Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

26. Понятие и классификация органов государства.




26. Понятие и классификация органов государства.

Гос. орган – элемент механизма гос-тва, участвующий в осуществлении функций гос-тва и наделённый для этого властными полномочиями (первичный и важнейший структурный элемент механизма гос-тва).

Признаки гос. органов:

–образуются в законодат. порядке, определяемом их компетенцией;

–явл. самостоятельными элементами гос. аппарата;

–взаимодействуют между собой.

Классификация гос. органов:

по способу возникновения:

–первичные (не создаются др. органами, возникают либо в порядке наследования, либо избираются по установленной процедуре и получают властные полномочия от избирателей);

–производные (создаются первичными органами, кот. наделяют их властными полномочиями);

по характеру выполняемых задач (в соответствии с принципом разделения властей) (представительные (законодат. ), исполнительные, судеб. );

по структуре (способу) организации: –простые (не имеют внутр. подразделения); –сложные (обладают структурой);

по объёму властных полномочий:

–высшие (наиболее полно олицетворяют гос. власть, распространяющуюся на территорию всего гос-тва);

– местные (функционируют в административных единицах, их полномочия распространяются только на эти регионы);

по широте компетенции:

–общ. компетенции (правомочны решать широкий круг вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций гос-тва);

– спец. компетенции (специализируются на выполнении какой-то 1 функции 1 вида деят-сти);

по порядку осуществления компетенции (коллегиальные, единоличные); –выборные и назначаемые.  

27. Понятие и сущность бюрократии

Бюрократия– специфическая форма соц. организаций в обществе, в кот. центры исп. власти практически независимы от большинства их членов. Бюрократия – узкая привилегированная чиновничье-административная каста.

С развитием гос. -монополистического капитализма превратилась в универсальную форму соц. буржуазной организации вообще. Основные черты бюрократии – формализм, произвол. Главное орудие борьбы с капитализмом – всестороннее развитие социалистической демократии, всё большее привлечение трудящихся к управлению, развертывание критики и самокритики.

 

                                28. Государство, право и экономика

В научн. литературе вопрос о соотношении гос-тва, права и экономики решается по-разному. 1-ая позиция состоит в том, что приоритет отдаётся экономике перед гос-твом и правом. 2-ая позиция провозглашает приоритет права в этом соотношении. 3-я позиция исходит из паритетных (равных) отношений между этими категориями. Указанные приоритеты определяются главным образом сущностью гос-тва, правов. системой общества, его ценностями, а также типом экономич. системы и хозяйственной политики гос-тва.

Гос. воздействие на общество осуществляется посредством законов. Гос-тво разрабатывает и устанавливает общеобязательные правила поведения — нормы права, с помощью кот. многообразные отношения, возникающие в реальной жизни, оцениваются как правомерные либо как противоправные. По справедливому замечанию проф. В. М. Сырых, гос-тво м. выбирать любой вариант санкционирования экономич. отношений правом, хотя не всякий избранный им способ обеспечивает позитивные результаты.

В условиях распределительной экономики, когда основные средства производства принадлежат гос-тву, а само гос-тво выступает в качестве политич. и экономич. организатора и руководителя, при этом действует от имени всего общества, приоритет принадлежит гос-тву. Оно явл. главным экономич. центром, обладает всей полнотой экономич. власти. Гос. сектор экономики составляет основу экономики страны и охватывает все отрасли хозяйства. Следовательно, в условиях распределительной экономики устанавливается и реализуется правов. режим сверхцентрализованной экономики с одновременным ограничением экономич. свободы и самостоятельности населения. Этот режим, существовавший в Советском гос-тве и др. странах социалистической ориентации, продемонстрировал свою неспособность обеспечить благосостояние народа и в целом свою неэффективность и нежизненность.

В условиях развития рыночной экономики вмешательство гос-тва в экономич. развитие общества, в т. ч. и при помощи законов, серьёзно сокращается, ограничивается. Гос-тво при такой модели экономич. жизни рассматривалось не как хозяйствующий субъект, а как сила, призванная охранять существующие в обществе экономич. отношения. Гос-тву отводилась роль «ночного сторожа», а право трактовалось как независимый арбитр в конфликтных ситуациях.

С т. з. Адама Смита — видного представителя буржуазной экономич. науки и поборника либеральной экономики, основное назначение гос-тва — обеспечивать экономич. свободу товаропроизводителей и создавать благоприятные условия для развития предпринимательства. Каждый человек, если он не нарушает законов справедливости, свободен в достижении собственных интересов и в конкуренции с др. субъектами.

 

                                             29. Государство и политическая система общества

Полит. система – сов-сть взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них полит. институтов и действий, организующих полит. власть, взаимодействие граждан и гос-тва.

Компонентами полит. системы явл.:

-Сов-сть полит. объединений (гос-тво, полит. партии, общественно-полит. организации и движения).

-Полит. отношения, складывающиеся между структурными элементами системы.

-Полит. нормы и традиции.

-Полит. сознание.

-Полит. Деят-сть.

Госу-тво как субъект полит. системы

В историческом плане гос-тво м. считать 1-ой полит. организацией. Гос-тво занимает центральное место в полит. системе.

Особенности:

-Примиряя различные соц. группы, гос-тво дало жизнь полит. системе. Безусловно, что гос-тво на всём протяжении человеч. развития выступало как " миротворец", но с другой, именно оно дважды ввергало своих подданных в мировые войны.

-Через гос-тво индивид " включается" в полит. систему общества. Вместе с тем, всегда между гос-твом и отдельными гражданами существует комплекс противоречий, кот. в целом характеризуется как 1 из основных внутр. противоречий полит. системы общ-тва.

-Гос-тво выступает полит. организацией экономически господствующего класса. Но надо отметить, что такое состояние для гос-тва характерно лишь в период кризисов.

-Гос-тво стало 1-ым результатом полит. деят-сти людей. Оно играет роль надклассового арбитра, устанавливает " правила игры" для полит. партий и объединений.

-Гос-тво - важнейший интегрирующий фактор, связывающий в единое целое полит. систему и гражд. общество.

-Полит. система находится в постоянном движении, модификации. Когда же возникают ЧС, особая роль в их разрешении отводится гос-тву.

 

   30. Политическая система общества: понятие и основные элементы

Полит. система – некая сов-сть постоянно взаимодействующих между собой на основе норм права, др. соц. норм, а также научн. идей полит. институтов, учреждений и полит. актов отдельных индивидов, при помощи кот. организуется полит. власть в обществе.

Полит. система= полит. деят-сть – деят-сть отдельных людей и их объединений, связанная с борьбой за реализацию собственных интересов, а также интересов различных соц. отношений.

Структура:

1) Институциональная

2) Нормативно- регулятивная

3) Деятельностная подсистема (способ освоения человеком полит. процессов и явлений, масштаб полит. активности людей, определяемый их волей и сознанием)

 

3 состояния полит. активности:

 -состояние полит. отчуждения

-полит. активность

- полит. пассивность

 

4) Идеологическая

Полит. сознание – форма проявления духовности, кот. отражает деят-сть полит. жизни и направляет поведение людей в сфере полит. отношений.

2 уровня полит. сознания: концептуально- научный и обыденный

 

5) Коммуникативная подсистема

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...