Вопрос 17 «Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ
Вопрос 17 «Инклюзивные модели дошкольного образования детей с ОВЗ Организация инклюзивной практики в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО) предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности не только детей с ограниченными возможностями здоровья, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения и воспитания подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, используются новые подходы к обучению, применяются вариативные образовательные формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательного процесса с учетом индивидуальных различий детей. Инклюзивное образование строится на следующих принципах: - Принцип индивидуального подхода (Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого ребенка). - Принцип поддержки самостоятельной активности (Реализация этого принципа решает задачу формирования социально активной личности). - Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников (Создание условий для понимания и принятия друг друга с целью достижения плодотворного взаимодействия на гуманистической основе). - Принцип междисциплинарного подхода (Специалисты, работающие в группе регулярно проводят диагностику детей и в процессе обсуждения составляют образовательный план действий, направленный как на конкретного ребенка, так и группы в целом).
- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания, т. е. необходимо наличие вариативной развивающей среды. - Принцип партнерского взаимоотношения с семьёй (Усилия педагогов будут эффективными, только если они поддерживаются родителями). - Принцип динамического развития образовательной модели детского сада (Модель детского сада может меняться, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие методы и средства). Инклюзивное образование в ДОО реализуется через следующие модели: 1. Полная инклюзия – дети с ОВЗ посещают детский сад наряду со здоровыми сверстниками и обучаются по индивидуальному образовательному маршруту. 2. Частичная инклюзия – дети с ОВЗ частично включаются в общеразвивающую группу детского сада, в сопровождении тьютора. Построение инклюзивного процесса в группе детского сада выполняется следующим образом: 1. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей: - беседа и анкетирование родителей; - диагностика развития ребенка с ОВЗ; - наблюдение за поведением в группе; 2. Междисциплинарное оценивание ресурсов и дефицитов ребенка, составление ИОМ и индивидуального образовательного плана. 3. Планирование образовательного процесса с учетом индивидуальных образовательных потребностей детей группы. 4. Организация совместной деятельности здоровых детей и ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях общеразвивающей группы. Чтобы повысить качество образовательного процесса на базе ДОО создан ПМКк, куда входят следующие специалисты: зам. руководителя по ОВР, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, соц. педагог, инструктор по ФК, муз. руководитель, воспитатель, мед. сестра. Специалисты консилиума регулярно проводят заседания, на которых обсуждают динамику в развитии ребенка с ОВЗ, особенности его поведения, корректируют ИОМ ребенка-инвалида, план работы воспитателя и группы в целом. Заседания ПМПк ДОО проходят как планово (в начале уч. года, середине и в конце), так и внепланово (по запросу).
Содержание инклюзивного образования реализуется в различных формах: - индивидуальные занятия со специалистами; - активная деятельность в специально организованной среде (свободная игра в групповом помещении, в специально оборудованном помещении, прогулки); - совместная деятельность и игра в микро-группах с другими детьми; - режимные моменты (прием пищи, дневной сон и др. ); - фронтальные занятия; - детско-родительские группы; - праздники, конкурсы, экскурсии, походы выходного дня. Проблемы инклюзивного образования: - отсутствие нормативно-правовой базы; - своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО; - недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО; - нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог): - необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования. Управление ДОО в условиях инклюзии. Для управления инклюзивными процессами необходимо вводить командные формы работы, проектные формы организации деятельности, диагностику и мониторинг инклюзивных процессов, формы согласования интересов разных участников образовательного процесса (дошкольников, родителей, педагогов, администрации). Основной принцип управления инклюзивным детским садом – принцип совместного принятия решения участниками образовательного процесса и ответственность за его выполнение. На основе данного принципа определяется структура управления инклюзивным процессом: - научно-методический совет ДОО; - психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОО; - педагогический коллектив инклюзивной группы; - родительский комитет. Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда – это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы развития ДОО и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОО зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. Командная работа способствует:
- более успешной работе ДОО; - быстрой адаптации образовательной системы к изменениям во внешней среде, четкому реагированию на изменение образовательного запроса; - модернизации организационной системы управления при переходе от функционально-линейной организационной структуры к матричной структуре, в которой сочетаются вертикальная и горизонтальная системы управления. Формой командного управления ДОО является научно-методический совет, который решает стратегические и оперативные задачи. В научно-методический совет входят заведующая, координатор по инклюзии, руководители различных служб ДОО (консультативный пункт, ранняя помощь, лекотека, центр индивидуальной психологической работы (ЦИПР)), старший воспитатель, ведущие специалисты. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в ДОО, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного ДОО. Кроме того, совет решает оперативные задачи: - анализ ситуации в ДОО и оперативное реагирование на нее; - обсуждение планов и отчетов структурных подразделений ДОО; - контроль и анализ деятельности ПМПк ДОО; - определение ценностей, цели, принципов и направлений работы учреждения (эти вопросы обсуждаются всем коллективом на командных тренингах, проводящихся 2 раза в год). Планы, намеченные советом, обсуждаются и корректируются на собраниях педагогического коллектива и принимаются к исполнению. Вопросы оперативного управления решаются на еженедельных совещаниях, проводимых заведующей. Для решения методических и организационных задач обеспечения инклюзивных процессов создаются проектные группы для решения конкретных задач, например, создания методики работы «детско-родительской группы», разработки критериев эффективности работы воспитателей, организации праздника или подготовки участков к весеннему периоду.
Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) создается для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОО. Координации деятельности педагогического коллектива ДОО по включению детей с ОВЗ в образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОО. Координатор по инклюзии – это специалист с высшим педагогическим, дефектологическим, психологическим образованием (учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в области инклюзивного образования. Также обязанности координатора может выполнять социальный педагог, методист или старший воспитатель, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, дающую ему право работать с детьми с ОВЗ. Основная цель работы координатора – обеспечение эффективного взаимодействия всех субъектов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родителей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательного учреждения к новым условиям функционирования. Координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОО и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждого ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе. Педагогический коллектив инклюзивной группы включает в себя: воспитателей, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, тьютора, социального педагога, педагогов дополнительного образования. Цель работы этого коллектива – организация детско-взрослой общности как социальной модели, в которой каждый человек является ресурсом для другого человека.
Основные направления деятельности педагогического коллектива: – разработка и реализация конкретных этапов овладения образовательной программой всеми детьми группы, в том числе овладение индивидуальной образовательной программой ребенком с ОВЗ; – проведение анализа результатов психолого-педагогической диагностики всех детей группы; – разработка каждым специалистом календарных и тематических планов коррекционно-развивающей работы; – реализация, с опорой на решения ПМПК, действий по включению детей в группу в начале учебного года; – планирование распорядка повседневных дел и занятий в группе; – обсуждение и планирование действий по сотрудничеству и взаимодействию с родителями; – планирование, организация и реализация событий и праздников; – анализ экстренных ситуаций и организация действий по их разрешению. ПМПК назначает каждому ребенку с ОВЗ ведущего специалиста (в зависимости от образовательных потребностей) из числа специалистов педагогического коллектива группы. Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов фиксируется в процессе профессиональных супервизий. Супервизия – вид психолого-педагогического сопровождения работников помогающих профессий. Супервизия направлена на повышение профессиональной компетентности работников и профилактику синдрома эмоционального выгорания. В ДОО супервизии проводятся (по запросу) как коллегами из учреждения, так и приглашенными из других организаций специалистами в соответствии с решениями научно-методического совета. В целом нужно отметить, что в процессе реализации модели инклюзивного образования были выделены как проблемы, так и положительные результаты: Целевая направленность реализации модели инклюзии в ДОО состоит в том, чтобы раскрыть ценности и смысл инклюзивного образования детей с ОВЗ, особенности проектирования, необходимость непрерывного психолого – педагогического сопровождения, разработки индивидуальных образовательных траекторий развития детей с ОВЗ, в том числе детей – инвалидов. Перспективы инклюзивного образования: создание системы сетевого взаимодействия между социальными партнерами, реализующими идеи инклюзивного образования; обобщение инновационного опыта работы по проблеме инклюзивного образования. Проблемы инклюзивного образования: - своевременное повышение курсов квалификации специалистов ДОО; - недостаточное наличие учебно-методических комплексов и литературы в ДОО; - нехватка узких специалистов, в том числе и медицинских (психиатр, неонатолог): - необходимость изменения образовательной среды и непосредственно связанная с этим проблема финансирования.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|