Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценка профессиональной направленности личности учителя.




Инструкция: «В данном опроснике перечислены свойства, которые могут быть присущи Вам в большей или меньшей степени. При этом соответственно возможны два варианта ответов:

а) верно, описываемое свойство типично для моего поведения или присуще мне в большей степени.

б) неверно, описываемое свойство не типично для моего поведения или присуще мне в минимальной степени.

Прочитав утверждение и выбрав один из вариантов ответа, следует отметить его на листе, зачеркнув нужную букву».

1. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей.

2. Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.

3. Твердые знания по моему предмету могут существенно облегчить жизнь человека.

4. Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.

5. Я внимательно читаю каждую книгу, прежде чем вернуть ее в библиотеку.

6. Мой идеал рабочей обстановки – тихая комната с рабочим столом.

7. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.

8. Среди моих идеалов видное место занимают личности ученых, сделавших большой вклад в мой предмет.

9. Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.

10.Я всегда внимательно слежу, за тем, как я одет.

11.Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.

12. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.

13.Большинство моих друзей — люди, интересы которых имеют много общего с моей профессией.

14.Я подолгу анализирую свое поведение.

15.Дома я веду себя за столом так же, как в ресторане.

16.В компании я предоставляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.

17.Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.

18.Если у меня есть немного свободного времени, то я предпочитаю почитать что-нибудь по моей дисциплине.

19. Мне неудобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.

20.Иногда я люблю позлословить об отсутствующих,

21.Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.

22.Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.

23.Мне больше нравятся люди, хорошо знающие свою профессию, независимо от их личностных особенностей.

24.Я не могу быть равнодушным к проблемам других.

25.Я всегда охотно признаю свои ошибки.

26.Худшее наказание для меня – быть закрытым в одиночестве.

27.Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.

28. В школьные годы я пополнял свои знания, читая специальную литературу.

29. Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет себя обманывать.

30.У меня не возникает внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу.

31. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.

32. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.

33.Наука – это то, что больше всего интересует меня в жизни.

34.Окружающие считают мою семью интеллигентной.

35.Перед длительной поездкой я всегда тщательно продумываю, что с собой взять.

36. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.

37.Если есть выбор, то я предпочитаю организовать внеклассное мероприятие, чем рассказывать учеником что-нибудь по предмету.

38. Основная задача учителя – передать ученику знания по предмету.

39.Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.

40. Иногда меня раздражают люди, которые обращаются ко мне с вопросами.

41.Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть.

42.Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственной административно-хозяйственной деятельностью.

43.Я вряд ли расстроюсь, если придется провести свой отпуск, обучаясь на курсах повышения квалификации.

44.Моя любезность часто не нравится другим людям.

45.Были случаи, когда я завидовал удаче других.

46. Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.

47. Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.

48.Если бы мне удалось перенестись в будущее на короткое время, то я, в первую очередь, набрал бы книг по моему предмету.

49.Я проявляю большой интерес к судьбе других.

50.Я никогда с улыбкой не говорил неприятных вещей.

Бланк ответов

                   
                   
                   
                   
                   

Обработка

Для обработки результатов опроса необходимо использовать ключ ответов, который сравнивается с ответами испытуемого. Каждый ответ оценивается по двухбалльной шкале:

- ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл;

- ответ, не совпадающий с ключом, приравнивается к 0.

Каждый личностный параметр оценивается через суммирование оценок по группе вопросов. Суммарная оценка по фактору не превышает 10 баллов. Зона нормы находится в пределах 3 – 7 баллов.

Обработку результатов обычно начинают со шкалы мотивации одобрения, так как в том случае, если ответ выходит за рамки нормы по этому фактору, следует признать, что испытуемый стремился исказить результаты, я они не подлежат дальнейшей интерпретации.

Код опросника:

Общительность – 1б, 6б, 11б, 16б, 21а, 26a, 31a, 36a, 41a, 46a

Организованность – 2a, 7a, 12a, 17a, 22б, 276, 32б, 37a, 42a, 47a

Направленность на предмет – За, 8а, 13a, 18a, 23a, 28a, 33a, 38a, 43a, 48a

Интеллигентность – 4a, 9a, 14a, 19a, 24a, 29б, 34a, 39a, 44a, 49a

Мотивация одобрения – 5a, l0a, 15a, 20б, 25a, 30a, 35a, 40б, 45б, 50а

Каждое из направлений профессиональной направленности считается недостаточно развитым, если по данной шкале получено менее трех баллов, и ярко выраженным, при количестве баллов более семи. Для большей наглядности полученные результаты целесообразно выразить в виде круговой или столбцевой диаграммы. Выраженность одного фактора свидетельствует о мононаправленности личности учителя, а выраженность нескольких факторов может интерпретироваться как результат полинаправленности».

Структуру личности типа «Организатор» составляют такие качества, как требовательность, организованность, сильная воля, энергичность. Учитель-организатор, нередко являющийся лидером не только у ребят, но и всем педагогическом коллективе, преимущественно транслирует свои личностные особенности в ходе проведения различных внеклассных мероприятий, и поэтому результат его воздействий скорее всего обнаруживается в сфере делового сотрудничества, коллективной заинтересованности, дисциплины и т.д.

Структуру личности типа «Коммуникатор» составляют такие качества, как общительность, доброта, внешняя привлекательность, высокая нравственность. Сюда же могут быть отнесены эмоциональность и пластичность поведения, имеющие тесные связи с этими качествами. Учитель-коммуникатор, отличающийся экстравертированностью, низкой конфликтностью, доброжелательностью, способностью к эмпатии, любовью к детям, реализует свои воспитательные воздействия через поиск механизмов совместимости с учеником, через нахождение точек соприкосновения в личной жизни и, естественно, что данные воздействия окажут наибольшее изменение именно в этом «бытовом» поведении ученика.

Для «Предметника» характерны наблюдательность, профессиональная компетентность, стремление к творчеству. согласно имеющимся связям, велика вероятность существования и промежуточного типа «Предметник-организатор», сочетающего в себе характеристики обоих этих типов. Возможно, что его отличием от «Предметника» будет более жесткая направленность учащихся на предмет и организация их деятельности именно внутри предметных организаций. Это позволяет дифференцировать его от «чистого» «Организатора», основное направление деятельности которого находится в плоскости внеклассной работы. Для учителя-предметника, рационалиста, твердо уверенного в необходимости знаний и их значимости в жизни, более характерно воспитание ученика средствами изучаемого предмета, путем изменения его восприятия научной картины мира, привлечения к работе в кружке и т.д.

Тип «Интеллигент» характеризуется высоким интеллектом, общей культурой и высокой нравственностью. Последнее качество, по сути дела, выступает как связующее звено между этими типами. Это является подтверждением тому, что вполне возможно обнаружение промежуточного типа, условно «интеллигента-оптимиста», обладающего выраженностью качеств обоих типов. Учитель-интеллигент, или «просветитель», отличается принципиальностью, соблюдением моральных норм, реализует себя посредством высокоинтеллектуальной просветительской деятельности. Он несет ученикам нравственность, духовность, ощущение свободы.

2. Решение педагогических ситуаций:

1. Представьте, что вы — классный руководитель IV класса. На перемене случайно услышали беседу двух учеников, один из которых крайне отрицательно отзывался о вас. Что будете делать?

2. В IV классе пропала интересная книга. Вы заметили, как один из учащихся старался незаметно спрятать какую-то книгу в свой портфель. Потерпевший плачет. Все ему сочувствуют. Какова будет линия вашего поведения?

3. После большой перемены — ваш урок в VI классе. Ученики один за другим опаздывают, оправдываясь: «Звонка не слышал»; «Задержался в буфете»; «Бегал домой за забытой тетрадью» и т.п. Как вы поступите?

4. Вы ведете урок в V классе. Проводите опрос. Дети подсказывают. Делаете им замечания, но подсказки не прекращаются. Особенно усердствуете этом отношении один хорошо успевающий ученик. Что вы предпримете?

5. Вы идете на урок в VII класс. Вошли в класс и увидели всю измазанную мелом, исписанную доску. Просите дежурного приве­сти доску в порядок. Он отказывается, мотивируя тем, что «уже много раз вытирал с доски, а ребята снова пачкают». Вы настаи­ваете, дежурный категорически отказывается. Что будете делать?

6. Вы входите по звонку в V класс и видите двух дерущихся учеников. Они возбуждены до такой степени, что не замечают вас. Попытка одноклассников разнять их не приводит к успеху. Что будете делать?

7. Вы ведете на уроке опрос восьмиклассников. Вызвали уже 5 человек, и все один за одним отказываются отвечать. Отказываются даже те ученики, которые всегда отличались добросовестностью и прилежанием. Никаких объяснений не дают: «Не выучил» — и все. Что будете делать?

8. Слабый ученик отказывается решать задачу: «У меня все равно ничего не получится, я — не способный к математике. Я и пытать­ся не буду!» Какую линию поведения вы изберете?

9. Ученица на уроке объявляет, что ей очень не нравится поэзия В.В. Маяковского за грубость, пошлость, даже нецензурность отдельных слов и выражений. Как будете реагировать? (Вы — учи­тель литературы.)

10. Ученик задал вопрос в присутствии всего класса, на кото­рый вы не можете ответить. Как поступите?

11. Ученик, обидевшийся на учителя за плохую отметку, гово­рит вам: «У вас есть любимчики, вы им все прощаете, а меня не любите, я давно это заметил». Как будете реагировать?

12. Начало учебного года. Вы ведете урок в первом классе. Вдруг видите, как один из учеников, взяв уже собранный портфель, идет к двери. На ваш вопрос: «Ты куда направился?» — спокойно отвечает: «Я хочу домой. Здесь скучно». Что предпримете?

VI. Как студент(ка) педагогического вуза или как учитель (вос­питатель) исследуйте собственный культурно-психологический потенциал и с учетом результатов наметьте программу для са­мообразования и самосовершенствования.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 4

Тема: Потребностно-мотивационная сфера учителя и ее влияние на результаты педагогической деятельности.

Цель: изучить особенности потребностно-мотивационной сферы учителя, научиться их диагностировать.

Основные понятия:потребности, мотивы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Установки учителя и их влияние на эффективность взаимодействия с учащимися.

2. Мотивация пед. деятельности и ее диагностика.

 

Практическая часть:

Потребность в достижениях

В анкете:— 22 утверждения. Если вы согласны с утверждением - да: не согласны— нет. Ее тратьте времени, отвечайте быстро” на каждый вопрос. Не стремитесь произвести благоприятное впечатление. Плохих и хороших ответов здесь нет.

1. Думаю, что успех в жизни зависит скорее от случая, чем от расчета

2. Если я лишусь любимого занятая, жизнь потеряет, для меня смысл.

3. Для меня в каждом деле важнее его исполнение” а не конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем при взаимоотношениях с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живет далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7.Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

10. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Мои родители слишком строго контролировали меня.

13. Терпения во мне больше, чем способностей.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждают меня часто отказываться от своих намерений.

15. Душа, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я не усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистов, я писал бы скорее об оригинальных изобретениях, людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

 

Утверждения 2, 6, 7, 8. 14, 16, 13, 19, 21, 22 по одному баллу при ответе "да"

Утверждения 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20 по одному

баллу при ответе "нет".

Результаты сложить.

Низкий уровень - 2-30

Ниже среднего - 11-12

Средний 13-14

Выше среднего - 15-16

Высокий - 17-21

У женщины ПД достоверно выше.

Высокий ПД

настойчивость в достижении целей

неудовлетворенность достигнутым

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...