Главная | Обратная связь
МегаЛекции

ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ




В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ

В младшей группе закладываются основы всей последую­щей музыкально-воспитательной работы с детьми. Основная цель-—ввести глухих детей в неизвестный им дотоле мир музы­ки, дать им почувствовать и понять, что музыку можно слышать и слушать.

Слушание музыки — совершенно новое умение для этих детей. В той или иной форме индивидуальное слушание музыки проводится на каждом музыкальном занятии.

На первых занятиях с малышами решаются задачи, необ­ходимые для осуществления всей системы музыкального воспи­тания в специальном дошкольном учреждении для глухих:

правильное формирование группы;

подготовка детей к восприятию музыки;

организация действий детей с помощью педагога для вос­приятия музыки;

образование новых связей — восприятие музыки (слушание с помощью зрения и без него);

активизация восприятия музыки в игровой форме.

Первые занятия строятся следующим образом.

Музыкальный руководитель с помощью воспитателя в груп­пе выстраивает малышей друг за другом и ведет их в зал. Там заблаговременно расставлены стульчики полукругом (см. пер­вое исходное положение). Остановив группу у входа в зал, музыкальный руководитель берет первого ребенка за руку, ве­дет его к стулу, помогает сесть1, затем усаживает следующего

1 Воспитатель следит за детьми, стоящими у дверей зала, сурдопедагог наблюдает за посадкой детей.


ребенка и т. д. Примерно к пятому занятию дети должны на­учиться самостоятельно входить в зал и садиться на свои места. Когда все дети сядут, музыкальный руководитель берет за руку воспитателя, подводит его сбоку к инструменту, прижима­ет ухом к корпусу пианино и предлагает слушать музыку, а сам садится и начинает играть. С окончанием музыки воспитатель сразу же делает жест «музыки нет»—разводит руки в сторо­ны—и садится на место. Можно показать табличку со сло­вом «нет».

Затем воспитатель помогает поочередно каждому ребенку проделать то же самое. После этого музыкальный руководитель строит детей и уводит их из зала. Воспитатель и сурдопедагог идут за детьми, ничем не нарушая только что полученного ими впечатления.

Для активизации детей на занятии может быть использова­на кукла. Воспитатель прислоняет головку куклы к инструмен­ту. С окончанием музыки воспитатель отстраняет куклу от инструмента и показывает с ее помощью знакомый детям жест «музыки нет».

Впоследствии (после 10—12 занятий) слушание музыки про­водится также без помощи зрения. Ребенок, который научился слушать у инструмента и одновременно смотреть на играюще­го, наблюдая за его действиями, ставится спиной к играющему сначала у пианино, а потом на расстоянии 1—1,5 м от него.



Вначале дети действуют с помощью воспитателя, затем выполняют задание самостоятельно. Слушание с помощью зре­ния и без него постоянно сопутствует друг другу. Так рождает­ся, закрепляется и развивается важнейший навык — слушание специальной музыки.

Одновременно вырабатывается ощущение пауз, хотя само понятие дается позже. У детей постепенно вырабатывается чув­ство ожидания музыкальных звуков — настрой на слушание, без которого невозможны никакие действия глухих детей с му­зыкой.

Дети трех лет быстро утомляются. Для них представляет трудность каждый новый шаг — знакомство с окружающим, ос­воение непривычной обстановки, установление нового контакта со взрослыми.

Процесс познания, освоения обстановки, предметов, поня­тий, впечатлений идет одновременно с усвоением нового — слу­шанием музыки, выполнением движений под музыку. Всего это­го более чем достаточно для малыша, поэтому первые занятия не следует перегружать. Лишь на четвертом занятии можно до­бавить упражнение в игровой форме — кукла (в руках воспи­тателя) берет поочередно детей за руки и устанавливает их по одному друг за другом. Когда дети научатся самостоятельно вхо­дить в зал, садиться на свои места, выходить к инструменту, отмечать возникновение музыки и показывать, что она закончилась,


им предлагаются другие, более сложные задания. На вы­работку этих умений уходят 3—5 первых занятий. Каждое из них длится не более 6—8 минут, в зависимости от числа детей в группе. Появляющиеся на первых занятиях новые связи — умение слушать музыку — развиваются и закрепляются на всех других занятиях в течение всего года.

Как же проводятся эти последующие занятия в младшей группе? Сначала даются индивидуальные задания, требующие наибольшего напряжения. При этом подвижное чередуется со спокойным. Если на одном занятии осваивается бег, то на дру­гом ходьба. После этого проводятся упражнения со всей груп­пой. Если индивидуальное задание было подвижным, то фрон­тальное менее подвижное, и наоборот.

Затем изучается «звонкая азбука» и в заключение — песня-игра. На последующих занятиях включается еще игра или пляска.

Примерный план-конспект занятия, проводимого в конце октября в младшей группе

1. Индивидуальное задание — бег по кругу.

2. Ходьба по кругу. Сначала это задание показывает воспитатель или
музыкальный руководитель: взрослый ходит, напевая мелодию, под которую
пойдут дети. Затем по кругу друг за другом идут дети.

3. «Звонкая азбука»— звук а: а) все поют, сидя полукругом, б) поют две
подгруппы: одна — у пианино, другая —за ним, затем меняются местами.

4. Песня «Укачивание куклы».

Если в такое занятие включается пляска с платочками, то индивидуаль­ное задание не проводится, так как в пляске используются те же движения. Однако надо помнить, что все движения в любой пляске должны быть де­тям знакомы.

Первые музыкальные задания для малышей проводятся без музыки. Это как бы подготовительные упражнения, цель ко­торых— выработать у детей четкую дифференциацию движе­ния и покоя. Позднее на этой основе у детей закрепятся поня­тия «музыка», «музыки нет» (пауза).

Одновременно решается также задача —развитие основных видов движений. Дети располагаются перед музыкальным руко­водителем в кругу и повторяют за ним движения, каждое но­вое выполняется после небольшой паузы.

Примерные упражнения

1.Хлопнуть в ладоши, опустить руки вниз (за спину).

2. Встряхнуть кистями рук перед собой, опустить руки вниз
(за спину).

3. Руками, согнутыми в локтях, вращать одна вокруг дру­гой, опустить руки вниз (за спину).


4. Шагать на месте, стоять неподвижно.

5. Подпрыгивать на двух ногах, на месте, стоять неподвижно.

6. Выполнять бег на месте, стоять неподвижно.

Затем проводятся упражнения на развитие смены разных видов движений (без паузы). Например, под музыку русской народной пляски сделать следующие упражнения: положив руки на пояс, легко приседать (пружинки), затем, словно рас­качавшись, подпрыгивать вверх, после этого бодро шагать на месте, высоко поднимая ноги, и в конце спокойно постоять.

Помимо основных форм движения, музыкальный руководи­тель предлагает детям различные образно-подражательные дви­жения (без музыки), соединяемые с речью. Каждое движение может быть несколько раз повторено, но непременно должно за­канчиваться паузой. Например, упражнения «Игра на бараба­не». Дети ударяют пальцем о палец и одновременно произносят «та-та-та» в быстром или медленном темпе.

В конце года дети должны научиться пропевать все звуки, поставленные сурдопедагогом, протягивать гласные и отдельные слоги с началом музыки и одновременно с ней прекращать звучание.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.