Примерный конспект занятия в младшей группе (январь)
Задачи. Учить детей умению воспринимать музыку через зрительный и тактильно-вибрационный анализаторы. Выполнять движения по показу воспитателя. Подготовка к занятию1. Музыкальный руководитель предварительно разучивает весь музыкальный материал занятия со взрослыми (сурдопедагогом и воспитателем), определяет местоположение в зале каждого яз них, отрабатывает материал речевых инструкций (через табличку, дактиль-пог). В зале расставляются стулья полукругом (см. и. п. 1, с. 16), приготавливаются таблички со словами «Идите», «Встаньте», «Сядьте», «Слушай», «Белите», «Нет», «На», «Погремушка», «Песня», «Привет». Ход занятия. Дети вместе с воспитателем и сурдопедагогом входят в зал и останавливаются у дверей. Музыкальный руководитель показывает табличку «Сядьте». Дети рассаживаются, взрослые помогают им. Сурдопедагог садится перед детьми, воспитатель продолжает стоять. Первое задание (индивидуальное). «Игра с погремушками» (см. с. 46). Музыкальный руководитель показывает детям табличку «Погремушка» и дает погремушку воспитателю, показывая другую табличку—«На». Воспитатель идет к боковой стене, поворачивается спиной к пианино, опускает погремушку. «Музыки нет»,— говорит музыкальный руководитель, демонстрируя табличку «Нет», объясняет дактиль», хвалит воспитателя (гладит по голо-пс) ьъ то, что он не поворачивается, ждет, когда будет музыка, затем,вызывает одного ребенка, предлагает стать к пианино боком так, чтобы видеть ' Такая подготовка проводится к каждому занятию. 2 В начале года в младшей группе дактильно объясняется слово «нет». действия воспитателя и играющего на инструменте, говорит: «Слушай» (табличка). Используется музыка «Игра с погремушкой». Воспитатель трясет погремушку, с окончанием музыки опускает ее и передает погремушку ребенку, стоящему у пианино: «На» (табличка). Воспитатель остается сзади и наблюдает, как ребенок выполняет задание, помогает ему. Это же задание выполняют все дети. Действия каждого ребенка поощряются, даже если он ошибается. В том случае, когда ребенок отказывается выполнять задание, его не следует заставлять.
Второе задание (фронтальное). Упражнение «Бег» (см. с. 39). Музыкальный руководитель, напевая мелодию, обегает зал и садится на место. Затем показывает детям таблички «Встаньте», «Слушай», «Бегите». Исполняется «Бег», дети сами выполняют задание и садятся на свои места. Третье задание. Песня «Колыбельная» (см. с. 259). Музыкальный руководитель показывает табличку «Песня». Воспитатель сидит перед детьми, у него На руках кукла, обращает внимание на табличку «Нет», говорит (дактильно): «Музыки яет». С началом музыки укачивает куклу, напевает: «А-а-а». Дети подпевают, укачивая воображаемую куклу. После паузы с началом музыки дети встают, тихо идут друг за другом вокруг воспитателя, приложив палец ко рту: ведь кукла спит—и садятся на места. Затем звучит веселая мелодия, кукла просыпается, дети вместе со взрослыми танцуют, занимая весь зал. С окончанием музыки воспитатель спокойно идет к стулу, садится и сажает куклу на колени. Сурдопедагог вместе с детьми так же спокойно занимают места. Музыкальный руководитель хвалит всех детей (гладит их по голове). Кукла благодарит всех детей за хорошую песню и пляску. Музыкальный руководитель сажает куклу и а пианино, показывает всем таблички «Встаньте», «Привет». Дети уходят из зала, прощаясь. СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Содержание работы по музыкальному воспитанию глухих детей 4—5 лет несколько отличается от программы обучения детей 3—4 лет. Ребенок средней группы уже имеет определенные навыки слушания музыки. Но эти навыки еще неустойчивы и требуют постоянной тренировки. Вот почему первые занятия (весь сентябрь) в средней группе начинаются с повторения пройденного материала в младшей группе. В октябре включаются более сложные задания. Если то или иное задание сложно для большинства детей, необходимо на следующем занятии дать посильное, т. е. вернуться к материалу младшей группы.
В ноябре практически начинается освоение программы средней группы. На основе умений, полученных в младшей группе, дети должны уметь переключать зрительное восприятие на тактильно-вибрационное и на слуховое. Музыкальный материал усложняется: увеличивается протяженность музыкальных отрывков, которые включаются в индивидуальное задание в качестве слушания музыки (без участия зрения). К концу года дети должны научиться самостоятельно строиться в круг, в шеренгу, в какой-то мере соблюдать равнение в строю во время ходьбы вокруг зала, двигаться из центра врассыпную, занимая более широкое пространство, ходить и бегать в разные стороны зала, не мешая товарищам. Благодаря разнообразным упражнениям по восприятию музыки дети средней группы быстрее реагируют на смену характера музыки, они острее чувствуют переход от спокойной музыки к быстрой, оживленной, веселой. В играх им доступно выполнение небольших ролей. Например, в игре «Зайка и мишка» роль мишки может исполнить ребенок. Вначале это поручается более активным детям, а на последующих занятиях эту роль вполне может сыграть каждый. В этой группе дети также выполняют некоторые упражнения с предметами, но задания усложняются. Например, в «Пляске с куклой» они выбегают к кукле не по одному, а по два, одновременно оба ребенка должны выдержать паузы, вместе покружиться. Если в младшей группе песня-игра «Кукла спит» исполняется детьми с воображаемой куклой, так как в противном случае настоящая кукла отвлечет детей от восприятия музыки, то уже и средней группе куклу можно дать каждому. С детьми 4 -5 лет продолжается работа по «звонкой азбуке» над теми звуками, которые отработаны с сурдопедагогом. Увеличиваетсячисло упражнений на пропевание не только отдельных звуков и слогов, но и слов.
Репертуар младшей группы повторяется в средней группе и течение года. Основным достижением детей 4—5 лет по освоению «звонкой азбуки» является то, что они к концу года должны петь упражнения свыключенным зрением индивидуально, подгруппами и всей группой. Продолжительность музыкального занятия с детьми 4—6 лет — 26—30 минут. Музыкальное занятие в средней группе п ключ ист: 1. Индивидуальное задание (два движения). 2. Фронтальное задание (2—3 упражнения, одно из них новое,Другие знакомые; каждое задание построено на одном движении). 3. Упражнение «звонкой азбуки». 4. Песня-игра. 5. Пляска или игра.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|