Анкета по оценке уровня школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова)
Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы. Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления: 1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят. 2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии. Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? Не очень, нравится, не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома? Чаще хочется остаться дома, бывает по-разному, иду с радостью. 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома? Не знаю, остался бы дома, пошел бы в школу. 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
Не нравится, бывает по-разному, нравится. 5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? Хотел бы, не хотел бы, не знаю. 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? Не знаю, не хотел бы, хотел бы. 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? Часто, редко, не рассказываю. 8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? Точно не знаю, хотел бы, не хотел бы. 9. У тебя в классе много друзей? Мало, много, нет друзей. 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Нравятся, не очень, не нравятся. Для возможности дифференцировки детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок: - ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла; - нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл; - ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов. 1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п. 2. 20—24 балла - хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации. 4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе. 5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка
ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ. 1. Предмет и задачи педагогической психологии. 2. Общая характеристика методов педагогической психологии. 3. Проблема обучения, воспитания и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития» и его теоретическое и практическое значение. 4. Психологические механизмы формирования личности в процессе воспитания. Воспитание как процесс формирования нравственных качеств личности. 5. Психологические механизмы формирования личности в процессе воспитания. Воспитание как общение.
6. Психологические основы работы с «трудными детьми». Педагогически запущенные дети. 7. Психологические основы работы с «трудными детьми». Дети с акцентуированным характером. 8. Психологические основы работы с «трудными детьми». Дезадаптированные дети. 9. Психологические основы работы с «трудными детьми». Неуспевающие дети. 10. Психологическая сущность и содержание традиционного обучения. 11. Деятельностная теория учения. 12. Сущность и психологические основы проблемного обучения. 13. Сущность и психологические основы программированного обучения. 14. Психолого – педагогические основы развивающего обучения. 15. Психологические аспекты компьютеризации обучения. 16. Педагогическая деятельность. Сущность и структура педагогической деятельности. 17. Мотивация педагогической деятельности. 18. Цели педагогической деятельности. 19. Педагогические умения в структуре педагогической деятельности. 20. Педагогической общение. Функции и структура педагогического общения. 21. Педагогические способности. 22. Профессиональная компетентность педагога. 23. Психолого–педагогические основы формирования знаний в традиционном обучении. 24. Профессионально значимые качества личности педагога, работающего с детьми разных возрастов. 25. Концепции педагогического процесса и их психологические основания. 26. Конфликты в педагогической деятельности. 27. Ассоциативно – рефлекторная теория (модель) учения. 28. Стили педагогического общения. 29. Психологические основы работы с трудными детьми. Одаренные дети. 30. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и общения. 31. Обученность и обучаемость как категории педагогической психологии. 32. Понятие о психологии воспитания и его задачи. 33. Воспитанность и воспитуемость как категории педагогической психологии. 34. Психологические требования к организации самостоятельной работы учащихся. 35. Технологии развивающего обучения: управление формированием учебной деятельности в исследованиях В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина. 36. Технологии развивающего обучения: теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина. 37. Теория развивающего обучения: дидактическая система Л.В. Занкова. 38. Методы обучения, их классификация. 39. Урок, его типология и структура. Психологические требования к современному уроку. 40. Мотивы учебной деятельности и их характеристика.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|