Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерный конспект занятия в средней группе




Задачи. Продолжать учить детей умению воспринимать музыку через зрительный и тактильно-вибрационный анализаторы. Учить умению пользо­ваться остатками слуха. Выполнять движения в соответствии с (характером музыки. Уметь передавать несложный игровой образ (птички летают —дети бегают в разные стороны). Учить заканчивать движение с последним аккор­дом музыки.

Подготовка к занятию. Музыкальный руководитель прорабаты­вает весь музыкальный и речевой материал занятия с сурдопедагогом и вос­питателем: определяет удобный для детей темп исполнения упражнения «звонкой азбуки», намечает движения для выполнения пляски «Повернись» (бег, кружение, поочередное выставление ног, хлопки, вращение кистей рук, притопывание ногами). Воспитатель за несколько дней до занятия на про­гулке обращает внимание детей на птиц, проговаривает с ними: «Птичка летит», «Птичка сидит». В группе примерно за день до занятия воспитатель дает детям платочки, предлагает им поплясать и сам показывает знакомые движения.

Перед занятием музыкальный руководитель расставляет стульчики вдоль стены и два больших стула для взрослых, приготавливает игрушку птичку, таблички «Идите сядьте», «Слушай музыку», «Птичка летит», «Тут», «Там», «Будем петь», «Возьмите стул», «Пляска «Повернись».

Ход занятия. Дети друг за другом вместе с воспитателем и сурдо­педагогом входят в зал. Музыкальный руководитель показывает табличку «Идите сядьте». Дети рассаживаются.

Первое задание (индивидуальное). «Упражнение» (см. с. 74). Музыкаль­ный руководитель обращается к воспитателю: «Тетя Вера, иди слушай». Дети с сурдопедагогом повторяют эти слова, дактилируя. Воспитатель идет к стене, поворачивается спиной к пианино. Сурдопедагог предлагает первому ребенку, сидящему у пианино, слушать музыку. Ребенок подходит к ин­струменту, прислоняется боком так, чтобы можно было видеть клавиатуру. Музыкальный руководитель играет, воспитатель с первым аккордом кладет руки на пояс, со вторым — опускает руки. «Тетя Вера хорошо слушала му­зыку»,— говорит музыкальный руководитель. Воспитатель ставит ребенка, стоящего у пианино, на свое место, а к инструменту подходит следующий. Упражнение проводится со всеми детьми. Так же как и в младшей группе, действия каждого поощряются.

Второе задание (фронтальное). Упражнение «Птичка летает» (см. с. 87). Музыкальный руководитель показывает детям игрушку птичку. Сурдопедагог проговаривает с детьми: «Птичка летит тут, там». Исполняется музыка. Дети, расставив руки в стороны, бегают в разных направлениях—птички летают, а после окончания музыки должны остановиться. Музыкальный руководитель обращается к ним: «Идите сядьте». Чтобы научить детей чувствовать конец звучания музыки, это упражнение вначале выполняют взрослые. Сурдопеда­гог говорит детям: «Я птичка». Воспитатель и музыкальный руководитель повторяют эти слова. Затем, напевая мелодию, взрослые бегают, свободно расставив руки, и останавливаются. Дети повторяют это упражнение само­стоятельно.


Третье задание (фронтальное). «Марш» (см. с. 86). Музыкальный руководитель встает рядом с детьми (они сидят), энергично обходит зал, напивая мелодию, которую будет играть. Затем говорит детям: «Встаньте! Идите!» Звучит «Марш». Дети идут вокруг зала и останавливаются у своих мест, продолжая ходьбу до конца музыки. Музыкальный руководитель оборачиваетсяк детям: «Возьмите стул» (показывает табличку). Дети берут стул и сидится полукругом перед инструментом.

Четвертое задание. Упражнение «звонкой азбуки». Сурдопедагог и воспитатель проверяют каждого ребенка* как он произносит слово «тут». «Бу­дем петь»,— говорит музыкальный руководитель, обращаясь к детям (пока­лывает табличку). Дети протягивают под музыку (см. с. 256, упражнение 8): «ту-ут». Сначала они поют сидя, а затем стоя.

Пятое задание. Разучивание игровой песни «Тут, там». Воспитатель берет аи руку одного ребенка и встает с ним перед детьми. Сурдопедагог берет другого и проходит с ним по диагонали в противоположный угол зала. Му­зыкальный руководитель говорит и показывает жестом: «Вова тут. Галя там», затем обращает внимание на табличку «Будем петь». Дети поют: «Bods, Вова тут, тут. Галя, Галя там, там». После паузы взрослые с детьми, стоящими в разных углах зала, меняются местами. Все поют: «Галя, Галя тут, тут. Вова, Вова там, там». Затем взрослые садятся на места, двое де­тей играют самостоятельно. Воспитатель и сурдопедагог следят, как поет вся группа, отмечают, с кем необходимо еще поработать над чистотой про­изношения. Исправлять ошибки в произношении во время пения не следует, так как это отвлекает от восприятия музыки.

Музыкальный руководитель показывает табличку «Возьмите стул». Дети берут стулья и ставят их к стене.

Шестое задание. Пляска «Повернись» (см. с. 95). Музыкальный руководитель. показывает табличку «Пляска «Повернись». Дети встают, поворачиваются лицом к стульчикам. Исполняется пляска. Музыкальный руково­дитель говорит детям: «Встаньте». Сурдопедагог предлагает попрощаться, снизать «привет». Музыкальный руководитель показывает соответствующую табличку. Под марш дети идут вокруг зала и уходят.

СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Дети старшей группы 5—6 лет имеют определенный объем устойчивых умений и навыков, связанных с восприятием музы­ки. Они уже более свободно действуют под музыку с выключен­ным зрением, т. е. воспринимают музыку не только через зри­тельный и тактильно-вибрационный анализаторы, а успешно начинают пользоваться остатками слуха.

При выполнении индивидуальных заданий они не делают уже попытки повернуться назад, чтобы убедиться, играет ли музыкальный руководитель. Они более сосредоточенны, внима­тельны.


Так же как и в средней, в старшей группе в начале года (2—3 недели) повторяется пройденный материал предыдущих групп. Постепенно идет усвоение более сложных заданий. Если в младшей группе индивидуальное задание включало одно дви­жение, в средней группе два, то в старшей группе число движений, входящих в одно задание, увеличивается до четырех.

Например, в упражнении «Добеги до стула» для основных групп мышц (см. с. 75) ребенок должен с началом музыки бежать в центр зала, после паузы с аккордом сесть на стул, затем после паузы под музыку бежать на свое место.

Дети 5—6 лет усваивают под музыку разнообразные и слож­ные движения: поскок, высокий шаг, простейшие элементы русской и украинской плясок. Им доступна передача образных движений лисы, волка, медведя и т. д. Более сложными стано­вятся упражнения с различными построениями и перестроения­ми: ходьба змейкой, занимая большую площадь зала, движения парами через центр и переход в колонны, ходьба в разные сто­роны, занимая все пространство, построение в шеренги, в круг, по два. Дети должны уметь шагать и бегать направо, налево, по кругу, взявшись за руки, и одновременно менять направле­ние.

Увеличивается словарный запас у детей. Они уже должны знать названия игр, песен, плясок. Благодаря упражнениям «звонкой азбуки» и пению несложных, но доступных песен у детей вырабатывается протяжный певческий звук. Эмоциональ­ность во время исполнения песен возрастает. Разнообразие те­матики песен создает благоприятные условия для развития эмоций детей.

Понимая содержание песен, ребенок выражает свое отноше­ние улыбкой, радостными возгласами. Песня способствует об­щению детей друг с другом.

Дети 5—6 лет могут петь всей группой, подгруппами, ин­дивидуально с выключенным зрением.

Накопление музыкальных впечатлений усиливает у детей увлеченность музыкой. А это в свою очередь влияет на пове­дение детей в коллективе, на их общее духовное развитие.

Продолжительность музыкального занятия для детей 5—6 лет—30 минут.

Музыкальное занятие в старшей группе включает:

1. Индивидуальное задание (2—3 движения).

2. Фронтальное задание (2—3 упражнения, одно из них но­
вое, другие знакомые или все проводятся повторно).

3. Упражнения «звонкой азбуки».

4. Песню.

5. Песню-игру.


6.-Музыкально-двигательные упражнения (1—2).

7. Пляску.

8. Игру.

Примерный конспект занятия в старшей группе

Задачи. Закреплять умение воспринимать музыку через зрительный, тактильно-вибрационный и слуховой анализаторы. Совершенствовать коорди­нацию движений в выполнении упражнений (свободные взмахи рук с флажками, высокий шаг). Познакомить с новой игровой песней «Самолет».

Подготовка к занятию. Музыкальный руководитель разучивает с воспитателем и сурдопедагогом весь музыкальный материал данного заня­тия, согласовывает с ними, кто будет показывать то или иное движение (на­пример, ВЫСОКИЙ шаг показывает воспитатель).

Дли быстроты разучивания «Упражнения с флажками» музыкальный ру­ководитель предварительно разучивает его с двумя детьми. За несколько дней до занятия воспитатель показывает детям в группе картинки, на ко­торых изображено разное время суток: день (светит солнце, во дворе игра­ют дети), ночь (па небе звезды, луна, дети спят).

И.чале музыкальный руководитель ставит стульчики вдоль сте­ны, приготавливает дна цветных флажка, осенние листья по числу детей, игрушку самолет и шапочку пилота, таблички «Упражнения с флажками», «Поскок», «Высокий шаг», «Пляска с листьями», «Встаньте в круг», «Игра «День и ночь», «День — музыка громкая», «Ночь — музыка тихая».

Ход занятия. Дети вместе с воспитателем и сурдопедагогом входят друг за другом в зал. В старшей группе ведущим в колонне бывают все дети по очереди. Каждый должен уметь вести колонну, при этом ребенок чувствует, что он выполняет ответственное задание, и старается быть вни­мательным.

Первое задание (индивидуальное). «Упражнение с флажками» (см. с. 130). Детям показывают табличку с названием задания, вместе с сурдопедагогом они проговаривают ее: «Упражнение с флажками». Музыкальный руководи­тель зовет двоих детей и предлагает им показать упражнение (с ними это упражнение предварительно было разучено). Один ребенок выполняет уп­ражнение под музыку, стоя спиной к пианино, другой наблюдает, прислонив­шись боком к пианино. Затем упражнение повторяют все поочередно. Каждый выполняет упражнение один раз. Музыкальный руководитель поощряет дей­ствия детей, не останавливая внимания на недостатках у некоторых ребят.

Второе задание (фронтальное). «Опускать и поднимать руки» (см. с. 73). Музыкальный руководитель говорит; «Будем качать руками». Дети прого­варивают эти слова. «Встаньте в круг»,— обращается музыкальный руково­дитель к детям. Дети встают в круг, не берясь за руки, и наблюдают за действиями музыкального руководителя. Он также стоит вместе с детьми в кругу и, напевая мелодию, пружинисто раскачивает руками вперед-назад, одновременно полуприседает.

Третье задание (фронтальное). «Поскок» (см. с. 109). Музыкальный ру­ководитель показывает табличку «Поскок» и спрашивает детей: «Что это?» Они проговаривают вопрос и показывают без музыки, как выполняется это

2—1625 33


движение. Звучит музыка, дети скачут по кругу, продолжая двигаться на месте до конца музыки.

Четвертое задание (фронтальное). Ходьба друг за другом (см. с. 44). Задание выполняется сразу после поскоков, но выдерживается пауза. С на­чалом звучания марша дети самостоятельно должны начать ходьбу и точно под музыку закончить движение.

Пятое задание («звонкая азбука»). Пропевание слова «самолет». «Возь­мите стулья»,— обращается музыкальный руководитель к детям. Они берут стулья и ставят их полукругом. Сурдопедагог садится перед детьми, воспи­татель сзади. «Будем петь»,— говорит сурдопедагог и повторяет эти слова с детьми. Сначала он проверяет, как дети произносят слово «самолет», затем все дети поют это слово сидя, стоя, подгруппами (одна подгруппа встает за инструментом, прислонившись к нему боком, рядом с ними воспитатель; другая подгруппа сидит на стульях, потом дети меняются местами).

Шестое задание. Разучивание игровой песни «Самолет» (см. с. 280). Воспитатель подзывает к себе одного ребенка и уводит его из зала, наде­вает шапочку пилота и дает в руки игрушечный самолет. Звучит песня «Са­молет». Воспитатель с ребенком, изображающим пилота, бегут вокруг за­ла— самолет летит, останавливаются около детей, мальчик опускается на одно колено — самолет прилетел. «Встаньте, будем петь»,— обращается к детям музыкальный руководитель.

Все поют: «Самолет, самолет, там Юра (называют имя ребенка, изобра­жающего пилота) пилот. Самолет прилетел и сел». Музыкальный руководи­тель говорит: «Сядьте». Дети садятся. Сурдопедагог показывает детям текст песни и проговаривает его с детьми. Затем все снова поют песню.

Седьмое задание. Высокий шаг (см. с. 107). «Возьмите стул»,— обраща­ется к детям музыкальный руководитель. Дети ставят стульчики вдоль сте­ны и садятся. Показывают табличку «Высокий шаг». На вопрос: «Что это?»— дети проговаривают слова «что это?» и тут же показывают движение на месте без музыки. «Тетя Вера и тетя Таня покажут высокий шаг»,— говорит музыкальный руководитель детям. Взрослые выполняют движение и пред­лагают детям встать в круг (показывают табличку). Дети выполняют дви­жение под музыку.

Восьмое задание. «Пляска с листьями» (ем. с. 150). Музыкальный руко­водитель показывает табличку «Пляска с листьями». Дети вместе с сурдо­педагогом повторяют название. Пляску исполняют сначала дети хорошо дви­гающиеся, им дают листья, остальные наблюдают. «Хорошо слушали му­зыку»,— хвалит музыкальный руководитель плясавших детей. Всем разда­ют листья, и в пляску включаются остальные дети. Затем дети отдают вос­питателю листья, говоря: «На»— и садятся на место. В этом задании дела­ется упор на выразительность движений.

Девятое задание. Проводится знакомая детям игра «День и ночь» (см. с. 144). Сначала показывают табличку «Игра «День и ночь», дети проговаривают это название. Проводится игра 3—4 раза. «Все хорошо слушали музыку»,— говорит музыкальный руководитель и гладит каждого ребенка по голове. Дети прощаются и уходят из зала.


СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...