Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Роль педагогов на музыкальном занятии




ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Музыка как средство эмоционального воздействия может стать активным помощником педагога в формировании разно­сторонних способностей детей, лишенных слуха, в воспитании полноценных, инициативных членов общества.

Ребенок, знающий и любящий музыку, становится духовно богаче.

Именно музыка, формирующая в человеке эстетические чувства, обогащает его нравственно, дает представление о кра­соте окружающего мира, помогает проникнуть в его удивитель­ные тайны.

Глухой ребенок лишен радости воспринимать жизнь во всей ее красоте. Необходимо развивать у него тактильно-вибрацион­ное чувство и остаточный слух, которые в свою очередь помога­ют становлению речи, позволяющей правильно реагировать на окружающую действительность.

Музыкальное воспитание в специальных дошкольных учреж­дениях направлено на решение следующих основных задач:

1. Научить слушать и воспринимать музыку, выработать устойчивый навык пользования остаточным слухом.

2. Обогащать духовный мир ребенка эстетическими пережи­ваниями при восприятии музыкальных произведений.

3. Используя художественный образ,как средство познания природы и общества, расширять представления ребенка о пре­красном, воздействуя на его нравственное воспитание.

4. Помогать сурдопедагогу средствами музыки (пения) обу­чать детей приемам правильной речи.

5. Выработать умение согласованно действовать в коллекти­ве, выполняя учебные задания.

6. Укреплять нервную систему детей с природными дефек­тами, устранять нарушения вестибулярного аппарата, отсут­ствие обратной связи, недостатки в развитии речи. Дать отдых зрению.


ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ГЛУХИМ РЕБЕНКОМ

Глухие дети без специального обучения воспринимают про­никающие к ним звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). Они не слышат одноголосного постепенного движения мелодии в высоком регистре. Лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах им доступно без слуховой аппаратуры.

В то же время глухие дети способны реагировать на дина­мические оттенки — различать силу аккордов. При этом mf они слышат как тихое звучание, a ff — как громкое.

Они чувствуют также темповые различия — чередование ак­кордов быстрых и медленных. Например, энергичные аккорды в быстром темпе вызывают у них ощущение стремительного бе­га, а медленные, спокойные рождают легкие, покачивающиеся движения.

Таким образом, основной особенностью музыки для глухих детей, которую можно назвать специальной, является ее ак­кордовое изложение как в правой, так и в левой руке, отсутст­вие legato (не связно), подчеркнутое акцентирование аккордов левой руки низких регистров, левая рука всегда играет громче правой.

Другим важным специфическим отличием является исполь­зование пауз. Это не просто указание на определенное, раз на­всегда установленное время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощущать форму про­изведения, отдельные его элементы: части, фразы и т. д.

Паузы вспециальной музыке дополняются знаком Т4 (фермато),который указывает на их различную протяженность: ко­роткие, длинные, очень длинные. Это необходимо для того, что­бы способствовать образованию навыка прислушиваться к музыке, так как, следя за действиями товарищей, глухой ребенок рефлекторнозапоминает, сколько времени потребуется для вы­полнения того или иного задания. Например, при выполнении Заданияс выключенным зрением нужно под музыку поднять руки с флажками вверх, после паузы опустить их вниз, затем снова после паузы поднять вверх. Для каждого ребенка паузы в этом случае подбираются различной длительности, исходя из егоиндивидуальных особенностей. Для уравновешенных, спо­койных детей рекомендуется применять паузы различной дли­тельности, неуравновешенным, чрезмерно эмоциональным — только короткие. Постепенно детей приучают выдерживать пау­зы большей протяженности.

Важным условием обучения музыке глухих детей является правильное расположение инструмента — пианино. Оно устанав­ливается на расстоянии 0,5—1 м от стены так, чтобы каждый


ребенок мог свободно подойти к нему и прислониться с задней стороны, всем телом ощутить вибрацию. На занятии дети сидят с левой стороны от инструмента, так как звуки низкого регист­ра воспринимаются ими более отчетливо.

Учитывая, что нагрузка на зрение у глухих значительно уве­личена, источник света следует располагать сзади, чтобы они лучше видели музыкального руководителя и не утомляли глаза.

В процессе занятий педагоги должны внимательно наблю­дать за поведением каждого ребенка и своим примером помо­гать ему успешнее овладевать навыками осмысленного восприя­тия содержания и формы музыкальных произведений. По выра­жению лица взрослого глухой ребенок учится проникать в мир музыкальных образов, постигать их смысл, улавливать эмоцио­нальные оттенки. Во время исполнения веселой музыки лица взрослых радостные, оживленные; при слушании грустной — спокойные, сосредоточенные. Таким способом воспитатели вы­ражают свое отношение к музыкальному произведению и обра­щают внимание детей к этой музыке.

Немаловажное значение отводится оценке действий детей взрослыми в процессе занятий и после них.

Взаимное общение детей и воспитателей в ходе музыкальных занятий плодотворно сказывается на эстетическом развитии до­школьников, лишенных слуха.

СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Музыкальные занятия в специальных дошкольных учрежде­ниях проводятся два раза в неделю, так же как в детских са­дах общего типа.

Каждое занятие имеет два раздела, взаимосвязанных между собой:

I. Подготовительный. Музыкальный руководитель предварительно знакомит воспитателя и сурдопедагога с содер­жанием занятия, его целями и задачами, определяет последо­вательность выполнения учебных заданий, расстановку всех участников — детей и взрослых — в помещении, где будет про­ходить занятие, расположение инструмента, стульев, размеще­ние игрушек и атрибутов. Совместно с педагогами он обсужда­ет различные исходные положения каждого ребенка, его место­нахождение при выполнении упражнений под музыку.

П. Взаимодействие с музыкой. Дети учатся вос­принимать музыкальные звуки, контролируя себя через зри­тельный анализатор и тактильно-вибрационный, а затем и слу­ховой.

Как показывает практика, наиболее эффективен метод инди­видуальных заданий, которые педагог дает детям в начале за­нятия. Каждое упражнение выполняется детьми поочередно.


He следует поручать испол­нение одинаковых заданий одному ребенку два раза подряд. Общая продолжи­тельность индивидуальных заданий не более 7.минут. Повторение одного и того же задания допускается не ранее чем через 2—3 занятия.

Как практически прово­дятся эти задания?

Рис. 1.

Малыша ставят у пиани­но, помогают ему присло­ниться всем телом к инстру­менту так, чтобы он мог видеть руки играющего.

Ребенок, ощущая вибрацию и видя, что музыкальный руко­водитель нажимает при этом на клавиши, начинает понимать, как возникает музыка (рис. 1). В этот момент действует зри­тельный анализатор.

Через 10—12 занятий он уже слушает музыку без зритель­ного восприятия, повернувшись спиной к инструменту. При этом активно действует не только тактильно-вибрационное чувство, но и тренируется слуховой аппарат (рис. 2).

Выполняя индивидуальные задания, каждый ребенок про­ходит три стадии восприятия музыки: вначале он слушает у инструмента и наблюдает за действиями своего товарища, за­тем выполняет задание самостоятельно и, наконец, слушает музыку вместе со всеми. Правда, глухие дети с трудом пере­ключаются со зрительного восприятия на слуховое, так как еще не имеют для этого достаточного опыта. Все их внимание со­средоточено на зрении. Особенно трудно малышам. Они долгое время не могут увязать свои действия с музыкой. При выпол­нении индивидуального задания без участия зрения им хочет­ся повернуться, убедиться, действительно ли звучит инструмент. Систематические упражнения помогают им преодо­леть эту трудность.

Рис. 2.

Постепенно задания ус­ложняются, восприятие му­зыкальных звуков становит­ся острее, ярче. Через 4 ме­сяца многие дети 3 лет мо­гут почти точно различать начало и окончание звуча­ния музыки. Например, на новогоднем празднике ма­лыш, изображая котенка,



под музыку бежит в противоположный „конец зала, повернув­шись спиной, ждет, когда вновь зазвучит музыка, и уже после паузы возвращается обратно. Ребенок настолько увлечен ожи­данием возобновления звучания, что не обращает внимания на собравшихся гостей.

Старшие дети уверенно действуют под музыку без участия зрения. Но этот навык может быть недостаточно прочным. Не­которые из них, увидев, что музыкальный руководитель взмах­нул руками над клавишами, тут же начинают выполнять дви­жения. Такого рода проверки нужны, чтобы убедиться, доста­точно ли прочен тактильно-вибрационный и слуховой навык. Но проводить их следует не часто и не со всеми, так каак дети, страдающие дефектами слуха, относятся болезненно к своим неудачам и иногда отказываются выполнять задание.

Таким образом, пользуясь методом индивидуальных зада­ний, педагог последовательно вырабатывает у страдающих глу­хотой устойчивый навык слушания музыки.

Этот метод позволяет также решить более сложную зада­чу — воспитать доброжелательное отношение в коллективе меж­ду взрослыми и детьми и детьми между собой, научить их пра­вильно относиться к неудачам товарищей и радоваться общим успехам.

Обучение глухих дошкольников движению под музыку ве­дется так же, как в массовых детских садах, но имеет некото­рые отличия. За основу берутся естественные движения (ходь­ба, бег, поскоки и т. д.), построения и перестроения (ходьба по кругу, в разных направлениях, парами, в шеренге, в колон­не и т. д.).

Музыкальный руководитель, показывая каждое движение, напевает мелодию, которая затем будет сопровождать действия детей. Нельзя показывать просто поскок, так как он может быть исполнен по-разному в соответствии с той или иной му­зыкой.

Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание глухим детям трудно. Музыкальная вибрация, про­никающая к ним, через пол сливается с движением ног. По­этому рекомендуется заканчивать упражнение на заранее уста­новленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запо­минает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки. Такой же принцип применяется в шеренгах, парах и т. п.

Малыши выполняют более легкие упражнения — начинать и заканчивать движения на одном месте (добежать до стульчи­ков, до стены и т. д.). Когда ребенок выполнил задание, музыка прекращается. В дальнейшем от детей требуют продолжать дви­жения, пока не закончится музыка.

Перед ребенком, который выполняет то или иное движение


 


Со о


а


Рис. 5.

под музыку, не должно быть ничего отвлекающего (игрушек, различных предметов и т. п.). Лучше, если он будет стоять ли­цом к стене, на некотором расстоянии от нее, чтобы основным раздражителем были только музыкальные звуки.

Каковы основные исходные положения у детей при выпол­нении двигательных упражнений под музыку?


Рис. 6.

1. Дети сидят полукругом перед инструментом, на котором
играет музыкальный руководитель. Перед детьми — сурдопеда­гог, сзади них — воспитатель. Взрослые садятся на большие стулья, чтобы показать детям правильную осанку. Ребенок, выполняющий индивидуальное задание, стоит около пианино и
наблюдает за игрой музыканта (рис. 3).

2. Все располагаются перед инструментом так же, только
ребенок, стоящий около него, поворачивается спиной к музы­кальному руководителю и к детям (рис. 4).


3. Дети сидят вдоль сте­ны. Один ребенок слушает
музыку (стоит прислонив­шись к инструменту боком),
другой выполняет индиви­дуальное задание повернув­шись ко всем спиной

(рис. 5).

Рис. 7.

4. Дети сидят вдоль сте­ны так, чтобы каждый мог
видеть музыкального руко­водителя. Воспитатель и
сурдопедагог садятся вмес­те с детьми с одной и с дру­гой стороны (рис. 6).

5. Подгруппа детей вста­ет сзади пианино прислонив­шись к нему боком на не­котором расстоянии друг от друга, руки свободно опускает вниз. Воспитатель или сурдопедагог стоит рядом с детьми и наблюдает, как они поют ту или иную песню, оценивает правильность произношения.

6. Чтобы дети были хорошо видны воспитателю, они должны стоять по росту (рис. 7). После исполнения песни он сообщает свою оценку музыкальному руководителю, предлагает повторить песню, чтобы исправить ошибки.

6. Дети стоят в шеренге, повернувшись спиной к музыкаль­ному руководителю (рис. 8). Сурдопедагог объясняет задание, которое выполняется под музыку, и после этого вместе с педа­гогом оценивает действия детей, отмечает тех, кто хорошо выполнял упражнение, указывает на ошибки и предлагает их ис­править. Не следует делать замечание ребенку, когда он вы­полняет задание.


Рис. 8.



Большое внимание во всех возрастных группах уделяется различным упражнениям с игрушками и предметами. Предме­ты и игрушки помогают детям воспринимать музыкальные об­разы и отражать их в движении, способствуют развитию у них коммуникативных навыков и воспитанию чувства коллекти­визма.

Воспитание чувства коллективизма происходит в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимо вы­работать устойчивые и прочные связи ребенка с теми, кто его окружает. Это поможет впоследствии сделать речь (дактильную и звуковую) одной из ведущих коммуникаций с окружаю­щим миром. У глухого малыша, еще слабо владеющего речью, ведущей формой связи становится общение через осязание, иг­рушки и предметы.

Существенную помощь в развитии речевого навыка могут дать упражнения с игрушками и предметами на музыкальных занятиях. В игровой форме ребенок учится владеть предметом, с которым нужно произвести то или иное целенаправленное действие. В дальнейшем, через этот предмет, ставший доступ­ным и близким, он устанавливает связь с другими детьми. Од­новременно возникают и новые связи с музыкой, которая через игрушку еще прочнее входит в круг его интересов.

Все атрибуты, используемые в играх и упражнениях, должны отвечать эстетическим нормам: быть красивыми, удобными для действия с ними. Желательно, чтобы они были одной формы и расцветки, не отвлекали внимание детей от восприятия музыки. Хорошо использовать из гофрированной бумаги узкие, разно­цветные ленточки 40—50 см длины. Во время бега они легко развеваются и как бы продолжают линию рук, разведенных в стороны.

Маски, изображающие зверей, не должны закрывать дет­ского лица: это сковывает движения, мешает правильно ориен­тироваться и, кроме того, пугает ребят.

Используя игрушки в плясках и музыкальных играх, осо­бенно у малышей, надо стремиться к их наибольшей естествен­ности: пластмассовые машины выбирать средних размеров, ку­кол — с естественной постановкой рук и ног, так чтобы с ними удобно было плясать. Взрослый, действуя с куклой, должен быть эмоциональным. Огромный мишка в его руках пытается догнать маленьких зайчат, которых изображают дети. Но они так хорошо бегают, что неуклюжему мишке никогда не до­гнать их.

На музыкальных занятиях глухих детей учат не только вы­полнять определенные движения под музыку, но и петь. Для них пение — это своеобразное выражение эмоции через слово, связанное с музыкой, доступный способ восприятия музыки. При этом остаточный слух вступает в действие с наибольшей актив­ностью.


Кропотлив и сложен путь обучения глухого ребенка речи. Посредством различных упражнений сурдопедагог учит его про­износить отдельные звуки, слова. Пение активно способствует этому, делает речь эмоционально окрашенной. Голос ребенка приобретает звонкость, становится более модулированным.

Глухого ребенка можно научить достаточно протяжно ис­полнять отдельные звуки, слоги и слова, изменять темп (мед­ленный, быстрый), использовать (динамические оттенки (петь тихо, громко, ослабляя и усиливая звучание).

Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки глухими дошкольни­ками:

мелодия строится на чередовании громких аккордов;

музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так.как дыхание у детей короткое, речь замедленная;

содержание песен должно быть доступно детям.

Слова, используемые в песнях, вначале прорабатываются на занятиях с сурдопедагогом.

Певческие упражнения для глухих дошкольников строятся с учетом их возрастных возможностей. Малыши поют свою пер­вую песню «Кукла спит», протягивая только один звук а-а-а-а. Более старшие могут пропеть целую фразу: «Мишка топ, топ, топ»—в песне «Это елка».

Глухие дети во время пения не слышат друг друга, но, видя, как сидящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Речь сверстников становит­ся для них как бы более ощутимой. Протяжные музыкальные звуки в певческих упражнениях помогают закрепить навык чте­ния с губ.

Если слышащих детей учат чисто интонировать, то эта за­дача не ставится при обучении пению глухих дошкольников. После первого года обучения при правильном проведении всех форм музыкальной работы (последовательном выполнении глу­хими детьми индивидуальных заданий, усвоении движений, ов­ладении «звонкой азбукой») дети начинают воспроизводить устойчивые звуки лада.

В младшей группе все песни' игровые. Одновременно дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. На­пример, в песне «Барабан и труба» дети имитируют игру на барабане (постукивают пальчиками) и трубе (поднимают голову вверх, складывают руки, как бы держат воображаемый горн).

Движения не только помогают детям понять содержание пес­ни, но и служат вспомогательным средством для развития пев­ческих навыков. Поэтому при отборе песенного репертуара не­обходимо тщательно продумать движения, чтобы они не мешали дыханию, а были эмоциональными.

1 В каждой песне (начиная с «Авто») необходимо дать детям прослу­шать 2—3 первых аккорда.


В репертуаре старших групп появляются песни, не требую­щие сопутствующих движений. Это связано с тем, что дети хорошо понимают текст песни посредством таблиц, чтения с губ, и, «роме того, у них более прочные певческие навыки. Боль­ше предъявляется требований к качеству исполнения песни: внятно и выразительно произносить слова.

Песни для глухих детей построены с учетом тех звуков, слогов и слов, которые надо им освоить: «мама», «папа», «тут», «там» и т. д. Эти слова употребляются в песне неоднократно. Повторность помогает детям закрепить правильность произно­шения этих слов, запомнить артикуляцию каждого звука в сло­ве. Каждая последующая новая песня, особенно из репертуара младшей группы, должна включать отдельные слова и выраже­ния из предыдущей, уже известной детям песни. Например, в песне «Авто» есть слова: «Авто, авто тут, авто там». В следую­щей песне «Тут, там» дети поют: «Вова тут, Ната, Ната там». Таким образом, в той и в другой песнях закрепляется правиль­ность звучания слов «тут», «там».

Конечно, словарный запас песен для глухих детей очень небогат, но песня, эмоционально исполненная, помогает быст­рее запомнить наиболее употребимые слова, которые могут стать основой общения детей друг с другом, быть средством понимания речи окружающих.

На музыкальных занятиях ребенок закрепляет различные слова и словосочетания: те, которые он узнал от сурдопедагога в (Качестве инструкций («встаньте», «сядьте», «идите», «возьми­те стул»), а также усваивает новые, связанные с-музыкой («му­зыка», «нет музыки», «песня», «пляска» и т. п.). Все эти слова и словосочетания даются в виде табличек, дактильно, устно.

Готовясь к каждому занятию, педагог тщательно продумы­вает, какие слова могут быть использованы, их количество и форму подачи.

«ЗВОНКАЯ АЗБУКА»

Одновременно с обучением речи глухие дети усваивают бук­венные обозначения, тренируются в их произнесении. На упражнениях «звонкой азбуки» они не просто произносят усво­енные с сурдопедагогом звуки, слоги, слова, а поют их. Музыка помогает возникновению эмоционально окрашенной речи. Ребе­нок не только «видит» слова (глядя на произносящего), но и одновременно слышит звуки, приближающие его к обычному восприятию музыки.

Чтобы усилить слуховое восприятие детей, им предлагают петь повернувшись спиной к музыкальному руководителю или стоя сзади инструмента. Это активизирует остаточный слух.

Упражнения «звонкой азбуки» тесно связаны с работой сур­допедагога. Он сообщает музыкальному руководителю, какой


материал можно взять для пения. Поэтому певческие упраж­нения идут вслед за речевыми. Речевые упражнения подготав­ливают детей к речи, певческие упражнения «звонкой азбуки»— к пению.

У слышащего ребенка подготовкой к речи является гуле­ние и лепет. Малыш испытывает радость, самостоятельно уп­ражняясь в образовании звуков, слогов. У глухого ребенка та­кой естественной подготовки нет. Своеобразным лепетом для него может стать «звонкая азбука», помогающая произносить звуки, слоги, слова одновременно с музыкой.

Исполняя песню впервые, они часто допускают ошибки — неправильно формируют тот или иной звук, например, вместо «мяу» поют «тау», «пау», хотя, занимаясь с сурдопедагогом, про­износят это слово верно. Происходит так потому, что у детей еще нет автоматизма в воспроизведении искусственно образован­ного слога. «Звонкая азбука» приближает их к естественному усвоению звука.

Глухие дети быстро утомляются. Поэтому упражнения «звон­кой азбуки» даются в определенной последовательности: учи­тывается количество заданий, время их выполнения, включение игровых моментов, использование предметов и игрушек.

Процесс обучения «звонкой азбуке» делится на подготови­тельный (упражнения проходят без музыки) и основной (уп­ражнения проводятся под музыку). И в том и в другом случае применяются различные исходные положения: сидя, стоя, с движением.

На музыкальных занятиях применяется,как коллективный, так и индивидуальный метод обучения. В основе обучения ле­жит дактилирование, чтение с губ, показ табличек с буквен­ными обозначениями и вслед за этим — музыкальное звучание. Чтобы дети лучше усваили упражнения, сурдопедагог и воспи­татель многократно повторяют их в группе.

Как же осуществляется проработка звуков «звонкой азбу­ки»? На каждом занятии задания даются только в одной то­нальности. Вначале ставится задача научить детей ощущать воз­никновение звука одновременно с музыкой и его исчезновение, На первых занятиях дети еще не могут точно выполнять это за­дание. Точность формируется постепенно. На музыкальном за­нятии прорабатывается тот звук, который автоматизирован у ребенка в данное время.

Каждый ребенок усваивает правильное произношение звука по-разному: одному требуется 2—3 занятия, другому необходи­мо больше времени на усвоение звука.

Порою дети недостаточно внимательны: беззвучно открывают рот, не чувствуя вибрации гортани; неверно формируют звук; вяло артикулируют; не могут четко координировать движение и музыкальный звук. Постепенно в процессе обучения эти не­достатки устраняются.


Каждый ребенок проходит свой путь овладения звуками. Сурдопедагогу необходимо поддерживать малейшие достиже­ния детей. Желательно результаты по овладению звуками каж­дым ребенком фиксировать в определенной тетради. В зависи­мости от того,.как дети усваивают тот или иной звук, можно рас­пределить их на подгруппы. С каждой подгруппой проводится соответствующая дополнительная работа.

РОЛЬ ПЕДАГОГОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ

На музыкальных занятиях с глухими детьми присутствуют трое взрослых — музыкальный руководитель, воспитатель и сурдопедагог. Тесный контакт между ними, согласованность действий, единство требований, предъявляемых детям,— необхо­димые условия для успешного проведения музыкальных заня­тий. Ничто так не мешает достижению поставленной цели, как противоречивые требования взрослых. Это вредно в любом вос­питательном процессе и особенно в приобщении к музыке. Не­умелое и несвоевременное вмешательство взрослых в действия детей препятствует этому.

Музыкальные занятия — составная часть всего педагогиче­ского процесса. Необходимо, чтобы еще до начала занятия музыкальный руководитель объяснил воспитателю и сурдопе­дагогу их задачи, раскрыл содержание используемых методи­ческих приемов.

Рассмотрим функции каждого педагога.

Музыкальный руководитель

1. Определяет задачи, которые необходимо решить на оче­редном занятии, намечает формы работы, отбирает конкрет­ный материал.

2. Дает задания детям: сам показывает то или иное дей­ствие, демонстрирует табличку с указанием действия («Сядь­те», «Встаньте», «Бегите», «Прыгайте» и т. д.), без таблички
объясняет задание, а на более позднем этапе дает задание устно (дети усваивают его путем чтения с губ).

3. Если задание трудное, предлагает его выполнить снача­ла воспитателю.

Исполняет музыкальное произведение, поет песню.

4. Исполняет движение целиком, чтобы дети могли правиль­но его понять.

5. В ходе занятия, а также при подведении итогов дает оценку действиям детей. В отчете отмечает результаты выпол­нения заданий, общее развитие каждого ребенка, отдельные недостатки, которые надо устранить в последующей работе.

6. Следит за тем, как воспринимается материал, предлагае­мый детям: что для них слишком трудно, а значит, и прежде­временно; что слишком легко; отмечает, какие навыки усвоены, какие следует еще отрабатывать.


8. Вместе с воспитателем намечает, какие движения требу­ют отработки на занятиях физкультурой; какие понятия не­обходимо закрепить в группе.

9. Вместе с сурдопедагогом отмечает недостатки речи звукообразования, над устранением которых сурдопедагог дол­жен работать в группе.

Воспитатель

1. Следит за тем, как дети выполняют задания: как двига­ются, как поют, что и как понимают.

2. Следит за тем, как усвоены понятия, с которыми дети знакомились в группе, насколько свободно они владеют ими, что знают точно, что могут прочесть с губ, а что путают. Все это необходимо воспитателю не для того, чтобы тут же вме­шаться и исправить ошибку (это недопустимо), а затем, чтобы учесть эти недостатки в дальнейшем. Помогает вести индивиду­альную работу с каждым ребенком. Наблюдает, как благодаря
эмоциональному воздействию музыки у детей наиболее отчет­ливо выявляются особенности их развития, объем и точность усвоения представлений, понятий, организованность, вниматель­ность, восприимчивость (смысловая, музыкальная) и т. д.

3. Намечает,,как можно использовать отдельные умения и навыки детей, полученные на музыкальных занятиях, для даль­нейшего их умственного, эстетического и физического развития.

4. Повторяет, закрепляет с детьми понятия и представления, усвоенные на музыкальном занятии, стремится, чтобы дети пользовались ими в повседневной жизни.

5. Поет с детьми песни, разученные на групповых занятиях.

6. При необходимости (только по просьбе музыкального ру­ководителя) непосредственно включается в выполнение того или иною задания: становится ведущим в какой-либо игре, пляске. При этом необходимо хорошо знать музыкальный материал,
иметь ясное представление о выполнении данного задания (в иг­ре, пляске, песне). Всякая небрежность, неточность в действиях взрослого усваивается как должное, что несомненно трудно исправить и неизбежно тормозит развитие детей.

Сурдопедагог

1. Работает в постоянном контакте с музыкальным руково­дителем по подбору песен для разучивания — текст их должен быть доступен произнесению глухими детьми.

2. Прорабатывает с детьми в группе содержание и текст песен, тем самым облегчая усвоение этой песни с музыкой.

3. Поет вместе с детьми на музыкальных занятиях, напоми­ная им текст табличкой, дактильно, ясной артикуляцией слова так, чтобы детям легче было прочесть с губ.

Вместе с музыкальным руководителем следит за чисто­той речи детей в играх, упражнениях, песнях (отмечает у себя в тетради недостатки произношения детей для дальнейшей ра­боты с ними).

4.


5. Следит за выразительностью пения детей.

Образование певческих навыков не является самоцелью. У детей, лишенных слуха, они приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта. По­этому благодаря музыке, специально написанной и доступной восприятию, глухие дети могут получить представление о рит­мичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь.

Повседневно наблюдая за детьми, нетрудно заметить, как улучшается и облегчается произнесение тех или иных слой песни. Эмоциональное исполнение делает речь более вырази­тельной, естественной.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...