4. Типы государства: понятие, основания типологии
Существующие сегодня государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом и гуманитарном отношении. По этой причине на сегодняшний день существует большое количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Для удобства их изучения требуется их классификация, иными словами — типология. Типология — это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам. Исходные предпосылки для типологии государственно-правовых систем: 1. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает лишь на определенном этапе развития человеческих сообществ, при совокупности объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера. 2. Каждое государство и право имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. 3. В развитии каждого государства и права можно проследить объективные закономерности. Существунт определенная зависимость и соответствие между способом производства (экономикой), социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, демографическими факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права — с другой. 4. Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. 5. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. В то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу — исторический тип государства и права. 6. Тенденция глобального характера — нарастающая интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, нивелирование различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. 7. Истории известны регрессивные периоды деградации отдельных государственных и правовых систем. Однако в целом развитие цивилизации идет по восходящей линии и определяется термином «прогресс». Его содержание характеризуется следующим: - постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека; - развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний; - уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды; - демократизация государственной власти; - гуманизация государственного управления и нормативного регулирования и др.
Формационная типология. Опирается на материалистическое понимание истории, где за основу принимаются экономические факторы. Государственные и правовые институты здесь признаются вторичными, производными от уровня производительных сил, то есть своеобразной «политической надстройкой» над «экономическим базисом». Центральной категорией выступает общественно-экономическая формация — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. Каждой формации (кроме первобытнообщинной) соответствует свой исторический тип государства и права: рабовладельческий, феодальный, буржуазный или социалистический. Причем каждый последующий тип государства и права прогрессивнее предыдущего. В рамках формации выделяется господствующий тип собственности, обусловливающий экономическое и политическое господство определенного класса. Например, главный принцип организации и функционирования рабовладельческого государства и права — частная (или коллективная) собственность на средства производства и рабов; феодального государства — частная собственность феодала на землю и крепостная зависимость крестьян; капиталистического — формально-юридическое равенство всех граждан перед законом, включая свободу предпринимательства и частной собственности; социалистического — государственная собственность на средства производства. Достоинства формационной типологии: продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Источник развития государства заключен, по мнению представителей данной теории, в самом обществе, а не вне его. Недостатки: формационная типология отличается однобокостью в стремлении обосновать историческое развитие исключительно объективно-экономическими условиями производства. Формационная типология не учитывает в полной мере иные, неэкономические факторы в развитии государства и права. Это касается демографических, культурологических, социальных, географических и других моментов; недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т. п. ), которые подчас могут весьма существенно влиять на природу того или иного государства.
Цивилизационная типология. В основе типологии — совокупность самых разнообразных факторов, таких, как экономика, политика, демография, культура, религия, социальная и национальная структура населения, географические и природно-климатические особенности, уровень технического развития и др. Базовой категорией выступает цивилизация как совокупность материальных, научных, политико-правовых, культурных и других достижений общества. Цивилизации отличаются друг от друга, прежде всего, культурным и историческим наследием, а также другими элементами, включая присущий каждой цивилизации тип государства и права. В мировой истории выделяется несколько десятков цивилизаций: египетская, китайская, западная, арабская, мексиканская и др. Цивилизации не связаны между собой общими закономерностями и существуют автономно, лишь иногда взаимодействуя друг с другом. В целом отдельные цивилизации обособлены друг от друга, развиваются самостоятельно, по своим собственным законам. Таким образом, отрицаются единство исторического развития человечества, общечеловеческие ценности, сходство материальных и духовных культур различных народов.
Иногда выделяют христианские, исламские и традиционные цивилизации. Возможны классификации по технологическим критериям, например на аграрное, индустриальное и постиндустриальное (информационное) государство. Ряд западных ученых обосновывает деление государств на древние (древневосточные, древнегреческие, древнеримское и древнегерманские), средневековые и современные. Существуют и другие виды цивилизационных типологий. Достоинства цивилизационной типологии: определены духовные факторы как существенные в тех или иных конкретно-историчеких условиях (ведь не случайно выделяют религиозный и национальный подходы к сущности государства). Недостатки: 1) недооцениваются социально-экономические факторы, которые зачастую определяют политику конкретной страны; 2) выделяя большое количество идеально-духовных факторов в качестве признаков цивилизаций, авторы, по сути дела, дают типологию не столько государства, сколько общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|