33. Понятие и типы политических систем
33. Понятие и типы политических систем Полит. система – система взятых в единстве и взаимодействии гос., общественных организаций, др. полит. институтов, кот. на основе определённых норм и принципов участвуют в полит. жизни общества, осуществляют определённые полит. функции. По характеру соц. среды м. выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные полит. системы. Тоталитарные полит. системы закрытого характера формирует соц. среда распределительного типа. В таких полит. системах у власти находится 1 господствующая партия (ядро системы), др. общественные организации (профсоюзные, молодёжные и даже детские) выступают проводниками гос. идеологии. Индивид полностью подчинён коллективу. Гос-тво в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения. Для полит. систем закрытого характера присуще стремление гос-тва затруднить обмен идеями, мнениями и др. информацией внутри страны и с внешним миром. Гос. власть, стремясь обеспечить интересы номенклатуры, опирается на партийный диктат и выходит в полит. отношениях за рамки правов. предписаний. Вместо открытого обмена обществу навязывается демагогия о гос. защите интересов населения. В тоталитарных полит. системах господствуют идеи вождизма, культа личности лидера гос-тва, происходит слияние гос. и партийного аппарата. Полит. системам закрытого типа присуща политика террора и геноцида в отношении собственного народа, подавление всякого инакомыслия, оппозиции. Полит. система в распределительной среде обеспечивает консервацию общественной жизни и стагнацию общественных отношений.
Либерально-демократические системы открытого характера формирует соц. среда рыночного типа. Для либерально-демократических полит. систем характерны: — в экономич. сфере - рыночные отношения, наличие частной собственности, кот. обеспечивают экономич. свободой субъектов полит. отношений; — в сфере полит. отношении — многопартийность, плюрализм, приход к гос. власти демократическим путём. Партии в такой системе стремятся к завоеванию, удержанию и использованию власти с учётом интересов избирателей; — приоритет личности, её прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов; — в сфере общественных отношении преобладают правов. формы поведения людей; — в сфере гос. жизни широко используются демократические институты. Для полит. системы открытого общества присуще разномыслие, обмен идеями, знаниями, товарами, инвестициями. Гос. власть действует в организационно-правов. формах. Взаимоотношение гос-тва, профсоюзов, др. организаций носит конституционный характер. Полит. система открытого типа выполняет общественно значимые функции и обеспечивает интересы всего гражд. общества. Переходные полит. системы формирует смешанная соц. среда, для кот. характерна конвергенция (смешение) противоречивых соц. -полит. явлений и процессов. В таких системах плюрализм, как правило, соседствует с полит. нетерпимостью, а реформы сопровождаются попытками сохранить старые порядки. Переходные полит. системы нестабильны. Но их эволюция ведет к формированию полит. систем иного, более устойчивою типа. Гос-тво в таких системах либо препятствует становлению новой полит. системы общества, либо обеспечивает неизбежную эволюцию полит. системы общества.
34. Политическая система РФ Согласно ст. 1 Конституции РФ РФ - есть демократическое федеративное правов. гос-тво с республиканской формой правления.
Определение РФ в качестве демократич. гос-тва раскрывается, прежде всего, в положении о том, что единственным источником власти в РФ явл. народ, кроме того, в положении о том, что эту власть сам народ и осуществляет как непосредственно, так и через органы гос. власти и органы местн. самоуправления. Демократичность рос. гос-тва проявляется и в том, что его граждане равноправны и обладают широкими правами и свободами, в т. ч. правом участвовать в управлении делами гос-тва. В рос. гос-тве установлена выборность органов законодат. власти и представит. органов местн. самоуправления, ряда руководящих должностных лиц – Президента РФ, глав региональной и местн. администрации и т. д. Характеристика рос. гос-тва в качестве федеративного указывает на форму его устройства. Федерация – гос-тво, состоящее в свою очередь из гос-тв и (или) госу. -подобных образований, близких по статусу к гос-тву. Характеристика РФ в качестве правов. гос-тва означает, что в организации и деят-сти гос-тва превалируют принципы права, а не мотивы полит. целесообразности. Правов. гос-тво «связано» правом, исходит из признания неотчуждаемых (прирожденных) прав и свобод человека и возложения на гос-тво обязанности соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. Понятие «республиканская форма правления» характеризует гос-тво, в кот. все высш. органы гос. власти либо избираются, либо формируются общенациональными избранными представительными учреждениями. Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодат., исполнит. и судеб. Органы законодат., исполнит. и судеб. власти самостоятельны. В РФ признаётся идеологическое и полит. многообразие, предполагающее многопартийность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|