Механизм оценки эффективности
Критериями оценки эффективности реализации программы являются количественные и качественные показатели. Количественные показатели Увеличение количества: Ø граждан, желающих принять ребенка на воспитание в свою семью; Ø кандидатов в приемные родители, прошедших подготовку по программе; Ø кандидатов в приемные родители, заключивших договор о передаче ребенка в семью, после обучения по программе; Øиндивидуальных консультаций, не предусмотренных данной программой; Øдетей, оставшихся без попечения родителей, принятых в приемную семью; Качественные показатели (см. приложение 8): Ø степень готовности стать приемным родителем (заключение по результатам психолого-педагогического консультирования); Ø степень удовлетворенности слушателей качеством обучения (анкетирование); Ø готовность кандидатов в приемные родители к дальнейшему сотрудничеству со специалистами (анкетирование).
Реализация программы Реализация комплексной программы предусматривает поэтапную работу с гражданами, желающими принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в свою семью. Этапы реализации: 1. Подготовительный этап - знакомство с кандидатом в приемные родители; 2. Диагностический этап - получение объективной информации о кандидате в приемные родители и его семье; 3. Обучающий этап - обучение кандидатов в приемные родители; 4. Заключительный этап. На каждом из этапов происходит процесс утверждения кандидата на роль приемного родителя. Специалисты анализируют, готов ли он принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей. На подготовительном этапе специалисту стоит рассказать о требованиях к кандидату; как правило, после этого люди самостоятельно делают вывод о том, подходят они или нет к такой форме сотрудничества.
Очень важно, чтобы члены семьи, в которой будет проживать ребенок, были согласны на такую форму жизнеустройства ребенка из государственного учреждения. Специалист, выстраивающий первоначальное общение с кандидатом, должен выяснить: - знают ли родственники о его решении; - какие чувства, опасения они выражают по поводу этой ситуации; - какую роль они будут выполнять в процессе воспитания. Если кто-либо из членов семьи выражает несогласие по поводу принятия ребенка, с ним необходимо провести дополнительную работу: пригласить семью на встречу, обучающие занятия. Если позиция не изменится, то в индивидуальной беседе следует объяснить кандидату, что с этой ситуацией ему пока не справиться. Во-первых, нужно будет направлять свои душевные силы на «воспитанника», помогать ему преодолевать изменения. Во-вторых, стараться не разрушить семейные отношения с родными и близкими людьми. Такая нагрузка может отрицательно сказаться на психоэмоциональном состоянии приемного родителя, его внутрисемейных отношениях, подорвет доверие воспитанника к нему. Как правило, кандидаты принимают высказанные специалистом доводы. На диагностическом этапе определяются ресурсы семьи для воспитания приемного ребенка, эффективность ее функционирования, динамика изменения состояния родителей и детей. При проведении диагностического этапа необходимо обратить внимание на следующие факторы: 1) Особенности будущей приемной семьи как системы: - особенности детско-родительских взаимоотношений, стиля родительского воспитания, позиции родителей; - структура семьи; - позиция кровного ребенка в семье, его отношение к переходу семьи в новый статус. 2) Личностные особенности будущих родителей.
В работе с кандидатами в приемные родители следует обратить особое внимание на следующие личностные характеристики: - мотивы принятия ребенка в семью; - уровень внутриличностного благополучия; - тревожность; - уровень самооценки; - стили поведения в конфликтных ситуациях. Предлагаемый комплекс методик носит рекомендательный характер: в зависимости от особенностей конкретной семьи психолог может самостоятельно определять целесообразность использования тех или иных методик, расширять и модифицировать предлагаемый комплекс. Главные критерии для отбора методик: 1) особенности семьи; 2) их информативность, позволяющая в конце обучения составить заключение по итогам психолого-педагогического консультирования кандидатов в приемные родители. На обучающем этапе подготовки приемных родителей необходимо повысить социальную, юридическую, психолого-педагогическую компетентность кандидатов и общий уровень психологической компетентности. При возможности в проведении обучающих занятий участвуют специалисты других ведомств: социальный педагог, психотерапевт, логопед, гинеколог, педиатр, нарколог, психотерапевт. Работа с кандидатами может проходить в трех формах: · Длительный курс. Программа рассчитана на 18 часов. Специалист формирует группу людей, обратившихся в учреждение с желанием взять ребенка на воспитание. Рекомендуемое количество кандидатов в группе - 4-12 человек. Группа встречается раз в неделю в течение двух месяцев. Желательно, чтобы группа была стабильна. · Ускоренный курс. Предполагает прохождение полной программы за более короткий срок. Кандидатам в приемные родители предоставляется теоретический материал по определенной теме для самостоятельного изучения, с которым они должны ознакомиться перед следующей встречей с психологом. На занятиях обсуждается прочитанный материал, результаты диагностического обследования, выполняется ряд практических заданий. · Сокращенный курс. Данная форма необходима для отдаленных территорий. Специалист, психолог и другие специалисты выезжают в отдаленные районы, где проживает несколько кандидатов в приемные родители. Программа состоит из трех или пяти занятий. Занятия необходимо проводить с недельным перерывом для того, чтобы претенденты в приемные родители смогли осознать те изменения, которые с ними происходят во время встречи и после нее.
Завершается курс психологической подготовки тренингом «Я - будущий родитель», цель которого - повышение уровня психолого-педагогической компетенции кандидатов в приемные родители, формирование осознанного и ответственного отношения к приемному родительству. Особое внимание в данном тренинге уделяется упражнениям, направленным на осознание потенциальными приемными родителями своих чувств, мотивов и ожиданий, реалистичную оценку их собственных сил и возможностей в процессе принятия решения взять ребенка в семью. На заключительном этапе составляется заключение по результатам работы с каждым кандидатом в приемные родители, даются рекомендации. После завершения курса обучающих занятий необходимо провести анкетирование, цель которого - определить степень удовлетворенности слушателей качеством обучения, а также готовность кандидатов в приемные родители к дальнейшему сотрудничеству со специалистами. После апробирования комплексной программы планируется обобщить полученный опыт и распространить его в учреждениях социальной защиты городов и районов Республики Коми. Подготовка кандидатов в приемные родители:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|