31. Партии в политической системе общества
Полит. партии – объединения людей, кот. пытаются сделать свою идею общегос.
Фр. Социолог Морис Дюверже выделял партии: -кадровые -массовые -централизованные
Др. классификация: По целям: классовые, национальные, религиозные, проблемные, патриотические.
По способу взаимодействия с соц. базой: -Легальные и нелегальные -Правящие и оппозиционные -Монопольно правящие и коалиционные
Функции полит. партий 1) Трансформация частных интересов в совокупные полит. интересы 2) Партия скрывает от большинства взаимные интересы членов 3) Формирует частные интересы членов и др. лиц.
32. Место церкви в политической системе общества В широком смысле «церковь» - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или др. религии на основе общности вероучения и культа. Главные признаки церкви: а) наличие более или менее разработанной религиозной (догматической и культовой) системы; б) иерархический характер, централизация управления; в) разделение принадлежащих к Церкви на духовенство и мирян (рядовых верующих). Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-гос-тв, имелось 3 центра управления - городская община, дворец и храм. Существует 2 основных вида взаимоотношений церкви и гос-тва: а) наличие гос. церкви, у кот. закреплено её привилегированное положение по сравнению с др. вероисповеданиями; б) режим отделения церкви от гос-тва и школы от церкви. Статус гос. церкви предполагает, кроме привилегий, тесное сотрудничество гос-тва и церкви в разных областях общественной жизни. В дореволюционной России такой статус принадлежал Русской Православной Церкви.
В Великобритании офиц. гос. церковью явл. англиканская (протестантско-епископальная)церковь, главой кот. выступает монарх. Почти в 30 мусульманских странах гос. религией официально признан ислам. Статус гос. церкви характеризуется след. моментами: 1. За церковью признается право собственности на широкий круг объектов - землю, здания, сооружения, предметы культа и т. п. 2. Церковь получает от гос-тва различные субсидии и материальную помощь. 3. Церковь наделяется рядом юрид. полномочий (в основном в области брачно-семейных отношений). 4. Имеет право участвовать в полит. жизни, в частности, через свое представительство в гос. органах. 5. Обладает широкими полномочиями в области воспитания и образования подрастающего поколения. Как правило, в образовательных учреждениях предусмотрено обязательное преподавание религии. Для режима отделения церкви от гос-тва (РФ, Франция, Германия, Португалия и др. ) характерно следующее: 1. Гос-тво регулирует деят-сть религиозных организаций, осуществляет контроль за ними, но не вмешивается в их внутр., внутрицерковную деят-сть. 2. Гос-тво не оказывает церкви материальной, финансовой поддержки. 3. Церковь не выполняет гос. функций и вообще не вмешивается в дела гос-тва: занимается лишь вопросами, связанными с удовлетворением религиозных потребностей граждан. 4. Отношения между гос-твом и церковью строятся на основе юридич. закреплённого принципа свободы совести и вероисповедания, что предполагает свободу выбора религии и убеждений, отсутствие права гос-тва контролировать отношение своих граждан к религии и вести их учёт по религиозному принципу, равенство всех религиозных объединений перед законом. Нормальное состояние взаимоотношений гос-тва и церкви предполагает их сотрудничество, партнерство в решении насущных общественных задач, а не полную изоляцию друг от друга.
Ст. 14 Конституции РФ гласит: «1. РФ – светское гос-тво. Никакая религия не может устанавливаться в качестве гос. или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от гос-тва и равны перед законом». Секуляризация, то есть освобождение от влияния религии (в узком смысле «секуляризация» означает процесс обращения церковной собств-сти в светскую), к 20 в. стала универсальным принципом организации полит. жизни. В наст. время многие страны закрепили в своих конституциях светские основы гос. власти. И с этих позиций теократия может рассматриваться как исторический анахронизм. Вместе с тем проблематика теократической государственности сохраняет свою актуальность в связи с активизацией теократической тенденции, теократизацией полит. процессов в ряде стран. В РФ тому примером м. служить Чеченская республика, где предпринимаются попытки создания исламского государства. В литературе под «теократией» понимается форма гос-тва, где полит. и духовная власть сосредоточена в руках 1 человека — главы духовенства, признаваемого в качестве «земного божества», «первосвященника» и т. д. Теократическая модель общественно-полит. устройства предполагает: 1. Признание верховного божества, передающего полномочия гос. управления особым лицам (единовластному правителю), то есть обожествление фигуры правителя. 2. Вселенское гос-тво верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутр. дела др. государств, террористические акты и т. п. 3. Примат гос-тва над обществом, авторитарность полит. режима, отчуждение власти от общества и индивида и т. д. 4. Примат религии над правом: регламентация основных сторон жизни общества производится не правом, а системой религиозных норм, кот. обеспечивается силой теократического гос-тва. По существу, религиозные нормы в этом случае - это и есть «право». Например, такие мусульманские страны, как Оман, Ливия, Саудовская Аравия, обходятся без конституции - её роль выполняет Коран. 5. В теократически организованном обществе существует не просто гос. религия, а религиозное гос-тво, т. е. гос-тво представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами гос. власти.
6. Жёсткую иерархию и централизацию гос. аппарата, сосредоточение огромных полномочий у главы гос-тва, бесконтрольность администрации. 7. Отсутствие разделения властей и системы сдержек и противовесов. 8. Деспотические и абсолютистские формы правления. 9. Религиозное начало, кот. исключает идеалы свободы и прав человека. 10. Особое положение женщины, которое, в частности, включает запрет на участие в управлении делами гос-тва. 11. Неправовые (внеправовые) способы разрешения споров, конфликтов, телесные наказания (членовредительские экзекуции) и т. д. 12. Запрет на создание полит. партий (Иордания, Бутан, Непал, ОАЭ, Саудовская Аравия) или разрешение только тех партий, кот. утверждают ценности ислама (Алжир, Египет).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|