Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Форма правления в современной России




7. Форма правления в современной России

Согласно Конституции, Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1).

Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных её органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия населения в их формировании. Критериями разграничения форм правленияявляются: порядок замещения должности главы государства и объем его полномочий; распределение полномочий между главой государства и представительным органом (парламентом); ответственность высших государственных органов. Формы государственного правления делятся на монархии и республики.

Формы правления РФ – Республика. Республика это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборным органами, избираемыми населением на определенный срок. Можно выделить следующие основные признаки республики: высшие органы государственной власти избираются народом (либо формируются органами, избранными народом); деятельность данных органов ограничена определенным сроком; имеет место разделение властей – на законодательную, исполнительную и судебную. Республики делятся на президентские, парламентские, смешанные (парламентско-президентские) и нетрадиционные виды республик.

В нашем случае, учитывая круг полномочий президента РФ - президентская республика. Сущность президентской республики в том, что среди высших органов государственной власти ключевое положение занимает фигура президента; президент имеет широкие полномочия и играет ключевую роль при осуществлении власти в стране. назначает и освобождает председателя правительства РФ; принимает решение об отставке правительства РФ; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает полномочных представителей президента РФ; высшее командование Вооруженных Сил РФ; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность председателя, заместителя председателя и судей Конституционного Суда РФ, а также председателя, заместителей председателя и судей Верховного Суда РФ и многое другое.

Можно также рассмотреть определение о том, что Россия демократическое государство, как гласит Конституция. Демократический политический режим имеет следующие признаки: признание государством, уважение, обеспечение и защита основополагающих прав и свобод человека; реально действующий конституциализм, правовой характер государства; разделение властей; отсутствие обязательной идеологии, религии, каких-либо иных форм нравственного принуждения общества; политический и идеологический плюрализм, многопартийность; регулярные и свободные выборы, на которых граждане самостоятельно и объективно могут избирать (и периодически менять) государственную власть; эффективная и сильная судебная власть - независимый, и справедливый суд; свобода мысли, слова, совести; свобода средств массовой информации.

Однако, на сегодняшний день, по моему субъективному мнению, большинство признаков указывают на режим авторитарный. А именно государство имеет очень сильную власть, но полностью не подавляет человека; поддерживает видимость законности и соблюдения прав и свобод человека; власть правящей партии, тогда как все другие партии являются по сути ее придатками; средства массовой информации служат в интересах правящих сил, хотя в разрешенных дозах допускается критика; как экономика основана на рыночных отношениях и всецело не подчинена государству; в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные; отсутствие реальной конкуренции в политике и оппозиции, сосредоточение всей власти в одних руках; вмешательство государства в культурные, образовательные и некоторые другие социальные процессы; репрессии против неугодных проходят в псевдоправовых формах и с оглядкой на общественное мнение.

Форма государственного устройства России – федеративное государство. Российская Федерация состоит из 85, включая Крым субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено. Федерация устанавливает общие принципы осуществления прав и полномочий субъектов, призванные не допустить произвола в осуществлении полномочий и прав. Субъекты федерации имеют собственные органы исполнительной и законодательной власти. Законы субъектов не могут противоречить федеральным законам и т. д.

 

8. Федеративное государство в России: понятие, признаки, особенности. Модель федерализма. Статус субъектов и механизм функционирования

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации государства, характеризующий его внутреннюю структуру, способ политического и территориального деления, обуславливающий определенные взаимоотношения органов государства с органами его составных частей. Основными видами форм государственного устройства являются: унитарное государство; федерация; конфедерация. Согласно Конституции Российской Федерации - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1).

Федерация – такая форма государственного устройства, при которой части единого государства имеют признаки государственности. Можно выделить следующие признаки федерации: территорию федерации составляют территории её субъектов; субъекты федерации обладают признаками государства – имеют свою конституцию, высшие органы государственной власти (главу субъекта, парламент, правительство), символику; в стране имеется единая союзная конституция, в которой, в частности разграничиваются полномочия между субъектами федерации и федеральным центром; высшая (для всей страны) законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит общефедеральным органам - федеральному президенту (в президентской республике), правительству, парламенту, судам; наличие единых вооруженных сил, полиции, службы безопасности, таможни, подчиняющихся центральному правительству; парламент, как правило, имеет двухпалатную структуру – нижняя палата (Государственная дума) представляет интересы всей страны, верхняя палата (Совет Федерации) – в том числе и интересы субъектов. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти.

Федерации могут быть территориальными, национальными, национально-территориальными. В основу территориальнойфедерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило в очень больших по территории государствах: США, Бразилия. В национальных федерациях субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей, например, Чехословакия, которая распалась в 93г. (Союз Чехии и Словакии). Как правило, национальные федерации являются непрочными образованиями.

Особый вид федераций – национально-территориальные, в основу формирования которых положен и национальный, и территориальный принципы. Примерами национально-территориальных федераций и является Российская Федерация. В составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краёв, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа и 1 федеральная территория.

Система органов государственной власти субъектов федерации определяется общими принципами, устанавливаемыми федерацией. В каждом регионе имеется законодательный (представительный) орган (законодательное собрание, дума) и исполнительный орган (правительство). Во всех субъектах существует должность высшего должностного лица (глава, губернатор). Российская Федерация также подразделяется на 8 федеральных округов, в каждом из которых работает полномочный представитель президента РФ.

Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Как правило, основными административно-территориальными единицами в составе субъекта федерации являются районы и города областного (республиканского, краевого, окружного) значения. Республики отличаются по своему статусу от иных субъектов прежде всего тем, что признаны на конституционном уровне государствами и обладают всеми его признаками, кроме суверенитета, имеют свою Конституцию, принимаемую ими самостоятельно, законодательство, свой государственный язык, используемый наряду с русским. Как и остальные субъекты Федерации, они имеют систему республиканских органов государственной власти, другие атрибуты государственной власти. Автономная область и автономные округа являются национальногосударственными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и уставом, принимаемым каждым субъектом самостоятельно. Некоторые автономные округа, непосредственно находясь в составе Российской Федерации, входят еще в состав других субъектов РФ (например, Ненецкий автономный округ в составе Архангельской области).

Таким образом, субъекты Федерации имеют правовые возможности для самостоятельного создания конституций (уставов) и своего законодательства, не противоречащего федеральному законодательству.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...