ВЫВОД. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, т. е. рассказывается не о разном, а об одном и том
«Текст» 2 занятие
же. Предложения в тексте как бы держатся за руки — расположены в определенном порядке. Каждое очередное предложение добавляет что-то новое к тому, о чем мы узнали из предыдущего. Если этот порядок нарушить, текст «рассыплется», получится бессмыслица. Все вместе предложения текста помогают понять, о чем хотел сказать автор. Итог занятия — Что называется текстом? — Что такое тема текста?
ТЕМА. ЦЕЛИ:
ОБОРУДОВАНИЕ: — Кто больше придумает слов, заканчивающихся на слог Слушай и запоминай, И красиво называй; Все слова со слогом СОК: Лесок, носок, песок, кусок... Беседа-повторение — Отгадайте загадки и определите, для какого вида речи Поле белое, овцы черные. (Бумага, буквы — письменная речь.) Стальной конек по белому полю бегает, За собой черные следы оставляет. (Ручка — письменная речь.) Без языка живет. Не есть и не пьет.. А говорит и поет. (Радио — устная речь.) Белый камешек растаял, На доске следы оставил. (Мел — письменная речь.) Лист бумаги по утрам На квартиру носят к нам, На одном таком листе Много разных новостей.
(Газета — письменная речь.) Через поле и лесок Раздается голосок. Он бежит по проводам. Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон — устная речь?) — Чем отличается устная речь от письменной? — Как вы думаете, какой вид речи появился раньше? — Из чего состоит речь? — Что называется текстом? — Что такое тема текста? «Текст» 3. Диалог. Монолог. Стихотворный текст. Тема текста На доске: Сыроежка с белой ножкой Притаилась у дорожки, Опустила шляпку вниз, ! Мол, попробуй, приглядись. А заметишь — поспеши И в корзинку положи. — Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает — Прочитайте стихотворение выразительно. — Что значит притаилась? (Спряталась.) — Можно ли назвать прочитанное текстом? Докажите. (Во — Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Моно — О чем это стихотворение? Какова его тема? На доске: ЛЮБОПЫТНЫЙ СУСЛИК Суслик выскочил из норки И спросил у рыжей Норки: — Где вы были? — У Лисички! — Что вы ели там? — Лисички! (Я. Козловский) — Послушайте стихотворение. (Учитель-логопед читает — Что я прочитала? (Текст.) Объясните свой ответ. (Пред — О чем это стихотворение? Какова его тема? — Какой это текст: монолог или диалог? Почему? (Диа — Назовите слова, которые употреблены в переносном зна — Перечислите участников беседы. (Суслик. Норка.) т 2 занятие — Разыграйте сценку, используя этот диалог. (Вырази 5. Запись числа, темы занятия 6. Текст. Признаки текста. Тема. Основная мысль текста — Послушайте. (Учитель-логопед читает текст.) Осенью мы ходили в лес за грибами. Крепкие рыжики спрятались под сухими листьями. А вот на старом пне большая семья опят. Подберезовик, на длинной ножке под березкой. И только мухомор не прячется: стоит на самом видном месте.
— Что я прочитала? (Текст. Рассказ.) — Докажите. (Во всех предложениях сообщается о грибах. — О чем этот рассказ? Какова тема текста? (Это рассказ о — Озаглавьте текст. (Грибы) «В каждом параграфе, в каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе — Ты только вдумайся, Только всмотрись — Кроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, Фраза за фразой — Ты только вдумайся, Только всмотрись — Откроется самая главная мысль». (Из книги Волиной В.В. «Веселая грамматика».) — Ребята, о грибах можно рассказать разное: как они вы — Это и есть основная мысль текста.
— Какие грибы спрятались под сухими листьями? (Ры — Какие грибы выросли на старом пне? (Опята.) — А какой гриб вырастает под березами? (Подберезовик.) «Текст» 2 занятие
— Какой гриб не прячется, стоит на самом видном месте? — Определите основную мысль этого текста. (Где растут — Запишите определение в тетрадь (орфографическая дик
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|