7.Города-государства. 8.Пути формирования государства. 9.Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства
7. Города-государства -селения, в кот. живут свобод общинники- землевладельцы, представл оседлую общину Выделяются они из групп первоначал селений в хоз-й и религ-ый центр, постепенно перераст в админист-но-хоз-й и религ центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой с/х местностью и становится гор-гос-м Гор-гос-во занимает четкую соц диффернец. Формир первонач апп. упр: лица, занимающиеся огр-ей произв-ва, учета орг-й общ-х работ и тп 3 центра упр администр и идеалогич лидерства: городск общинп, дворец, храм Город начинает выполнять по отнош к другим прилегающ селениям фун-ю гос упр
8. Пути формирования государства Диалектика: 3 пути формир гос-ва: 1)Западный: первичн фактором процесса государствообр-ия не тер-ии Европы(1 Европеййский путь)выступил процесс соц-имущ-го расслоения общ-ва(имущ-ой дифференциации), вызванной формир-ем частн собс-ти. Этот путь подробно описан в работе Энгельса «Происх семьи, част собс-ти и гос-ва» Длительн борьба имущих и неимущих классов привела к необх созд гос-ва. 2) Восточ путь: отсут собс-ти, огром гос аппарат, господст внеэкон-ое принуждение, компромисс между жреческой и родовой властью. Жесткая иерархия в общ-ве, гос аппарат возникает при возн-ии родового строя. Фактор возн-я гос-ва: не эконм противоречия, а фактор религиоз культуры. Имущ рассл усил после возн-я гос-ва. 3) Синтетич путь: гос-во возникает, как реакц на воен угрозу
9. Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства 1. Патриархальная Представители: Аристотель, Роберт Фишер, Конфуций, Михайловский Суть теории: гос-во возникло из разросшейся семьи, власть монарха произошла из власти над членами семьи и подобна отеческой власти.
Была широко распраст в Др. Греции и в рабовл Риме. 2. Договорная (думают, что право возн раньше гос-ва) Представители: Г. Гроций, Спиноза, Радищев, Д. Дидро, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж Руссо Суть теории: гос-во возн в рез-те общ-го договора, в соот с кот люди оказ от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности. Данная теория основывается на 2х постулатах: 1. До возн гос-ва и права люди жили в усл так называемого естественного сост. Этот факт признается всеми представителями теории, однако само ест право трактуется по-разному: Гоббс: люди находились в сост «войны против всех» и чтобы не истребить друг-друга, создали гос-во Руссо: наоборот, считал, что люди жили хорошо, но чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали гос-во, а часть своих прав передали монарху 2. Гос-во возн в рез-те заключ-ии общ-го договора: ! НО наличие общ-го договора не как историй факт в виде подписания док-та, а как сост общ-ва. Общ договор выступает как логич предпосылка, без кот невозм объяснить отличие гос-ва от первобытного общ-ва 3. Психологическая (нач 20го вв право возн позднее, чем гос-во) Представители: Л. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Фроми, Коркунов Суть теории: гос-во явл продуктом психологич противореч. Кажд Ч-ку свойственно стремление к подражанию, подчинению, либо стремл к власти Ницше: «гос-во-воля сильнейшего»
10. Теория происхождения государства: теологическая, марксистская и теория насилия 1. Теологическая (зарод в глуб древности) Фома Аквинский (13 вв): обосновал, что гос-во- акт божественного промысла Осн идея- божественный первоисточник происх и сущности гос-ва. Гос-во есть Божий промысел, смысл кот в уст на Земле порядка и гармония, аналогич тем, что сущ в царстве Божием «Вся власть от Бога». Бог явл творцом всего сущего на Земле, в тч и гос-ва
2. Марксистская Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Плеханов, В. Ленин Суть теории: гос-во возникает в рез-те раскола общ-ва на классы. Гос власть соср у эконом-ки господст-щего класса. Гос-во присуще лишь классовому об-ву 3. Теория насилия Представители: Е. Дюринг, К. Каутский Суть теории: гос-во явл рез-м прямого полит действия- внутр насилия (Дюринг), или внешнего насилия, завоевания (Каутский). Гос-во появл, как инструмент поддерж гопод-ва над завоеван народами. Гос-во возн, ка аппар принужд. Право- придаток гос-ва
11. Сущность и содержание государства. Сущность. Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых св-ств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности гос-тва -проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. По вопросу о сущности гос-тва в юр. литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность гос-тва рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. в рамках современной теории гос-тва актуально не столько раскрытие классовой сущности гос-тва, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего соц. назначения. Заметим, в западных теориях гос-тво представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, соц. противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе гос-тва, необходимо рассматривать и его др. характеристики. Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой гос-тва явл. то, что оно всегда выступает как единственная организация политич. власти, управляющая всем обществом. В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность гос-тва многоаспектна и может выражать классовый, общесоц., национальный, религиозный и др. аспекты деят-сти гос-тва. Содержание. Под содержанием гос-тва следует понимать его разностороннюю деят-сть, направленную на реализацию стоящих перед ним задач. В этой связи можно сказать, что содержание гос-тва проявляется не только в его деят-сти (функциях), но и в его механизме, т. е. системе гос. органов (органы законодательной, исполнительной, судеб. власти и др. ), и функциях, т. е. основных направлениях его деят-сти (внутр. и внешн. ). Содержание гос-тва многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных соц. сил на гос. власть, на различные её ветви. Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определённую форму». Соответственно говорится о соотношении формы гос-тва и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определённость содержание гос-тва приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное гос-тво как гос. форма – такое гос-тво, кот. состоит из ряда гос. образований, на территории кот. действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.
Содержание гос-тва не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания гос-тва может измениться и его форма.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|