Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Оценочное суждение. Палеография. Память




Оценочное суждение

Считается, как правило, что историк не должен судить и оценивать предмет своего исследования. И действительно, не следует смешивать мораль и историю. Историку ничего не дает позитивная или негативная оценка мотивов и поступков изучаемых им субъектов. Если, несмотря ни на что, подобные суждения все же появляются, они выглядят комичными, тем более что высказывать их очень легко ввиду временной дистанции. Более того, давая свою оценку, историку легко впасть в анахронизм, так как ценности сами по себе историчны. Вместе с тем историк и его труд неизбежно существуют во времени и более или менее явно зависят от его социального положения и личных взглядов. Некоторые историки считают нужным, чтобы ввести читателя в курс дела, рассказать о себе во введении и ясно обозначить свое отношение к объекту исследования, но тем самым не освобождая себя от стремления к объективности.

Анахронизм, Деонтология, Объективность, Ре
лятивизм


п

Палеография

Это наука о дешифровке и чтении старинных почерков, основы которой заложил маврист Ж. Ма-бильон (1632-1707). В силу специфики почерков Средневековья и раннего Нового времени требуются определенные навыки, чтобы правильно их читать и понимать условные знаки и аббревиатуры. Палеография также изучает хронологию и историю почерков, что помогает при датировке документов.

Диплом/Дипломатика

Память

Зачастую противопоставляют память и историю. Память в этом смысле рассматривается как субъективно искаженное и зависящее от взглядов ее носителей присутствие прошлого в том или ином виде в обществе, в представлениях социальных групп и индивидов. История, напротив, представляет собой развитие событий, описанное историками в соответствии с научными критериями. Характеризуя память социальных групп, Жерар Нуарьель пишет: «Хотя их память чаще передает более глубокую и насыщенную (потому что более жизненную) правду, чем правда историка, она в то же время обычно является выборочной, неполной и пристрастной». Но это различие проблематично,


так как сам историк по отношению к памяти небеспристрастен, являясь или сам заинтересованным лицом, или свидетелем, симпатизирующим какой-либо из сторон.

Конечно, следует различать виды памяти. Индивидуальная память выходит далеко за рамки истории и относится к области неврологии, тогда как групповая память, т. е. конструирование групповой идентичности на основе обычаев и воспоминаний прошлого, все чаще и чаще становится полем исторических исследований. Социолог Морис Хальбвакс (1877-1945) посвятил часть своей работы изучению «коллективной памяти», подчеркивая социальный характер индивидуальной памяти и воспоминаний и их связь с настоящими интересами и целями.

Следы событий и память о них стали в настоящее время самостоятельным предметом исторических исследований. Примером может служить изучение того, как на протяжении почти ста лет, вплоть до наших дней жила память о солдатах, расстрелянных в 1914-1918 гг.; исследовались различные проявления этой памяти (правовые документы, художественная литература, памятные годовщины и др. ), ее интенсивность и цели, которые преследовало обращение к прошлому (это могла быть защита ветеранами своих боевых товарищей, критика милитаризма со стороны левых, забота о «жертвах» истории и т. д. ). Выяснилось, что образ расстре-


лянного сохранялся в памяти постоянно со времен Первой мировой войны, видоизменяясь при этом в разных социальных группах и в зависимости от исторической обстановки \Offenstadt N. Les Fusil-les de la Grande Guerre et la memoire collective. P., 2002 (1999)]. В современных западных обществах, где горизонт ожидания затуманен и организующее влияние коллективных политических проектов ослабло, значение памяти настолько возросло, что, по мнению ряда авторов, появилась новая болезнь - «коммеморит» (так Франсуа Досс назвал страсть к увековечиванию памяти всего и вся). Пьер Нора, объединив усилия сотни историков в крупном коллективном труде (Les Lieux de memoire. P., 1984-1992), попытался собрать и описать французские «места памяти» в широком и символическом смысле этого слова (речь шла о памятниках; исторических деятелях национального масштаба, таких как историк Лависс или Жанна д'Арк; классических литературных произведениях, например «Путешествие двух детей по Франции», и т. д. ). Недавно появилось подобное немецкое издание (Deutsche Erinnerungsorte. Miinchen, 2001). Издание под редакцией Пьера Нора критиковали за телеологический характер, иначе говоря, за содержащуюся в нем более или менее явную поддержку некоего национального мифа (Englund S. De l'usage de la Nation par les historiens, et reciproquement; L'histoire des ages recents. «Les France» de P. Nora //


Politix. 1994. N 26). И в самом деле, распространенное понятие «долг памяти» не может не вызывать сомнений, так как содержит в себе идею однозначного прочтения прошлого, близкого к официальной памяти и противостоящего гибкому и разнообразному восприятию того же самого прошлого. Наряду с ним употребляется более нейтральное и подразумевающее некий процесс понятие «работа памяти».

Устная история (и ее источники)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...