Воспитание ребенка в приемной семье
Замещающая семья помогает ребенку вернуться в детство, полноценно развиваться и стать гражданином общества. В зависимости от здоровья, индивидуальных особенностей ребенка и приемных родителей, он принимает систему новой жизни и продолжает развиваться в соответствии с новыми требованиями. Приемная семья обладает определенными психологическими условиями, которые должны способствовать адаптации. Особенно трудным для мальчика или девочки является освоение роли семьянина. Семья представляет своего рода зеркало, в котором человек видит свое отражение. Отсутствие семьи приводит к искаженному представлению ребенка о своей роли в ней. Поэтому приемная семья рассматривается как источник эмоционального тепла и комфорта, источник разного рода информации, здесь нарабатываются навыки социального взаимодействия. Сам факт устройства является важным условием, которое во многом определяет благополучие ребенка в настоящее время и будущем. Исходя из своего прошлого детского опыта проживания, понимания семьи и семейных отношений, у каждого ребенка складывается несколько искаженное представление о ней. Они могут создать ее идеальный образ (в понимании ребенка), но это будет ущербная картинка, с малой конкретизацией фактов, расплывчатостью бытовых деталей. Тем не менее, у детей, как правило, формируются образы двух моделей семьи: положительной и отрицательной. Свои представления они связывают именно с положительной моделью. Например, в положительной модели родители только гладят по голове, ничего не заставляют делать, вкусно кормят. Если у ребенка есть семья, у него есть дом. Как особенность, можно отметить тот факт, что в рисунках детей, живущих в новой семье первые полгода-год, часто изображается большой дом на весь лист.
Чувство дома для ребенка означает следующее: а) дом как территория, на которой есть место и для него б) дом как убежище Защитная роль дома - это первое, что осознается детьми. Существует множество игр, главным понятием в которых является именно дом - это «классики», «салки» и другие. В «салках», например, водящий не может преследовать игроков, если они, скрестив руки, заявляют, что они «в домике». Дом - пристанище, оплот стабильности, место, куда он должен возвращаться и где ему всегда рады. в) дом как собственность Дом отделяет свое и не свое, обозначает границы собственности. Психологи отмечают, что такое распространенное явление, как вандализм (стремление портить чужую и общественную собственность - резать обшивку кресел в кинозале, портить стены лифта и электрички и т.п.), особенно сильно выражено у детей, не имеющих с детства неприкосновенного, личного имущества. Еще Гегель отмечал, что уважение достоинства личности начинается с уважения личной собственности. Часто приемные родители отмечают, что у детей не сформировано понятие «свое». Со временем, когда им покупаются личные вещи, они начинают ценить это «свое». г) дом как судьба Дом - это не просто место нашего физического существования, это еще и место, где формируется сознательное и бессознательное нашей души, отношение к миру, переживание жизненных перспектив. «Сердце мудрых в доме скорби, сердце глупых в доме веселья», - говорится в Библии. О «доме» вспоминают астрологи, устанавливая связь человека с космосом; «ты переступаешь три порога», говорят гадалки, имея в виду количество судьбоносных перемен в жизни человека. д) дом как авторитет «Нарисуй домик» - предлагают ребенку психологи, пытаясь получше представить себе мысли, чувства, умение общаться, дисциплинированность ребенка, его готовность ходить в детский сад или школу. Принято считать, что дом (нарисованный или настоящий) - своеобразный портрет человека, в котором нижняя часть (подвал) представляет собой неосознанное в психике автора, так называемое жилое помещение - сложность его личности, самоконтроль, мечтательность и реалистичность, а чердак и крыша защищает человека от внешнего мира, враждебного или доброжелательного к нему.
е) дом как способ совместной жизни Дом предполагает взаимодействие с другими людьми - новыми родителями, бабушками, дедушками, братьями, сестрами, соседями. Общий дом и ведение общего хозяйства - один из важнейших признаков семьи. Дом выбирается не только за комфорт, но и предполагаемый круг общения, именно поэтому нередко так дорожат своим неудобным и убогим жилищем старые москвичи, живущие в коммуналках. ж) дом как средство самовыражения Дом - это способ самораскрытия личности. Избушка на курьих ножках удобна для своей обитательницы, и три поросенка тоже построили домики в соответствии с личными склонностями. Ребенок входит в тот дом, который ему дали и должен научиться в нем жить. Поэтому нет ничего удивительного в том, что перемена образа жизни, места жительства сама по себе может являться для ребенка стрессом. Принимая ребенка в свой дом, приемные родители продумывают, будет ли у него своя комната, может быть, он поделит территорию с кем-то из членов семьи. Доктор Спок советует: «Если ваш младенец достиг 7 месяцев, то это вполне достаточный возраст для того, чтобы поместить его в собственную комнату». У нас же, по причинам непсихологическим, этот возраст растягивается до пяти, пятнадцати, тридцати пяти, семидесяти лет. Поэтому психологи советуют родителям: пусть ваш ребенок не имеет комнаты, но хорошо, если Вы имеете возможность отгородить ширмой хотя бы угол, а если и это непозволительная роскошь, пусть он имеет письменный стол, собственную полку. Внутри общего семейного дома ребенок обязательно должен иметь собственное пространство, где он будет защищен и недосягаем для взрослых, в том числе и для вас. Обычно такие места выбираются детьми интуитивно: это может быть дальний угол на печке или на чердаке в деревне, под столом - излюбленное убежище всех детей, в вашей комнате и туалете, где дети, живущие в перенаселенных квартирах, находят свое место, отличное от суетливого мира взрослых. Даже в детских домах каждому ребенку выделяется свой уголок (полочка, ящичек, которые и выполняют функцию территории, личного пространства).
Мечта любого современного ребенка - секретер с закрывающимся ящиком, в котором он хранит свои сокровища: марки, книжки, ножик и тому подобные вещи. Чем меньше его личное пространство, тем сильнее вы должны уважать суверенность вашего ребенка. Дом для ребенка - это и положительные отношения с приемными родителями. В его детстве было много негативных эмоциональных переживаний, с момента новой жизни важно восстановить необходимые интерперсональные доверительно-близкие отношения, они помогут ребенку в процессе дальнейшей жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|