Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анкета по оценке уровня школьной мотивации (автор Н.Г. Лусканова)




Цель: оценка уровня развития учебной мотивации учащихся начальной школы.

Ход исследования: данная, анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъяв­ления:

1. Вопросы читаются педагогом вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые им подходят.

2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить все подходящие ответы. Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ори­ентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы детей на вопросы анкеты, но такой способ анкетирования затруднен в I классе, так как дети еще плохо читают.

Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение — положительной динамики в обучении и развитии.

Вопросы анкеты

1. Тебе нравится в школе или не очень? Не очень,

нравится, не нравится.

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

Чаще хочется остаться дома,

бывает по-разному,

иду с радостью.

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?

Не знаю,

остался бы дома,

пошел бы в школу.

4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?

Не нравится,

бывает по-разному,

нравится.

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

Хотел бы,

не хотел бы,

не знаю.

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

Не знаю,

не хотел бы,

хотел бы.

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

Часто,

редко,

не рассказываю.

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

Точно не знаю,

хотел бы,

не хотел бы.

9. У тебя в классе много друзей?

Мало,

много,

нет друзей.

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся,

не очень,

не нравятся.

Для возможности дифференцировки детей по уровню школь­ной мотивации была разработана система балльных оценок:

- ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;

- нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;

- ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.

1. 25-30 баллов (максимально высокий уровень) - высокий уро­вень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно пережи­вают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.

2. 20—24 балла - хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации яв­ляется средней нормой.

3. 15—19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10—14 баллов — низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка

 

ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Предмет и задачи педагогической психологии.

2. Общая характеристика методов педагогической психологии.

3. Проблема обучения, воспитания и развития в работах Л.С. Выготского. Понятие «зоны ближайшего развития» и его теоретическое и практическое значение.

4. Психологические механизмы формирования личности в процессе воспитания. Воспитание как процесс формирования нравственных качеств личности.

5. Психологические механизмы формирования личности в процессе воспитания. Воспитание как общение.

6. Психологические основы работы с «трудными детьми». Педагогически запущенные дети.

7. Психологические основы работы с «трудными детьми». Дети с акцентуированным характером.

8. Психологические основы работы с «трудными детьми». Дезадаптированные дети.

9. Психологические основы работы с «трудными детьми». Неуспевающие дети.

10. Психологическая сущность и содержание традиционного обучения.

11. Деятельностная теория учения.

12. Сущность и психологические основы проблемного обучения.

13. Сущность и психологические основы программированного обучения.

14. Психолого – педагогические основы развивающего обучения.

15. Психологические аспекты компьютеризации обучения.

16. Педагогическая деятельность. Сущность и структура педагогической деятельности.

17. Мотивация педагогической деятельности.

18. Цели педагогической деятельности.

19. Педагогические умения в структуре педагогической деятельности.

20. Педагогической общение. Функции и структура педагогического общения.

21. Педагогические способности.

22. Профессиональная компетентность педагога.

23. Психолого–педагогические основы формирования знаний в традиционном обучении.

24. Профессионально значимые качества личности педагога, работающего с детьми разных возрастов.

25. Концепции педагогического процесса и их психологические основания.

26. Конфликты в педагогической деятельности.

27. Ассоциативно – рефлекторная теория (модель) учения.

28. Стили педагогического общения.

29. Психологические основы работы с трудными детьми. Одаренные дети.

30. Индивидуальный стиль педагогической деятельности и общения.

31. Обученность и обучаемость как категории педагогической психологии.

32. Понятие о психологии воспитания и его задачи.

33. Воспитанность и воспитуемость как категории педагогической психологии.

34. Психологические требования к организации самостоятельной работы учащихся.

35. Технологии развивающего обучения: управление формированием учебной деятельности в исследованиях В.В. Давыдова, Д.В. Эльконина.

36. Технологии развивающего обучения: теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П.Я. Гальперина.

37. Теория развивающего обучения: дидактическая система Л.В. Занкова.

38. Методы обучения, их классификация.

39. Урок, его типология и структура. Психологические требования к современному уроку.

40. Мотивы учебной деятельности и их характеристика.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...