23. Формы и методы реализации функций государства
23. Формы и методы реализации функций государства Функции гос-тва – основные направления деят-сти гос-тва по решению основных задач, стоящих перед ним. Гос-тво выполняет функции в присущих ему формах. Формы осуществления функций гос-тва – однородная деят-сть органов гос-тва по выполнению функций гос-тва. В правов. формах реализации функций гос-тва отражается связь права и гос-тва, его обязанность действовать на основе норм права: –правотворческая деят-сть (подготовка и издание НПА, образующих нормативно-правов. основу деят-сти гос. органов); –правоисполнительная (деят-сть гос-тва, направленная на реализацию норм права гос. органами); –правоохранительная (деят-сть по контролю (надзору) за исполнением норм права всеми и привлечению правонарушителей к ответ-сти (охрана правопорядка)); –правосудие (осуществляется только судом); –контрольная (инспектирование, проверка деят-сти органов гос-тва, должностных лиц, их решений). Неправовая форма реализации функций гос-тва (не связана с юридич. значимыми действиями, влекущими за собой правов. последствия) (подготовительные работы по сбору, оформлению, изучению информации, необходимой для принятия управленческих решений). Методы осуществления функций гос-тва зависят от вида функций, гос. органов, кот. их осуществляют (методы дозволения, требования, запрета, убеждения, принуждения, морального и материального стимулирования, прогнозирования, планирования) Методы осуществления функций гос-тва подразделяются: – насильственные (применяется при ведении военных действий, подавления восстаний народа, в борьбе с преступностью); – ненасильственные методы воздействия (воспитание, убеждение, поощрение, запугивание, вступление в соглашения, обман. Воздействие м. осуществляться на сознание или психику людей).
Методы осуществления гос. функций–приёмы, с помощью кот. реализуются функции гос-тва. Методы императивного характера- издание и обеспечение при помощи средств принуждения гос. -властных предписаний устанавливающих максимально конкретные правила поведения. При этом выполнение этих правил д. осуществляться в чётком соответствии с содержащимися в них установками, «разрешено делать, то, что разрешено законом». Методы диспозитивного характера- определение общ. границ «очерчивающих» область дозволенного поведения и определяющих сферу, в рамках которой субъекты самостоятельно (используя договорную форму) вырабатывают правила взаимного общения в процессе реализации той или иной функции гос-тва.
24. Механизм государства понятие и значение Механизм гос-тва – система гос. органов, призванных осуществлять гос. власть, задачи и функции гос-тва. Характерные черты механизма гос-тва: –он представляет собой систему (упорядоченную сов-сть гос. органов); –его целостность обеспечивается едиными целями и задачами; –основным элементом механизма гос-тва выступают гос. органы; –он явл. организационной и материальной силой, с помощью кот. гос-тво осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Признаки механизма гос-тва: –единство принципов орг-ции и деят-сти; –сложная структура, отражающая место, занимаемое в ней различн. видами; –функции гос-тва; –материальные средства, на кот. опираются гос. органы. Принципы механизма гос-тва: –представительство интересов граждан во всех звеньях гос. аппарата (обеспечивается демократической избирательной системой, гарантиями прав и свобод); –разделение властей (формирует механизмы, исключающие произвол);
–гласность и открытость в деят-сти гос. аппарата; –профессионализм и компетентность гос. органов; –законность; –демократизм в формировании и деят-сти гос. органов (учитываются интересы большинства граждан); –субординация и чёткое взаимодействие между органами гос. власти федерации и субъектов федерации.
25. Государственный аппарат: принципы его организации и деятельности. Гос. аппарат – система гос. органов, взаимосвязанных общ. принципами, единством конечной цели и взаимодействием наделённых властными полномочиями и располагающих материально-технич. возможностями для осуществления своих функций (гос. органы – структурные звенья гос. аппарата). Гос. органы обеспечивают осуществление сильной и эффективной гос. власти (имеют право издавать НПА, обязательные для исполнения, наделены властными полномочиями, имеет свою сферу (предмет ведения), компетенцию (круг полномочий и обязанностей)). Черты гос. аппарата: –состоит из людей, профессионально выполняющих работу по реализации функций гос-тва; –его деят-сть обеспечивается необходимыми организационными, финансовыми, правов. средствами, а в случае необходимости – возможностью гос. принуждения; –при помощи него осуществляется гос. власть и, тем самым, реализуются функции и задачи гос-тва. Принципы организации и деят-сти гос. аппарата: 1) Законность (механизм гос-тва действует на основе закона, норм права). 2) Профессионализм (каждый элемент механизма гос-тва и сотрудник аппарата более ничем не занимается, как только проф. выполнением функций гос-тва). 3)Разделение полномочий и компетенции между различными элементами механизма гос-тва (гос. органы выполняют каждый свою задачу, кот. вытекает из общей задачи гос. аппарата – реализации функций гос-тва). 4)Сочетание коллегиальности и единоначалия (гос. аппарат и гос. органы имеют многообразные формы (коллегиальная деят-сть, единоличное принятие решений)). 5)Иерархичность и системность (гос. аппарат – сложная система, в кот. органы гос-тва выступают как взаимосвязанные и взаимозависимые элементы единого целого). 6)Демократизм и представительство интересов народа или отдельных его частей, широкое участие в управлении народа. 7)Гласность (гос. аппарат как внешний выразитель воли гос-тва как публичной властной организации, действует, как правило, открыто). 8)Разделение властей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|