Роль педагогов на музыкальном занятии
Стр 1 из 16Следующая ⇒ ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ Музыка как средство эмоционального воздействия может стать активным помощником педагога в формировании разносторонних способностей детей, лишенных слуха, в воспитании полноценных, инициативных членов общества. Ребенок, знающий и любящий музыку, становится духовно богаче. Именно музыка, формирующая в человеке эстетические чувства, обогащает его нравственно, дает представление о красоте окружающего мира, помогает проникнуть в его удивительные тайны. Глухой ребенок лишен радости воспринимать жизнь во всей ее красоте. Необходимо развивать у него тактильно-вибрационное чувство и остаточный слух, которые в свою очередь помогают становлению речи, позволяющей правильно реагировать на окружающую действительность. Музыкальное воспитание в специальных дошкольных учреждениях направлено на решение следующих основных задач: 1. Научить слушать и воспринимать музыку, выработать устойчивый навык пользования остаточным слухом. 2. Обогащать духовный мир ребенка эстетическими переживаниями при восприятии музыкальных произведений. 3. Используя художественный образ,как средство познания природы и общества, расширять представления ребенка о прекрасном, воздействуя на его нравственное воспитание. 4. Помогать сурдопедагогу средствами музыки (пения) обучать детей приемам правильной речи. 5. Выработать умение согласованно действовать в коллективе, выполняя учебные задания. 6. Укреплять нервную систему детей с природными дефектами, устранять нарушения вестибулярного аппарата, отсутствие обратной связи, недостатки в развитии речи. Дать отдых зрению. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ ГЛУХИМ РЕБЕНКОМ
Глухие дети без специального обучения воспринимают проникающие к ним звуки только как вибрацию, отличая при этом шумовую вибрацию (барабан) от музыкальной (рояль). Они не слышат одноголосного постепенного движения мелодии в высоком регистре. Лишь аккордовое звучание в среднем и низком регистрах им доступно без слуховой аппаратуры. В то же время глухие дети способны реагировать на динамические оттенки — различать силу аккордов. При этом mf они слышат как тихое звучание, a ff — как громкое. Они чувствуют также темповые различия — чередование аккордов быстрых и медленных. Например, энергичные аккорды в быстром темпе вызывают у них ощущение стремительного бега, а медленные, спокойные рождают легкие, покачивающиеся движения. Таким образом, основной особенностью музыки для глухих детей, которую можно назвать специальной, является ее аккордовое изложение как в правой, так и в левой руке, отсутствие legato (не связно), подчеркнутое акцентирование аккордов левой руки низких регистров, левая рука всегда играет громче правой. Другим важным специфическим отличием является использование пауз. Это не просто указание на определенное, раз навсегда установленное время музыкального молчания. Паузы здесь учат ребенка вслушиваться, ждать музыку, следить за ее началом и окончанием. Они помогают ощущать форму произведения, отдельные его элементы: части, фразы и т. д. Паузы вспециальной музыке дополняются знаком Т4 (фермато),который указывает на их различную протяженность: короткие, длинные, очень длинные. Это необходимо для того, чтобы способствовать образованию навыка прислушиваться к музыке, так как, следя за действиями товарищей, глухой ребенок рефлекторнозапоминает, сколько времени потребуется для выполнения того или иного задания. Например, при выполнении Заданияс выключенным зрением нужно под музыку поднять руки с флажками вверх, после паузы опустить их вниз, затем снова после паузы поднять вверх. Для каждого ребенка паузы в этом случае подбираются различной длительности, исходя из егоиндивидуальных особенностей. Для уравновешенных, спокойных детей рекомендуется применять паузы различной длительности, неуравновешенным, чрезмерно эмоциональным — только короткие. Постепенно детей приучают выдерживать паузы большей протяженности.
Важным условием обучения музыке глухих детей является правильное расположение инструмента — пианино. Оно устанавливается на расстоянии 0,5—1 м от стены так, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти к нему и прислониться с задней стороны, всем телом ощутить вибрацию. На занятии дети сидят с левой стороны от инструмента, так как звуки низкого регистра воспринимаются ими более отчетливо. Учитывая, что нагрузка на зрение у глухих значительно увеличена, источник света следует располагать сзади, чтобы они лучше видели музыкального руководителя и не утомляли глаза. В процессе занятий педагоги должны внимательно наблюдать за поведением каждого ребенка и своим примером помогать ему успешнее овладевать навыками осмысленного восприятия содержания и формы музыкальных произведений. По выражению лица взрослого глухой ребенок учится проникать в мир музыкальных образов, постигать их смысл, улавливать эмоциональные оттенки. Во время исполнения веселой музыки лица взрослых радостные, оживленные; при слушании грустной — спокойные, сосредоточенные. Таким способом воспитатели выражают свое отношение к музыкальному произведению и обращают внимание детей к этой музыке. Немаловажное значение отводится оценке действий детей взрослыми в процессе занятий и после них. Взаимное общение детей и воспитателей в ходе музыкальных занятий плодотворно сказывается на эстетическом развитии дошкольников, лишенных слуха. СОДЕРЖАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ Музыкальные занятия в специальных дошкольных учреждениях проводятся два раза в неделю, так же как в детских садах общего типа. Каждое занятие имеет два раздела, взаимосвязанных между собой: I. Подготовительный. Музыкальный руководитель предварительно знакомит воспитателя и сурдопедагога с содержанием занятия, его целями и задачами, определяет последовательность выполнения учебных заданий, расстановку всех участников — детей и взрослых — в помещении, где будет проходить занятие, расположение инструмента, стульев, размещение игрушек и атрибутов. Совместно с педагогами он обсуждает различные исходные положения каждого ребенка, его местонахождение при выполнении упражнений под музыку.
П. Взаимодействие с музыкой. Дети учатся воспринимать музыкальные звуки, контролируя себя через зрительный анализатор и тактильно-вибрационный, а затем и слуховой. Как показывает практика, наиболее эффективен метод индивидуальных заданий, которые педагог дает детям в начале занятия. Каждое упражнение выполняется детьми поочередно. He следует поручать исполнение одинаковых заданий одному ребенку два раза подряд. Общая продолжительность индивидуальных заданий не более 7.минут. Повторение одного и того же задания допускается не ранее чем через 2—3 занятия. Как практически проводятся эти задания?
Малыша ставят у пианино, помогают ему прислониться всем телом к инструменту так, чтобы он мог видеть руки играющего. Ребенок, ощущая вибрацию и видя, что музыкальный руководитель нажимает при этом на клавиши, начинает понимать, как возникает музыка (рис. 1). В этот момент действует зрительный анализатор. Через 10—12 занятий он уже слушает музыку без зрительного восприятия, повернувшись спиной к инструменту. При этом активно действует не только тактильно-вибрационное чувство, но и тренируется слуховой аппарат (рис. 2). Выполняя индивидуальные задания, каждый ребенок проходит три стадии восприятия музыки: вначале он слушает у инструмента и наблюдает за действиями своего товарища, затем выполняет задание самостоятельно и, наконец, слушает музыку вместе со всеми. Правда, глухие дети с трудом переключаются со зрительного восприятия на слуховое, так как еще не имеют для этого достаточного опыта. Все их внимание сосредоточено на зрении. Особенно трудно малышам. Они долгое время не могут увязать свои действия с музыкой. При выполнении индивидуального задания без участия зрения им хочется повернуться, убедиться, действительно ли звучит инструмент. Систематические упражнения помогают им преодолеть эту трудность.
Постепенно задания усложняются, восприятие музыкальных звуков становится острее, ярче. Через 4 месяца многие дети 3 лет могут почти точно различать начало и окончание звучания музыки. Например, на новогоднем празднике малыш, изображая котенка, под музыку бежит в противоположный „конец зала, повернувшись спиной, ждет, когда вновь зазвучит музыка, и уже после паузы возвращается обратно. Ребенок настолько увлечен ожиданием возобновления звучания, что не обращает внимания на собравшихся гостей. Старшие дети уверенно действуют под музыку без участия зрения. Но этот навык может быть недостаточно прочным. Некоторые из них, увидев, что музыкальный руководитель взмахнул руками над клавишами, тут же начинают выполнять движения. Такого рода проверки нужны, чтобы убедиться, достаточно ли прочен тактильно-вибрационный и слуховой навык. Но проводить их следует не часто и не со всеми, так каак дети, страдающие дефектами слуха, относятся болезненно к своим неудачам и иногда отказываются выполнять задание. Таким образом, пользуясь методом индивидуальных заданий, педагог последовательно вырабатывает у страдающих глухотой устойчивый навык слушания музыки. Этот метод позволяет также решить более сложную задачу — воспитать доброжелательное отношение в коллективе между взрослыми и детьми и детьми между собой, научить их правильно относиться к неудачам товарищей и радоваться общим успехам. Обучение глухих дошкольников движению под музыку ведется так же, как в массовых детских садах, но имеет некоторые отличия. За основу берутся естественные движения (ходьба, бег, поскоки и т. д.), построения и перестроения (ходьба по кругу, в разных направлениях, парами, в шеренге, в колонне и т. д.). Музыкальный руководитель, показывая каждое движение, напевает мелодию, которая затем будет сопровождать действия детей. Нельзя показывать просто поскок, так как он может быть исполнен по-разному в соответствии с той или иной музыкой. Двигаться под музыку и одновременно воспринимать ее звучание глухим детям трудно. Музыкальная вибрация, проникающая к ним, через пол сливается с движением ног. Поэтому рекомендуется заканчивать упражнение на заранее установленном месте. Например, дети стоят в кругу, каждый запоминает свое место. Одновременно с началом музыки они бегут вперед по кругу и, остановившись на своем первоначальном месте, продолжают двигаться до окончания музыки. Такой же принцип применяется в шеренгах, парах и т. п.
Малыши выполняют более легкие упражнения — начинать и заканчивать движения на одном месте (добежать до стульчиков, до стены и т. д.). Когда ребенок выполнил задание, музыка прекращается. В дальнейшем от детей требуют продолжать движения, пока не закончится музыка. Перед ребенком, который выполняет то или иное движение Со о а Рис. 5. под музыку, не должно быть ничего отвлекающего (игрушек, различных предметов и т. п.). Лучше, если он будет стоять лицом к стене, на некотором расстоянии от нее, чтобы основным раздражителем были только музыкальные звуки. Каковы основные исходные положения у детей при выполнении двигательных упражнений под музыку?
1. Дети сидят полукругом перед инструментом, на котором 2. Все располагаются перед инструментом так же, только 3. Дети сидят вдоль стены. Один ребенок слушает (рис. 5).
4. Дети сидят вдоль стены так, чтобы каждый мог 5. Подгруппа детей встает сзади пианино прислонившись к нему боком на некотором расстоянии друг от друга, руки свободно опускает вниз. Воспитатель или сурдопедагог стоит рядом с детьми и наблюдает, как они поют ту или иную песню, оценивает правильность произношения. 6. Чтобы дети были хорошо видны воспитателю, они должны стоять по росту (рис. 7). После исполнения песни он сообщает свою оценку музыкальному руководителю, предлагает повторить песню, чтобы исправить ошибки. 6. Дети стоят в шеренге, повернувшись спиной к музыкальному руководителю (рис. 8). Сурдопедагог объясняет задание, которое выполняется под музыку, и после этого вместе с педагогом оценивает действия детей, отмечает тех, кто хорошо выполнял упражнение, указывает на ошибки и предлагает их исправить. Не следует делать замечание ребенку, когда он выполняет задание. Рис. 8. Большое внимание во всех возрастных группах уделяется различным упражнениям с игрушками и предметами. Предметы и игрушки помогают детям воспринимать музыкальные образы и отражать их в движении, способствуют развитию у них коммуникативных навыков и воспитанию чувства коллективизма. Воспитание чувства коллективизма происходит в процессе общения детей друг с другом и со взрослыми. Необходимо выработать устойчивые и прочные связи ребенка с теми, кто его окружает. Это поможет впоследствии сделать речь (дактильную и звуковую) одной из ведущих коммуникаций с окружающим миром. У глухого малыша, еще слабо владеющего речью, ведущей формой связи становится общение через осязание, игрушки и предметы. Существенную помощь в развитии речевого навыка могут дать упражнения с игрушками и предметами на музыкальных занятиях. В игровой форме ребенок учится владеть предметом, с которым нужно произвести то или иное целенаправленное действие. В дальнейшем, через этот предмет, ставший доступным и близким, он устанавливает связь с другими детьми. Одновременно возникают и новые связи с музыкой, которая через игрушку еще прочнее входит в круг его интересов. Все атрибуты, используемые в играх и упражнениях, должны отвечать эстетическим нормам: быть красивыми, удобными для действия с ними. Желательно, чтобы они были одной формы и расцветки, не отвлекали внимание детей от восприятия музыки. Хорошо использовать из гофрированной бумаги узкие, разноцветные ленточки 40—50 см длины. Во время бега они легко развеваются и как бы продолжают линию рук, разведенных в стороны. Маски, изображающие зверей, не должны закрывать детского лица: это сковывает движения, мешает правильно ориентироваться и, кроме того, пугает ребят. Используя игрушки в плясках и музыкальных играх, особенно у малышей, надо стремиться к их наибольшей естественности: пластмассовые машины выбирать средних размеров, кукол — с естественной постановкой рук и ног, так чтобы с ними удобно было плясать. Взрослый, действуя с куклой, должен быть эмоциональным. Огромный мишка в его руках пытается догнать маленьких зайчат, которых изображают дети. Но они так хорошо бегают, что неуклюжему мишке никогда не догнать их. На музыкальных занятиях глухих детей учат не только выполнять определенные движения под музыку, но и петь. Для них пение — это своеобразное выражение эмоции через слово, связанное с музыкой, доступный способ восприятия музыки. При этом остаточный слух вступает в действие с наибольшей активностью. Кропотлив и сложен путь обучения глухого ребенка речи. Посредством различных упражнений сурдопедагог учит его произносить отдельные звуки, слова. Пение активно способствует этому, делает речь эмоционально окрашенной. Голос ребенка приобретает звонкость, становится более модулированным. Глухого ребенка можно научить достаточно протяжно исполнять отдельные звуки, слоги и слова, изменять темп (медленный, быстрый), использовать (динамические оттенки (петь тихо, громко, ослабляя и усиливая звучание). Отличительной чертой песен является то, что они построены с учетом особенностей восприятия музыки глухими дошкольниками: мелодия строится на чередовании громких аккордов; музыкальные фразы небольшие, чередующиеся паузами, так.как дыхание у детей короткое, речь замедленная; содержание песен должно быть доступно детям. Слова, используемые в песнях, вначале прорабатываются на занятиях с сурдопедагогом. Певческие упражнения для глухих дошкольников строятся с учетом их возрастных возможностей. Малыши поют свою первую песню «Кукла спит», протягивая только один звук а-а-а-а. Более старшие могут пропеть целую фразу: «Мишка топ, топ, топ»—в песне «Это елка». Глухие дети во время пения не слышат друг друга, но, видя, как сидящие рядом произносят слова и действуют под музыку, более активно включаются в пение. Речь сверстников становится для них как бы более ощутимой. Протяжные музыкальные звуки в певческих упражнениях помогают закрепить навык чтения с губ. Если слышащих детей учат чисто интонировать, то эта задача не ставится при обучении пению глухих дошкольников. После первого года обучения при правильном проведении всех форм музыкальной работы (последовательном выполнении глухими детьми индивидуальных заданий, усвоении движений, овладении «звонкой азбукой») дети начинают воспроизводить устойчивые звуки лада. В младшей группе все песни' игровые. Одновременно дети выполняют движения, соответствующие содержанию песни. Например, в песне «Барабан и труба» дети имитируют игру на барабане (постукивают пальчиками) и трубе (поднимают голову вверх, складывают руки, как бы держат воображаемый горн). Движения не только помогают детям понять содержание песни, но и служат вспомогательным средством для развития певческих навыков. Поэтому при отборе песенного репертуара необходимо тщательно продумать движения, чтобы они не мешали дыханию, а были эмоциональными. 1 В каждой песне (начиная с «Авто») необходимо дать детям прослушать 2—3 первых аккорда. В репертуаре старших групп появляются песни, не требующие сопутствующих движений. Это связано с тем, что дети хорошо понимают текст песни посредством таблиц, чтения с губ, и, «роме того, у них более прочные певческие навыки. Больше предъявляется требований к качеству исполнения песни: внятно и выразительно произносить слова. Песни для глухих детей построены с учетом тех звуков, слогов и слов, которые надо им освоить: «мама», «папа», «тут», «там» и т. д. Эти слова употребляются в песне неоднократно. Повторность помогает детям закрепить правильность произношения этих слов, запомнить артикуляцию каждого звука в слове. Каждая последующая новая песня, особенно из репертуара младшей группы, должна включать отдельные слова и выражения из предыдущей, уже известной детям песни. Например, в песне «Авто» есть слова: «Авто, авто тут, авто там». В следующей песне «Тут, там» дети поют: «Вова тут, Ната, Ната там». Таким образом, в той и в другой песнях закрепляется правильность звучания слов «тут», «там». Конечно, словарный запас песен для глухих детей очень небогат, но песня, эмоционально исполненная, помогает быстрее запомнить наиболее употребимые слова, которые могут стать основой общения детей друг с другом, быть средством понимания речи окружающих. На музыкальных занятиях ребенок закрепляет различные слова и словосочетания: те, которые он узнал от сурдопедагога в (Качестве инструкций («встаньте», «сядьте», «идите», «возьмите стул»), а также усваивает новые, связанные с-музыкой («музыка», «нет музыки», «песня», «пляска» и т. п.). Все эти слова и словосочетания даются в виде табличек, дактильно, устно. Готовясь к каждому занятию, педагог тщательно продумывает, какие слова могут быть использованы, их количество и форму подачи. «ЗВОНКАЯ АЗБУКА» Одновременно с обучением речи глухие дети усваивают буквенные обозначения, тренируются в их произнесении. На упражнениях «звонкой азбуки» они не просто произносят усвоенные с сурдопедагогом звуки, слоги, слова, а поют их. Музыка помогает возникновению эмоционально окрашенной речи. Ребенок не только «видит» слова (глядя на произносящего), но и одновременно слышит звуки, приближающие его к обычному восприятию музыки. Чтобы усилить слуховое восприятие детей, им предлагают петь повернувшись спиной к музыкальному руководителю или стоя сзади инструмента. Это активизирует остаточный слух. Упражнения «звонкой азбуки» тесно связаны с работой сурдопедагога. Он сообщает музыкальному руководителю, какой материал можно взять для пения. Поэтому певческие упражнения идут вслед за речевыми. Речевые упражнения подготавливают детей к речи, певческие упражнения «звонкой азбуки»— к пению. У слышащего ребенка подготовкой к речи является гуление и лепет. Малыш испытывает радость, самостоятельно упражняясь в образовании звуков, слогов. У глухого ребенка такой естественной подготовки нет. Своеобразным лепетом для него может стать «звонкая азбука», помогающая произносить звуки, слоги, слова одновременно с музыкой. Исполняя песню впервые, они часто допускают ошибки — неправильно формируют тот или иной звук, например, вместо «мяу» поют «тау», «пау», хотя, занимаясь с сурдопедагогом, произносят это слово верно. Происходит так потому, что у детей еще нет автоматизма в воспроизведении искусственно образованного слога. «Звонкая азбука» приближает их к естественному усвоению звука. Глухие дети быстро утомляются. Поэтому упражнения «звонкой азбуки» даются в определенной последовательности: учитывается количество заданий, время их выполнения, включение игровых моментов, использование предметов и игрушек. Процесс обучения «звонкой азбуке» делится на подготовительный (упражнения проходят без музыки) и основной (упражнения проводятся под музыку). И в том и в другом случае применяются различные исходные положения: сидя, стоя, с движением. На музыкальных занятиях применяется,как коллективный, так и индивидуальный метод обучения. В основе обучения лежит дактилирование, чтение с губ, показ табличек с буквенными обозначениями и вслед за этим — музыкальное звучание. Чтобы дети лучше усваили упражнения, сурдопедагог и воспитатель многократно повторяют их в группе. Как же осуществляется проработка звуков «звонкой азбуки»? На каждом занятии задания даются только в одной тональности. Вначале ставится задача научить детей ощущать возникновение звука одновременно с музыкой и его исчезновение, На первых занятиях дети еще не могут точно выполнять это задание. Точность формируется постепенно. На музыкальном занятии прорабатывается тот звук, который автоматизирован у ребенка в данное время. Каждый ребенок усваивает правильное произношение звука по-разному: одному требуется 2—3 занятия, другому необходимо больше времени на усвоение звука. Порою дети недостаточно внимательны: беззвучно открывают рот, не чувствуя вибрации гортани; неверно формируют звук; вяло артикулируют; не могут четко координировать движение и музыкальный звук. Постепенно в процессе обучения эти недостатки устраняются. Каждый ребенок проходит свой путь овладения звуками. Сурдопедагогу необходимо поддерживать малейшие достижения детей. Желательно результаты по овладению звуками каждым ребенком фиксировать в определенной тетради. В зависимости от того,.как дети усваивают тот или иной звук, можно распределить их на подгруппы. С каждой подгруппой проводится соответствующая дополнительная работа. РОЛЬ ПЕДАГОГОВ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ЗАНЯТИИ На музыкальных занятиях с глухими детьми присутствуют трое взрослых — музыкальный руководитель, воспитатель и сурдопедагог. Тесный контакт между ними, согласованность действий, единство требований, предъявляемых детям,— необходимые условия для успешного проведения музыкальных занятий. Ничто так не мешает достижению поставленной цели, как противоречивые требования взрослых. Это вредно в любом воспитательном процессе и особенно в приобщении к музыке. Неумелое и несвоевременное вмешательство взрослых в действия детей препятствует этому. Музыкальные занятия — составная часть всего педагогического процесса. Необходимо, чтобы еще до начала занятия музыкальный руководитель объяснил воспитателю и сурдопедагогу их задачи, раскрыл содержание используемых методических приемов. Рассмотрим функции каждого педагога. Музыкальный руководитель 1. Определяет задачи, которые необходимо решить на очередном занятии, намечает формы работы, отбирает конкретный материал. 2. Дает задания детям: сам показывает то или иное действие, демонстрирует табличку с указанием действия («Сядьте», «Встаньте», «Бегите», «Прыгайте» и т. д.), без таблички 3. Если задание трудное, предлагает его выполнить сначала воспитателю. Исполняет музыкальное произведение, поет песню. 4. Исполняет движение целиком, чтобы дети могли правильно его понять. 5. В ходе занятия, а также при подведении итогов дает оценку действиям детей. В отчете отмечает результаты выполнения заданий, общее развитие каждого ребенка, отдельные недостатки, которые надо устранить в последующей работе. 6. Следит за тем, как воспринимается материал, предлагаемый детям: что для них слишком трудно, а значит, и преждевременно; что слишком легко; отмечает, какие навыки усвоены, какие следует еще отрабатывать. 8. Вместе с воспитателем намечает, какие движения требуют отработки на занятиях физкультурой; какие понятия необходимо закрепить в группе. 9. Вместе с сурдопедагогом отмечает недостатки речи звукообразования, над устранением которых сурдопедагог должен работать в группе. Воспитатель 1. Следит за тем, как дети выполняют задания: как двигаются, как поют, что и как понимают. 2. Следит за тем, как усвоены понятия, с которыми дети знакомились в группе, насколько свободно они владеют ими, что знают точно, что могут прочесть с губ, а что путают. Все это необходимо воспитателю не для того, чтобы тут же вмешаться и исправить ошибку (это недопустимо), а затем, чтобы учесть эти недостатки в дальнейшем. Помогает вести индивидуальную работу с каждым ребенком. Наблюдает, как благодаря 3. Намечает,,как можно использовать отдельные умения и навыки детей, полученные на музыкальных занятиях, для дальнейшего их умственного, эстетического и физического развития. 4. Повторяет, закрепляет с детьми понятия и представления, усвоенные на музыкальном занятии, стремится, чтобы дети пользовались ими в повседневной жизни. 5. Поет с детьми песни, разученные на групповых занятиях. 6. При необходимости (только по просьбе музыкального руководителя) непосредственно включается в выполнение того или иною задания: становится ведущим в какой-либо игре, пляске. При этом необходимо хорошо знать музыкальный материал, Сурдопедагог 1. Работает в постоянном контакте с музыкальным руководителем по подбору песен для разучивания — текст их должен быть доступен произнесению глухими детьми. 2. Прорабатывает с детьми в группе содержание и текст песен, тем самым облегчая усвоение этой песни с музыкой. 3. Поет вместе с детьми на музыкальных занятиях, напоминая им текст табличкой, дактильно, ясной артикуляцией слова так, чтобы детям легче было прочесть с губ. Вместе с музыкальным руководителем следит за чистотой речи детей в играх, упражнениях, песнях (отмечает у себя в тетради недостатки произношения детей для дальнейшей работы с ними). 4. 5. Следит за выразительностью пения детей. Образование певческих навыков не является самоцелью. У детей, лишенных слуха, они приобретают особое значение, так как прямо служат развитию и улучшению их звуковой речи. У них нет непосредственного жизненного слухового опыта. Поэтому благодаря музыке, специально написанной и доступной восприятию, глухие дети могут получить представление о ритмичности, слитности, чередовании ударных и безударных звуков. Эти представления они переносят затем в свою речь. Повседневно наблюдая за детьми, нетрудно заметить, как улучшается и облегчается произнесение тех или иных слой песни. Эмоциональное исполнение делает речь более выразительной, естественной. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|