Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проанализируйте поведение педагога в конфликтной ситуации




Познакомьтесь с отрывком из произведения Лидии Чарской «Исто­рия маленькой гимназистки» (гл. 13).

Шум, крик, визг и суматоха царили в классе у младших. Классной дамы не было, и девочки, предоставленные сами себе, подняли возню. Черненькая Ивина вбежала на кафедру и, стуча по столу линейкой, кри­чала во весь голос:

—Так помните: травить Яшку сегодня же!

—Травить! Травить! - эхом отозвались сразу несколько голосов.

—Что вы, мадамочки! Разве это можно? - робко прозвучали голоса трех-четырех учениц, считавшихся самыми прилежными и благонравными из всего класса.

—Ну уж вы, тихони, молчите! — напустилась па них рыженькая Рош. — Не смейте идти против класса! Это гадость! Слышите ли, все должны дружно действовать и травить Яшку, все до одной. А кто не станет делать этого, пускай убирается от нас. Да!

Глаза толстушки, как звали Женю Рош ее подруги, ярко разгорелись, ще­ки пылали.

Тихони как-то разом смолкли и присмирели. Одна из них, Тиночка При-жинцова, высокая, бледная девочка, первая ученица младшего класса, не­торопливо поднялась со своего места и сказала, обращаясь к Рош:

—Ты напрасно горячишься, Толстушка, раз всем классом решено травить Яшку, мы не можем отстать от класса. Только надо придумать, чем его травить.

—О, я уже выдумала! — торжествующе произнесла хорошенькая Ивина.

—Сегодня нам задана басня «Демьянова уха»... Да?

—Да, да! — отвечал ей весь класс хором.

—Отлично. А мы, то есть каждая из нас, будем отвечать другую басню. И чтобы ни говорил Яшка, как бы ни ругался и ни выходил из себя, мы бу­дем отвечать не «Демьянову уху», а то, что каждая хочет. Идет?

—Идет! Идет! Прекрасно придумала! Отлично! — снова закричали де­вочки.

Некоторые из них даже захлопали в ладоши и запрыгали от удовольст­вия.

Я сидела на своем месте и с удивлением прислушивалась к тому, что про­исходило вокруг меня. Я понимала только одно: что тридцать маленьких глупых девочек хотят раздразнить, извести одного взрослого, большого, умного человека, и вдобавок — учителя. Мне хотелось встать и сказать им, как все это нехорошо, гадко, нечестно, но — увы! — это было уже позд­но. Дверь отворилась, и в класс вошел сам Василий Васильевич Яковлев, учитель русского языка.

Он был в хорошем настроении, потому что с удовольствием потирал свои красные с холода руки и поглядывал на нас добрыми через очки глазами. Бедный Яковлев! Если бы он знал, что замышляли проделать с ним три­дцать злых, бессердечных девочек!

— Холодно, девицы! Ну и денек! — произнес он, оглядывая класс. — Не­
бось нащипало вам нос и щеки, пока из дому бежали в гимназию, а?
Но «девицы» хранили упорное молчание.

Тогда Яковлев понял, что класс приготовился воевать, и сразу изменил свое обращение.

— Госпожа Ивина! — послышался его резкий голос, совсем иной, нежели
тот, которым он разговаривал с нами за минуту до этого. — Извольте про­
честь заданное!

Хорошенькая Ляля Ивина быстро поднялась со своего места и громко, от­четливо произнесла на весь класс:

—«Демьянова уха», басня Крылова.

—Отлично-с! Ну-с, отвечайте басню.

—Хорошо! — так же бодро отчеканила Ляля и начала, предварительно от­кашлявшись:

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру, На ель Ворона взгромоздясь Позавтракать было совсем уж собралась. Да призадумалась, а сыр...

— Довольно! Довольно! — неистово замахал руками учитель. — Вы сами
не понимаете, что говорите сейчас. Госпожа Рош, отвечайте басню... Гос­
пожа Ивина, садитесь и придите в себя. Вы нездоровы, должно быть, и это
избавит вас от единицы.

Ивина уселась на свое место, обводя класс торжествующими глазами, а вместо нес поднялась Женя Рош. По улицам слона водили, Как видно, на показ, — Известно, что слоны в диковинку у нас... — пропищала опа тоненьким-претоненьким голоском. У учителя глаза стали вдруг круглыми, как орехи. Он смотрел то на тол­стушку Рош, то на классный журнал. Наконец, очевидно, смекнув, в чем дело, он покраснел и, махнув рукою Рош, чтобы она садилась, поставил ей крупную единицу.

— Стыдно школьничать! — произнес он строго. — Но вы обе на дурном
счету, поэтому с вас и взятки гладки, как говорится... Госпожа Приженцо-
ва, потрудитесь прочесть вы «Демьянову уху», — обратился он к первой
ученице класса.

Танюша поднялась вся красная со своего места. Ей не хотелось огорчать Яковлева и получать дурную отметку в классном журнале, и в то же вре­мя она не смела идти против класса. Слезы стояли у нее на глазах, когда она начала, захлебываясь и волнуясь: Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки, Лишь стоит завести очки.

—«Демьянову уху», «Демьянову уху» прошу читать, а не «Мартышку и очки»! — закричал не своим голосом учитель. — Да что вы, извести меня поклялись все, что ли? И это вы! Приженцова! Первая ученица, моя гор­дость! произнес он дрожащим от волнения и гнева голосом. — На вас-то уж я надеялся! Ну... да уж, садитесь, — присовокупил Василий Василье­вич с горечью, и новая единица прочно воцарилась в клеточке журнала.

—Степановская... Рохель... Мордвинова... Шмидт... — сердито вызвал де­вочек Яковлев, и каждая из них говорила всевозможные басни, только не ту, которую требовал учитель, — не «Демьянову уху», заданную на сего­дня.

За черноглазой и черноволосой Сарой Рохель поднялась Жюли и начала, дерзко глядя в самые глаза учителя:

Проказница — Мартышка, Осел, Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса...

— Молчать! — прервал Жюли грозным голосом учитель и изо всей силы ударил кулаком по столу.

И вдруг его глаза встретились с моими. Я видела столько гнева и в то же время тоски в его обычно добрых глазах, что невольно подалась вперед, желая его утешить.

— Л-а, — произнес Василий Васильевич, — госпожа Иконина, вторая, про вас я чуть не забыл... Отвечайте басню!

Я медленно поднялась и, встав у парты, начала: «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». — «Соседушка, я сыт по горло». «Нужды нет,

Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!»

Я не знаю, жаль ли мне было замученного классом учителя или совести не хватило следовать примеру моих подруг, но я читала ту именно басню, ко­торая была задана нам на сегодня и которую я знала отлично. И чем даль­ше читала я, тем больше прояснялось хмурое, недовольное лицо учителя и тем ласковее сияли под очками его печальные и гневные до этого глаза.

— Отлично, Иконина! Спасибо! Успокоили старика... — произнес Василий Васильевич, когда я кончила. — А про вас всех, — обратился он к классу, — будет доложено начальнице.

И, говоря это, он обмакнул перо в чернила и вывел крупное 5 — лучшую отметку — в журнальной клеточке против моей фамилии. Лишь только прозвучал звонок, и учитель вышел из класса, девочки пов­скакали со своих мест и окружили меня.

—Изменница! — кричала одна.

—Шпионка! — вторила ей другая.

—Дрянная! — пищала третья.

—Вон ее! Не хотим шпионку! Прочь из класса! Вон, сию же минуту вон! Вокруг меня были грозящие, искаженные до неузнаваемости лица; дет­ские глазки горели злыми огоньками; голоса звучали хрипло, резко, крик­ливо.

А) Проанализируйте, насколько конструктивным было, с вашей точ­ки зрения, поведение педагога. Как бы вы nocmymviu на месте пе­дагога Яковлева, когда он понял, что класс приготовился с ним «воевать»? Какие виды психолого-педагогических воздействий пред­почли бы вы в столь непростой ситуации?

Б) Что явилось регулятором поведения девочек? Чем вызвано некомформное поведение одной из них? Что можно сказать о борьбе мо­тивов этой девочки?

В) Как можно охарактеризовать уровень нравственного воспитания гимназисток?

Г) Вспомните сказки Г. X. Андерсена «Голый король» и «Дюймовочка» (эпизод, в котором Жук приводит Дюймовочку на танцы). В какой из них идет речь о внутреннем, а в какой - о внешнем конформиз­ме?

 

3. Работа в группах. Дискуссия «Эффективность взаимосвязи пед. воспитания и пед. общения» (элементы тренинга)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...