Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7.Города-государства. 8.Пути формирования государства. 9.Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства




7. Города-государства

-селения, в кот. живут свобод общинники- землевладельцы, представл оседлую общину

Выделяются они из групп первоначал селений в хоз-й и религ-ый центр, постепенно перераст в админист-но-хоз-й и религ центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой с/х местностью и становится гор-гос-м

Гор-гос-во занимает четкую соц диффернец. Формир первонач апп. упр: лица, занимающиеся огр-ей произв-ва, учета орг-й общ-х работ и тп

3 центра упр администр и идеалогич лидерства: городск общинп, дворец, храм

Город начинает выполнять по отнош к другим прилегающ селениям фун-ю гос упр

 

8. Пути формирования государства

Диалектика: 3 пути формир гос-ва:

1)Западный: первичн фактором процесса государствообр-ия не тер-ии Европы(1 Европеййский путь)выступил процесс соц-имущ-го расслоения общ-ва(имущ-ой дифференциации), вызванной формир-ем частн собс-ти. Этот путь подробно описан в работе Энгельса «Происх семьи, част собс-ти и гос-ва»

Длительн борьба имущих и неимущих классов привела к необх созд гос-ва.

2) Восточ путь: отсут собс-ти, огром гос аппарат, господст внеэкон-ое принуждение, компромисс между жреческой и родовой властью. Жесткая иерархия в общ-ве, гос аппарат возникает при возн-ии родового строя.

Фактор возн-я гос-ва: не эконм противоречия, а фактор религиоз культуры.

Имущ рассл усил после возн-я гос-ва.

3) Синтетич путь: гос-во возникает, как реакц на воен угрозу

 

9. Патриархальная, договорная и психологическая теории происхождения государства

1. Патриархальная

Представители: Аристотель, Роберт Фишер, Конфуций, Михайловский

Суть теории: гос-во возникло из разросшейся семьи, власть монарха произошла из власти над членами семьи и подобна отеческой власти.

Была широко распраст в Др. Греции и в рабовл Риме.

2. Договорная (думают, что право возн раньше гос-ва)

Представители: Г. Гроций, Спиноза, Радищев, Д. Дидро, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж-Ж Руссо

Суть теории: гос-во возн в рез-те общ-го договора, в соот с кот люди оказ от части своих прав и свобод в обмен на гарантии личной безопасности.

Данная теория основывается на 2х постулатах:

1. До возн гос-ва и права люди жили в усл так называемого естественного сост.

Этот факт признается всеми представителями теории, однако само ест право трактуется по-разному:

Гоббс: люди находились в сост «войны против всех» и чтобы не истребить друг-друга, создали гос-во

Руссо: наоборот, считал, что люди жили хорошо, но чтобы жить еще лучше, они договорились и образовали гос-во, а часть своих прав передали монарху

2. Гос-во возн в рез-те заключ-ии общ-го договора:

! НО наличие общ-го договора не как историй факт в виде подписания док-та, а как сост общ-ва.

Общ договор выступает как логич предпосылка, без кот невозм объяснить отличие гос-ва от первобытного общ-ва

3. Психологическая (нач 20го вв право возн позднее, чем гос-во)

Представители: Л. Петражицкий, З. Фрейд, Э. Фроми, Коркунов

Суть теории: гос-во явл продуктом психологич противореч. Кажд Ч-ку свойственно стремление к подражанию, подчинению, либо стремл к власти

Ницше: «гос-во-воля сильнейшего»

 

10. Теория происхождения государства: теологическая, марксистская и теория насилия

1. Теологическая (зарод в глуб древности)

Фома Аквинский (13 вв): обосновал, что гос-во- акт божественного промысла

Осн идея- божественный первоисточник происх и сущности гос-ва. Гос-во есть Божий промысел, смысл кот в уст на Земле порядка и гармония, аналогич тем, что сущ в царстве Божием «Вся власть от Бога». Бог явл творцом всего сущего на Земле, в тч и гос-ва

2. Марксистская

Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс, Г. Плеханов, В. Ленин

Суть теории: гос-во возникает в рез-те раскола общ-ва на классы. Гос власть соср у эконом-ки господст-щего класса. Гос-во присуще лишь классовому об-ву

3. Теория насилия

Представители: Е. Дюринг, К. Каутский

Суть теории: гос-во явл рез-м прямого полит действия- внутр насилия (Дюринг), или внешнего насилия, завоевания (Каутский). Гос-во появл, как инструмент поддерж гопод-ва над завоеван народами. Гос-во возн, ка аппар принужд. Право- придаток гос-ва

                                           11. Сущность и содержание государства.

Сущность.

Сущность в целом представляет собой совокупность наиболее важных, устойчивых св-ств, определяющих природу предмета, явления. Проблема сущности гос-тва -проблема определения самой важной, определяющей его характеристики. По вопросу о сущности гос-тва в юр. литературе высказываются разные точки зрения. В большинстве работ, изданных в период советской власти, сущность гос-тва рассматривалась однозначно с классовых позиций как орудие власти господствующего класса. в рамках современной теории гос-тва актуально не столько раскрытие классовой сущности гос-тва, сколько всестороннее раскрытие его многостороннего соц. назначения. Заметим, в западных теориях гос-тво представляется как надклассовое образование, инструмент примирения классовых, соц. противоречий, выражающих интересы всего общества. В отечественной юриспруденции последних лет признается, что наряду с «классовым следом» в природе гос-тва, необходимо рассматривать и его др. характеристики. Наиболее важной, качественно постоянной сущностной чертой гос-тва явл. то, что оно всегда выступает как единственная организация политич. власти, управляющая всем обществом. В последнее время в литературе высказано мнение, что сущность гос-тва многоаспектна и может выражать классовый, общесоц., национальный, религиозный и др. аспекты деят-сти гос-тва.

Содержание.

Под содержанием гос-тва следует понимать его разностороннюю деят-сть, направленную на реализацию стоящих перед ним задач. В этой связи можно сказать, что содержание гос-тва проявляется не только в его деят-сти (функциях), но и в его механизме, т. е. системе гос. органов (органы законодательной, исполнительной, судеб. власти и др. ), и функциях, т. е. основных направлениях его деят-сти (внутр. и внешн. ). Содержание гос-тва многоаспектно, зависит также от степени воздействия различных соц. сил на гос. власть, на различные её ветви. Существенно то, что содержание в философском смысле «наполняет определённую форму». Соответственно говорится о соотношении формы гос-тва и его содержании, обращается внимание на их единство и несовпадение. Действительно, свою определённость содержание гос-тва приобретает благодаря своей форме. Скажем, федеративное гос-тво как гос. форма – такое гос-тво, кот. состоит из ряда гос. образований, на территории кот. действуют федеральные и республиканские (субъектов федерации) органы власти.

Содержание гос-тва не статичное состояние, оно находится в процессе постоянного изменения, динамизма. С развитием содержания гос-тва может измениться и его форма.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...