Проанализируйте понятия «воспитание»
Стр 1 из 8Следующая ⇒ СЕМИНАР № 1 Тема: Психология учебной деятельности. Цель: рассмотреть структуру учебной деятельности и особенности ее формирования. Основные понятия: учение, познание, знания, умения, навыки, мотивы учения, обученность, обучаемость. Вопросы для обсуждения: 1. Структура учебной деятельности. 2. Мотивы учебной деятельности. Развитие учебной мотиваций и проблема дифференциации образования. 3. Формирование учебной деятельности: 4. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности. Литература: 1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986. 2. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение. – М., 1981. 3. Маркова А.К. Матис Т.А. Формирование мотивов учения. – М.. 1990. 4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975. 5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997. 6. Практическая психология образования. /Под ред. ИВ. Дубровиной. -М., 1997. 7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд. Питер, 2000. 8. Фридман Л.М,, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. -М., 1998.
Задание на СРС: 1. Составить конспект и дать критический анализ (на выбор): 1). Маркова А.К. Обученность и обучаемость школьников, В кн. Mapкова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993, с. 56-67; 2) Ильин Е.Л. Мотивация учебной деятельности и поведения в школе В кн. Ильин ЕЛ. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998. - с. 171-180. 3) Лешин В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний/ /Вопросы психологии. 2008. №6. С. 65 - 75 2. Материал для обсуждения.Познакомьтесь с определениями «мотив», «учебная мотивация», с основными подходами к классификации учебных мотивов. Мотив — это личностный смысл той или иной деятельности для человека; то, во имя чего он учится, работает, иг рает. Мотивы оказывают существенное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятельности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими.
Учебная мотивация — это система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности. Классификация мотивов учения Существуют разные классификации учебных мотивов: А) 1-й подход Классификация мотивов (1 -й подход)
Б) 2-й подход представлен (автор А. К. Маркова). Классификация мотивов (2-й подход)
В) 3-й подход представлен (автор П. М. Якобсон).
Классификация мотивов (3-й подход)
СЕМИНАР № 2. Тема: Психологические основы воспитания. Цель: формирование у студентов знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления личностно-развивающего подхода в учебно-воспитательной работе. Основные понятия: воспитание, социализация, самовоспитание, воспитанность, воспитуемость, самообразование, самообучение,:«трудные дети», закономерности воспитания Вопросы для обсуждения:
Литература 1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2013 – 251 с. 2. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФА – М, 2013 – 368 с. 3. Островский Э.В. Основы психологии: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2012 – 268 с. 4. Парфенов В.Н. Психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2013 – 480 с. 5. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие /Н.П.Рапохин. – М.: Форум: ИНФА – М, 2013 – 432 с. 6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 с. 7. Кравченко А.К. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФА – М, 2013. – 400 с.
Задание СРС: Проанализируйте понятия «воспитание» Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающиеся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание». «Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду». М. В. Гамезо «Воспитание — есть целенаправленное воздействие (в процессе обучения, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый исторический период его развития как социально значимые позитивные) ценностные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выраженное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру». И. А. Зимняя «Психология воспитания — особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю сущность воспитательного процесса... Предмет психологии воспитания — формирование личности в процессе воспитания». А. В. Петровский «Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду». Л. Д. Столяренко «Педагогическая воспитательная деятельность - это преднамеренное создание условий становления личности, и она всегда предполагает собственную активность воспитываемого лица. На высших стадиях эта активность приобретает сознательный характер и превращается в целенаправленную и планомерную деятельность по самовоспитанию». Т. В. Габай «Суть проблемы воспитания заключается в оказании ребенку индивидуализированной педагогической помощи в целях становления его субъективности в единстве природных, психологических и культурных качеств». М. А. Холодная «Воспитание — это процесс организованного целенаправленного воздействия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности». И, Н. Логвинов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|