Материал для кандидатов в приемные родители
(курс для самостоятельного обучения) Материал к занятию 3 Счастлив тот, кто счастлив в своем доме Сейчас мне совершенно ясно, что семья - это микрокосмос всего мира... Если мы приложим все усилия, чтобы семья стала тем местом, где человек может получить настоящее гуманистическое воспитание, мы обеспечим себе более безопасный и человечный мир вокруг. Семья может стать местом формирования истинных людей Вирджиния Сатир Функции семьи Чтобы понять, почему происходят те или иные события в семейной жизни человека, научиться спокойно относиться к семейным кризисам, необходимо иметь представление о том, что такое семья и чем она значима для человека. Семья - «ячейка общества (малая социальная группа), важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях - отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство» (Н.Я. Соловьев). О семье говорят как об одном из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества значительно раньше классов, наций и государств. Члены семьи объединяются совместным проживанием, рождением детей, ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу. В любом обществе семья имеет двойственный характер. С одной стороны, это социальный институт, с другой – малая группа, имеющая свои закономерности функционирования и развития. Отсюда ее зависимость от существующего общественного строя, экономических, политических, религиозных отношений и одновременно - относительная самостоятельность.
При всех различиях семейных отношений, их индивидуальности, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это семейный образ жизни, в котором люди находят единственную возможность существовать, выражая свою социально-биологическую природу. Для человека семья - это то место, в котором он живет первую часть своей жизни как ребенок и вторую часть - как взрослый. Она оказывает влияние на всю жизнь человека, но наиболее значительна и важна ее роль в самом начале его жизненного пути, когда закладываются нравственные, психологические, эмоциональные основы личности, формируются нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества, происходит овладение социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым у человека остается на всю жизнь. По данным переписи населения 1979 года, 88,4% всего населения живут в семьях, 1989 года - 94%. Функции семьи: · Репродуктивная функция (самовоспроизведение, размножение) - обусловлена необходимостью продолжения человеческого рода. · Экономическая и хозяйственно-бытовая функция - удовлетворение материальных потребностей членов семьи. · Рекреационная и психотерапевтическая функция заключается в том, что человек должен чувствовать себя в семье абсолютно защищенным и принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение. Удовлетворение потребности в уважении, симпатии, признании, эмоциональной поддержке - все это обеспечивает психологическое здоровье всей семьи. · Досуговая функция - организация рационального досуга, взаимообогащения интересов, культурное (духовное) обогащение. · Воспитательная функция - важную роль в процессе первичной социализации играет воспитание ребенка в семье. Здесь удовлетворяются потребности в общении с отцом и матерью. Именно родители - первые воспитатели - оказывают самое сильное влияние на детей. Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
· Функция первичной социализации обусловлена тем, что изначально семья является первой и главной социальной группой, которая активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти связи определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество. · Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи (строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами). · Сексуально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семы (регулирование сексуально-эротического поведения ее членов). С течением времени в любой семье происходят изменения, соответственно изменяются и функции семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. Нарушение функций семьи отрицательно сказывается на ее жизнедеятельности. Люди, имеющие семью, могут задать себе вопросы: - Что нужно понимать под словами «моя семья»? - Хорошо ли мне здесь? - Хорошо ли иметь семью вообще? - Является ли жизнь более осмысленной, счастливой, удобной, интересной, насыщенной благодаря семье? - Помогает ли семья в достижении поставленных целей? - Помогает ли семья моему престижу? Каждый человек ответит по-своему. В целом же под словом «семья» понимается целый комплекс явлений: отношения с членами семьи, близкие и дальние родственные отношения, свое место и роль, образ жизни семьи, ее прошлое, настоящее и будущее и т.д. Структура семьи Очень многое зависит от структуры семьи, то есть от ее состава и числа ее членов, а также совокупности их взаимоотношений. Если в семье есть мать, отец и ребенок, то в ней существует три вида взаимных отношений. Если в семье двое детей и двое родителей, то взаимных отношений уже шесть видов. С прибавлением каждого нового члена семьи прибавляется вид отношений и наоборот. Изменяется не только количество, но и качество отношений. Чем их больше, тем богаче должно быть общение, но очень большое количество отношений чревато поверхностным общением.
Анализируя структуру, можно ответить на вопрос о том, кто в семье осуществляет руководство, как распределены права и обязанности. Чтобы ответить на вопрос, какая структура семьи наиболее распространена в современном обществе, предлагается выполнить следующее задание. Вспомните и запишите 10 семей своих знакомых, отмечая при этом количество членов. Например: 1. Петровы - папа, мама, сын. 2. Ивановы - папа, мама, дочь, сын. Проанализировав свой ответ, вы сможете вывести наиболее типичную структуру семьи. Полная семья имеет, как правило, равномерное распределение обязанностей и равноправное решение семейных проблем. Нарушение структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют выполнение семьей ее функций. Однако современная семья такова, что определять, является ли данная структура нормой или нарушением очень трудно (например, стало обычным явлением, когда мать осознанно одна воспитывает ребенка). Параметры семьи: Сплоченность - эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи, т.е. та степень, в которой члены семьи видят себя как единое целое. Иерархия - это авторитет, доминирование, возможность принимать решение, степень влияния одного члена семьи на других. Границы внешние и семейные. Внешние границы отделяют семью и социальное окружение. Внутренние границы определяют поведение среди членов семьи. Например, мать и отец общаются между собой иначе, чем с ребенком. Система семьи страдает, если границы слишком жесткие или, наоборот, размытые. Жесткость внешних границ не позволяет семье общаться с окружающими, слабость границ, их размытость позволяет формировать слишком много связей с окружением и слабо формировать эти связи в самой семье. Семейная гибкость - способность членов семьи изменяться в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, наличие семейных ролей и правил, которые регулируют отношения. В процессе жизнедеятельности семья сталкивается с различными стрессорами - рождение ребенка, смерть членов семьи, изменения в карьере, смена места жительства и т.д. На все эти изменения семья должна отреагировать. Первое время - это момент кризиса. В этом состоянии она может находиться какое-то время. Но если семья задерживается в таком состоянии длительно, это уже становится проблемой. Как правило, в тех семьях, где присутствует некоторая степень демократического руководства (обсуждение проблем членами семьи с учетом мнения детей, изменение ролей и правил в зависимости от обстоятельств), семья довольно быстро и безболезненно выходит из кризиса.
Треугольник - единица оценки семейной системы. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Если, например, между супругами возникает большая дистанция, то автоматически у кого-то из супругов возникает более тесная связь с ребенком и наоборот. Современная семья за последние десятилетия претерпевает, по мнению специалистов, серьезные изменения. Падение рождаемости, рост числа разводов, неполных семей, асоциальных семей, не желающих воспитывать своих детей - все это изменяет структуру семьи. На всем протяжении своей жизнедеятельности семья постоянно сталкивается со сложными ситуациями, которые объективно нарушают запланированное течение семейной жизни. Зачастую они субъективно воспринимаются как сложные и поэтому не могут быть преодолены самостоятельно. По мнению психологов, семья с приемными детьми - это «семья в трудной жизненной ситуации, которая с наибольшей вероятностью будет нуждаться в оказании психологической помощи». Жизненный цикл Каждая семья проходит жизненный круг – цикл, состоящий из пяти стадий: 1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения ребенка. 2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка. 3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: от начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей. 4. Дети живут с родителями, и кто-то один из детей не имеет собственной семьи. 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственных детей. Между стадиями существуют переходные периоды, когда перед членами семьи встают новые задачи, а это, в свою очередь, требует изменения взаимоотношений. Выделяется ряд типичных ситуаций, в которых наиболее вероятно развитие кризиса. Само вступление в брак ведет к изменению образа жизни, появлению семейных обязанностей, смене социального статуса.
С рождением ребенка в семье возникает напряженность, появляется недовольство со стороны мужа, так как ребенку уделяется большее внимание и забота. Когда в семье два и более детей, может возникнуть так называемое сиблинговое соперничество, когда каждый ребенок тянет «одеяло» родительского внимания на себя. Школьная пора выявляет свои проблемы. Происходит перераспределение обязанностей. Если раньше за ребенком ухаживала мать, то сейчас возрастает воспитательная роль отца, и это не всегда ему нравится. С наступлением подросткового возраста родительский авторитет и власть оспариваются или ставятся под сомнение, при этом у самих родителей происходит возрастная переоценка ценностей. Следующая закономерная сложность - профессиональная ориентация подростков. В наше экономически и социально сложное время трудно соединить понятия «хочу», «могу», «материально справлюсь». Часто здесь сталкиваются интересы и чаяния родителей о престижности той или иной профессии и собственные мечты подростка. Очень тяжелым может оказаться пенсионный возраст, если супруги не заняты воспитанием внуков или полезной общественной деятельностью. Таким образом, на всем протяжении своего существования семья проходит через закономерные «кризисы развития» - вступление в брак, отделение от родительской семьи, беременность, рождение ребенка, поступление ребенка в дошкольное учреждение, подростковый период в жизни ребенка, окончание им школы и выбор «своего пути», разрыв с родителями, уход на пенсию и т.д. Наиболее интенсивный кризис семья переживает тогда, когда кто-то вступает в семью или покидает ее. Кризисные периоды Кроме социально-бытовых, общественных кризисов супруги преодолевают и внутренние кризисные состояния, которые связаны с отношением к образу партнера (партнерши). Наиболее часто выделяются два из них: 1. Кризисный период (5-7 лет совместной жизни) связан с изменением образа партнера, понижением его психологического статуса. Если в начале семейной жизни партнер (партнерша) казался самым лучшим, то в ходе кризиса наступает момент, когда на первый план выступают его (ее) недостатки. Семейная жизнь, как маятник, в начале жизни отклоняется к положительному (позитивное преувеличение), а затем резко подходит к отрицательному (негативное преувеличение). Реально же ни первый, сверхположительный, образ близкого человека, ни второй, сверхотрицательный, не являются истинными. Они выступают результатом эмоционального и, конечно же, предвзятого отношения влюбленных друг в друга людей. Проще говоря, сначала мы излишне захваливаем своего близкого человека и восхищаемся им, а затем ударяемся в другую крайность - излишне резко и несправедливо критикуем его. Конструктивно переживают кризис те пары, которые перестают критиковать друг друга и переходят к среднему, сбалансированному состоянию и спокойно определяют как достоинства, так и недостатки друг друга. При этом акцент в своих отношениях делают именно на достоинствах. 2. Второй кризисный период (13-18 лет совместной жизни) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни. Этот период особенно остро переживают мужчины: «Время уходит, женщины проходят мимо, а дома только заботы и обязанности», - думают они. Практически все хотят увидеть своего мужа или жену в новой роли, новой одежде, с новым качеством характера. Например, муж приходит в восторг, когда ранее мягкая и послушная жена начинает проявлять волю и характер. Жена, случайно увидев мужа в другой обстановке, солидного и уверенного в себе, удивляется тому, какой из него получился интересный мужчина. Этот кризис менее болезненно переживают те семьи, в которых «ослабевает поводок» - обоюдно признаются условия для относительной свободы и самостоятельности друг друга, а также там, где оба начинают искать способы обновления своих отношений (имеется в виду не столько сексуальные отношения, сколько общение между супругами). Вопросы для обсуждения: - Можно ли назвать вашу семью счастливой? - От чего зависит счастье вашей семейной жизни? На первый взгляд, правдива мысль Л.Н. Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Можно доказать, что во всем есть свои закономерности. Семейные правила Семья рассматривается как система, живущая по определенным правилам, у каждого члена семьи есть своя роль, которая может меняться по каким-то причинам. Исходя из этого, ее члены ведут себя в соответствии с относительно организованной, повторяющейся моделью взаимодействия друг с другом. Некоторые семейные правила декларируются или говорятся открыто, например: · дети не должны разговаривать, когда говорят взрослые; · стучи перед тем, как открыть закрытую дверь; · не ешь продукты из холодильника без разрешения мамы; · не бей девочек. Другие правила скрытые. Они вытекают из повторяющихся ситуаций, которые происходят в семье. Скрытые правила очень сильны, так как они установлены негласно и создают ощущение загадочности. Например, девочки должны приучаться к обязанностям по домашнему хозяйству, в то время как мальчики должны выполнять мужскую работу; дети не должны приводить гостей без разрешения отца; все вопросы в доме решает только отец. Ритуалы - это регулярные предсказуемые модели поведения в семье, уместные в той или иной ситуации. Существуют как позитивные, так и негативные последствия использования ритуалов. Позитивные последствия: - способ передачи высших ценностей и традиций детям; - усиление сплоченности семьи. Негативные последствия: - ритуал не понимается молодыми и воспринимается как что-то сложное, обременительное, пустое и бессмысленное. Вопросы и задания: 1. Подумайте и перечислите 5-10 правил вашей семьи. Почему и когда они возникли? 2. Есть ли какие-то ритуалы в вашей семье? Расскажите об одном из них. Лидерство в супружеской паре, власть в семье формируются в зависимости от многих факторов. Если противоречий в семье нет - кто-то подал мысль, а кто-то ее принял - то осложнений не возникает. Если расхождения не принципиальны - тоже неплохо. Статистика показывает, что в первые годы супружества почти все рычаги власти находятся у жены, а к двадцатому году жизни, если пара не распалась, они переходят к мужу. В любом случае люди вступают в брачные отношения с надеждой, что они будут счастливы. Как правило, в стабильном браке живут те, кто по поводу брачных проблем рассуждают следующим образом: · Семья - это ценность. Они стремятся к семейной жизни как таковой. Их родители были семейные люди, бабушки и дедушки тоже жили семейной жизнью. Они сами не представляют себе жизни вне семьи. Они не рассуждают на тему, удачен или не удачен брак, а отказываются от потенциальной возможности развода. · В длительных и многолетних браках живут люди, которые стремятся жить вместе с партнером, жизнь в одиночестве для них невозможна. Им важно чувствовать присутствие близкого человека в своем доме, иметь возможность заботиться о нем. Чем больше стаж семейной жизни, тем больше ценят они свой брак. · Люди, прожившие в браке много лет, считают, что ни в одном браке невозможно удовлетворить все свои желания и потребности. Они спокойно мирятся с этим обстоятельством. В своем браке эти люди встречаются с определенными проблемами и считают, что жизнь без проблем вообще невозможна и что в другом браке они имели бы другие проблемы. · Стабильный брак поддерживают религиозные супруги, которые верят, что их встреча произошла на небесах и нарушать решение, принятое свыше, они не имеют права. Следовательно, основное условие стабильной семейной жизни состоит в том, имеют ли оба супруга общую установку на семейную жизнь. При наличии множества объективных трудностей и противоречий именно такая общая установка на брачный образ жизни спасает множество семей от разводов. Материал к занятиям 4-5
Психика и поведение ребенка во многих своих проявлениях имеет врожденный характер, но большей частью является результатом обучения и воспитания. Развитие – это переход растущего организма на более высокую ступень, и этот переход может зависеть как от созревания, так и от обучения. Если рассматривать развитие живых существ в целом, то наблюдается следующая закономерность: чем выше место, которое конкретный живой организм занимает на эволюционной лестнице по уровню развития, тем сложнее нервная система, но зато ему требуется больше времени для того, чтобы достичь состояния полной психологической и поведенческой зрелости. Например, обезьяны уже вскоре после рождения могут вести независимый образ жизни. Человеческий ребенок рождается менее приспособленным к жизни, хотя сложнее всех устроен, он будет зависим от своих родителей не менее полутора десятка лет. В отличие от животных, человек рождается на свет способным к усвоению человеческой речи, усвоению высших форм интеллектуальной деятельности. Но речь может развиться опять-таки не раньше 1-1,5 лет, то есть того периода, когда организм достигает определенного уровня готовности. Для нормального развития необходима достаточная степень зрелости организма. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится, как правило, семейная микросреда - родители, бабушки, дедушки, братья, сестры. Уже в самые первые месяцы жизни характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнить в дальнейшем. Изоляция детей от родителей в раннем возрасте может привести, особенно при дефиците общения с окружающими, к неблагоприятным изменениям в развитии, возникновению некоторых психопатических черт. Основные понятия и общие свойства развития Для формирования каждого свойства развития, как психологического, так и поведенческого, есть свой определенный период, когда воспитание и обучение будет наиболее эффективным. Это называется сензитивным периодом развития (например, речь получает наибольшее развитие в возрасте от года до 8 лет). Процесс индивидуального развития каждого ребенка происходит в определенных условиях, в окружении конкретных людей, предметов - это условие психического развития. От того, какими будут эти условия, зависят индивидуальные особенности, развитие задатков, качественность и сочетание психологических и поведенческих свойств. Говоря о законах возрастного развития, необходимо дать понятие ведущего вида деятельности - это такой вид деятельности, который определяет наибольшие успехи в развитии познавательных процессов ребенка. В психологии сложилось два понятия возраста - физический (биологический) и психологический возраст. Первый - это время жизни ребенка по годам, месяцам и дням. Второй указывает на достигнутый к этому возрасту уровень психического развития. Например, пятилетний ребенок психологически развит на 7 лет, восьмилетний ребенок отстает в развитии, показывая уровень развития ребенка 5 лет. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития Уровень актуального развития – это то, что ребенок умеет на сегодняшний день. Зона ближайшего развития – то, что самостоятельно ребенок пока делать не умеет, а делает только с помощью взрослого, но сможет сделать в ближайшее время. Переходы от одного возраста к другому могут происходить незаметно как для самого ребенка, так и для окружающих его людей. Происходит изменение физических данных, психологических характеристик ребенка, перестройка его организма и поведения. Если переход из одного физического возраста в другой совпадает по времени с переходом из одного психологического возраста в другой, то внешне это будет заметно таким образом: многие дети становятся замкнутыми, раздражительными. Это кризис возрастного развития, когда организм выходит на новый психофизиологический уровень, на новый уровень отражения действительности, выбирает новые виды деятельности. Преодоление кризиса - шаг вперед по пути развития, переход ребенка на более высокий уровень в следующий психологический возраст. Физическое и психическое развитие нельзя рассматривать как отдельные, независимые друг от друга процессы. Они являются взаимосвязанными сторонами одного и того же процесса психофизиологического совершенствования. Развитие детей происходит одновременно во многих видах деятельности и общения. Но какой-то вид в данный период развития является ведущим. Правильнее было бы назвать это системой взаимосвязанных видов ведущих деятельностей и форм общения.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|