Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя критика. Внутренняя критика. Всеобщая история/Всемирная история. Вспомогательные исторические дисциплины. Габитус




в

Внешняя критика

Если следовать критическому методу (имеющему целью установить истину и подлинность), которого придерживались историки второй половины XIX в., то под внешней критикой подразумеваются процедуры материального и формального анализа документа: исследование его происхождения (установление источников, которые использовал автор), носителей, почерка, различных идентифицирующих признаков, например печатей и т. д.

Внутренняя критика

Внутренняя критика как часть критического метода представляет собой анализ содержания документа путем сравнения его с другими источниками (при этом необходимо быть уверенным, что содержание его верно понято). Эта работа имеет целью определить подлинность, достоверность и значение источника: «Распознать, что именно в документе является правдой» (Langlois Ch. -V., Seignobos Ch. Introduction aux etudes historiques. P., 1898). Внутренняя критика помогает выяснить, что автор хотел сказать, каковы были его намерения и, как писали Ш. -В. Ланглуа и Ш. Сеньобос, «были ли основания верить в то, во что он верил».


Всеобщая история/Всемирная история

Жанр всемирной хроники возник в Средние века под влиянием хроники Евсевия Кесарийского (ок. 260/264 - ок. 339/340), переведенной на латинский язык Иеронимом (ок. 347-419/420); в ней история людей вписана в христианскую временную перспективу спасения и разворачивается от сотворения мира до его конца, хотя в последней части труда хронист излагал лишь историю своей страны. Всеобщая история «более или менее явно проникнута эсхатологическими настроениями, она изображает человеческое общество на пути к осуществлению божественного промысла и концу времен как горизонту исторического развития» (Bourgain P. Histoire universelle // Dictionnaire du Moyen Age. P.: PUF, 2002). С первых веков христианства возникли периодизации всеобщей истории, в которых пришествие Христа являлось началом новой и последней эры. Святой Августин выделял шесть веков (от Адама до Потопа, от Потопа до Авраама, от Авраама до начала царствования Давида, от начала царствования Давида до Вавилонского плена, от Вавилонского плена до Боговоплощения, от Воплощения Христа до конца времен), и его периодизация получила широкое признание в Средние века. В раннее Новое время историки, например Ланселот де Ла Поплиньер (1541-1608), стремившийся приблизиться к «совершенству истории», ставили перед


собой задачу написать всеобщую историю, которая охватывала бы цивилизацию во всех ее измерениях. Эта цель в том или ином виде сохранялась и в последующие века. Зачастую термин «всеобщая история» (histoire universelle) подразумевал размышления о «законах истории», как это было, например, у Боссюэ или в совсем ином виде у Канта и Маркса; последние пользовались также термином «всемирная история» (histoire mondiale), распространившимся в XVIII в. (см.: Koselleck R. L'Experience de l'histoire. P., 1997) и менее связанным с теологической перспективой. Как подчеркивал Поль Рикёр (Ricoeur P. La memoire, l'histoire, l'oubli. P., 2000), идея всемирной истории является одновременно «регулирующей», нацеленной на объединение знаний и «определяющей, созидательной» (сама история является всемирной, она есть «самопроизводящее становление»).

С развитием методической («позитивистской») историографии наступило время специализации и проект всеобщей/всемирной истории стал подвергаться критике, а затем поворот историков к исследованиям на более низовом уровне вообще отодвинул его на второй план, хотя сейчас дискуссии вокруг «истории в глобальном масштабе» и ведутся, но уже с новых позиций.

Глобальная история/Тотальная история, Масштаб, Теории истории


Вспомогательные исторические дисциплины

Вспомогательные исторические дисциплины - это специализированные отрасли знания, которые помогают историку в его исследованиях. Мы не можем дать их канонический перечень, да это и не имело бы смысла; обычно к их числу относят палеографию, кодикологию (изучение рукописных книг), дипломатику, нумизматику, сфрагистику и геральдику (см. соответствующие статьи). Но ничто не запрещает рассматривать в этом ряду, например, историческую информатику. Каждая из названных дисциплин имеет свой предмет и методы, и в этом смысле употребление прилагательного «вспомогательные» может показаться проявлением «империализма» со стороны истории. «Вспомогательные» исторические дисциплины устанавливают правила анализа своих объектов и использования их в качестве источников, выявляют в них закономерности, в частности путем сравнения или выстраивания рядов.

Датировка, Дендрохронология, Просопография


г

Габитус

Это понятие, заимствованное из социологии Пьера Бурдьё, обозначает усвоение индивидом норм, выработанных социальной группой, к которой он принадлежит. Габитус индивида проявляется в так называемых «естественных» диспозициях - позах, манере говорить, стиле жизни, политических, моральных и эстетических суждениях, являющихся в действительности социально обусловленными. С этой точки зрения наши суждения и вкусы формируются нашим положением в социальном пространстве. Хотя и не существует механического детерминизма между социальными структурами и личными вкусами, понятие габитуса позволяет тем не менее выявить здесь определенные закономерности.

Поле, Процесс цивилизации, Символическое насилие

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...