Основные направления сотрудничества с родителями
Основные направления сотрудничества с родителями - Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции; собрания; консультации и др. ) - Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительский комитет; открытые уроки и внеклассные мероприятия; дни открытых дверей; дни творчества детей; внеклассная работа и субботники и др. ) Формы взаимодействия школы и семьи: 1. Индивидуальные: - приглашение родителей в школу, - посещение семьи на дому, - индивидуальные консультации, - дистанционное общение (переписка, виртуальные кабинеты для родителей), - анкетирование. 2. Групповые и коллективные - лекции и консультации для родителей, - конференции, родительские чтения, - открытые уроки, - практикумы, тренинги, - детские мероприятия и родительские вечера, - выставки творческих работ, концерты, - родительские собрания, - родительские ринги, - дни открытых дверей. Посещение семьи на дому – это эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика, появляется возможность больше узнать о характере, интересах и склонностях ребенка, об отношении с родителями, можно проинформировать родителей об успехах и затруднениях ребенка, дать советы по выполнению домашних заданий и т. д. Приглашение родителей в школу происходит, в первую очередь, в том случае, когда надо поделиться радостной новостью о достижениях и успехах ребенка. Нужно стараться не приглашать родителей для того, чтобы пожаловаться или критиковать поведение и успеваемость ребенка, это вызывает у родителей негативное отношение к школе.
Индивидуальные консультации, беседы ознакомительного характера проводятся для установления контакта между родителями и учителем, для преодоления беспокойства родителей, выяснения необходимых для профессиональной работы сведений о ребенке. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности, подчеркивать, что они делают общее дело. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важные сведения для своей профессиональной работы с ребенком: особенности его здоровья; увлечения, интересы; предпочтения в общении в семье; поведенческие реакции; особенности характера и мотивации; моральные ценности семьи. Переписка с родителями. Письменная форма информирования родителей об успехах их детей удобна для сообщения родителям о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками, советов и пожеланий. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или далеко живут. Анкетирование. Заполненная родителями анкета позволяет познакомиться с семьей и получить первоначальный объем необходимой информации. Анкета включает в себя вопросы, связанные с информацией для заполнения школьного журнала, вопросы, позволяющие получить сведения об анамнезе и развитии ребенка, узнать особенности и условия семейного воспитания учеников. Лекции – это форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций. Родительские конференции (общешкольные, классные) имеют большое значение в системе воспитательной работы школы. Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными членами которого станут и дети. Проблемы конфликтов отцов и детей и пути выхода из них, здоровый образ жизни, вредные привычки, сексуальное
воспитание в семье и т. д. В их задачу специалистов входит проведение социологических и психологических исследований по проблеме конференции, и знакомство участников конференции с их результатами. Активными участниками конференций выступают и родители. Они готовятанализ проблемы с позиций собственного опыта. По результатам конференции могут приниматься определенные решения или намечаться мероприятия по заявленной проблеме. Родительские чтения – интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по волнующим проблемам и участвовать в их обсуждении. Учитель собирает информацию по выбранной проблематике, анализирует ее. Затем подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители их читают, а затем используют полученные сведения в родительских чтениях. Анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги. Открытые уроки, как правило, организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами, методиками, требованиями. Это помогает избегать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности. Практикумы - форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей. Значительное место в системе работы учителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым, доверительным и продуктивным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя, что значительно повышает эффективность тренинга. Тренинг проводится с группой, состоящей из 2–5 человек. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя серию из нескольких, регулярно посещаемых родителями занятий. Родительский тренинг проводится, как правило,
психологом школы. Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Они проводятся в классе без присутствия детей. Это праздник общения с родителями друга своего ребенка, вечер воспоминаний о детстве собственного ребенка, поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и их ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга и самого себя. Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное. Организация совместных досуговых мероприятий способствует сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями. Даже не систематические, а единичные коллективные дела класса, проводимые совместно с родителями, имеют прекрасный воспитательный эффект. Родительские собрания – одна из самых распространенных и универсальных форм взаимодействия школы с семьями учащихся и пропаганды психолого-педагогических знаний и умений для родителей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. Это форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки. На родительских собраниях обсуждаются: задачи и планирование учебновоспитательной работы класса, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, подводятся итоги работы. Тематика собраний должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. В начале года проводятся собрания для родителей вновь поступивших детей, их знакомят с общей организацией учебного, воспитательного и коррекционноразвивающего обучения в школе. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать неудачи детей и заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей. Собрание должно носить как теоретический,
так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители, на каждый из которых отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции и мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Одной из форм сотрудничества с группой наиболее инициативных родителей является классный родительский комитет. Он совместно с классным руководителем и под его руководством планирует, готовит и проводит всю совместную работу по педагогическому образованию, установлению контактов с родителями, оказанию помощи в воспитании детей класса, анализирует, оценивает и подводит итоги сотрудничества школы и семьи. В поле зрения родительского комитета входят вопросы организации мероприятий учебного и внеклассного плана.
ВОПРОС 16.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|