь игровой комнаты пытается вас утешить. Приглядитесь к тому, как он это делает, постарайтесь понять, помогают ли его действия «ребенку» успокоиться». Родители спешат на работу и хотят скорее попрощаться со своим малышом, благополучно отправив его в группу. Ребенок капризничает. Тогда воспитатель отводит малыша в игровую комнату и закрывает за ним дверь. Ребенок бросается к двери игровой комнаты и всячески проявляет недовольство. Родитель беспокоится, хочет как-то утешить малыша. После окончания игры участники делятся впечатлениями, обсуждают возникшие во время выполнения упражнения сложности. Упражнение «Я люблю…» Ведущий предлагает участникам разбиться на пары «ребенок-родитель». Ведущий. Сейчас мы с вами попробуем решать конфликтные ситуации. Ваш ребенок совершил плохой поступок и вам необходимо выразить свое недовольство. Мы это будем делать, безусловно принимая своего ребенка. Разговор необходимо начать с фразы: «Я тебя люблю, но…» Примеры ситуаций: 1. Ребенок расшалился и разбил любимую вазу матери. 2. Сын на глазах у родителя ударил свою младшую сестру. 3. Родитель входит в комнату и видит, что сын, вместо того чтобы учить уроки, играет в компьютерную игру. 4. Мальчик в грубой форме отказывается выполнять просьбу отца. 4. Ребенок, вместо того чтобы убирать в комнате, раскидал игрушки. 5. Мать третий раз за день просит свою дочь помыть посуду. По окончании игры ведущий предлагает каждому участнику поделиться своими впечатлениями. Итоговая рефлексия Ведущий предлагает участникам поделиться своими впечатлениями о тренинге и ответить на вопросы: - Что вам больше всего понравилось? - Что показалось вам самым важным и полезным? - Что вы сами приобрели в процессе тренинга?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|