Проанализируйте поведение педагога в конфликтной ситуации
Познакомьтесь с отрывком из произведения Лидии Чарской «История маленькой гимназистки» (гл. 13). Шум, крик, визг и суматоха царили в классе у младших. Классной дамы не было, и девочки, предоставленные сами себе, подняли возню. Черненькая Ивина вбежала на кафедру и, стуча по столу линейкой, кричала во весь голос: —Так помните: травить Яшку сегодня же! —Травить! Травить! - эхом отозвались сразу несколько голосов. —Что вы, мадамочки! Разве это можно? - робко прозвучали голоса трех-четырех учениц, считавшихся самыми прилежными и благонравными из всего класса. —Ну уж вы, тихони, молчите! — напустилась па них рыженькая Рош. — Не смейте идти против класса! Это гадость! Слышите ли, все должны дружно действовать и травить Яшку, все до одной. А кто не станет делать этого, пускай убирается от нас. Да! Глаза толстушки, как звали Женю Рош ее подруги, ярко разгорелись, щеки пылали. Тихони как-то разом смолкли и присмирели. Одна из них, Тиночка При-жинцова, высокая, бледная девочка, первая ученица младшего класса, неторопливо поднялась со своего места и сказала, обращаясь к Рош: —Ты напрасно горячишься, Толстушка, раз всем классом решено травить Яшку, мы не можем отстать от класса. Только надо придумать, чем его травить. —О, я уже выдумала! — торжествующе произнесла хорошенькая Ивина. —Сегодня нам задана басня «Демьянова уха»... Да? —Да, да! — отвечал ей весь класс хором. —Отлично. А мы, то есть каждая из нас, будем отвечать другую басню. И чтобы ни говорил Яшка, как бы ни ругался и ни выходил из себя, мы будем отвечать не «Демьянову уху», а то, что каждая хочет. Идет? —Идет! Идет! Прекрасно придумала! Отлично! — снова закричали девочки.
Некоторые из них даже захлопали в ладоши и запрыгали от удовольствия. Я сидела на своем месте и с удивлением прислушивалась к тому, что происходило вокруг меня. Я понимала только одно: что тридцать маленьких глупых девочек хотят раздразнить, извести одного взрослого, большого, умного человека, и вдобавок — учителя. Мне хотелось встать и сказать им, как все это нехорошо, гадко, нечестно, но — увы! — это было уже поздно. Дверь отворилась, и в класс вошел сам Василий Васильевич Яковлев, учитель русского языка. Он был в хорошем настроении, потому что с удовольствием потирал свои красные с холода руки и поглядывал на нас добрыми через очки глазами. Бедный Яковлев! Если бы он знал, что замышляли проделать с ним тридцать злых, бессердечных девочек! — Холодно, девицы! Ну и денек! — произнес он, оглядывая класс. — Не Тогда Яковлев понял, что класс приготовился воевать, и сразу изменил свое обращение. — Госпожа Ивина! — послышался его резкий голос, совсем иной, нежели Хорошенькая Ляля Ивина быстро поднялась со своего места и громко, отчетливо произнесла на весь класс: —«Демьянова уха», басня Крылова. —Отлично-с! Ну-с, отвечайте басню. —Хорошо! — так же бодро отчеканила Ляля и начала, предварительно откашлявшись: Вороне где-то Бог послал кусочек сыру, На ель Ворона взгромоздясь Позавтракать было совсем уж собралась. Да призадумалась, а сыр... — Довольно! Довольно! — неистово замахал руками учитель. — Вы сами Ивина уселась на свое место, обводя класс торжествующими глазами, а вместо нес поднялась Женя Рош. По улицам слона водили, Как видно, на показ, — Известно, что слоны в диковинку у нас... — пропищала опа тоненьким-претоненьким голоском. У учителя глаза стали вдруг круглыми, как орехи. Он смотрел то на толстушку Рош, то на классный журнал. Наконец, очевидно, смекнув, в чем дело, он покраснел и, махнув рукою Рош, чтобы она садилась, поставил ей крупную единицу.
— Стыдно школьничать! — произнес он строго. — Но вы обе на дурном Танюша поднялась вся красная со своего места. Ей не хотелось огорчать Яковлева и получать дурную отметку в классном журнале, и в то же время она не смела идти против класса. Слезы стояли у нее на глазах, когда она начала, захлебываясь и волнуясь: Мартышка к старости слаба глазами стала; А у людей она слыхала, Что это зло еще не так большой руки, Лишь стоит завести очки. —«Демьянову уху», «Демьянову уху» прошу читать, а не «Мартышку и очки»! — закричал не своим голосом учитель. — Да что вы, извести меня поклялись все, что ли? И это вы! Приженцова! Первая ученица, моя гордость! — произнес он дрожащим от волнения и гнева голосом. — На вас-то уж я надеялся! Ну... да уж, садитесь, — присовокупил Василий Васильевич с горечью, и новая единица прочно воцарилась в клеточке журнала. —Степановская... Рохель... Мордвинова... Шмидт... — сердито вызвал девочек Яковлев, и каждая из них говорила всевозможные басни, только не ту, которую требовал учитель, — не «Демьянову уху», заданную на сегодня. За черноглазой и черноволосой Сарой Рохель поднялась Жюли и начала, дерзко глядя в самые глаза учителя: Проказница — Мартышка, Осел, Козел Да косолапый Мишка Затеяли сыграть квартет. Достали нот, баса... — Молчать! — прервал Жюли грозным голосом учитель и изо всей силы ударил кулаком по столу. И вдруг его глаза встретились с моими. Я видела столько гнева и в то же время тоски в его обычно добрых глазах, что невольно подалась вперед, желая его утешить. — Л-а, — произнес Василий Васильевич, — госпожа Иконина, вторая, про вас я чуть не забыл... Отвечайте басню!
Я медленно поднялась и, встав у парты, начала: «Соседушка, мой свет! Пожалуйста, покушай». — «Соседушка, я сыт по горло». «Нужды нет, Еще тарелочку; послушай: Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» Я не знаю, жаль ли мне было замученного классом учителя или совести не хватило следовать примеру моих подруг, но я читала ту именно басню, которая была задана нам на сегодня и которую я знала отлично. И чем дальше читала я, тем больше прояснялось хмурое, недовольное лицо учителя и тем ласковее сияли под очками его печальные и гневные до этого глаза. — Отлично, Иконина! Спасибо! Успокоили старика... — произнес Василий Васильевич, когда я кончила. — А про вас всех, — обратился он к классу, — будет доложено начальнице. И, говоря это, он обмакнул перо в чернила и вывел крупное 5 — лучшую отметку — в журнальной клеточке против моей фамилии. Лишь только прозвучал звонок, и учитель вышел из класса, девочки повскакали со своих мест и окружили меня. —Изменница! — кричала одна. —Шпионка! — вторила ей другая. —Дрянная! — пищала третья. —Вон ее! Не хотим шпионку! Прочь из класса! Вон, сию же минуту вон! Вокруг меня были грозящие, искаженные до неузнаваемости лица; детские глазки горели злыми огоньками; голоса звучали хрипло, резко, крикливо. А) Проанализируйте, насколько конструктивным было, с вашей точки зрения, поведение педагога. Как бы вы nocmymviu на месте педагога Яковлева, когда он понял, что класс приготовился с ним «воевать»? Какие виды психолого-педагогических воздействий предпочли бы вы в столь непростой ситуации? Б) Что явилось регулятором поведения девочек? Чем вызвано некомформное поведение одной из них? Что можно сказать о борьбе мотивов этой девочки? В) Как можно охарактеризовать уровень нравственного воспитания гимназисток? Г) Вспомните сказки Г. X. Андерсена «Голый король» и «Дюймовочка» (эпизод, в котором Жук приводит Дюймовочку на танцы). В какой из них идет речь о внутреннем, а в какой - о внешнем конформизме?
3. Работа в группах. Дискуссия «Эффективность взаимосвязи пед. воспитания и пед. общения» (элементы тренинга)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|