Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анахронизм. Анналы (средневековые). Археология




Анахронизм

С точки зрения одного из отцов-основателей журнала «Анналы» Люсьена Февра, анахронизм -это «смертный грех для историка». По его мнению, нет ничего предосудительнее, чем приписывать обществу прошлого современные ценности и рассказывать о самом себе вместо того, чтобы заставить говорить людей другой эпохи. Чтобы не уступить соблазну анахронизма со свойственным ему убеждением в неизменности человеческих чувств и не приписывать, таким образом, прошлому того, что принадлежит настоящему, историк должен осознавать культурную дистанцию, отделяющую его от людей прошедших эпох. Следовательно, ему необходимо, прежде всего, отстраниться от привычных условий существования и, погрузившись в изучаемую эпоху, постараться понять верования, представления о мире, научные знания и способы чувствовать, свойственные людям прошлого. Если историк действительно хочет понять другого и попытаться приблизить далекое, ему надо ощущать инаковость, обладать воображением и быть спо-


собным к сопереживанию. Убежденный сторонник понимающей истории Анри-Ирене Марру ставил вопрос следующим образом: «Как можно понимать, не обладая способностью становиться сопричастным другому, переживать его страсти и передумывать его мысли в том же виде, что и он?.. »

♦        Психоистория

Анналы (средневековые)

Сочинения, представляющие собой краткие записи событий год за годом. Анналы были особенно распространены в каролингскую эпоху.

♦   Хроника

Археология

Археология представляет собой изучение неписьменных следов и остатков человеческого прошлого. Особенность ее в том, что она одновременно является и исторической, и естественнонаучной дисциплиной. Орудия труда, оружие, украшения, могильники, жилище и любые другие следы человеческой деятельности помогают археологам углубить наши знания и понимание древних обществ. Археология постепенно отделилась от практики коллекционирования и примерно сто лет назад стала частью исторической науки. Археология изучает преимущественно доисторическую эпоху и Античность, но есть также археологи, занимающиеся Средневековьем и Новым временем. Концепции


и исследовательские практики археологии так же разнообразны, как и изучаемые ею периоды истории. Разнообразие методов сбора и использования данных (датировка, проведение раскопок и т. д. ) велико и зависит как от самих исследователей, так и от изучаемой ими проблематики и местности. К тому же археология подразделяется на несколько направлений (подводная археология, промышленная археология, этноархеология, когнитивная археология и т. д. ) со свойственными им специфическими подходами и методами исследования, и каждое из этих направлений развивается в своем ритме, в зависимости от собственных научных целей. Наконец, к сказанному следует добавить национальную специфику и все, что с ней связано: например типологическую традицию, сложившуюся в Германии, и антропологическую традицию в Англии, - а эта специфика зависит в том числе и от особенностей местного законодательства, касающегося земляных работ и археологических находок. Таким образом, единственным общим для всех археологов знаменателем является то, что все они изучают остатки прошлого, извлекая свои «архивы» из недр земли и подвергая их научному исследованию (Demoule J. -P. et al. Guide des methodes de l'archeologie. P., 2003). Причем в некоторых областях истории существенное продвижение вперед достигается именно благодаря археологии. Особенно это заметно на примере изучения общества и экономики Средневековья.


Сейчас даже принято говорить об «археологии феодализма». Совершенно очевидно, что раскопки доменов, археологическое исследование населения и окружающей среды каролингского времени вносят большой вклад в изучение экономического развития в VIII—IX вв. (см.: Toubert P. L'Europe dans sa premiere croissance. P., 2004).

Термин «археология» связан также с научным методом и с первым периодом развития философии Мишеля Фуко. В противовес традиционной концепции истории знания, предложенная им археология имела целью выявить за разнообразием идей и знаний определенной эпохи «те эпистемологические основания, которые делают их возможными», «взаимосвязь, пусть неявную, но тем не менее представляющую собой условие и организующий принцип данной культуры» (Мишель де Серто). Понятие «эпистемы», т. е. «совокупности поддающихся обнаружению для каждой данной эпохи соотношений между науками, анализируемыми на уровне дискурсивных закономерностей» (Foucault M. L'Archeologie du savoir. P., 1969), обозначает, таким образом, фундамент, на котором строятся все высказывания (научные, медицинские, эрудитские и т. д. ). В книге «Слова и вещи» (1966) М. Фуко разработал археологию гуманитарных наук, полагая, что «такой анализ не есть история идей или наук; это, скорее, исследование, цель которого - выяснить, исходя из чего стали возможными познания и тео-


рии, в соответствии с каким пространством порядка конструировалось знание; на основе какого исторического a priori [... ] идеи могли появиться, науки - сложиться, опыт [... ] сформироваться, а затем, возможно, вскоре распасться и исчезнуть» (Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994. С. 34). Проследив процесс, который привел западную мысль классической эпохи к формированию гуманитарных наук через расцвет в XIX в. трех моделей - биологии, экономики и филологии, послуживших основами для психологии, социологии и лингвистики, философ и историк Фуко рассказал историю недавнего превращения человека в объект познания. В конце своей книги он сообщил внимательному читателю волнующую весть о возможной скорой смерти этого персонажа: «Тогда - можно поручиться - человек исчезнет, как исчезает лицо, начертанное на прибрежном песке» (Там же. С. 404). Таким предстает возможный горизонт ожидания, согласно М. Фуко, для которого «эпистема» эпохи может внезапно разрушиться, исчезнуть и уступить место новому соединению слов и вещей, новой, совершенно иной основополагающей эпистемической конфигурации. М. Фуко, философ дисконтинуитетов и разрывов, решительно отказывался устанавливать иллюзорную преемственность при переходе от одной «эпи-стемы» к другой; он воспринимал этот переход как разрушение старого порядка и зарождение порядка, абсолютно чуждого предыдущему.


Столь необычные идеи произвели сильное впечатление на сообщество историков. Но историки оказались более восприимчивыми к философии Фуко второго периода, когда в начале 1970-х гг. он отказался от термина «археология» в пользу «генеалогии». Тем не менее археология в том смысле, какой вкладывал в это слово Фуко, в корне изменила историю науки, заставив по-новому взглянуть на понятия «истина» и «ошибка», и, что еще более важно, в те годы, когда внимание историков было приковано к процессам большой длительности, преемственности и постоянству, она пробудила у таких авторов, как Роже Шартье и Франсуа Артог, интерес к разрывам преемственности, переходам и скачкам.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...