По музыкальному воспитанию
В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ В младшей группе закладываются основы всей последующей музыкально-воспитательной работы с детьми. Основная цель-—ввести глухих детей в неизвестный им дотоле мир музыки, дать им почувствовать и понять, что музыку можно слышать и слушать. Слушание музыки — совершенно новое умение для этих детей. В той или иной форме индивидуальное слушание музыки проводится на каждом музыкальном занятии. На первых занятиях с малышами решаются задачи, необходимые для осуществления всей системы музыкального воспитания в специальном дошкольном учреждении для глухих: правильное формирование группы; подготовка детей к восприятию музыки; организация действий детей с помощью педагога для восприятия музыки; образование новых связей — восприятие музыки (слушание с помощью зрения и без него); активизация восприятия музыки в игровой форме. Первые занятия строятся следующим образом. Музыкальный руководитель с помощью воспитателя в группе выстраивает малышей друг за другом и ведет их в зал. Там заблаговременно расставлены стульчики полукругом (см. первое исходное положение). Остановив группу у входа в зал, музыкальный руководитель берет первого ребенка за руку, ведет его к стулу, помогает сесть1, затем усаживает следующего 1 Воспитатель следит за детьми, стоящими у дверей зала, сурдопедагог наблюдает за посадкой детей. ребенка и т. д. Примерно к пятому занятию дети должны научиться самостоятельно входить в зал и садиться на свои места. Когда все дети сядут, музыкальный руководитель берет за руку воспитателя, подводит его сбоку к инструменту, прижимает ухом к корпусу пианино и предлагает слушать музыку, а сам садится и начинает играть. С окончанием музыки воспитатель сразу же делает жест «музыки нет»—разводит руки в стороны—и садится на место. Можно показать табличку со словом «нет».
Затем воспитатель помогает поочередно каждому ребенку проделать то же самое. После этого музыкальный руководитель строит детей и уводит их из зала. Воспитатель и сурдопедагог идут за детьми, ничем не нарушая только что полученного ими впечатления. Для активизации детей на занятии может быть использована кукла. Воспитатель прислоняет головку куклы к инструменту. С окончанием музыки воспитатель отстраняет куклу от инструмента и показывает с ее помощью знакомый детям жест «музыки нет». Впоследствии (после 10—12 занятий) слушание музыки проводится также без помощи зрения. Ребенок, который научился слушать у инструмента и одновременно смотреть на играющего, наблюдая за его действиями, ставится спиной к играющему сначала у пианино, а потом на расстоянии 1—1,5 м от него. Вначале дети действуют с помощью воспитателя, затем выполняют задание самостоятельно. Слушание с помощью зрения и без него постоянно сопутствует друг другу. Так рождается, закрепляется и развивается важнейший навык — слушание специальной музыки. Одновременно вырабатывается ощущение пауз, хотя само понятие дается позже. У детей постепенно вырабатывается чувство ожидания музыкальных звуков — настрой на слушание, без которого невозможны никакие действия глухих детей с музыкой. Дети трех лет быстро утомляются. Для них представляет трудность каждый новый шаг — знакомство с окружающим, освоение непривычной обстановки, установление нового контакта со взрослыми. Процесс познания, освоения обстановки, предметов, понятий, впечатлений идет одновременно с усвоением нового — слушанием музыки, выполнением движений под музыку. Всего этого более чем достаточно для малыша, поэтому первые занятия не следует перегружать. Лишь на четвертом занятии можно добавить упражнение в игровой форме — кукла (в руках воспитателя) берет поочередно детей за руки и устанавливает их по одному друг за другом. Когда дети научатся самостоятельно входить в зал, садиться на свои места, выходить к инструменту, отмечать возникновение музыки и показывать, что она закончилась,
им предлагаются другие, более сложные задания. На выработку этих умений уходят 3—5 первых занятий. Каждое из них длится не более 6—8 минут, в зависимости от числа детей в группе. Появляющиеся на первых занятиях новые связи — умение слушать музыку — развиваются и закрепляются на всех других занятиях в течение всего года. Как же проводятся эти последующие занятия в младшей группе? Сначала даются индивидуальные задания, требующие наибольшего напряжения. При этом подвижное чередуется со спокойным. Если на одном занятии осваивается бег, то на другом ходьба. После этого проводятся упражнения со всей группой. Если индивидуальное задание было подвижным, то фронтальное менее подвижное, и наоборот. Затем изучается «звонкая азбука» и в заключение — песня-игра. На последующих занятиях включается еще игра или пляска. Примерный план-конспект занятия, проводимого в конце октября в младшей группе 1. Индивидуальное задание — бег по кругу. 2. Ходьба по кругу. Сначала это задание показывает воспитатель или 3. «Звонкая азбука»— звук а: а) все поют, сидя полукругом, б) поют две 4. Песня «Укачивание куклы». Если в такое занятие включается пляска с платочками, то индивидуальное задание не проводится, так как в пляске используются те же движения. Однако надо помнить, что все движения в любой пляске должны быть детям знакомы. Первые музыкальные задания для малышей проводятся без музыки. Это как бы подготовительные упражнения, цель которых— выработать у детей четкую дифференциацию движения и покоя. Позднее на этой основе у детей закрепятся понятия «музыка», «музыки нет» (пауза).
Одновременно решается также задача —развитие основных видов движений. Дети располагаются перед музыкальным руководителем в кругу и повторяют за ним движения, каждое новое выполняется после небольшой паузы. Примерные упражнения 1. Хлопнуть в ладоши, опустить руки вниз (за спину). 2. Встряхнуть кистями рук перед собой, опустить руки вниз 3. Руками, согнутыми в локтях, вращать одна вокруг другой, опустить руки вниз (за спину). 4. Шагать на месте, стоять неподвижно. 5. Подпрыгивать на двух ногах, на месте, стоять неподвижно. 6. Выполнять бег на месте, стоять неподвижно. Затем проводятся упражнения на развитие смены разных видов движений (без паузы). Например, под музыку русской народной пляски сделать следующие упражнения: положив руки на пояс, легко приседать (пружинки), затем, словно раскачавшись, подпрыгивать вверх, после этого бодро шагать на месте, высоко поднимая ноги, и в конце спокойно постоять. Помимо основных форм движения, музыкальный руководитель предлагает детям различные образно-подражательные движения (без музыки), соединяемые с речью. Каждое движение может быть несколько раз повторено, но непременно должно заканчиваться паузой. Например, упражнения «Игра на барабане». Дети ударяют пальцем о палец и одновременно произносят «та-та-та» в быстром или медленном темпе. В конце года дети должны научиться пропевать все звуки, поставленные сурдопедагогом, протягивать гласные и отдельные слоги с началом музыки и одновременно с ней прекращать звучание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|