Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Этапы возрастного развития





Младенчество. Специальные исследования доказали, что у младенцев существует особая деятельность – непосредственное эмоциональное общение. Ребенок телом, мимикой, движениями общается со взрослыми, обеспечивая нормальное психическое развитие. Внутри этой деятельности формируются ориентировочные и соотносящиеся действия. Важнейшее новообразование - формирование потребности в общении и появление простейших актов поведения. Происходит формирование личностной сферы. Основные действия, совершаемые ребенком во младенчестве:

· сначала ребенок начинает совершать активные движения;

· поднимает головку - 2 месяца;

· движения головой, хватание и удерживание - 3 месяца;

· сидение - 6 месяцев;

· ползание - 7 месяцев;

· вставание - 9 месяцев;

· попытка самостоятельно ходить и первые шаги - 12 месяцев.

Здесь приводятся средние нормы, но если к году ребенок даже не пытается встать на ножки, это говорит о нарушениях в его развитии - не только двигательных, но и психических. Активное движение - необходимое условие знакомства с окружающим, формирования восприятия. Движение помогает развитию первых эмоций - удовлетворение-неудовлетворение состоянием, возникает речевая и мыслительная деятельность. Здесь очень важное значение имеет общение, игра матери с ребенком. Она пеленает, поворачивает ребенка, улыбается ему, разговаривает с ним, гладит его, вызывая положительные эмоции и звуки. Ребенок учится видеть игрушку в руках матери, слышать ее, трясти, то есть идет процесс приобретения первого жизненного опыта, навыков и знаний. Именно мать служит первым источником знаний, любви, положительных эмоций. Ребенок начинает искать мать, звать ее, повторять за ней звуки:

· Уже в два месяца ребенок произносит отдельные гласные;

· в 4 месяца возникает гуление;

· в полгода у ребенка богатый запас звуков - он гулит, гукает, мычит, визжит, смеется;

· в 8 месяцев появляется лепетная речь;

· в 12 месяцев мы слышим первые слова.



Создается предпосылка для дальнейшего развития.

Раннее детство (1-3 года). Ребенок переходит к предметным действиям - овладению действиями с предметами (предметно-орудийные). Лучше идет развитие познавательной сферы. Важнейшее новообразование - речь, прямохождение, появление мышления, появление чувства «Я».

До двух лет происходит бурное развитие навыков движения, речи, знаний окружающего, дифференциация эмоций. В два года ребенок уверенно бегает, прыгает, сам поднимается по лестнице, одевается с помощью взрослого, самостоятельно пользуется ложкой.

Особенно стоит сказать о значимости развития речи. В полтора года ребенок произносит около 15 слов и 5-6 звукоподражаний. Здесь же начинается произнесение первых фраз, состоящих из двух слов. К двум годам количество слов возрастает в два-три раза, пассивный же словарь (понимание) возрастает до 300 слов. Появляется предложение не из двух слов, а из целой фразы. С двух лет (до пяти) наиболее выражена речевая, познавательная, психическая активность ребенка. Дети получают массу информации, задают много вопросов, усваивают основные знания об окружающем мире и основные навыки самообслуживания: одеваться, кушать, ходить на горшок. Возникают и конфликты в этот период: родители ограничивают самостоятельность ребенка и не дают ему самому умыться, достать игрушку из коробки, помыть посуду, потому что он недостаточно хорошо это делает. Когда ребенку не дают проявлять самостоятельность, то он высказывает недовольство. Он уже не желает быть куклой, ребенком, которому ничего не дают делать.

После двух лет он становится более самостоятельным, слышит запреты, у него появляются свои желания, нежелания.

К 3 годам у ребенка появляется осознание своего «Я», требование самостоятельности и удовлетворения своих желаний (первая фаза упрямства), приобретение навыков опрятности, значительное увеличение движений и речи, мышления.

Дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет). Ведущая деятельность - игра. Во время игры ребенок познает суть человеческих взаимоотношений. Центральное новообразование - стремление занять место, стремление к общественно-значимой деятельности.

До пяти лет появляются основы характера, развитие или сдерживание самостоятельности и познавательной активности, развитие основных предпосылок интеллекта (активности, моторики, речи, внимания, памяти) и основы его мышления.

Происходит развитие эмоционально-волевой сферы - от сферы бессознательного упрямства к целенаправленному упрямству и осознанным волевым усилиям, от простых эмоций к более сложным и содержательным, которые связаны с социализацией, расширением общения со сверстниками и взрослыми. Большое значение для психического развития играет активность ребенка, но здесь большое внимание обращается на развитие предпосылок интеллекта. Происходит развитие тонкой моторики. Ребенок учится копировать рисунки, детали, рисует человека с руками, ногами, может построить башню из 8-9 кубиков. Ребенок умеет сам одеваться, знает хорошо свое имя, фамилию и даже адрес. Если до трех лет он себя не помнит, то с трех лет развивается долговременная память, он запоминает яркие, эмоциональные эпизоды детства. После 4 лет воспоминания становятся еще более содержательными. Играя самостоятельно, общаясь со взрослыми, ребенок уже учится обобщать, сравнивать, устанавливать причинные связи - выполняет первые операции мышления. В своей игре он моделирует уже знакомые ситуации, делает то, чему его научили. Однако в игре проявляется и самостоятельное творчество, фантазия ребенка. Он имеет возможность создавать новое, принимать решения, нарабатывает индивидуальный опыт. Совместная игра со сверстниками помогает расширять навыки общения, поведения и правильного реагирования. С пяти лет идет процесс подготовки к школьному обучению. Кроме сюжетов в «дочки-матери», «доктора», «детский сад» добавляется игра в «школу». Дети знакомятся в игровой форме с книжками, буквами, цифрами. Социализация ребенка заключается в том, что он может рассказать о себе, выполнять задания старших, у него формируется усидчивость, навыки общения, самообслуживания, самостоятельности и послушания. Очень важно, чтобы ребенок захотел идти в школу, считал учебу полезной для себя.

Завершение периода - готовность к школьному обучению.

Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет). Вид деятельности - учебная. Происходит развитие преимущественно познавательной сферы. Новообразования - произвольность психических реакций, появление внутреннего плана действий, появление контроля за своими действиями.

Меняется социальное положение ребенка. Он становится членом класса. Дети выглядят серьезнее, появляется ответственность и значимость новой деятельности. Ребенок радуется своим успехам в школе, но у него есть и тревожность по поводу неудач в учебе. Привыкание к режиму дня школы происходит постепенно. Дети еще не забыли игру, могут шалить, устают, могут встать во время урока. К учителю относятся как к воспитателю детского сада. Со стороны родителей необходим постоянный контроль подготовки уроков, приготовления одежды к школе. Помощь обязательно должна быть, но она ненавязчива, без вытеснения самостоятельности ребенка. Очень важно поощрение самостоятельности, похвала успехов, внушение веры в последующий успех. Нельзя жалеть ребенка, порицать школу.

Подростковый возраст (от 11-12 до 14-16 лет у девочки, 15-17 лет у мальчиков). Интимно-личностное общение со сверстниками. Подросток ищет сверстника-друга, которому он пытается раскрыться и самому понять других. Новообразования - чувство взрослости, критичности, начало формирования самосознания, большое развитие получает личностная сфера. Здесь заканчивается концепция ведущей деятельности или она неярко выражена.

Это период полового созревания. Все психическое развитие (эмоциональное и познавательное) проходит под знаком развития личности - самостоятельности, как необходимого условия дальнейшей жизни. Период начинается со значительного возрастания тревоги в 12 лет, это объясняется гормональными выбросами, формированием телосложения, вегетативными и сердечнососудистыми реакциями.

Повышается тревожность, потому что ребенок переходит на обучение к разным преподавателям, увеличивается школьная нагрузка, усложняется учебный материал. Подросток боится быть не очень ответственным и не очень самостоятельным. Для этого возраста характерна социальная активность. Дети стремятся проявить себя в каком-нибудь деле. Они объединяются в группы по интересам и неформальные молодежные группы. Самоутверждение в группе требует повышения знаний - возможны увлечения, хобби, коллекционирование. Увеличивается критическое отношение к окружающим, уровень конфликтности, нетерпеливости.

Подростковый возраст - период, лежащий между детством и взрослостью. Успех перехода во взрослый мир во многом зависит от «взрослого общества», то есть наличия подготовленных путей вхождения подростка во взрослый мир и возложении на него определенных прав и обязанностей.

Юность. Ведущая деятельность - направление на будущую профессиональную деятельность, учебная деятельность.

Новообразования - завершение формирования самосознания, формирование мировоззрения.

Дальнейшая возрастная периодизация отсутствует. Считается, что наступает зрелость и ведущей деятельностью является труд.

Кризисы

Кризис - это поворотный пункт в развитии, который сопровождается психической неустойчивостью, противоречивостью, конфликтностью.

Выделяют несколько кризисов в развитии:

• новорожденность;

• кризис одного года;

• кризис трех лет;

• кризис 6-7 лет;

• подростковый кризис.

Форма, длительность и острота протекания кризисов может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей ребенка, особенностей воспитания в семье и школе.

Новорожденность. Существует мнение, что физиология и психология новорожденного - нечто единое. Психология - последовательное продолжение физиологии. Сам момент рождения - это время больших перемен. Психоанализ показывает, что процесс рождения сохраняется в подсознании ребенка.

Возможно, каждая деталь процесса рождения запечатлевается у него в мозгу. Это подтверждается тем, с каким удовольствием люди играют в игры, символизирующие различные моменты рождения: падения, перевороты, какие ощущения возникают в связи с пребыванием сначала в воде, потом на «суше», при различных перепадах температуры и т.д. Возможно, утрата на время контакта с человеческим телом (утроба матери), вызывает такое чувство тревоги, которое нам трудно вообразить.

Когда ребенок появляется на свет, ему предстоит великий труд - приспособление к окружающему миру. Именно на первом году жизни ребенок переживает стремительное развитие. За год втрое увеличивается его вес, а тело вырастает наполовину. Ребенку приходится очень быстро привыкать к новой среде, а это значит, что он постоянно находится в стрессовой ситуации.

Советы психолога:

• будьте чуткими к развитию малыша, постоянно познавайте его;

• обеспечивайте выполнение его физических потребностей;

• организуйте эмоциональное общение;

• не создавайте вокруг ребенка конфликтных ситуаций.

Кризис 1 года. Ребенок растет, приносит вам много радостей, никаких проблем нет. И вдруг годовалый малыш неожиданно для родителей превращается из спокойного, ласкового и покорного существа в капризного, своевольного, неуправляемого деспота. Он лезет во все углы, бросает все, что попадает под руку. Он залезает в кастрюлю с супом, выдавливает всю мамину помаду, раскидывает и ест бабушкины лекарства, рвет папины книги. Ребенка трудно остановить. Он кричит, если у него что-то отбирают, устраивает истерики, требуя свое. А происходит на самом деле вот что: встав на ножки, ребенок начинает ощущать себя самостоятельным, пытается показать свою независимость, протестует против ограничений. Он сам хочет решать, что и как ему делать. Это кризис первого года - самое главное событие этого возраста.

Советы психолога:

• позаботьтесь о безопасности малыша;

• уберите опасные предметы и тогда реже будет звучать слово «нельзя»;

• если это действительно «нельзя» (например, книга), найдите ребенку привлекательную замену (старый журнал);

• организуйте ребенку «игру рядом» - в комнате, на кухне (заполните, например, ящик стола игрушками, пусть играет рядом с вами);

• не позволяйте ему быть тираном, ребенок исследует предметы, устанавливает для себя границы дозволенного в общении со взрослыми, ведите себя мудро, где уступая, а где-то настаивая на своем.

Кризис трех лет. К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке, он становится упрямым, капризным, вздорным. Улыбка умиления на лицах родителей сменяется выражением озабоченности, раздражения, растерянности.

Третий год жизни вашего малыша можно назвать возрастом строптивости. Этот кризис часто выражен ярче, чем кризис одного года и доставляет больше хлопот. Для него характерны определенные симптомы:

1. У ребенка проявляется ярко выраженный негативизм, т.е. это не просто нежелание выполнять просьбу взрослого, а стремление сделать все наоборот. Например, если мама предлагает погулять, ребенок тут же отказывается. Мама не настаивает, соглашается с ребенком, и малыш тут же меняет свое желание, т.е. опять хочет гулять.

2. Упрямство. Это уже не настойчивость. Ребенок делает это лишь потому, что он так хочет.

3. Строптивость, т.е. постоянное недовольство всем, что предлагает взрослый. Не хочет, не желает делать так, как делал раньше.

4. Своеволие. Ребенок все хочет делать сам, т.е. борется за свою самостоятельность.

5. Бунт против окружающих. Ребенок постоянно ссорится со всеми, ведет себя агрессивно.

6. Обесценивание ребенком личностей близких. Ребенок вдруг начинает называть родителей бранными словами. По отношению к игрушкам проявляется агрессия.

7. Деспотизм ко всем членам семьи.

Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте - вполне нормальное явление.

Пик упрямства приходится на 2,5-3 года жизни, причем мальчики упрямятся сильнее, чем девочки, но девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности, случаются у детей до 5 раз в день (у некоторых до 14 раз). Если дети по достижении 4 лет все еще продолжают упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего, речь идет о фиксированном упрямстве, истеричности, таким способом ребенок просто манипулирует своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка. Все, что угодно, лишь бы было спокойствие. К кризису трех лет надо подходить как к трудному возрастному этапу, в котором происходит становление новых качеств, перестройка личности ребенка.

Советы психолога:

• помните, сколько бы хлопот и огорчений не доставлял ребенок, он все равно остается любимым и бесценным. Нужно верить в своего ребенка, а это легко, если вы его любите;

• в вашем лексиконе не должно быть слов «раззява», «неумеха» и т.д., наоборот, надо подбодрить ребенка, вселить в него уверенность;

• не сравнивайте неудачи ребенка и успехи других детей;

• если ребенок упрямится, не вступайте с ним в бесконечный спор, дайте ему, где возможно, право выбора;

• находите множество вариантов для решения спорных вопросов, а не просто приказывайте беспрекословно подчиняться;

• старайтесь смягчить конфликтные ситуации с помощью юмора;

• не идите на поводу любых желаний ребенка. Во время истерики не пытайтесь что-то втолковать ребенку, в состоянии аффекта он вас не услышит, просто сделайте вид, что вас совсем не волнует его истерика;

не сдавайтесь, если приступ у ребенка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает одно - взять его за руку и увести;

• истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай, яй, яй!». Ребенку только это и нужно.

Строптивый возраст предполагает как поощрения, так и наказания детей. Чтобы решить, нужно ли наказывать ребенка, родители должны ознакомиться с шестью принципами, опираясь на которые можно решить вопрос о наказании:

1. Сначала установите границы, затем требуйте их соблюдения. Если нет правил, не требуйте их выполнения и не наказывайте за неисполнение.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

3. Отличайте своеволие от детской безответственности (он забыл выполнить вашу просьбу).

4. Когда конфликт улажен, утешьте ребенка и обсудите с ним сложившуюся ситуацию.

5. Не требуйте невозможного.

6. Руководствуйтесь любовью.

Специалисты не советуют прибегать к шлепкам до полутора лет. Но и потом наказывать можно лишь в крайнем случае. Если все-таки наказание необходимо, наказывать надо сразу после поступка.

Кризис выхода в школу. Если вчера ребенок мог сказать про себя: «Я еще маленький», то сегодня он стал уже большим. В жизни ребенка очень многое меняется. Кризисные явления зависят от его индивидуальных особенностей. Ребенок начинает осознавать свое место во взрослом мире общественных отношений. Он уже не следует примеру кого-то, а учится сам выбирать решение. Меняется его самосознание, соответственно меняется отношение к ценностям (то, что было раньше значимым, отходит на второй план). У ребенка формируется мотив к достижению успеха, самооценка, исходя из положительных или отрицательных переживаний. Меняется образ жизни, он встает на ступеньку взрослости.

Советы психолога:

• будьте честными и объективными к ребенку;

• выбирайте школу по возможностям ребенка и оказывайте поддержку, не ориентируясь на результат;

• учите ребенка тому, что бывают разные люди и к ним надо относиться разумно, не травмируя их и себя;

• правильно организуйте режим дня ребенка;

• восполняйте двигательную активность в спортивных секциях;

• формируйте положительное отношение к ребенку;

• интересуйтесь его школьными делами;

• организуйте полноценное питание.

Подростковый кризис. Как по сути, так и по характеру происходящих в этом возрасте перемен подростковый возраст в целом является кризисным. Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки

• Изменение характера учебной деятельности (многопредметность), содержание учебного материал представляет собой теоретические основы наук, появляется качественно новое познавательное отношение к знаниям.

• Отсутствие единства требований: сколько учителей, столько и различных оценок окружающей действительности, а также поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда - необходимость формирования собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослого.

• Введение общественно-полезного труда в школьное обучение приводит к появлению у подростка переживания себя как участника общественно-трудовой деятельности.

• Появление новых требований в семье - реальной помощи по хозяйству, ответственности.

• Изменение положения ребенка в семье. С ним начинают советоваться. Расширение социальных связей подростка - предоставляется возможность для участия в многогранной общественной жизни коллектива.

Внутренние предпосылки

• В этот период весь организм выходит на путь активной физиологической и биологической перестройки. Кардинально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная, костно-мышечная.

• Новые гормоны стремительно выбрасываются в кровь, оказывают будоражащее влияние на центральную нервную систему, определяя начало полового созревания. Начинается «гормональная буря»: половых гормонов вырабатывается больше, чем у взрослых людей, усилена секреция желез коры надпочечников, что вызывает мобилизацию всех защитных ресурсов организма при стрессе. Таким образом, подросток как бы постоянно находится в стрессовом состоянии.

• Выражена неравномерность созревания различных органических систем.

В кровеносной системе - мышечная ткань сердца опережает по темпам роста кровеносные сосуды, толчковая сила сердечной мышцы заставляет работать не готовые к такому ритму сосуды в экстремальном режиме. У детей происходят колебания артериального давления.

В костно-мышечной системе - костная ткань опережает темпы роста мышц, которые, не успевая за ростом костей, натягиваются, создавая постоянное внутреннее неудобство.

Все это вызывает эмоциональную лабильность - происходит частая смена настроения, аффективная «взрывчатость». На этом фоне повышается утомляемость, возбудимость, раздражительность, негативизм, драчливость подростков увеличивается в 8 -11 раз.

• Подросток начинает анализировать себя, занимается самокопанием, самовоспитанием и в целом сам себе не нравится. По многим критериям - «ум», «общение», «здоровье», «характер» и другие - по 10-балльной шкале подросток оценивает себя примерно на 5 баллов, по показателю «счастье» ставит еще меньше - 3-4 балла.

На практике все родители сталкиваются с переменами в поведении сына или дочери. Ребенка начинают раздражать даже самые обычные обращения или просьбы, он злится на любое раньше нравившееся ему прикосновение вашей руки, неадекватно реагирует на обычную шутку, фразу. Подросток, если посмотреть со стороны, ведет себя как невротик. Реакция спонтанна и неадекватна, девочки часто беспричинно плачут, впадают в истерику.

Советы психолога (составленные на основе ответов подростков)

Взрослые мечтают о послушных детях, а подростки мечтают о таких родителях, которые:

• «...интересуются нами и готовы помочь, когда нужно»;

• «...выслушивают нас и стараются понять»;

• «...дают почувствовать, что они любят нас»;

• «...высказывают одобрение»;

• «...принимают нас такими, какие мы есть - со всеми нашими ошибками и недостатками»;

• «...доверяют нам и ждут от нас хорошего»;

• «...относятся к нам как к взрослым»;

• «...направляют нас».

Усугубляют кризисы и оказывают негативное влияние на развитие ребенка психосоциальные стрессоры семьи:

- длительный супружеский конфликт;

- конфликт между супругами в сфере воспитания;

- длительный период развода и связанное с ним напряжение;

- недостаточное использование внешних ресурсов для развития ребенка;

- враждебное или оскорбительное отношение к ребенку;

- неадекватный родительский контроль;

- неустойчивый стиль воспитания;

- требование жесткой дисциплины от ребенка;

- потеря значимого для ребенка члена семьи;

- физическая или психическая болезнь одного из членов семьи, включая алкоголизм или наркоманию;

- смена местожительства;

- пребывание в квартире чужих людей или частая смена людей с разными типами характера;

- низкий материальный уровень семьи;

- нарушение когнитивных функций;

- нарушение школьных навыков;

- неспособность к обучению в обычной школе из-за проявлений симптомов основного заболевания.

Как сказала одна многодетная мама, воспитание детей - дело бесстрашных, трусам нельзя иметь детей. Следует добавить к этому, что воспитание - дело оптимистов. Нельзя стать хорошим родителем, не веря в себя, в то, что ты сможешь сделать детей счастливыми. Быть отцом и матерью - это и счастье, и ответственность. Быть настоящими родителями очень трудно, потому что каждый день наполняется тысячами разных проблем, находить решение для которых будете только вы. Некоторые семейные ситуации могут быть настолько уникальными, что вам не помогут ничьи советы и рекомендации, только ваша мудрость, любовь и оптимизм.

 

Материал к занятию 6

В настоящее время возрос интерес ученых к изучению особенностей развития ребенка-сироты. Этот вопрос требует расширенного анализа, поскольку очень важным фактором для успешности адаптационного процесса является его физическое и психическое состояние.

Чтобы правильно охарактеризовать особенности развития ребенка-сироты, необходимо изучение факторов, ведущих к этому. По мнению психологов, практически все дети - социальные сироты - были нежеланными. Часто беременность для матери была неожиданной, отцы записывались «со слов матери». В процессе беременности со стороны матери предпринимались попытки прервать ее различными способами, сюда же необходимо отнести несоблюдение гигиены, курение, алкоголизм беременной женщины. Это в значительной мере определяет характер физического и нервно-психического развития ребенка. При сочетании указанных отрицательных предпосылок у детей имеется высокая степень риска в возникновении отклонений в психическом развитии. Наиболее частая причина патологии - органическое поражение головного мозга. Это связано с тяжелым течением родов, вирусной инфекцией плода, микробным заражением. У таких детей наблюдаются признаки нервных нарушений.

Анализ условий жизни детей показывает, что редко встречается одно неблагоприятное условие, как правило, причин неблагополучия много. Это злоупотребление алкоголем, жестокое обращение, насилие, полное отсутствие родительского попечения. У ребенка, вследствие того, что его не любят, накапливаются семейно-обусловленные психотравмирующие переживания: состояние эмоциональной неудовлетворенности, тревоги, непосильное нервно-психическое и физическое напряжение.

Привязанность к взрослому человеку является биологической необходимостью и изначальным психологическим условием для развития ребенка. Наиболее значимым взрослым для младенца при становлении первой межличностной связи является мать.

При разлуке с матерью у детей появляется неадекватное поведение, «анаклетическая депрессия». Внешние проявления такого состояния - печаль, плач без крика, уход в себя, снижение темпа движений, речевого, физического развития, изменение личностных качеств. Лишаясь возможности тактильного (телесного) контакта с матерью, у ребенка резко увеличивается уровень возбуждения, что приводит и серьезным гормональным сдвигам, появлению двигательных нарушений. Утрачивая связь с близким человеком, он теряет определенность окружающего мира, лишается понимания его устройства, которое раньше обеспечивалось за счет эмоциональных связей с матерью. В более старшем возрасте депрессивная реакция на разлуку с матерью также присутствует, но ребенок усиливает активный поиск утраченных связей с матерью и явно протестует против сложившейся ситуации. Потеря семьи разрушает естественный ход развития ребенка, он становится беззащитным.

З.Фрейд отмечал, что для ребенка первыми и наиболее устойчивыми образцами поведения являются его родители, под их влиянием формируется «супер-эго», контролирующее его поведение. В условиях же детского дома вокруг ребенка - часто меняющиеся взрослые и постоянно меняющееся поведение, поэтому ребенку сложно с кого-то брать пример.

Изучая детей, проживающих в государственных учреждениях, Д. Боулби сделал такие выводы:

1. Самый важный период для психического развития ребенка - грудной возраст от 6 до 12 месяцев.

2. Большое значение для гармоничного развития и правильного формирования характера имеет общение с матерью: мать никто заменить не может - ни самое хорошее детское учреждение, ни самая прекрасная мачеха.

3. В поведении ребенка, отлученного от матери, выделяются фазы протеста, отчаяния, вынужденного примирения.

4. Дети, отлученные от матери, могут вырасти жестокими, мстительными, лишенными любви к людям.

Потеря или прекращение эмоциональных отношений с матерью порождает у ребенка первичную тревогу, которая с течением времени усиливается. На фоне выраженного чувства тревоги протекает дальнейшее формирование личности ребенка, соответственно и его развитие становится все более дисгармоничным.

Качество отношений между ребенком в возрасте от 6 до 18 месяцев и любящим его взрослым закладывает фундамент для развития различных сторон личности ребенка в дальнейшем.

Если ребенок с рождения находился в детском доме, это отрицательно сказывается на его развитии, как бы хорошо ни был организован уход. Замкнутость жизни в стенах одного помещения, ограничение контактов с внешним миром, выключение из естественного быта людей - факторы глубокой депривации социального опыта.

Дети, воспитывающиеся в детских учреждениях интернатного типа, по ряду существенных психологических параметров отстают от детей, воспитывающихся в семье.

 

Сравнительная таблица развития домашних детей и детей из детского дома

Ребенок до трех лет, воспитанный в Доме ребенка Домашние дети до трех лет
Ребенок редко улыбается, почти не смеется, говорит тихо, даже плача, старается не повышать голоса. Может отличаться робостью и замкнутостью. Богатая эмоциональная палитра, ребенок активен, открыт. Если плачет, то плачет, если радуется, то бурно и по-настоящему весело.
Ребенок часами может ходить из угла в угол, не зная, чем ему заняться. Не умеет играть самостоятельно. С увлечением исследует все новое, его руки постоянно чем-то заняты. Ему все интересно.
Как правило, таким ребенком можно легко управлять, это исполнитель, за которого все решают другие, часто боится незнакомых взрослых людей. Имеет свое «Я», может настоять на принятом решении.
Ребенок до шести лет, воспитанный в Доме ребенка Домашний ребенок до шести лет
Тянется к взрослым, буквально с первого знакомства может назвать незнакомую тетю мамой, но редко эта привязанность достаточно глубока. Не способен на длительные разговоры, быстро отвлекается.   Сердечная привязанность к родителям давно уже сформирована, посторонние люди вызывают интерес и любопытство, но в первые моменты может сохраняться легкая отстраненность. Может подолгу и с увлечением разговаривать на интересующие его темы.
Присутствует постоянное и обостренное желание получить свою долю внимания, для чего идет на любую хитрость. Но может наблюдаться безразличие как к поощрениям, так и к наказаниям. Разумеется, домашние дети тоже хотят получить от окружающих дополнительное внимание, но это желание не болезненное, так что в любом случае они его получат.
В интеллектуальном плане ограничен кругозор, недостает практических знаний об окружающем мире, нет желания что-либо узнать. Кругозор достаточно широк, ребенок многим интересуется, каждый день узнает что-то новое.
Отличается дисциплиной, но сам по себе малоинициативен. Наблюдается легкая отвлекаемость. Если что-то не получается, либо отказывается от дальнейших попыток, либо ищет оправдания. При этом может стать агрессивным, сломать «неподдавшуюся» вещь. Обычно дисциплина не является основной чертой домашнего ребенка. Реакция на неудачи может быть любой, но только не полная беспомощность.
Недоразвитость речи: бедный словарный запас. Речь нормальная, много слов заимствовано из лексикона взрослых.
Даже при затрачивании максимума усилий в подготовке домашних заданий испытывает затруднения в учебе. Ребенок лучше занимается, когда ему помогают родители.
Не ориентируется в быту: не понимает, что пищу нужно сначала готовить, продукты приносить из магазина, не знает цену деньгам. Быт его окружал всю жизнь - это привычный мир, в котором он хорошо ориентируется.
Нет творческой фантазии, ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Отличается богатым внутренним миром, с детства начинает задумываться о выборе профессии, о будущей семье.

Проведенное социально-педагогическое исследование по проблемам ребенка, проживающего в детском доме, выявило более сорока наиболее актуальных социально-эмоциональных проблем воспитанников. Страдает эмоциональное, интеллектуальное, личностное развитие ребенка, в результате которого проявляется социальная дезадаптация.

Ребенок из детского дома имеет свои особенности.

Эмоции. Если говорить об эмоциях, то детдомовский ребенок меньше улыбается, почти не радуется, реже смеется. Если плачет, то робко и монотонно. Активность подавлена. Брошенному ребенку не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования. Существует такое понятие «момент отторжения» (от ребенка отказалась биологическая мать) - этот травмирующий компонент остается у ребенка на всю жизнь. Дети, изолированные от матери с рождения до 6 месяцев, остаются менее разговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 года до 3 лет приводит к тяжелым последствиям для интеллекта, которые с трудом поддаются коррекции.

Дети постарше - аккуратные, говорят «спасибо», «извините», но чувства у них мимолетны, неглубоки, они часто отвлекаются. Их отличает пониженный фон настроения, бедная гамма эмоций, склонность к быстрой смене настроения, однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений, эмоциональная поверхностность, она сглаживает отрицательные переживания и способствует их быстрому забыванию. Дети неадекватно реагируют на одобрение и замечания, склонны к страхам, тревожности, нестабильны в эмоциональных контактах с окружающими. Ребенок не понимает эмоционального состояния другого человека, сам показывает отрицательные эмоции, чем вызывает конфликты или ссору.

Детей отличает аффективная взрывчатость, неадекватная эмоциональная реакция при неудаче (реагируют бурно, зачастую плачем, злостью). Вспышки гнева, обиды возникают легко и повторяются часто в форме упрямства, негативизма, замкнутости, заторможенности. Наблюдается также повышенная истощаемость, утомляемость, раздражительность (так называемый церебрастенический синдром).

Отрицательные эмоциональные последствия ребенок получает из горестного опыта детства, получения травмы детства. Причиной травмы детства служит потеря близких - смерть или разлука. Еще одной из причин может быть семейная патология. Трудные семьи предполагают психосоциальные заболевания, эмоциональные бури таких семей могут вызвать болезнь у ребенка. Если в семье даже один из родителей алкоголик, дети рискуют получить неадекватное эмоциональное воспитание. Ребенок приходит в детский дом зачастую уже с осложнениями, имеет целый букет нервных нарушений. У ребенка, воспитывающегося в условиях детского дома, наблюдается эмоциональная незрелость, отклонения в эмоциональном развитии, причина которых - психическая, социальная, эмоциональная депривация, наследственная патология.

Общение со взрослыми. Самый главный человек для ребенка - это взрослый. Это центр эмоциональной жизни маленького человека. В условиях детского дома такое общение несколько искажается:

• содержание и формы общения взрослого с детьми диктуются режимом, и, конечно, взрослый обязательно придерживается его, тем самым не давая ребенку расширить рамки общения;

• поведение ребенка должно быть в рамках «как все» и оценивается относительно других;

• преобладает не индивидуальная, а групповая относительность - все делают, все играют, указали всем, оцениваются все;

• реже оценивается предметная деятельность (рисуют, конструируют), чаще все сводится к оценке поведения, причем отрицательной;

• взрослые не всегда подмечают все новое и интересное, что происходит в ребенке, эмоционально неглубоко радуются или огорчаются его успехами или неудачам, могут не заметить и не поддержать его инициативу;





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.