Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проанализируйте понятия «воспитание»




СЕМИНАР № 1

Тема: Психология учебной деятельности.

Цель: рассмотреть структуру учебной деятельности и особенности ее формирования.

Основные понятия: учение, познание, знания, умения, навыки, мотивы учения, обученность, обучаемость.

Вопросы для обсуждения:

1. Структура учебной деятельности.

2. Мотивы учебной деятельности. Развитие учебной мотиваций и проблема дифференциации образования.

3. Формирование учебной деятельности:

4. Самостоятельная работа как форма учебной деятельности.

Литература:

1. Ильясов И.И. Структура процесса учения. – М., 1986.

2. Кабанова-Меллер Е.Н. Учебная деятельность и развивающее обучение.

– М., 1981.

3. Маркова А.К. Матис Т.А. Формирование мотивов учения. – М.. 1990.

4. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. – М., 1975.

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону, 1997.

6. Практическая психология образования. /Под ред. ИВ. Дубровиной. -М., 1997.

7. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Изд. Питер, 2000.

8. Фридман Л.М,, Кулагина И.Ю. Психологический справочник учи­теля. -М., 1998.

 

Задание на СРС:

1. Составить конспект и дать критический анализ (на выбор):

1). Маркова А.К. Обученность и обучаемость школьников, В кн. Mapкова А.К. Психология труда учителя. - М., 1993, с. 56-67;

2) Ильин Е.Л. Мотивация учебной деятельности и поведения в школе В кн. Ильин ЕЛ. Мотивы человека: теория и методы изучения. - Киев, 1998. - с. 171-180.

3) Лешин В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний/ /Вопросы психологии. 2008. №6. С. 65 - 75

2. Материал для обсуждения.Познакомьтесь с определениями «мотив», «учебная мотивация», с основными подходами к классификации учебных мотивов.

Мотив — это личностный смысл той или иной деятельности для челове­ка; то, во имя чего он учится, работает, иг рает. Мотивы оказывают су­щественное влияние на выбор средств, процесс и результаты деятель­ности. Каждая деятельность полимотивирована, но некоторые мотивы являются наиболее устойчивыми, ведущими.

Учебная мотивация — это система побуждений, вызывающих актив­ность учащегося и определяющих направленность и характер учебной деятельности.

Классификация мотивов учения

Существуют разные классификации учебных мотивов:

А) 1-й подход

Классификация мотивов (1 -й подход)

 

Внутренние мотивы Внешние мотивы
Специфика: мотивы, связанные с са­мим процессом учебной деятельности Мотивы, связанные с результатом учебной деятельности
Виды: желание узнавать новое (познавательный интерес). Радость от преодоления трудностей Мотивы самообразования. Мотивы престижа и другие соци­альные мотивы. Мотивы избегания неприятностей. Игровой мотив

 

Б) 2-й подход представлен (автор А. К. Маркова).

Классификация мотивов (2-й подход)

Непосредственно-по­буждающие мотивы учебной деятельности Перспективно-побуж­дающие мотивы учебной деятельности Интеллектуально-побуждающие мотивы
Основаны на эмоцио­нальных проявлениях личности (яркость, но­визна, занимательность, привлекательность лич­ности педагога, желание получить награду, по­хвалу, боязнь получить отрицательную отметку, нежелание быть объек­том обсуждения в клас­се) Основаны на понимании значимости знания вооб­ще и учебного предмета в частности (прикладной характер знаний, связы­вание учебного предмета с будущей самостоятель­ной жизнью, развитое чувство долга, ответст­венности, ожидание в перспективе получения награды) Основаны на полу­чении удовлетворе­ния от самого про­цесса познания (интерес к знаниям, любознательность, стремление расши­рить свой культур­ный уровень, увле­ченность самим процессом решения учебно-познаватель­ных задач)

В) 3-й подход представлен (автор П. М. Якобсон).

Классификация мотивов (3-й подход)

Мотивация отрица­тельного характера, связанная с мотива­ми, заложенными вне самой учебной дея­тельности Мотивация положи­тельного характера, связанная с мотива­ми, заложенными вне самой учебной дея­тельности Мотивация, лежащая в самой учебной деятель­ности и непосредствен­но связанная с целью учения
Осознание определен­ных неудобств и не­приятностей, если не будет учиться (упреки родителей и учителей, страх наказания) Одобрение окружаю­щих, чувство долга, путь к личному бла­гополучию, карьера, желание занять лиди­рующую позицию в классе Расширение кругозора, приобретение знаний, удовлетворение любо­знательности, реализа­ция своих способностей, проявление интеллекту­альной активности

СЕМИНАР № 2.

Тема: Психологические основы воспитания.

Цель: формирование у студентов знаний, умений, навыков, необ­ходимых для осуществления личностно-развивающего подхода в учеб­но-воспитательной работе.

Основные понятия: воспитание, социализация, самовоспитание, воспитанность, воспитуемость, самообразование, самообу­чение,:«трудные дети», закономерности воспитания

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности содержания процесса воспитания.
  2. Основные закономерности процесса воспитания.
  3. Самосознание как основа воспитания и самовоспитания.
  4. Методы воспитательного воздействия.
  5. Особенности воспитания «трудных детей». Основные категории «трудных детей».
  6. Пути коррекции «трудных детей».

 

Литература

1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2013 – 251 с.

2. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФА – М, 2013 – 368 с.

3. Островский Э.В. Основы психологии: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2012 – 268 с.

4. Парфенов В.Н. Психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2013 – 480 с.

5. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие /Н.П.Рапохин. – М.: Форум: ИНФА – М, 2013 – 432 с.

6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 с.

7. Кравченко А.К. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФА – М, 2013. – 400 с.

Задание СРС:

Проанализируйте понятия «воспитание»

Проанализируйте определения понятия «воспитание», встречающие­ся в современной психолого-педагогической литературе. Выделите ключевые характеристики понятия «воспитание».

«Воспитание — это деятельность по передаче новым поколениям общест­венно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздейст­вие на сознание и поведение человека с целью формирования конкретных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечиваю­щих нужные условия для его развития, подготовки к общественной жиз­ни и производительному труду».

М. В. Гамезо

«Воспитание — есть целенаправленное воздействие (в процессе обуче­ния, параллельно с ним или вне его) на человека с целью сформировать у него определенные (рассматриваемые обществом в каждый историче­ский период его развития как социально значимые позитивные) ценност­ные ориентации, принципы поведения, системы оценок и т. д., выражен­ное отношение к себе, к другим людям, к обществу, к миру».

И. А. Зимняя

«Психология воспитания — особая отрасль педагогической психологии, которая исследует внутреннюю сущность воспитательного процесса... Предмет психологии воспитания — формирование личности в процессе воспитания».

А. В. Петровский

«Воспитание — социальное, целенаправленное создание условий (мате­риальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общест­венной жизни и производительному труду».

Л. Д. Столяренко

«Педагогическая воспитательная деятельность - это преднамеренное создание условий становления личности, и она всегда предполагает соб­ственную активность воспитываемого лица. На высших стадиях эта ак­тивность приобретает сознательный характер и превращается в целена­правленную и планомерную деятельность по самовоспитанию».

Т. В. Габай

«Суть проблемы воспитания заключается в оказании ребенку индивидуа­лизированной педагогической помощи в целях становления его субъек­тивности в единстве природных, психологических и культурных качеств».

М. А. Холодная

«Воспитание — это процесс организованного целенаправленного воздей­ствия на личность и поведение ребенка; научно обоснованное общение людей, рассчитанное на развитие каждого из них как личности».

И, Н. Логвинов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...