Моделирование диалогов воспитательного воздействия.
Учитель ставит двойку отличнице, которая отказалась отвечать на уроке из солидарности с остальными учениками класса. Возмущенный отец (мать0 приходит в школу и требует разъяснений у учителя. Смоделируйте диалоги в системах: «учитель – отец(мать)»; «учитель - ученица». 3. Составить конспект и дать критический анализ: Маркова А К Воспитанность и воспитуемость школьников/ Маркова А.К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993, с. 67-75. Бодина Е. Педагогическое воздействие ученика на учителя// Воспитание школьников. 2002. № 1. С. 9 - 14 Давыдов В.В. Психологические вопросы корригирования поведения «трудных детей». В учебн. Возрастная и педагогическая психология/ В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова и др./ под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение,1979, с.243 - 247 Недосека О. Характеристика способов взаимодействия// Дошкольное воспитание. 2009. № 4. С. 34 – 36 Горностаев П. Проблемы воспитания в педагогической системе Л.В. Занкова// Воспитание школьников. 2002. № 3. С. 54 – 58
СЕМИНАР № 3. Тема: Учитель как субъект педагогической деятельности. Цель: рассмотреть и проанализировать психологические особенности личности учителя. Основные понятия: педагогическая направленность, педагогические способности, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание. Вопросы для обсуждения: 1. Структура профессионально значимых качеств личности педагога (по Н.В.Кузьминой): ¾ характеристика направленности личности педагога ¾ педагогические способности учителя ¾ профессиональная компетентность педагога 2. Характеристика личности педагога: - профессиональное педагогическое самосознание - креативность как творческий потенциал педагога
3. Профессионально значимые качества личности педагога работающего с детьми разного возраста Задание на СРС: 1. Написать мини-сочинение «Современный учитель - это...» 2. Анализ природы синдрома «сгорания» педагога Познакомьтесь со следующим материалом и выделите факторы, играющие существенную роль в возникновении данного синдрома. В чем, с вашей точки зрения, может заключаться профессиональная психологическая помощь педагогу при эмоциональных проблемах? Синдром сгорания Синдром выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способности видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке по отношению к работе и жизни в целом. Можно выделить наиболее часто встречающиеся причины «синдрома сгорания»: - напряженность и конфликты в профессиональном окружении, недостаточная поддержка со стороны коллег; - нехватка условий для самовыражения, экспериментирования и новаций; - однообразие и неумение творчески подойти к выполняемой работе; - вкладывание в работу больших личностных ресурсов при недостаточном признании и отсутствии положительной оценки; - работа без перспективы невозможности выстроить профессиональную карьеру; - немотивированность учащихся, результаты работы с которыми «невидимы»; - неразрешенные личностные конфликты. 3. Ознакомится с понятием «педагогическая направленность» и раскрыть его содержание на занятии Иерархическая структура педагогической направленности учителя может быть представлена следующим образом: 1) направленность на ребенка (и других людей), связанная с заботой, интересом, любовью, содействием развитию его личности и максимальной самоактуализации его индивидуальности; 2) направленность на себя, связанная с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в сфере педагогического труда;
3) направленность на предметную сторону профессии учителя (содержание учебного предмета). Литература: 1. Крысько В.Г. Психология. Курс лекций: Учебное пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2013 – 251 с. 2. Мандель Б.Р. Педагогическая психология: учебное пособие. – М.: КУРС: ИНФА – М, 2013 – 368 с. 3. Островский Э.В. Основы психологии: Учеб. Пособие. – М.: Вузовский учебник: ИНФА – М, 2012 – 268 с. 4. Парфенов В.Н. Психология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2013 – 480 с. 5. Рапохин Н.П. Прикладная психология: учебное пособие /Н.П.Рапохин. – М.: Форум: ИНФА – М, 2013 – 432 с. 6. Столяренко Л.Д. Психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2013. – 592 с. 7. Кравченко А.К. Психология и педагогика: Учебник. – М.: ИНФА – М, 2013. – 400 с.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1. Тема: Педагогическое общение и конфликты в пед. взаимодействии. Цель: рассмотреть психологические особенности понятия «педагогическое общение» и конфликты в пед. взаимодействии; ознакомиться с методикой изучения компетентности в общении, с тестовой картой коммуникативной деятельности, выявить модель педагогического общения (пользуясь методикой И. М. Юсупова), оценить самоконтроль в общении и коммуникативные умения, а также познакомиться с психогимнастическими упражнениями, направленными на развитие навыков педагогического общения Основные понятия: общение, педагогическое общение, стили педагогического общения, коммуникативность, вербальная и невербальная коммуникация, конфликт, педагогический конфликт, педагогическая ситуация Вопросы дляобсуждения: 1. Основные области затруднений в педагогическом взаимодействии 2. Типы конфликтов в педагогической деятельности и их разрешения ЛИТЕРАТУРА: 1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. -М, 1987. 2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. -М, 1989. 3. Котова И. Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. - Ростов-на-Дону, 1997. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|