15 Вопрос: Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
15 Вопрос: Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
В настоящее время особую актуальность приобретает сотрудничество между различными общественными институтами, в том числе между семьей как малой социальной группой и школой как общественной образовательной структурой. Родители, выступая первыми воспитателями своих детей, несут ответственность за их образование. Все другие социальные институты, в том числе, школы, призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность Идея взаимосвязи семейного и общественного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей за результаты воспитания и обучения ребенка нашла свое отражение и в практике инклюзивного образования. Однако на современном этапе становления инклюзивного образования родителям детей с ОВЗ необходима помощь со стороны специалистов сопровождения, так как отсутствие психолого-педагогических знаний, неумение сделать выбор в пользу своего ребенка приводит к ошибкам, неправильной оценке возможностей и образовательных потребностей, а значит, - к неэффективности воспитания, обучения и социализации ребенка. В связи с этим усилия педагогического коллектива, специалистов сопровождения должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей, их психологопедагогической и реабилитационной компетентности. В то же время родители на добровольной основе должны стать равноправными
участниками образовательного процесса, стремиться к эффективному взаимодействию и сотрудничеству с педагогами. Взаимодействие - это способ организации совместной деятельности. С. Ожегов в «Словаре русского языка» определяет значение слова «взаимодействие» следующим образом: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка, что отражает взаимопроникновение двух систем - семьи и образовательной организации. Сотрудничество означает общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Принципами эффективного сотрудничества двух значимых в жизни ребенка институтов должны выступать: - отказ от критики участников процесса обучения; - обеспечение свободы мнений; - уважение плюрализма жизненных позиций; - удовлетворение познавательного интереса. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ.
Психология доверия лежит в основе отношений родителей и специалистов сопровождения, педагогов. Родители должны быть уверены в искренности желаний педагога помочь ребенку с ОВЗ. В связи с чем специалист, педагог должны стремиться воспринимать и изучать ребенка с ОВЗ, включенного в инклюзивную среду, в призме «положительного» восприятия, то есть видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, специально проектировать условия для их проявления и закрепления. В свою очередь, доверие родителей к педагогу основывается на уважении к знаниям, опыту, компетентности педагога в вопросах обучения и коррекции, но, главное, на доверии к нему в силу его положительных социально значимых личностных качеств (внимание к людям, тактичность, заботливость, доброта, чуткость и пр. ).
Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде. Психолого-педагогическое сопровождение семьи является динамическим процессом, предполагающим целостную, организованную и системную деятельность педагогов, специалистов «помогающих профессий», направленную на повышение психолого-педагогической компетентности родителей, на оптимизацию социально-психологических аспектов образа жизни семьи, на улучшение психологического здоровья семьи и пр. Принципами психолого-педагогического сопровождения семьи являются: - принцип восприятия семьи как единой системы; - принцип индивидуально-ориентированного подхода к каждой семье; - принцип позитивного восприятия семьи; - принцип системности в сопровождении; - принцип дифференциации оказываемой помощи; - принцип активности и сотрудничества во взаимодействии; - принцип обеспечения свободы выбора; - принцип образовательной направленности; - принцип оптимального включение родителей в коррекционнопедагогический процесс, в единое образовательное пространство. Формы работы с родителями могут носить теоретический или практический характер и быть различными: индивидуальными (беседа, психолого-педагогическое консультирование, рекомендации и просвещение; наблюдение и/или включение родителей в проведение занятий с ребенком и др. ) и групповыми (лекции, семинары, игровые тренинги, проведение праздников и утренников с детьми, круглые столы, родительские конференции, просмотр и анализ видеоматериалов и др. ). Консультативная деятельность специалистов направлена на активную пропаганду педагогических и психологических знаний и культуры здоровья среди родителей, разработку рекомендаций по организации воспитания ребенка в семье и конструктивным способам взаимодействием в системе родитель-ребёнок. Именно характер семейного воспитания оказывает влияние на становление образа " Я" в детском возрасте, позицию ребенка по отношению к миру. В семье создаются уникальные условия для формирования ценностных ориентаций, установок, эмоционального отношения к другим людям, что создает основу для развития личности ребенка в целом.
В консультативно-психологической помощи семье условно выделяют несколько моделей, из которых основными являются следующие. А. Педагогическая модель: недостаточная педагогическая компетентность родителей и предполагает оказание им помощи в воспитании ребенка. Консультант анализирует ситуацию, жалобы родителей и вместе с ними вырабатывает программу воспитательных мероприятий. Б. Диагностическая модель: основана на гипотезе о недостатке информации о ребенке у родителей и предполагает оказание помощи в виде диагностического заключения, которое поможет им принять верные организационные решения (направить в соответствующую школу, клинику т. п. ). В. Психологическая (психотерапевтическая) модель. Превалирование той или иной модели зависит от конкретной задачи консультирования. Основные задачи: помощь в выборе правильной тактики воспитания ребенка; помощь в обучении ребенка тем или иным навыкам; информирование о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка в связи с нарушениями развития; помощь в адекватной оценке возможностей ребенка; обучение методикам коррекционной работы; помощь в выработке схем поведения в типичных стрессовых ситуациях (неадекватное поведение ребенка в общественных местах, косые взгляды окружающих и т. п. ). помощь в принятии решения о том, отдать ли ребенка в специальное учреждение или воспитывать в семье.
Такие методы изучения семьи как анкетирование, беседа с родителями, наблюдение за поведением близких взрослых в ходе психологопедагогического обследования ребенка помогает выявить родительские позиции по отношении к ребенку и способы взаимодействия с ним; а обучение родителей эффективным приемам взаимодействия с ребенком и снабжение их необходимыми знаниями. Умениями и навыками способствует активизации их родительского потенциала. Эффективность воспитания и обучения ребенка с ОВЗ зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители и учителя. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями учеников – одно из важнейших направлений его деятельности.
Главными задачами являются сплочение семьи, установление адекватных взаимоотношений родителей и детей, создание комфортных условий для ребенка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий воспитания ребенка. Направления воспитательной работы школы с семьями учащихся: - повышение психолого-педагогической грамотности родителей, обеспечение их теоретическими знаниями и практическими умениями и навыками коррекции отклонений развития ребёнка с ОВЗ; - нормализация детско-родительских отношений; - поддержка и повышение социального статуса семей; - профилактика эмоционального выгорания родителей, формирование умений психологической защиты и самовосстановления. В основе взаимодействия семьи и коллектива школы должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и терпения по отношению друг к другу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|